г. Владимир |
|
15 июня 2020 г. |
Дело N А79-7999/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.06.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 15.06.2020.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Средне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и индивидуального предпринимателя Жукова Владимира Вениаминовича на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 26.02.2020 по делу N А79-7999/2019, принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Жукова Владимира Вениаминовича о признании незаконными и отмене постановлений Средне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 11.03.2019 21 N 190338, от 11.07.2019 21 N 190567, от 11.10.2019 21 N 190614.
В судебном заседании приняли участие:
индивидуальный предприниматель Жуков Владимир Вениаминович - лично, представлен паспорт гражданина Российской Федерации и его представитель - Смирнов Ю.И. по доверенности от 18.01.2020 сроком действия 3 года (представлен диплом о высшем юридическом образовании).
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Уполномоченное должностное лицо Средне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее Управление) в отношении индивидуального предпринимателя Жукова Владимира Вениаминовича вынесло постановления от 11.03.2019 21 N 190338, от 11.07.2019 21 N 190567, от 11.10.2019 21 N 190614 о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 300 000 рублей по каждому постановлению.
Не согласившись с указанными постановлениями, Жуков В.В. обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлениями о признании их незаконными, ссылаясь на малозначительность совершённых правонарушений.
Заявления предпринимателя объединены в одно производство. Решением
Решением от 09.07.2019 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии постановление Управления от 11.03.2019 21 N 190338 отменил, в постановлениях от 11.07.2019 21 N 190567 и от 11.10.2019 21 N 190614 уменьшил сумму штрафа до 150 000 рублей.
В апелляционной жалобе предприниматель не согласен с решением суда в части уменьшения суммы штрафа до 150 000 рублей в постановлениях от 11.07.2019 21 N 190567 и от 11.10.2019 21 N 190614. Просит отменить решение в указанной части в связи с малозначительностью правонарушения.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу предпринимателя считает решение суда в оспариваемой предпринимателем части законным и обоснованным.
В апелляционной жалобе Управление несогласно с решением суда в части признании незаконным и отмене постановления от 11.03.2019 21 N 190338, ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Указывает, что Управлением были предприняты все меры для обеспечения участия предпринимателя при производстве по делу об административном правонарушении и соблюдении его прав при рассмотрении административного дела.
Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу Управления считает решение суда в оспариваемой части законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, отзыв на апелляционную жалобу в установленный законом срок не представили.
Управление, администрация города Чебоксары Чувашской Республики, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, Управление ЖХК, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Частью 4 статьи 11.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере 300 000 рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту -Федеральный закон N 220-ФЗ) водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ карта маршрута регулярных перевозок является документом, содержащим сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок, выдаваемыми уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты (статьи 17 и 19 Федерального закона N 220-ФЗ).
Под картой маршрута регулярных перевозок понимается документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту (статья 3 Федерального закона N 220-ФЗ). Карта маршрута регулярных перевозок оформляется в форме электронной карты или на бланке, являющемся документом строгой отчетности, защищенным от подделки, форма которого утверждена приказом Минтранса России от 10.11.2015 N 332 (статья 28 Федерального закона N 220-ФЗ). Бланки карты маршрута регулярных перевозок изготавливаются типографским способом со специальной защитой от подделки и относятся к защищенной полиграфической продукции уровня "В".
В силу положений части 1 статьи 14 Федерального закона N 220-ФЗ в Частью 8 статьи 14 Федерального закона N 220-ФЗ установлено, что государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок в соответствии с максимальным количеством транспортных средств, необходимых для исполнения соответствующего контракта.
Вместе с указанными в части 1 статьи 14 Федерального закона N 220-ФЗ маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (часть 1 статьи 17 Федерального закона N 220-ФЗ).
Согласно частям 2 и 3 статьи 17 Федерального закона N 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту. Порядок выдачи свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карт соответствующего маршрута осуществляется в порядке, установленном статьей 19 Федерального закона N 220-ФЗ.
В соответствии со статьями 17 и 35 Федерального закона N 220-ФЗ карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту, и должна находиться при водителе.
Согласно статье 28.1 Федерального закона N 220-ФЗ количество карт маршрута регулярных перевозок, выдаваемое юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю определяется исходя из максимального количества транспортных средств каждого класса, предусмотренного в отношении данного маршрута реестром маршрутов регулярных перевозок, и резервного количества транспортных средств каждого класса, которое допускается использовать при необходимости замены транспортных средств в процессе регулярных перевозок.
Таким образом, карта маршрута является обязательным документом, подтверждающим законное право на осуществление перевозок по соответствующему маршруту, и только при ее наличии лицо имеет право использовать транспортное средство для осуществления регулярных перевозок пассажиров по определенному маршруту.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки Управлением установлено, что 27.01.2019 в 12 час. 20 мин. на 13 км + 700 г а/д "Вятка" (стационарный пост ДПС ГИБДД "Рубеж") при проверке автобуса марки Форд Транзит государственным регистрационным знаком В367ТР21 RUS под управлением водителя Иванова М.С., 25.04.1994 г.р., перевозившего пассажиров по межрегиональному маршруту регулярных перевозок пассажиров N 204 "г. Чебоксары - п. Сосновка", было выявлено, что перевозчиком Жуковым В.В. для осуществления регулярных перевозок пассажиров по маршруту N 204 "г. Чебоксары - п. Сосновка" использовался автобус марки Форд Транзит с государственным регистрационным знаком В367ТР21 RUS при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок.
При проведении государственного контроля за соблюдением требований законодательства в сфере перевозок пассажиров автомобильным транспортом государственным инспектором Управления 29 мая 2019 года в 10 час. 57 мин. около д. 47А по ул. Сосновская п. Сосновка г. Чебоксары был проверен автобус марки ПАЗ 320405-04 с государственным регистрационным знаком Н772ХЕ21 RUS под управлением водителя Николаева Ю.Н., 14.07.1975 г.р., перевозившего пассажиров в количестве 4 человек по межрегиональному маршруту N 204 "г. Чебоксары - п. Сосновка" по путевому листу от 29.05.2019 N 029, выданному перевозчиком Жуковым В.В.
При приведении рейдового осмотра у водителя отсутствовала карта маршрута регулярных перевозок, что и было зафиксировано в акте осмотра транспортного средства от 29.05.2019 N 190069.
Перевозчиком - Жуковым В.В. 13 августа 2019 года была организована в порядке оказания услуг на коммерческой основе перевозка пассажиров с использованием автобуса марки ПАЗ 320405-04 с государственным регистрационным знаком Е772ХЕ21 под управлением водителя Малова П.Ю. по межрегиональному маршруту регулярных перевозок пассажиров N 204 "г. Чебоксары - п. Сосновка" при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок, чем были нарушены требования части 2 статьи 17, пункта 6 части 4 статьи 28, части 3 статьи 35 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Судом установлено, что до 24.10.2018 по регулярному маршруту N 204 право осуществления перевозок принадлежало ГУП ЧР "Чувашавтотранс". Согласно ответу на запрос от 06.02.2019 N 23-09/300 ФБУ "Росавтотранс" сообщил Территориальному отделу госавтонадзора по Чувашской Республике Средне-Волжского МУГАДН, что маршрут N 204 с 24.10.2018 исключен из реестра межрегиональных маршрутов по заявлению перевозчика ГУП ЧР "Чувашавтотранс".
Вместе с тем, между Управлением ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары (Главный распорядитель средств бюджета города Чебоксары) и Жуковым В.В. заключены соглашения от 18.10.2018 и от 28.12.2018 о предоставлении в 2018 и в 2019 годах субсидий из бюджета города Чебоксары на возмещение части потерь в доходах организациям автомобильного транспорта, возникающих в результате установления льготного проезда отдельным категориям граждан на маршруте N 204 "Чебоксары (Привокзальная АС) - п. Сосновка" по транспортным картам (далее - Соглашение).
Таким образом, в части осуществления перевозок по регулярному автобусному маршруту N 204 без карт маршрута вина предпринимателя имеется.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 11.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав и оценив обстоятельства совершенного предпринимателем правонарушения, степень его вины, вредных последствий, суд первой инстанции по постановлениям 11.07.2019 21 N 190567 и от 11.10.2019 21 N 190614 обоснованно уменьшил сумму административного штрафа по части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях до 150 000 рублей
При этом суд первой инстанции не усмотрел оснований для признания правонарушений, за совершение которых Жуков В.В. привлечён к ответственности указанными постановлениями, малозначительными. Оснований для переоценки данного вывода суд апелляционной инстанции не установил.
При изложенных обстоятельствах апелляционная жалоба предпринимателя удовлетворению не подлежит.
В отношении жалобы Управления коллегия судей пришла к следующим выводам.
Признавая постановление Управления от 11.03.2019 21 N 190338 незаконным, суд первой инстанции исходил из ненадлежащего уведомления Жукова В.В. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Между тем из материалов дела следует, что определением о возбуждении дела об административном правонарушении Территориального отдела госавтонадзора по Чувашской Республике Средне-Волжского МУГАДН от 31.01.2019 21 N 190321 ИП Жуков В.В. приглашен на составление протокола об административном правонарушении по части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на 10 час. 00 мин. 25 февраля 2019 года (л.д. 55 Том 2).
Указанным определением предприниматель также приглашен на рассмотрение дела об административном правонарушении на 09 час. 00 мин. 11 марта 2019 года.
Почтовое отправление от 25.02.2019 с почтовым идентификатором 428973329925549 индивидуальному предпринимателю Жукову В.В. не вручено. Как усматривается из отчёта об отслеживании почтового отправления, сформированного на официальном сайте Почты России, 02.02.2019 была неудачная попытка вручения и 04.03.2019 письмо выслано обратно отправителю.
Телеграмма от 21.02.2019 N 477 направленная в адрес индивидуального предпринимателя Жукова В.В. о вызове на составление протокола об административном правонарушении по части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на 10 час. 00 мин. 25 февраля 2019 года ему не доставлена, так как дверь закрыта, адресат по извещению не является (л.д. 71 -72 Том 2).
В силу части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
На основании части 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Определение и телеграмма направлялись Управлением оп адресу регистрации предпринимателя. В судебном заседании суда апелляционной инстанции Жуков В.В., что в тот период он не проживал по адресу регистрации, поскольку там производился ремонт.
В силу абзаца 3 пункта 24.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 не могут считаться неизвещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением, несмотря на почтовое извещение.
В данном случае административным органом приняты все необходимые и возможные меры для извещения предпринимателя о времени и месте составления протокола.
Событие и состав правонарушения, за которое Жуков В.В. привлечён к ответственности постановлением от 11.03.2019 21 N 190338, подтверждаются материалами дела и предпринимателем не отрицаются.
Между тем в данном конкретном случае, учитывая обстоятельства совершения именно этого правонарушения, а также баланс интересов, суд апелляционной инстанции считает, что данное правонарушение обладает признаками малозначительности.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Таким образом, жалоба Управления также удовлетворению не подлежит.
Таким образом, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 26.02.2020 по делу N А79-7999/2019 оставить без изменения.
Апелляционные жалобы Средне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и индивидуального предпринимателя Жукова Владимира Вениаминовича оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-7999/2019
Истец: ИП Жуков Владимир Вениаминович
Ответчик: Территориальный отдел госавтонадзора по Чувашской Республике Средне - Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Третье лицо: Администрация г.Чебоксары ЧР, Министерство транспорта и дорожного хозяйства ЧР, Управление ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации г.Чебоксары