г. Вологда |
|
17 июня 2020 г. |
Дело N А13-19454/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 17 июня 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Докшиной А.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Союз" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 11 февраля 2020 года по делу N А13-19454/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Союз" (ОГРН 1083525000569, ИНН 3525197761; адрес: 160031, Вологодская область, город Вологда, улица Хлюстова, дом 18в; далее - ООО "УК "Союз", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к департаменту городского хозяйства администрации города Вологды (ОГРН 1073525019886, ИНН 3525197602; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Марии Ульяновой, дом 6а; далее - департамент) о признания недействительным предписания от 18.05.2019 N 539.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 11 февраля 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Отмечает, что оспариваемым предписанием на него возлагается проведение работ капитального характера, в то время как в силу договора управления оно обязано организовать оказание услуг и выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД и только в объеме собранных денежных средств.
Департамент отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной в период с 17.09.2019 по 18.09.2019 на основании приказа от 16.09.2019 N 740 внеплановой выездной проверки деятельности общества по вопросу соблюдения им лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным жилым домом N 20 по улице Ловенецкого города Вологды (далее - МКД), департаментом выявлено нарушение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), выразившееся в наличии на цоколе МКД частичных разрушений штукатурного слоя и облицовочной плитки (нарушение пунктов 4.2.1.1, 4.2.3.1 Правил N 170), а также в частичном разрушении отмостки по периметру МКД (нарушение пункта 4.10.2.1 Правил N 170).
По результатам проверки составлен акт проверки от 18.09.2019 N 539 и обществу выдано предписание от 18.09.2019 N 539 об устранении в срок до 20.11.2019 выявленных нарушений.
Не согласившись с таким предписанием, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
В рассматриваемом случае деятельность по управлению МКД осуществляется обществом на основании лицензии Государственной жилищной инспекции Вологодской области от 09.06.2015 N 035000189 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, договора управления многоквартирным домом от 06.04.2010, решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (протокол от 26.02.2008 N 1).
В обоснование своей позиции общество последовательно ссылается на пункт 3.6 ГОСТ Р 56192-2014 Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания общего имущества многоквартирных домов. Общие требования", утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.10.2014 N 1444-ст (далее - ГОСТ Р 56192-2014), приложение N 1 к Закону Вологодской области от 11.06.2013 N 3088-ОЗ "О регулировании некоторых вопросов в сфере организации обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области" (далее - Закон N 3088-ОЗ) и отмечает, что возлагаемый на него предписанием вид работ включен в раздел V вышеназванного приложения "Перечень видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполнение которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта", в связи с этим возложение на него обязанности по выполнению работ в связи с предписанием департамента является неправомерным.
Вместе с тем с такой позицией нельзя согласиться.
Жилищный кодекс Российской Федерации действительно различает текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Вместе с тем из предписания департамента не следует императивное требование устранения выявленных нарушений именно путем проведения капитального ремонта.
Кроме того, лицензионные требования к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами установлены в статье 193 ЖК РФ, а также в Положении о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110).
В силу пункта 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ, подпунктов "а", "б" пункта 3 Положения N 1110 такими требованиями являются, в частности, соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она отвечает за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Несоблюдение этих требований является несоблюдением лицензионных условий осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно разделу II Правил N 170 техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии его элементов.
На основании пункта 4.2.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать в том числе исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
В силу пункта 4.2.3.1 указанных Правил местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. следует устранять по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту.
Как предусмотрено пунктом 4.10.2.1 Правил N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).
В связи с этим суд первой инстанции правильно указал в своем решении, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития, влагозащиту наружных стен, также в процессе эксплуатации жилых домов регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций, в том числе содержание в исправном состоянии отмосток.
При этом местные разрушения облицовки, выкрашивание раствора из швов облицовки следует устранить по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Следует также отметить, что Закон N 3088-ОЗ регулирует отношения, в частности, по установлению видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполнение которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, дополнительно к указанным в частях 1 и 5 статьи 166 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 7 части 7(2) статьи 4 Закона N 3088-ОЗ к отдельным видам услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет начисленных процентов и полученных доходов, указанных в части 7(1) настоящей статьи, регионального оператора, относится, в частности, ремонт фундаментов.
Приложение 1 к Закону N 3088-ОЗ содержит перечень видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполнение которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта (далее - Перечень).
Согласно разделу V "Утепление и ремонт фасадов" вышеуказанного приложения 1 в данный Перечень включены работы по ремонту и утеплению цоколя.
Согласно разделу VII "Ремонт фундаментов многоквартирных домов" вышеуказанного приложения 1 в данный Перечень включены работы по ремонту или замене фундаментов, в частности, ремонт отмостки.
Вместе с тем обществом не предъявлено доказательств того, что для устранения выявленных нарушений необходимо проведение именно капитального ремонта.
Кроме того, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2019 N 12-П разъяснено, что текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме предполагают проведение различных работ с точки зрения их характера, объема, а также порядка организации и выполнения. Так, в соответствии с Правилами N 170 текущий ремонт жилых зданий включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем для поддержания эксплуатационных показателей. Он выполняется с периодичностью от трех до пяти лет с учетом группы капитальности зданий, физического износа и местных условий, а примерный перечень работ, относящихся к текущему ремонту, приведен в приложении 7 к данным Правилам (пункты 2.3.3 и 2.3.4). Капитальный же ремонт предполагает комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Такой ремонт предусматривает привлечение подрядных организаций, требует разработки проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий и проводится в соответствии с примерным перечнем работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, приведенных в приложении 8 к названным Правилам (пункты 2.4.2 и 2.4.5).
В соответствии с пунктом 2 приложения N 7 к Правилам N 170 герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов, ремонт и окраска фасадов относятся к текущему ремонту.
В данном случае выявленное департаментом в ходе проверки частичное разрушение облицовочной плитки и штукатурного слоя цоколя носит локальный характер, его следует устранить в рамках текущего ремонта, не допуская дальнейшее развитие повреждений; ремонт фасада на отдельных участках не относится к капитальному ремонту.
Пунктом 4.2.3.4 Правил N 170 также прямо предусмотрено, что повреждение поверхности цоколя следует оштукатурить цементно-песчаным раствором с введением гидрофобизирующей добавки (например, ГКЖ-10, ГКЖ-11) или облицевать. Цоколи из легкобетонных панелей с поврежденным фактурным слоем или имеющим малую толщину, а также кирпичные цоколи с разрушенной штукатуркой и кладкой, как правило, следует облицовывать плитками из естественного камня, бетонными плитами, керамическими плитками, другими влагостойкими и морозостойкими материалами по согласованию в установленном порядке.
Таким образом, предписание от 18.09.2019 N 539 не противоречит вышеприведенным нормам ЖК РФ, Положения N 1110, Правил N 170. В связи с этим суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленного требования.
Выводы суда, изложенные в решении от 11.02.2020, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 11 февраля 2020 года по делу N А13-19454/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Союз" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-19454/2019
Истец: ООО "Управляющая компания "Союз"
Ответчик: Департамент городского хозяйства Администрации города Вологды