г. Москва |
|
16 июня 2020 г. |
Дело N А40-48210/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Попова В.И., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Филиала N 27 Отделения ГУ-МРО ФСС РФ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.01.2020 по делу N А40-48210/2019
по заявлению: ООО "Бостонский Институт Эстетической Медицины"
к ГУ - МРО ФСС РФ Филиал N 27
об обязании,
в присутствии:
от заявителя: |
Синицын А.В. по ордеру от 09.06.2020; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 17.01.2020, принятым по настоящему делу с учетом изменения предмета иска, ГУ-МРО ФСС РФ (филиал N 27) обязали возвратить ООО "БИЭМ" излишне взысканные страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штрафы в размере 3 559 565,53 р.; также суд взыскал с ГУ-МРО ФСС РФ (филиал N 27) в пользу ООО "БИЭМ" судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 р. и государственную пошлину в размере 40 498 р. В остальной части заявленных требований, отказано.
Не согласившись с решением суда, ГУ-МРО ФСС РФ (филиал N 27) обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебное заседание не явился представитель ГУ-МРО ФСС РФ (филиал N 27) (ответчик, Фонд), надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
В судебном заседании представитель ООО "БИЭМ" (заявитель, Общество) письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил, доводы апелляционной жалобы отклонил.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Фонд в виду отсутствия представления страхователем в срок до 15 апреля 2018 года сведений подтверждающих осуществления основного вида деятельности для отнесения к соответствующему классу профессионального риска и определения страхового тарифа на 2018 год в соответствии с пунктами 5, 13 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713, в редакции действующей с 26.02.2017 (далее - Правила), самостоятельно установил для заявителя с января 2018 года страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховой тариф) в размере 3,4 процента, исходя из наиболее высокого класса профессионального риска (22 класса), соответствующего виду экономической деятельности указанному в ЕГРЮЛ "аренда и лизинг приборов, аппаратов и прочего оборудования, применяемого в медицинских целях" (код ОКВЭД 77.39.26), о чем сообщил страхователю в направленном ему уведомлении от 25.04.2019 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - уведомление).
Страхователь, не получив данного уведомления, исчислял страховые взносы за 1-4 квартал 2018 в расчете по начисленным и уплаченным страховым взноса по форме 4-ФСС (далее - расчет 4-ФСС) исходя из тарифа в размере 0,2%, соответствующего основному виду экономической деятельности "общая врачебная практика" (код ОКВЭД 86.21) и 1-му классу профессионального риска.
Фонд, установив при проведении камеральных проверок расчетов 4-ФСС неправомерное исчисление страховых взносов исходя из тарифа 0,2% вместо указанного в уведомлении от 25.04.2019 тарифа 3,4% произвел следующие действия:
- после проверки расчета за 2 квартал 2018 года, с исчисленной суммой страховых взносов по тарифу 0,2% в размере 49 851 р., Фонд составил справку о выявлении недоимки от 25.07.2018 N 3609н, на основании которой вынес и направил страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на обязательное социальное страхование от 25.07.2018 N 3609н (далее - требование) на сумму недоимки по страховым взносам в размере 1 264 635,23 р. и пеней в сумме 12 135,09 р., которое было исполнено страхователем в полном объеме платежными поручениями;
- после проверки расчета за 3 квартал 2018 года, с исчисленной суммой страховых взносов по тарифу 0,2% в размере 55 308 р., Фонд составил акт камеральной проверки от 04.12.2018 N 7т, вынес решение от 14.01.2019 N 7т о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - решение) и требование от 06.02.2019 N 7т на сумму недоимки по страховым взносам в размере 884 932,54 р., пени в сумме 30 349,05 р. и штрафа в размере 176 986,51 р., которое было исполнено страхователем в полном объеме платежными и инкассовыми поручениями;
- после проверки расчета за 4 квартал 2018 года, с исчисленной суммой страховых взносов по тарифу 0,2% в размере 57 388 р., Фонд составил акт камеральной проверки от 01.02.2019 N 310т, вынес решение от 05.03.2019 N 310т и требование от 29.03.2019 N 310т на сумму недоимки по страховым взносам в размере 978 630 р., пени в сумме 28 152,48 р. и штрафа в размере 183 643,94 р., которое было исполнено страхователем в полном объеме платежными и инкассовыми поручениями.
Страхователь после вынесения решения по камеральной проверке за 3 квартал 2018 года, не согласившись с установленным Фондом страховым тарифом, направил письмо от 01.02.2019, с просьбой пересмотреть страховой тариф, приложив к нему документы предусмотренные пунктом 3 Правил и Порядком подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок) для подтверждения вида экономической деятельности на 2017 год - заявление и справка-подтверждение основного вида экономической деятельности.
Согласно указанным заявлению и справке-подтверждению основным видом деятельности общества в 2017 году была "общая врачебная практика" (код ОКВЭД 86.21), соответствующая 1-му классу профессионального риска, страховой тариф по которому составляет 0,2 процента на основании Федерального закона от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год", распространяющего свое действие на 2017 - 2019 годы в силу Федерального закона от 19.12.2016 N 419-ФЗ.
Фонд, рассмотрев обращение и приложенные к нему документы, письмом от 22.03.2019 сообщил страхователю о правомерности установленного уведомлением страхового тарифа в виду отсутствия на дату его вынесения документов предусмотренных Порядком и отсутствие оснований для его изменения.
Заявитель, оспаривая законность вынесенного Фондом уведомления, указывает, что исполнил обязанность предусмотренную Правилами и Порядком, представил заявление и справку-подтверждение основного вида деятельность, нарушение установленного указанными нормативными актами срока представления сведений не может лишить страхователя права применять страховой тариф соответствующий реально осуществляемому им основному виду деятельности, которую Фонд должен определить при вынесении уведомления не на основании данных ЕГРЮЛ, а на основании имеющихся у него данных о страхователе.
Фонд, указывает, что новой редакции Правил и Порядка, действующая с 01.01.2017, предусмотрено, что если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по ОКВЭД, указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ.
При этом, представление страхователем после вынесения уведомления об установлении страхового тарифа сведений предусмотренных Правилами и Порядком не может являться основанием для фонда изменять ранее установленный страховой тариф.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, исходил из нижеследующего.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон) страхователь обязан в установленном порядке и в определенные сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы, рассчитанные исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу.
Страховые тарифы устанавливаются ежегодно федеральными закона и дифференцируются по классам профессионального риска в соответствии с видами экономической деятельности в соответствии с утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска.
Пункт 8 Правил предусматривает, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно пункту 9 Правил основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
На основании положений пункта 11 Правил Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердило Порядок, согласно пункту 2 которого основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил.
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы:
- заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;
- справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку;
- копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год.
В соответствии с пунктом 5 Порядка, в действующей с 26.02.2017 редакции, в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размера страхового тарифа, соответствующего этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит и пункт 13 Правил, согласно которым если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
При этом, предусмотренное пунктом 5 Порядка право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
В соответствии с позицией установленной в Определениях СКЭС ВС РФ от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926 и от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969 по смыслу пункта 5 Порядка страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности, на основании которых фонд, с учетом их оценки, обязан принять решение об определении размера страхового тарифа, с учетом данных документов.
Отказ фонда в пересмотре ранее вынесенного уведомления об установлении страхового тарифа в виду представления документов предусмотренных пунктом 5 Порядка или бездействие по не рассмотрению документов может быть обжаловано в суде, при этом, бремя доказывания в суде обоснованности заявленного тарифа, в силу части 1 статьи 65 АПК РФ, лежит на заинтересованном лице - на страхователе.
Судом установлено, что страхователь с нарушением установленного срока 01.02.2019 представил Фонду документы, предусмотренные пунктом 5 Порядка для подтверждения основного вида деятельности за 2017 год по коду ОКВЭД 86.21.
Фонд, фактически не проверив указанные документы, отказался пересматривать ранее установленный уведомлением от 25.04.2019 страховой тариф исходя из вида деятельности указанного в ЕГРЮЛ.
Суд в силу позиции изложенной в указанных выше Определениях СКЭС ВС РФ при проверке законности вынесения уведомления обязан оценить представленные 01.02.2019 документы на предмет соответствия отраженным в них сведениях заявленного основного вида деятельности страхователя за 2017 год.
Заявитель в подтверждении правомерности применения страхового тарифа на 2018 год в размер 0,2% соответствующий 1 классу профессионального риска, согласно осуществляемого основного вида деятельности по коду ОКВЭД 86.21, представил в материалы дела и передал Фонду следующие документы:
- бухгалтерский баланс со всеми приложениями за 2017 год на 01.01.2018 с указанием в нем кода вида экономической деятельности ОКВЭД 86.21,
- уведомление о страховом тарифе на 2015-2017 годы, также с указанием вида основной деятельности по коду 86.21,
- регистры бухгалтерского учета по учету доходов (выручки) от реализации товаров (работ, услуг), из которых следует, что 100% выручки приходится на реализацию товаров, соответствующей коду ОКВЭД 86.21.
Указанные документы полностью соответствуют требованиям законодательства о бухгалтерском учете, документально подтверждают фактическое осуществление заявителем в 2017 году основного вида деятельности по коду ОКВЭД 86.21, в связи с чем, суд считает, что страхователь при представлении в Фонд и в суд документально подтвердил обоснованность применения на 2018 год страхового тарифа в размере 0,2% соответствующий 1 классу профессионального риска согласно осуществляемого основного вида деятельности по коду ОКВЭД 86.21.
Доводы Фонда о представлении заявления и справки только 01.02.2019, за пределами расчетного периода 2018 год, обоснованно были отклонены судом, поскольку из материалов дела следует, что заявитель изначально направлял по ТКС заявление и справку 13.04.2018, которые не были приняты по причине отказа фонда, уведомление от 25.04.2018 заявителем получено не было и о наличии нарушений он узнал только из акта камеральной проверки от 04.12.2018, при этом, фонд на основании ранее имеющихся у него уведомлений за 2015-2017 годы, а также представленных расчетов 4-ФСС знал о действительном виде деятельности, который осуществлял страхователь в 2017 году.
Таким образом, судом установлено, что заявитель с нарушением установленного Правилами и Порядком срока, после 15.04.2019 представил в Фонд и в материалы дела документы, подтверждающие основной вид деятельности за 2017 год, включая заявление, справку, бухгалтерский баланс, регистры бухгалтерского учета по коду ОКВЭД 86.21, в связи с чем, действия Фонда, фактически отказавшегося в проверке указанных документов и пересмотре страхового тарифа, по начислению и взысканию недоимка, пени и штрафы по страховым взносам в размере 3 559 565,53 р. по требованиям от 25.07.2018 N 3609н, от 06.02.2019 N 7т, от 29.03.2019 N 310т и решениям от 14.01.2019 N 7т, 05.03.2019 N 310т являются незаконными, уплаченные страхователем суммы недоимки, пени и штрафов являются излишне взысканными, подлежащими возврату по заявлению.
По требованию о возврате излишне взысканной суммы недоимки, пеней и штрафа.
В соответствии со статьей 26.13 Закона возврат излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов производится по письменному заявлению страхователя, поданного в течение 1 месяца со дня, когда плательщику страховых взносов стало известно о факте излишнего взыскания с него страховых взносов, или со дня вступления в силу решения суда по исковому заявлению, представленному в суд в течение 3-лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания страховых взносов.
Возврат осуществляется по решению о возврате, принимаемому в течение 10 дней с даты получения заявления, путем направления Фондом на основании принятого решения поручения на возврат в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что действия Фонда по начислению и взысканию недоимки, пени, штрафа по требованиям и решениям являются незаконными и излишне взысканными, следовательно подлежат возврату на основании статьи 26.13 Закона.
Также, суд первой инстанции, оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся в материалах дела доказательства, пришел к правильному выводу о необходимости и разумности взыскания с ответчика расходов на оплату услуг представителя в размере 10 000,00 рублей, суд апелляционной инстанции с учетом разъяснений данных в Определении Конституционного Суда РФ от 21.12.2004 года N 454-О, положений ст. 110 АПК РФ, Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82, Постановления Пленума ВС РФ от 21.01.2016 N 1 полагает правильным взыскание судебных расходов в упомянутой сумме, ввиду предоставления надлежащих доказательств несения последних.
Доказательств того, что требуемый истцом размер (уменьшенный судом первой инстанции) взыскиваемых расходов по оплате услуг представителя является завышенным, ответчик в нарушение требований ст. 65 АПК РФ не представил.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка имеющимся в деле доказательствам, требования истца удовлетворены правомерно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.01.2020 по делу N А40-48210/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-48210/2019
Истец: ООО "БОСТОНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ"
Ответчик: Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
02.09.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12505/20
16.06.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-9411/20
17.01.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-48210/19
08.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-48210/19