г. Санкт-Петербург |
|
18 июня 2020 г. |
Дело N А56-125467/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Цаерегородцеваым Е.А.
при участии:
от истца (заявителя): Нефедова С.И. по доверенности от 07.05.2020
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11790/2020) ГУ-САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМУ РЕГИОНАЛЬНОМУ ОТДЕЛЕНИЮ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.03.2020 по делу N А56-125467/2019 (судья Гуляев С.Б.), принятое
по заявлению АО "АКЦИОНЕРНЫЙ БАНК "РОССИЯ"
к ГУ-САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМУ РЕГИОНАЛЬНОМУ ОТДЕЛЕНИЮ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Акционерный Банк "Россия" (далее - Банк) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений Филиала N 4 Государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд)
от 30.09.2019 N 149 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенных Обществом в сумме на 28 361,60 руб.;
от 30.09.2019 N 220 о привлечении Общества к ответственности за неуплату (неполную уплату) сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов;
от 30.09.2019 N 165 об отказе в привлечении Общества к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах в части требования об уплате недоимки в сумме 822,49 руб. и начисленных пени в размере 41,42 руб.
Решением суда первой инстанции от 22.05.2020 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить и отказать Банку в удовлетворении требований.
В судебном заседании представитель Банка с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Фондом в отношении Банка проведена выездная проверка по вопросам, в том числе, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд, а также правомерность произведённых расходов на выплату страхового обеспечения страхователем за период с 01.01.2016 по 31.12.2016.
В ходе проверки установлено нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закона N 255-ФЗ) при назначении и выплате Банком пособия по беременности и родам - пособия при многоплодной беременности, оплаченного на срок более 194 дней, на основании листка нетрудоспособности N 208 428 517 254, выданного в продолжение ранее выданного листка нетрудоспособности N 198 320 018 370, на 16 дней в отношении получателя пособия по беременности и родам Кондратенко О.В. на сумму 28 361,60 рублей. Указанное обстоятельство явилось основанием для вывода о занижении Банком базы для начисления страховых взносов на сумму не принятых к зачету расходов в размере 28 361,60 рублей.
По результатам проверки Фондом составлены акты от 04.09.2019 N 187-Р, N 187 и N 831. На акты проверки представлены возражения.
По итогам рассмотрения материалов проверки Фондом 30.09.2019 вынесены решения:
N 149 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 28361,60 рублей, согласно которого Банку было предложено произвести корректировку суммы расходов путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в бухгалтерском учете, а также доплатить страховые взносы в сумме 28361,60 рублей;
N 165 об отказе в привлечении Банка к ответственности за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по статьям 40,46,47,48 Закона N212-ФЗ, доначислении недоимки по страховым взносам в сумме 822,49 рубля и пеней в сумме 41,42 рубль;
N 220 о привлечении Банка к ответственности по пункту 2 статьи 26.28 Закона N125-ФЗ в виде штрафа в размере 11,34 рублей за неуплату страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов на сумму не принятых к зачету расходов в сумме 28 361,60 рублей, доначисление недоимки в сумме 56,72 рублей и пеней в сумме 5,20 рублей.
Несогласие с принятыми Фондом решениями явилось основанием для обращения Банка в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию обоснованности совершения оспариваемых действий государственного органа и их соответствия закону и иному нормативному правовому акту возлагается на соответствующий орган, который их совершил.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора, у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ страхователи (работодатели) обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
В порядке реализации предоставленных полномочий страховщик имеет право проводить проверки правильности выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок; запрашивать у страхователей документы, связанные с расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов; не принимать к зачету расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов (пункт 1, пункт 2, пункт 4 части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Федерального закона N 165-ФЗ).
Видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со статьей 1.4 Закона N 255-ФЗ являются, в частности, выплаты пособия по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.
Часть 4 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ устанавливает, что для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
Как следует из материалов дела, основаниям для вынесения оспариваемого решения учреждения явились установленные в ходе проведения учреждением выездной проверки общества следующие обстоятельства.
Работник Банка предоставила листки нетрудоспособности: N 198320018370 на период с 04.03.2016 по 13.09.2016 с кодом нетрудоспособности "05", количество дней нетрудоспособности 194 дня, так как это многоплодная беременность (при многоплодной беременности пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 194 дня = 84+110); N 208428517254 на период с 14.09.2016 по 29.09.2016 с кодом нетрудоспособности "05" и "020", количество дней нетрудоспособности 16 дней. Общий период нетрудоспособности работника по листкам нетрудоспособности, выданным медицинскими учреждениями, определен с 04.03.2016 по 29.09.2016 и составляет 210 дней, что превышает норму, установленную законом. В листке нетрудоспособности N 208 428 517 254 на 16 календарных дней, в ячейках "доп код" проставляется значение "05" и "020" ( где 05 - отпуск по беременности и родам, 020 - дополнительный отпуск п. 58 Порядка N 624н).
Расходы за 16 календарных дней за период с 14.09.2016 по 29.09.2016 года в размере 28 361,60 рублей заинтересованным лицом не приняты.
Из статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ следует, что право на получение пособия по беременности и родам имеют граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам.
Из положений статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ следует, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица. Основанием для начисления пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
Статьей 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ, регламентирующей порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, определено, что страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Как указано в части 2 данной статьи, сумма страховых взносов, подлежащих перечислению такими страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ и пунктом 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Как верно указано судом первой инстанции, для возмещения работодателю расходов по обязательному социальному страхованию необходимо одновременное соблюдение следующих условий: наличие между страхователем и работником трудовых отношений; наступление страхового случая, подтвержденного листком нетрудоспособности; наличия документов, подтверждающих выплату страхователем пособия застрахованному лицу.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа в возмещении расходов явился вывод о нарушении Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н (далее - Порядок, Приказ N 624н), в представленных листках нетрудоспособности и расчетах по ним: единовременно выписаны больничные листки свыше 16 дней.
При этом, фондом не оспаривается сам факт наступления страхового случая, периода нетрудоспособности и несения страхователем соответствующих расходов.
Произведенные расходы страхователя подтверждены расчетами сумм пособий и фактически соответствуют расчету.
Таким образом, спорные листки нетрудоспособности является надлежащим доказательством наступления страхового случая, подтверждает фактическую выдачу работнику больничного листа, позволяют определить периоды временной нетрудоспособности застрахованного лица.
Из системного толкования пунктов 60 и 61 Методический указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных Постановлением Фонда социального страхования РФ от 07.04.2008 N 81, следует, что отделение ФСС принимает решение о непринятии к зачету расходов на основании акта проверки в отношении тех нарушений, которые могут поставить под сомнение наступление (продолжительность) страхового случая, по остальным - принимает меры к лечебному учреждению, выдавшему листки нетрудоспособности.
В соответствии с пунктами 1 Порядка документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый лечебными учреждениями при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности.
Банк руководствовался указанными в выданном листке нетрудоспособности сведениями при расчете пособия по временной нетрудоспособности.
В силу пункта 68 Порядка за нарушение установленного Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности несут ответственность медицинские организации, а также медицинские работники.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ органы Фонда социального страхования Российской Федерации наделены правом предъявлять иски непосредственно к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что выявленные, по мнению Фонда недостатки, допущенные лечебным учреждением при оформлении листков нетрудоспособности (неправильное указание кода), сами по себе не могли являться основанием для отказа в зачете страховых взносов на выплату пособий по временной нетрудоспособности при условии, что отделением Фонда не опровергнуты факты наступления страховых случаев и обязанность страхователя назначить и произвести выплаты пособий застрахованным лицам.
На основании изложенного судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что решение Фонда от 30.09.2019 N 149 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенных в сумме 28 361,60 руб., противоречит требованиям действующего законодательства.
Спорные выплаты, имеющие социальную направленность (пособия по временной нетрудоспособности) и носящие компенсационный характер, не подлежат обложению страховыми взносами, поскольку не могут быть квалифицированы в качестве вознаграждения за выполнение работником трудовых функций. При этом, как указано в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.08.2017 N 308-КГ17-680 по делу N А32-2339/2016, действующее законодательство не содержит норм, обязывающих включать в базу для начисления страховых взносов не принятые фондом к зачету суммы выплаченного страхового обеспечения, в данном случае, в виде пособия по временной нетрудоспособности.
Правовая позиция о том, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда, изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/2012.
В пункте 34 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017) также отмечено, что действующее законодательство не содержит норм, обязывающих включать в базу для начисления страховых взносов не принятые Фондом социального страхования к зачету суммы выплаченного работникам страхового обеспечения.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно удовлетворены требования Банка о признании недействительными решения Фонда от 30.09.2019 N 220 о привлечении Общества к ответственности за неуплату (неполную уплату) сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов; N 165 об отказе в привлечении Общества к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах в части требования об уплате недоимки в сумме 822,49 руб. и начисленных пени в размере 41,42 руб.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.03.2020 по делу N А56-125467/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-125467/2019
Истец: АО "АКЦИОНЕРНЫЙ БАНК "РОССИЯ"
Ответчик: ГУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ