15 июня 2020 г. |
А38-6673/2019 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Захаровой Т.А., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 16.03.2020 по делу N А38-6673/2019,
принятое по заявлению акционерного общества "Марий Эл Дорстрой" (ОГРН 1111218000079, ИНН 1215154154) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 16.07.2019 N 012/04/7.32.3-328/2019.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Акционерным обществом "Марий Эл Дорстрой" (далее - Общество) проводился конкурс в электронной форме на поставку песка из отсевов дробления ГОСТ 32730-2014, щебня ГОСТ 32703-2014, песка из отсевов дробления ГОСТ 314242010 и щебня марки по значению дробимости не менее М1200 ГОСТ 8267-93 для нужд Общества, о чем на сайте http://www.zakupki.gov.ru опубликовано соответствующее извещение.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в конкурсе от 14.05.2019 на участие в конкурсе подано 2 заявки. Первая часть заявки с порядковым номером 2 (общество с ограниченной ответственностью "Центр-Комплект" (далее - ООО "Центр-Комплект")) не допущена к участию в конкурсе в связи с несоответствием продукции, указанной в заявке на участие в закупке, требованиям документации, а именно, несоответствием заявленного товара в техническом предложении участника (наименование, объем) и требуемого заказчиком согласно технического задания и документации к закупке.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Управление, административный орган) 27.05.2019 поступила жалоба ООО "Центр-Комплект" на действия Общества при проведении конкурса в электронной форме.
Жалоба рассмотрена Управлением в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Комиссией по контролю в сфере проведения торгов Управления 07.06.2019 принято решение по делу N 012/07/4-248/2019, согласно которому жалоба ООО "Центр-Комплект" признана обоснованной.
В соответствии с пунктом 2 решения Управления по делу N 012/07/4-248/2019 в действиях Общества установлено нарушение пункта 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Одновременно Комиссия решила передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении (пункты 3, 4 решения от 07.06.2019 по делу N 012/07/4-248/2019).
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), должностное лицо административного органа 05.07.2019 составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении N 012/04/7.32.3-328/2019.
По итогам рассмотрения материалов дела административным органом 16.07.2019 вынесено постановление N 012/04/7.32.3-328/2019 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 5000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления от 16.07.2019 N 012/04/7.32.3-328/2019.
Решением от 16.03.2020 Арбитражный суд Республики Марий Эл удовлетворил требование Общества.
Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на наличии в действиях Общества нарушения пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выразившегося непосредственно в отсутствии в документации о закупке обоснования необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг.
Объективную сторону данного правонарушения образуют действия, выразившиеся в несоблюдении предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг.
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 указанного Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Советом директоров Общества 25.12.2018 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд Общества (далее - Положение о закупке).
В связи с необходимостью исполнения государственных и муниципальных контрактов в период строительного сезона заказчиком проведен конкурс в электронной форме для субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора поставки песка из отсевов дробления и щебня.
Документация о проведении закупки на поставку песка из отсевов дробления ГОСТ 32730-2014, щебня ГОСТ 32703-2014 и песка из отсевов дробления ГОСТ 31424-2010 и щебня марки по значению дробимости не менее М1200 ГОСТ 8267-93 для нужд Общества утверждена приказом директора Общества 24.04.2019 N 202.
В техническом задании заказчиком установлены требования к приобретаемым товарам, а именно песок из отсевов дробления плотных горных пород должен быть марки по значению дробимости не менее М1400, морозостойкость песка - не менее F400, показатель суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов Аэфф - не более 370 Бк/кг.
Перечисленные конкретные показатели строительных материалов отклоняются от показателей, установленных в ГОСТах и ПНСТ.
В соответствии с пунктом 6.3 ГОСТа 32730-2014 марка по дробимости песка должна быть не менее М400. Согласно положениям ПНСТ 183-2016, ПНСТ 184-2016 марка по дробимости дробленого песка должна быть не ниже М1000.
Пунктом 5 ГОСТа 32730-2014 определены значения удельной эффективной активности естественных радионуклидов Аэфф для песка, которые различаются в зависимости от области применения. Для дорожного строительства в пределах территории населенных пунктов и зон перспективной застройки предусмотрено значение удельной эффективной активности естественных радионуклидов Аэфф до 740 Бк/кг, для дорожного строительства вне населенных пунктов - до 1500 Бк/кг.
Указанные ГОСТы и ПНСТ сведения о показателях морозостойкости песка не содержат.
Кроме того, в техническом задании установлены требования к щебню марки по значению дробимости не менее 1400 по размерам фракции: св. 4 до 16 мм, св. 4 до 11,2 мм, св. 4 до 22,4 мм, св. 16 до 31,5 мм.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 ГОСТа 32703-2014 щебень и гравий из горных пород выпускают в виде следующих основных (стандартных) фракций: от 4 до 5,6 мм; св. 5,6 до 8 мм; св. 8 до 11,2 мм; св. 11,2 до 16 мм; св. 16 до 22,4 мм; св. 22,4 до 31,5 мм; св. 31,5 до 45 мм; св. 45 до 63 мм. По согласованию изготовителя с потребителем возможен выпуск щебня и гравия в виде более крупной фракции от 63 до 90 мм.
Следовательно, установленные заказчиком требования к фракции щебня отличаются от ГОСТа 32703-2014.
Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизменяемых требований к участникам закупки.
Порядок информационного обеспечения закупки установлен статьей 4 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно.
Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования.
Положения Закона о закупках не содержат закрытого перечня требований, которые могут предъявляться к участникам и предмету закупки, либо прямого запрета на применение к ним какого-либо требования. Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями данного Закона, в том числе, создавая условия для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Как установлено судебными инстанциями по делу N А38-5659/2019, обоснование технических характеристик песка и щебня, отличных от ГОСТа 32703-2014, было представлено Обществом в антимонопольный орган.
Суды по делу N А38-5659/2019 пришли к выводу, что требования Общества о закупке песка и щебня со спорными характеристиками не противоречат ни соответствующим стандартам, ни нормам Закона о закупках, а также не ограничивают конкуренцию.
В настоящем деле суд первой инстанции исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, обоснованно посчитал недоказанным в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
При этом следует отметить, что пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках не регламентирует критерии обоснования необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.
Вопреки доводам апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает нарушение требований названной нормы права при оформлении Обществом документации о проведении рассматриваемой закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил постановление Управления от 16.07.2019 N 012/04/7.32.3-328/2019.
Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Республики Марий Эл полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 16.03.2020 по делу N А38-6673/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-6673/2019
Истец: АО Марий Эл Дорстрой
Ответчик: УФАС по РМЭ