16 июня 2020 г. |
Дело N А83-10513/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.06.2020.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Яковлева А.С.,
судей Кравченко В.Е.,
Приваловой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ждера А.Р.,
с участием представителя Управления федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и г. Севастополю - Рудаковой А.П. по доверенности от 09.01.2020,
в отсутствие представителей Федерального государственного унитарного предприятия "Крымская железная дорога", общества с ограниченной ответственностью "Декор-торг", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Крымская железная дорога" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 05.12.2019 по делу N А83-10513/2019, по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Крымская железная дорога" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью "Декор-торг", о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Крымская железная дорога" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю по делу N 06/1452-19 от 13.06.2019 об отказе в выдаче предписания об отмене протоколов, составленных в рамках проведения Закупки и внесении изменений в аукционную документацию; обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ФГУП "Крымская железная дорога" посредством выдачи Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю предписания об отмене протоколов, составленных в рамках проведения Закупки и внесении изменений в аукционную документацию.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено общество с ограниченной ответственностью "Декор-торг"
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 05 декабря 2019 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с указанным решением, предприятие обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель ссылается на то, что излишние требования в описании товара привели к нарушению ст.16 закона "О защите конкуренции" и отрицательно повлияли на принятие неопределенным кругом хозяйствующих субъектов решения об участии в аукционе.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 30.04.2019 ФГУП "Крымская железная дорога" на официальном сайте http://zakupki.gov.ru было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на "Поставку ремонтных составов с комплектующими" (извещение N 0575400000119000172).
Дата и время начала срока подачи заявок на участие в аукционе - 30.04.2019 09:14, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 23.05.2019 08:00 (с учетом изменений, размещенных в ЕИС 07.05.2019).
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки электронного аукциона 0575400000119000172 от 29.05.2019, аукционной комиссией заказчика принято решение о признании заявки общества с ограниченной ответственностью "ДЕКОР-ТОРГ" соответствующей установленным требованиям и заключении контракта с указанным обществом.
31.05.2019 ФГУП "Крымская железная дорога" обратилось в Крымское УФАС России с заявлением о проведении внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Как следует из указанного заявления, заказчик, ссылаясь на указание им в Разделе IV "Описание объекта закупки (техническое задание)" неверных характеристик клея, а также невозможность внесения изменений в документацию, просил провести внеплановую проверку, по результатам которой выдать предписание о внесении изменений в техническое задание и документацию об электронном аукционе по изв. N 0575400000119000172.
По поступившему обращению Крымским УФАС России было принято Решение от 13.06.2019 года по делу N 06/1452-19 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно указанному Решению, комиссия антимонопольного органа не установила наличие оснований для выдачи предписания об отмене протоколов, составленных в рамках проведения закупки и внесении изменения в аукционную документацию.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
В соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ контроль в сфере закупок осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, в том числе путем проведения внеплановых проверок в отношении субъектов контроля.
Согласно пункту 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе на основании поступившей информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно пункту 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Закрепленный в статье 8 Закона о контрактной системе принцип обеспечения конкуренции (создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок), равно как и корреспондирующие этому принципу специальные положения Закона о контрактной системе, устанавливающие запрет на ограничение количества участников закупочных процедур (доступа к участию в этих процедурах), должны применяться таким образом, чтобы контрактная система способствовала удовлетворению государственных (муниципальных) нужд, обеспечивала экономность и результативность соответствующих бюджетных ассигнований и не приводила к созданию условий для длительного неудовлетворения государственных (муниципальных) нужд, ущемлению прав и законных интересов граждан, в интересах которых осуществляются расходы бюджетов.
Названные положения подлежат учету, в том числе, при оценке пределов полномочий антимонопольных органов в рамках проведения внеплановой проверки.
Согласно правовой позиции, отраженной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2020 N 303-ЭС19-20549 по делу NА04-9325/2018, положения Закона о контрактной системе должны толковаться и применяться таким образом, чтобы обеспечить восстановление прав участников закупки, исключить возможность злоупотребления правом как со стороны участников закупки, так и заказчиков, обеспечить удовлетворение публичных интересов.
Соответственно, если антимонопольным органом осуществляется внеплановая проверка применительно к оценке законности положений документации закупке, такая проверка должна осуществляться с учетом указанных выше пределов и целей регулирования Закона о контрактной системе. Установление в ходе такой внеплановой проверки несоответствий документации требованиям Закона о закупках, которые в данном конкретном случае не повлекли нарушение публичных интересов, прав и законных интересов участников закупки, фактически нивелирует требования, установленные частями 3, 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, и дезавуирует запрет на оценку положений документации после срока окончания подачи заявок.
В настоящем случае, обращаясь с заявлением в антимонопольный орган, заказчик указывал на допущенные им же самим нарушения правил описания предмета закупки (ст. 33 Закона о контрактной системе). Заказчик указал, что описание указанного в техническом задании товара (клея) не дает возможности определить соответствие закупаемого товара требованиям заказчика.
Комиссией Крымского УФАС России сделан правомерный вывод, что единственным участником Закупки было дано согласие на поставку товара в соответствии с техническим заданием, поданная им заявка была признана соответствующей требованиям документации о Закупке, а также ввиду того, что установленные Заявителем требования не повлияли на результаты рассмотрения поданной на участие в Закупке заявки, Комиссия Крымского УФАС России оснований для выдачи предписания об отмене протоколов, составленных в рамках проведения Закупки, и внесении изменений в аукционную документацию не установила.
Как верно указано судом первой инстанции, согласно пункту 3.35 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), комиссия вправе не выдавать предписание.
Кроме того, указанные действия заказчика в настоящем случае фактически направлены на уклонение от заключения государственного контракта с участником закупки, что в силу требований ст. 10 ГК РФ не может быть признано в качестве интереса, достойного защиты.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, которым судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка при правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 05.12.2019 по делу N А83-10513/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Крымская железная дорога" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Яковлев |
Судьи |
В.Е. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-10513/2019
Истец: ФГУП "КРЫМСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И ГОРОДУ СЕВАСТОПОЛЮ
Третье лицо: ООО "Декор-торг"
Хронология рассмотрения дела:
16.06.2020 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-3333/19
05.12.2019 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-10513/19
14.11.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-3333/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-10513/19
22.08.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-10513/19