город Ростов-на-Дону |
|
17 июня 2020 г. |
дело N А53-1754/2020 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Абраменко Р.А., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу акционерного общества "Почта России"
на решение Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-1754/2020 (мотивированное решение от 14.04.2020),
принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области
(ОГРН: 1046164019440, ИНН: 6164224201)
к акционерному обществу "Почта России" (ОГРН: 1197746000000, ИНН: 7724490000)
о привлечении к административной ответственности,,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области (далее - административный орган, Управление Роскомнадзора по Ростовской области, управление) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении акционерного общества "Почта России" (далее - АО "Почта России", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
24 марта 2020 года судом первой инстанции принято решение путем подписания резолютивной части, в соответствии с которой акционерное общество "Почта России" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей.
14 апреля 2020 года по ходатайству общества судом изготовлен мотивированный текст решения.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Почта России" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что административным органом выявлен факт отсутствия регистрируемого отправления N RB873692635SG, вместе с тем сведений о составлении акта по форме ф. 51 материалы дела об административном правонарушении не содержат. При таком положении факт утраты спорного отправления в Ростовской области управлением не доказан и документально не подтверждён, в силу чего нельзя сделать однозначный вывод о наличии события административном правонарушении, а также о виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.
В силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" разъяснено, что апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судьей единолично по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в результате рассмотрения обращения Дружининой Ю.М. и информации, поступившей из АО "Почта России", выявлено нарушение п. 5 Лицензионных требований по осуществлению деятельности в соответствии с лицензией N 162571 на оказание услуг почтовой связи, раздел XX перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87, п. 46 "6-м "в" Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 (далее ПОУПС), выразившееся в некачественном оказании услуг почтовой связи, в части необеспечения сохранности международного мелкого пакета N RB 873692635 SG в отделении почтовой связи Аксай 346720 Аксайского почтамта УФПС Ростовской области-филиале АО "Почта России".
На основании поступившего обращения Дружининой Ю.М. о факте не выдачи ей 28.12.2019 международного мелкого пакета N RB 873692635 SG по извещению ф. 22 N МР-3178/060204 от 25.12.2019 в ОПС Аксай 346720, т.к он в момент выдачи не был найден, Управлением Роскомнадзора по Ростовской области направлен запрос в АО "Почта России" о предоставлении информации, необходимой для рассмотрения обращения заявителя.
Из информации, полученной из АО "Почта России" (вх. от 17.01.2020 N 450/61) установлено, что необеспечение сохранности международного почтового отправлении N RB 873692635 SG произошло в ОПС Аксай 346720 Аксайского почтамта УФПС Ростовской области-филиале АО "Почта России".
Из анализа поступивших сопроводительных документов установлено, что международное отправление N RB 873692635 SG поступило в ОПС Аксай 346720 25.12.2019, в день поступления распечатано извещение ф.22 и доставлено в адрес получателя, однако, на момент обращения адресата в ОПС Аксай 346720 за получением 28.12.2019, отправление N RB 873692635 SG найдено не было, в связи с чем признано утраченным.
Таким образом, качество услуг почтовой связи не соответствует предоставляемой оператором почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг, в части обеспечения сохранности международного почтового отравления N RB 873692635 SG.
22.01.2020 на основании выявленных нарушений главным специалистом-экспертом Управления Роскомнадзора по Ростовской области в присутствии представителя АО "Почта России" Яновского Е.С. составлен протокол N АП-61/4/44 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании статьи 202 АПК РФ административный орган обратился в суд с заявлением о привлечении АО "Почта России" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
По правилам части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом данного вида правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, обороны страны и безопасность государства.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, заключается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Субъектами правонарушения являются индивидуальные предприниматели, должностные и юридические лица.
При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицо обязано соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий (статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
В силу статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 176-ФЗ "О почтовой связи", статьей 29 Федерального закона N 126-ФЗ "О связи" деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
В статье 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" определено, что услуга связи - деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона "О почтовой связи" за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.
Согласно статье 19 Федерального закона от 17.07.1997 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О связи", Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", гражданским законодательством Российской Федерации, Правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 62 Федерального закона "О связи" защита прав пользователей услугами связи при оказании услуг электросвязи и почтовой связи, гарантии получения этих услуг связи надлежащего качества, право на получение необходимой и достоверной информации об услугах связи и об операторах связи, основания, размер и порядок возмещения ущерба в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, возникающих из договора об оказании услуг связи, а также механизм реализации прав пользователей услугами связи определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей и издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует иметь в виду, что согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
В этой связи несоблюдение при осуществлении лицензируемой деятельности правил оказания услуг почтовой связи является нарушением лицензионных условий.
АО "Почта России" осуществляет данную деятельность на основании лицензии на оказание услуг почтовой связи N 162571.
В соответствии с пунктом 46 "б" "в" ПОУПС, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234, операторы почтовой связи обязаны: обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений и почтовых переводов; обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
Юридическим лицом АО "Почта России" не было обеспечено качественное предоставление услуг почтовой связи в части обеспечения сохранности МПО N RB 873692635 SG в ОПС Аксай 346720, что подтверждается информацией, полученной из АО "Почта России" (вх. от 17.01.2020 N 450/61).
Из анализа поступивших сопроводительных документов установлено, что международное отправление N RB 873692635 SG поступило в ОПС Аксай 346720 25.12.2019, в день поступления распечатано извещение ф.22 и доставлено в адрес получателя, однако, на момент обращения адресата в ОПС Аксай 346720 за получением 28.12.2019, отправление N RB 873692635 SG найдено не было, в связи с чем признано утраченным.
В соответствии с п. 5 лицензии N 162571 на оказание услуг почтовой связи на территории Ростовской области, лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством РФ.
К перечню лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи относятся:
1.Соблюдение срока, в течение которого лицензиат вправе оказывать услуги.
2.Соблюдение даты начала оказания услуг, указанной в лицензии.
3.Оказание услуг на территории, указанной в лицензии.
4.Обеспечение предоставления пользователю:
а)приема почтовых отправлений;
б)обработки почтовых отправлений;
в)перевозки почтовых отправлений;
г)доставки (вручения) почтовых отправлений;
д)почтового перевода денежных средств (для организаций федеральной почтовой связи).
5.Оказание услуг в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
6.Соблюдение требований о наличии у лицензиата и использовании им отличительного знака почтовой связи, предусмотренного законодательством Российской Федерации.
7.Выполнение требований по организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сети почтовой связи и эксплуатации средств почтовой связи.
8.Выполнение требований актов Всемирного почтового союза в области международного почтового обмена.
9.Обеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
10.Обеспечение оказания универсальных услуг почтовой связи (для организаций федеральной почтовой связи).
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении от 22.01.2020 N АП-61/4/44, информацией, полученной из АО "Почта России" (вх. от 17.01.2020 N 450/61), включая сопроводительные документы в отношении международного мелкого пакета N RB 873692635 SG, подтверждается факт нарушения обществом при осуществлении деятельности лицензионных требований.
Таким образом, наличие в действиях АО "Почта России" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, является доказанным.
АО "Почта России", будучи лицом, осуществляющим лицензируемый вид деятельности, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В силу изложенного приведенные обществом доводы апелляционной жалобы о том, что материалы дела об административном правонарушении не содержат сведений о составлении акта по форме ф. 51, в связи с чем факт утраты спорного отправления в Ростовской области управлением не доказан и документально не подтверждён, и нельзя сделать однозначный вывод о наличии события административном правонарушении, а также о виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, подлежат отклонению как противоречащие материалам дела.
Кроме того, составление акта по форме ф.51 в соответствии с п. 9.1 Приказа ФГУП "Почта России" от 07.03.2019 N 98-п "Об утверждении Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений" (вместе с "Порядком приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений (редакция N 2)" предусмотрено при выявлении недостачи или излишков почты; при выявлении несоответствия веса, повреждения оболочки, пломб, перевязей, клейких лент (скотч) емкости или РПО, пересылаемого открыто, несоблюдения требований к порядку направления РПО.
В данном случае из анализа поступивших сопроводительных документов установлено, что международное отправление N RB 873692635 SG поступило в ОПС Аксай 346720 25.12.2019, в день поступления распечатано извещение ф.22 и доставлено в адрес получателя, однако, на момент обращения адресата в ОПС Аксай 346720 за получением 28.12.2019, отправление N RB 873692635 SG найдено не было, в связи с чем признано утраченным.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При должной степени заботливости и осмотрительности предприятие имело возможность для соблюдения установленных требований законодательства. Доказательств невозможности исполнения предприятием требований указанных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов предприятия при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела в суде не истек (Постановление Конституционного Суда РФ от 15.01.2019 N 3-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "СПСР-ЭКСПРЕСС").
Основания для применения положений ст. ст. 2.9, 4.1.1 КоАП РФ, ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ отсутствуют.
Административное наказание назначено с учетом требований ст. ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ в пределах санкции ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-1754/2020 (мотивированное решение от 14.04.2020) оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-1754/2020
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АО "ПОЧТА РОССИИ", ФГУП УФПС Ростовской области филиала "Почта России"