г. Челябинск |
|
16 июня 2020 г. |
Дело N А76-199/2020 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Плаксиной Н.Г., рассмотрел в порядке упрощенного производства, без вызова сторон апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Курчатовском районе города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28 февраля 2020 г. по делу N А76-199/2020.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курчатовском районе города Челябинска (далее - заявитель, Управление, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Экспотех" (далее - заинтересованное лицо, общество, ООО "Экспотех") о взыскании финансовых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за ноябрь, декабрь 2018 года в размере 1000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.02.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилось с апелляционной жалобой в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы пенсионный фонд указывает, что имело место дополнительное представление сведений на сотрудника, а не исправление ошибок в ранее представленных сведениях на застрахованное лицо. Страхователь не исправил (не уточнил) представленную отчетность, а вновь сдал сведения на других заинтересованных лиц, следовательно, представленные сведения в рамках отчетного периода были неполными. В случае представления дополняющих сведений по форме СЗВ-М на застрахованных лиц, на которых отчетность ранее не была представлена, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Кроме того, в обосновании своей правовой позиции пенсионный фонд ссылается на пункт 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 14.06.2018 N 385н, согласно которому страхователем могут предоставляться лишь уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о рассмотрении апелляционной жалобы в соответствии со статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без проведения судебного заседания после истечения срока для предоставления отзыва на апелляционную жалобу - 22.05.2020.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, ООО "Экспотех" (регистрационный номер в ПФР 084-006-082441) является страхователем с соответствующей обязанностью представлять в орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, в том числе, сведений по форме СЗВ-М.
Обществом по телекоммуникационным каналам связи в электронном виде своевременно представлена ежемесячная отчетность за ноябрь 2018 года (форма СЗВ-М исходная) в отношении 6 застрахованных лиц 03.12.2018.
Самостоятельно обнаружив, что сведения в отношении одного застрахованного лица не представлены 03.12.2018, общество исправило данную ошибку, 11.02.2019 направив в Управление дополняющую форму СЗВ-М в отношении указанного лица.
Получив указанные сведения, пенсионным фондом составлен акт от 15.02.2019 N 346 d, которым установлено, что за ноябрь 2018 года представлены неполные и (или) недостоверные сведения.
Рассмотрев акт, в отсутствие представителя страхователя, пенсионным фондом вынесено решение от 26.03.2019 N 346 d о привлечении к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) в виде штрафа в размере 500 руб. (1 застрахованное лицо - 500 руб.).
На основании указанного решения заявителем выставлено требование от 23.04.2019 N 346 d, сроком исполнения в течение 10 календарных дней.
Кроме того, обществом по телекоммуникационным каналам связи в электронном виде своевременно представлена ежемесячная отчетность за декабрь 2018 года (форма СЗВ-М исходная) в отношении 6 застрахованных лиц 14.01.2019.
Самостоятельно обнаружив, что сведения в отношении одного застрахованного лица не представлены 14.01.2019, общество исправило данную ошибку, 11.02.2019 направив в Управление дополняющую форму СЗВ-М в отношении указанного лица.
Получив указанные сведения, пенсионным фондом составлен акт от 15.02.2019 N 345 d, которым установлено, что за декабрь 2018 года представлены неполные и (или) недостоверные сведения.
Рассмотрев акт, в отсутствие представителя страхователя, пенсионным фондом вынесено решение от 26.03.2019 N 345 d о привлечении к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 500 руб. (1 застрахованное лицо - 500 руб.).
На основании указанного решения заявителем выставлено требование от 23.04.2019 N 345 d, сроком исполнения в течение 10 календарных дней.
Поскольку в установленный срок заинтересованным лицом обязанность по уплате штрафа не была исполнена, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения ООО "Экспотех" к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Частью 1 статьи 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в порядке приказного производства по правилам, предусмотренным главой 29.1 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными в главе 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций (часть 2 статьи 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 4 и 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) заинтересованное лицо является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ, страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Страхователь предоставляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ и дополнительно сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Для представления указанной ежемесячной отчетности постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах".
В поле "Тип формы" отчета по форме СЗВ-М предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: "исхд", "доп" и "отмн":
- код "исхд" (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;
- код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Абзац 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусматривает ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Согласно ранее действующей Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, страхователь может устранить выявленную ошибку в двухнедельный срок, который исчисляется или со дня обнаружения ошибки организацией, или со дня получения от органа ПФР уведомления об устранении имеющихся расхождений. Соответственно, первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самой организацией, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством (пункт 34).
Если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в фонд сведений о застрахованных лицах за отчетный период, то в соответствующем поле формы приводится код "доп" (дополняющая форма).
В соответствии с пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, действующей с 01.10.2018, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, финансовые санкции не подлежат применению при условии исправления страхователем ошибок в сведениях в установленный срок, а также в случае самостоятельного выявления ошибки до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО "Экспотех" первоначально представило отчетность формы СЗВ-М за ноябрь 2018 года 03.12.2018, за декабрь 2018 года 14.01.2019. Документы приняты пенсионным фондом согласно протоколам проверки электронного документа, ошибки в представленных обществом отчетностей органом пенсионного фонда не выявлено (л.д. 7, 17).
В связи с самостоятельным обнаружением ошибки в отчетностях, 11.02.2019 страхователем поданы формы СЗВ-М ("доп") за ноябрь, декабрь 2018 года в отношении застрахованного лица. Данные документы приняты пенсионным фондом.
Таким образом, общество воспользовалось своим правом на дополнение или уточнение переданных сведений, предусмотренным статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ.
Указанные обстоятельства явились основанием для вынесения пенсионным фондом решения о привлечении страхователя к ответственности и выставления ему требования об уплате штрафа.
Между тем, Управлением неполнота представленных обществом сведений не выявлялась, не было направлено ни одного уведомления об устранении имеющихся расхождений, то есть несоответствие, неполнота или недостоверность представленной в отчетности информации до предоставления обществом дополняющей формы самостоятельно пенсионным фондом не обнаружены.
Срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в орган Пенсионного фонда сведениях, исходя из конструкции нормы статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, не установлен.
Учитывая изложенные выше обстоятельства и положения норм права, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для привлечения ООО "Экспотех" к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Довод апелляционной жалобы о том, что положения пункта 39 Инструкции N 766н в редакции, действующей с 01.10.2018, наделяют Управление правом на применение финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, за непредставление в установленный срок необходимых сведений в случае дополняющих форм отчетности на застрахованных лиц, является несостоятельным, поскольку из положений рассматриваемого пункта не усматривается наличие такого права.
Более того, апелляционная коллегия отмечает, что новая редакция абзаца 3 пункта 39 Инструкции N 766н по прежнему указывает на невозможность применения финансовых санкций к страхователям, которые самостоятельно выявили ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
На основании вышесказанного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28 февраля 2020 г. по делу N А76-199/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Курчатовском районе города Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-199/2020
Истец: УПФР в Курчатовском районе г.Челябинска
Ответчик: ООО "Экспотех"