Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 25 августа 2020 г. N Ф05-12568/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Москва |
|
16 июня 2020 г. |
дело N А40-307099/19 |
Резолютивная часть постановления оглашена 08.06.2020.
Полный текст постановления изготовлен 16.06.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Т.Т. Маркова, судьи М.В. Кочешкова, Д.Е. Лепихин,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ю.И. Любимовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "ТНС Энерго Воронеж" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.02.2020 по делу N А40-307099/19
по заявлению ПАО "ТНС Энерго Воронеж" (ОГРН 1043600070458)
к Федеральной антимонопольной службе (ОГРН 1047796269663)
о признании незаконным и отмене постановления;
от заявителя -Лимасова Л.А. по доверенности от 16.05.2019;
от заинтересованного лица - Арсланова Л.А. по доверенности от 13.11.2019;
установил:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 11.02.2020 в удовлетворении заявленных ПАО "ТНС Энерго Воронеж" требований о признании незаконным и отмене постановления Федеральной антимонопольной службы от 22.10.2019 N 21/04/19.8-26/2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказано.
Общество не согласилось с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители общества и административного органа в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителей, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что на основании ст. 25 Закона о защите конкуренции Федеральной антимонопольной службой письмом от 26.06.2019 N ВК/53915/19 направлено мотивированное требование в адрес ПАО "ТНС энерго Воронеж", в соответствии с которым обществу в срок до 01.08.2019 надлежало представить сведения за 2018 - сведения о совокупном фактическом объеме отпуска электрической энергии и мощности по тарифным группам потребителей гарантирующего поставщика по форме, указанной в приложении N 1 к запросу в формате Microsoft Excel с разбивкой объемов продажи по регулируемым договорам для населения, объемов продажи для прочих потребителей с выделением объемов по каждой ценовой категории, объемов продажи территориальными сетевыми организациями для компенсации потерь в электрических сетях, объемов продажи энергосбытовыми компаниями с разбивкой по ценовым категориям; реестр договоров купли-продажи электроэнергии (договоры энергоснабжения), заключенных с энергосбытовыми компаниями по форме, указанной в приложении N 2 к запросу формате Microsoft Excel (отчет необходимо представлять исходя из принципа: одна таблица - один отчетный месяц), с указанием реквизитов договоров купли-продажи электроэнергии и мощности с представлением в электронном виде копий таких договоров, действующих на период с 2018 по март 2019; сведения об объеме покупки электроэнергии по каждой энергосбытовой компании, с которыми заключены договоры купли-продажи электроэнергии (договоры энергоснабжения) гарантирующим поставщиком по 3-6 ценовых категориях в интегральном выражении, с разбивкой по каждому часу суток в формате Microsoft Excel по форме, являющейся приложением 3 к запросу; информацию о средневзвешенной нерегулируемой цене на электрическую энергию (мощность) за расчетный период, связанной с учетом данных за предыдущие расчетные периоды с указанием основания для проведения корректировки.
На основании ст. 25 Закона о защите конкуренции антимонопольным органом письмом от 26.06.2019 N ВК/53915/19 направлено мотивированное требование в адрес ПАО "ТНС энерго Воронеж", в соответствии с которым обществу в срок до 01.08.2019 надлежало представить сведения за 2018 - сведения о совокупном фактическом объеме отпуска электрической энергии и мощности по тарифным группам потребителей гарантирующего поставщика по форме, указанной в приложении N 1 к запросу антимонопольного органа в формате Microsoft Excel с разбивкой объемов продажи по регулируемым договорам для населения, объемов продажи для прочих потребителей с выделением объемов по каждой ценовой категории, объемов продажи территориальными сетевыми организациями для компенсации потерь в электрических сетях, объемов продажи энергосбытовыми компаниями с разбивкой по ценовым категориям; реестр договоров купли-продажи электроэнергии (договоры энергоснабжения), заключенных с энергосбытовыми компаниями по форме, указанной в приложении N 2 к запросу в формате Microsoft Excel (отчет необходимо представлять исходя из принципа: одна таблица - один отчетный месяц), с указанием реквизитов договоров купли-продажи электроэнергии и мощности с представлением в электронном виде копий таких договоров, действующих на период с 2018 по март 2019; сведения об объеме покупки электроэнергии по каждой энергосбытовой компании, с которыми заключены договоры купли-продажи электроэнергии (договоры энергоснабжения) гарантирующим поставщиком по 3-6 ценовых категориях в интегральном выражении, с разбивкой по каждому часу суток в формате Microsoft Excel по форме, являющейся приложением 3 к запросу; информацию о средневзвешенной нерегулируемой цене на электрическую энергию (мощность) за расчетный период, связанной с учетом данных за предыдущие расчетные периоды с указанием основания для проведения корректировки.
Запрашиваемая информация необходима антимонопольному органу для реализации полномочия, предусмотренного п. 12 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции - осуществление контроля за манипулированием ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, запрещено манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).
Таким образом, в целях осуществления контроля за соблюдением данного требования Закона о защите конкуренции антимонопольным органом запрошена соответствующая информация.
С учетом этого в запросе антимонопольным органом указано основание его направления - осуществление антимонопольного контроля.
Положения Закона о защите конкуренции не обязывают антимонопольный орган в запросе детально раскрывать цели и обстоятельства рассмотрения материалов, проведения проверок, а также вопросов, возникших при исполнении функций.
Исходя из положений п. 14 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016, мотивирование запроса (требования) не означает, что перед лицом, которому направлен соответствующий запрос, должна быть полностью раскрыта информация о существе дела, целях и задачах истребования документов. Объем запрашиваемых документов и сведений, порядок и сроки их предоставления определяются антимонопольным органом в каждом конкретном случае в зависимости осуществления им действий во исполнение своих функций и полномочий.
Таким образом, запрос Федеральной антимонопольной службы является мотивированным.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 12571936201427, размещенному на официальном сайте АО "Почта России" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.pochta.ru.
Запрос получен адресатом 03.07.2019.
ПАО "ТНС энерго Воронеж" письмом от 31.07.2019 N 03-01/9456 (вх. от 01.08.2019 N 134931-ЭП/19) ходатайствовало о продлении срока предоставления информации до 30.08.2019.
Письмом от 09.08.2019 N ВК/69090/19 срок представления информации продлен до указанного обществом срока.
Таким образом, ПАО "ТНС энерго Воронеж" представлен разумный (почти 2 месяца) срок представления запрашиваемой информации.
Не может быть принят во внимание довод общества о продлении срока представления информации до 30.09.2019, поскольку соответствующее ходатайство ПАО "ТНС энерго Воронеж" не удовлетворено антимонопольным органом, поскольку срок представления информации однократно продлен на 1 месяц и документов, подтверждающих невозможность представления ПАО "ТНС энерго Воронеж" запрошенной информации, не представлено.
Принимая указанное во внимание, Федеральной антимонопольной службой признано непредставление информации по запросу антимонопольного органа необоснованным, поскольку обществу установлен разумный срок, начиная с даты получения запроса для подготовки и представления соответствующей информации.
ПАО "ТНС энерго Воронеж", не представив в федеральный антимонопольный орган по его мотивированному требованию в установленный срок сведения и материалы, нарушены ч. 1 ст. 25 Закона о защите конкуренции.
27.09.2019 антимонопольным органом составлен протокол об административном правонарушении N 21/04/19.8-26/2019 (ПАО "ТНС энерго Воронеж" надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте составления протокола).
22.10.2019 антимонопольным органом вынесено постановление N 21/04/19.8-26/2019 ПАО "ТНС Энерго Воронеж" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 5 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50.000 руб.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, нарушений не установлено.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", антимонопольный орган осуществляет функцию по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе хозяйствующими субъектами; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона о защите конкуренции, коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
Таким образом, действующим законодательством установлены право антимонопольного органа в целях реализации возложенных на него полномочий требовать предоставление информации и документов, необходимых для осуществления его функций, и корреспондирующая этому праву обязанность перечисленных в ст. 25 Закона о защите конкуренции лиц представить истребованные документы, объяснения, информацию в определенный антимонопольным органом срок.
При этом Закон о защите конкуренции не содержит ограничений по составу и объему запрашиваемой информации, необходимой для осуществления антимонопольным органом его задач и функций.
Объем запрашиваемых сведений, состав документов (информации), порядок и сроки их представления должны определяться антимонопольным органом в каждом конкретном случае в зависимости от предмета проверки и иных существенных обстоятельств, обуславливаться необходимостью осуществления им возложенных на него задач и функций.
Указание в запросах и (или) определениях на объективную необходимость представления запрашиваемых документов и информации в соответствии с возложенными на Федеральную антимонопольную службу полномочиями свидетельствует о соблюдении антимонопольным органом требований ч. 1 ст. 25 Закона о защите конкуренции, о мотивированности запроса.
Таким образом, запросы и (или) определения, содержащие указание на процессуальный повод истребования информации и нормативно-правовое основание (ст. 25 Закона о конкуренции) являются мотивированными.
При таких обстоятельствах следует вывод о том, что требования Федеральной антимонопольной службы содержат достаточную мотивировку необходимости представления документов.
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 16.04.2019 N 307-АД18-24091, неисполнение законного требования антимонопольного органа посягает на установленный законом порядок управления и влечет наступление общественно опасных последствий, обусловленных невозможностью осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства. Административные правонарушения против порядка управления подрывают основы государственности, нарушают нормальное функционирование государственных институтов. Санкция нормы, предусматривающей ответственность за непредставление информации по запросу антимонопольного органа, предусматривает возможность дифференциации назначаемого наказания, исключая при этом необходимость использования для этой цели такого правового института как малозначительность административного правонарушения.
В соответствии с ч. 5 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных ч. 8 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность исполнения предписания в установленный срок, а также свидетельствующих о том, что обществом приняты все зависящие от него своевременные меры по его исполнению, в материалах дела не имеется.
Поскольку в настоящем случае факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного приведенной нормой, установлен и подтвержден материалами дела, оспариваемое постановление Федеральной антимонопольной службы о привлечении заявителя к административной ответственности на основании ч. 5 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является законным и обоснованным.
Доводы жалобы общества с учетом установленных судом фактических обстоятельств выводы суда не опровергают, не подтверждают нарушений норм материального права и норм процессуального законодательства, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для отмены судебного акта судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.02.2020 по делу N А40-307099/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В.Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-307099/2019
Истец: ПАО "ТНС энерго Воронеж"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА