15 июня 2020 г. |
Дело N А43-40420/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.06.2020.
Полный текст постановления изготовлен 15.06.2020.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Захаровой Т.А., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.03.2020 по делу N А43-40420/2019,
принятое по заявлению Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "Промкомплекс" (ОГРН 1095249003706, ИНН 5249102190) о взыскании 25 926 руб. 59 коп.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственным учреждением - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Учреждение) в отношении общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "Промкомплекс" (далее - Общество, страхователь) проведена выездная проверка по вопросу полноты и достоверности сведений, влияющих на право получения застрахованными лицами страхового обеспечения и исчисление размера соответствующего вида страхового обеспечения, за период с 01.01.2016 по 31.12.2018.
В ходе проведения установлено, что Обществом представлены недостоверные сведения для назначения и выплаты:
- пособия по временной нетрудоспособности застрахованным лицам Ермолаеву А.А., Ложкиной М.В., Левшановой А.М., Яшенкову Е.В., Горюхину С.В., пособия по беременности и родам застрахованному лицу Ложкиной М.В. - относительно количества календарных дней нетрудоспособности, подлежащих оплате;
- пособия по беременности и родам застрахованному лицу Глаголевой М.А., на момент наступления страхового случая работавшей на условиях неполного рабочего времени, - при оформлении листка нетрудоспособности в строке "Условия исчисления" не указан размер ставки 0,5; при этом размер заработка указанного лица, исходя из которого необходимо исчислять пособие, был ниже минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ).
По результатам проверки составлен акт от 01.02.2019 N 23/ПДС и принято решение от 11.03.2019 N 20/ПДС, которым Обществу предложено в добровольном порядке возместить расходы, излишне понесенные Учреждением в связи с недостоверностью представленных страхователем сведений, в сумме 25 926 руб. 59 коп. (в том числе по Глаголевой М.А. - 17 260 руб. 60 коп.).
Поскольку в добровольном порядке Общество не уплатило указанную сумму, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Общества 25 926 руб. 59 коп.
Решением от 02.03.2020 Арбитражный суд Нижегородской области частично удовлетворил заявленные Учреждением требования и взыскал в пользу Учреждения 8665 руб. 99 коп. излишне понесенных расходов, а в доход федерального бюджета 668 руб. государственной пошлины. В удовлетворении остальной части требований Учреждению отказано.
Учреждение обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель жалобы настаивает на том, что страхователь выплачивал заработную плату и, соответственно, начислял страховые взносы на 0,5 ставки, тогда, как данные для расчета пособия предоставлены из расчета 1,0 ставки, что противоречит пункту 15 (2) Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение N 375) и пункту 1.1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ).
Учреждение заявило ходатайство об отложении судебного заседания.
Первый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев заявленное ходатайство, отказал в его удовлетворении.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020, вопрос о необходимости отложения разбирательства дела, приостановлении производства по делу, продлении срока рассмотрения дела должен решаться судом, арбитражным судом, в производстве которого находится дело, самостоятельно применительно к каждому конкретному делу с учетом необходимости соблюдения сроков рассмотрения дела судом соответствующей инстанции и разумного срока судопроизводства (статья 61 ГПК РФ, статья 61 АПК РФ, статья 10 КАС РФ, статья 61 УПК РФ).
На дату судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы по настоящему делу Первый арбитражный апелляционный суд осуществляет деятельность в штатном режиме.
Учреждение доказательств невозможности участия его представителя в процессе ввиду полного запрета на оставление места проживания (пребывания) не представило, ходатайства об участии в заседании суда апелляционной инстанции посредством систем видеоконференц-связи не заявляло.
Уважительные причины, свидетельствующие об объективной невозможности рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, Учреждение не изложило в ходатайстве.
Общество отзыв на апелляционную жалобу в суд не представило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - Положение N 294).
К таким субъектам Российской Федерации относится, в частности, Нижегородская область.
В соответствии с пунктом 2 Положения N 294 при наступлении страхового случая застрахованное лицо обращается к страхователю по месту своей работы с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с действующим законодательством.
В силу пункта 3 Положения N 294 страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом заявления и вышеуказанных документов представляет в территориальный орган Учреждения по месту регистрации поступившие к нему заявление и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, а также опись представленных заявления и документов, составленную по утвержденной форме.
В соответствии с пунктом 4 Положения N 294 страхователи, указанные в пункте 10 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", представляют в те же сроки в территориальный орган Учреждения по месту регистрации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, в электронном виде по форматам, установленным для представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (реестр сведений).
Согласно пункту 8 Положения после получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий.
В соответствии с пунктом 9 Положения выплата пособий застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Учреждения путем перечисления пособия на банковский счет, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
Пунктом 16 Положения N 294 предоставлено, что за непредставление документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или его размер, страхователь несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1.2 Федерального закона от N 255-ФЗ обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Таким образом, целевым назначением пособия является возмещение застрахованному лицу утраченного заработка в связи с наступлением страхового случая.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 3 Федерального N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности не назначается застрахованному лицу за период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно статье 124 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в случае временной нетрудоспособности работника.
Как установлено судом по материалам дела, в ходе выездной проверки при исследовании расчетных ведомостей, приказа от 03.05.2018 N 17 о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска Ложкиной М.В., Ермолаеву А.А., Ложкиной М.В., Левшановой А.М., Яшенкову Е.В., Горюхину С.В. заработная плата, а также отпускные Ложкиной М.В., за проверяемый период была начислена и выплачена в полном объеме, то есть утраты заработка не произошло.
С учетом изложенного суд первой инстанции верно признал, что Общество представило Учреждению недостоверные сведения для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам перечисленным застрахованным лицам, что привело к излишней выплате последним суммы пособия и, соответственно, к излишним расходам территориального органа Учреждения.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 данного Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия.
В силу части 1.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 данной статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.
Пунктом 11 (1) Положения N 375 предусмотрено, что в случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11 Положения N 375, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Согласно пункту 15 Положения N 375 во всех случаях для исчисления пособий используется средний дневной заработок, за исключением исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с пунктом 23 Положения N 375.
В пунктах 15 (1) - 15 (3) Положения N 375 установлен порядок определения среднего дневного заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
В соответствии с пунктом 15 (3) Положения N 375 в случаях, указанных в пункте 11 (1) Положения N 375, для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний дневной заработок определяется путем деления минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза, на 730.
Согласно пункту 16 Положения N 375 в случае установления застрахованному лицу неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня) средний дневной заработок определяется в том же порядке, который предусмотрен пунктами 15 (1) - 15 (3) Положения N 375.
Таким образом, в случае если застрахованному лицу установлен режим неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний дневной заработок определяется в таком же порядке, как и в случае, когда работнику установлен нормальный режим рабочего времени и работник работает полный рабочий день.
Судом первой инстанции установлено, что на момент наступления страхового случая Глаголева М.А. работала на условиях неполного рабочего времени и ее заработок, исходя из которого необходимо исчислять пособие, был ниже МРОТ. В этой связи, руководствуясь вышеприведенными нормами права, расчет пособия по беременности и родам, произведенный Обществом из среднего заработка, равного МРОТ, без учета продолжительности рабочего времени, суд первой инстанции обоснованно правильно признал правомерным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что расчет пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам должен производиться пропорционально продолжительности рабочего времени работника, с учетом того, что на момент наступления временной нетрудоспособности спорное лицо работало на условиях неполного рабочего дня, подлежат отклонению.
В рассматриваемом случае средний заработок работника был ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, поэтому в силу прямого указания части 1.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ и пункта 11 (1) Положения N 375, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Учреждения.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Учреждение от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.03.2020 по делу N А43-40420/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-40420/2019
Истец: ГУ Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Ответчик: ООО производственно-коммерческая фирма Промкомплекс