город Омск |
|
16 июня 2020 г. |
Дело N А46-24780/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4218/2020) Министерства региональной безопасности Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 06.04.2020 по делу N А46-24780/2019 (судья Чулков Ю.П.), принятое по иску Министерства региональной безопасности Омской области (ИНН 5504004726, ОГРН 1025500988150) к Омскому отдельскому казачьему обществу Сибирского войскового казачьего общества (ИНН 5503043063, ОГРН 1025500754927) о взыскании части субсидии по соглашению N 9 от 14.05.2019 в сумме 601 870 рублей,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, - Главного управления финансового контроля Омской области,
при участии в судебном заседании представителеz Министерства региональной безопасности Омской области - Головкина Вадима Анатольевича по доверенности от 05.08.2019 N 1198;
УСТАНОВИЛ:
Министерство региональной безопасности Омской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Омскому отдельскому казачьему обществу Сибирского войскового казачьего общества (далее - Казачье общество, ответчик) о взыскании части субсидии по соглашению от 14.05.2019 N 9 в сумме 601 870 руб.
Определением арбитражного суда от 18.02.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено Главное управление финансового контроля Омской области (далее- Управление финансового контроля, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Омской области от 06.04.2020 по делу N А46-24780/2019 в иск Министерства удовлетворен частично, с Казачьего общества в бюджет Омской области взыскана часть субсидии по соглашению от 14.05.2019 N 9 в сумме 457 118 руб.20 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований Министерства отказано. Этим же решением с Казачьего общества в федеральный бюджет взыскана государственная пошлина в сумме 12 142 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении его исковых требований о взыскании с Казачьего общества части субсидии по соглашению от 14.05.2019 N 9 в сумме 144 751 руб. 80 коп., принять в указанной части новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что Казачьим обществом в заявлении указана недостоверная информация о сроках проведения мероприятий, чем нарушены условия предоставления субсидии. Кроме того к отчету представлены документы, содержащие недостоверные сведения о размере произведенных затрат, в этой связи часть субсидии в размере 144 751 руб. 80 коп. подлежит возврату в бюджет Омской области.
Казачье общество, Управление финансового контроля, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей указанных участвующих в деле лиц в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя истца, установил следующие обстоятельства.
Постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 N 260-п утверждена государственная программа Омской области "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций, участие в обеспечении общественного правопорядка и общественной безопасности Омской области" (далее также - Госпрограмма), ответственным исполнителем которой согласно редакции Госпрограммы от 21.12.2017 является Главное управление региональной безопасности Омской области.
В целях реализации Госпрограммы приказом Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Омской области от 11.12.2013 N 15-п утверждена ведомственная целевая программа "Совершенствование механизмов организации и проведения мероприятий по гражданской обороне и предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера", одной из задач которой является создание условий для развития казачьих обществ.
В рамках выполнения этой задачи Главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Омской области разработано мероприятие "Предоставление субсидий некоммерческим организациям - казачьим обществам на осуществление уставной деятельности" (далее - Мероприятие), источником финансирования которого является бюджет Омской области.
Порядок предоставления субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, и определение объема субсидий регламентированы постановлением Правительства Омской области от 22.05.2013 N 113-п (далее - Порядок N 113-п).
Указом губернатора Омской области N 33 от 13.03.2019 Главное управление региональной безопасности Омской области переименовано в Министерство региональной безопасности Омской области.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4, подпунктом 4 пункта 13 Порядка N 113-п (в редакции от 30.01.2019) одним из условий предоставления субсидий является заключение Казачьим обществом с Главным управлением региональной безопасности Омской области Соглашения.
Согласно подпункту 2 пункта 13, подпункту 3 пункта 4, пункту 14, пунктам 16, 17 Порядка N 113-п условием предоставления субсидий является также представление отчетов об использовании субсидий в сроки и по форме, которые установлены Главным управлением региональной безопасности Омской области (Министерством региональной безопасности Омской области - в редакции Порядка N 113-п от 29.05.2019).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 приказа Главного управления региональной безопасности Омской области от 01.02.2016 N 4-п "О мерах по реализации постановления Правительства Омской области от 22 мая 2013 года N 113-п" срок предоставления отчета об использовании субсидий - до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом текущего года, кроме отчета об использовании субсидий за 4 квартал каждого года, который представляется до 20 декабря текущего года.
В целях получения субсидии и участия в Мероприятии, финансирование которого осуществлялось за счет средств бюджета Омской области, Казачьим обществом подано соответствующее заявление.
Распоряжением Главного управления региональной безопасности Омской области (далее - Главное управление) от 14.05.2019 N 80-р Казачьему обществу предоставлена субсидия в сумме 1 000 000 руб. из областного бюджета "на финансовое обеспечение затрат по осуществлению уставной деятельности, порядком предоставления которой установлено требование о последующем подтверждении ее использования в соответствии с целями предоставления от 14.05.2019".
14.05.2019 между Главным управлением и Казачьим обществом заключено соглашение N 9 о предоставлении из областного бюджета субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением на финансовое обеспечение затрат с последующим подтверждением их использования в соответствии с целями предоставления (далее - Соглашение) в сумме 1 000 000 руб.
После заключения Соглашения 17.05.2019 денежные средства в указанной сумме перечислены из бюджета Омской области на счет Казачьего общества.
Казачье общество 15.10.2019 представило в Министерство отчет об использовании субсидии и документы, необходимые для контроля расходования средств субсидии.
По результатам проверки расходования субсидии Министерством 22.10.2019 составлено заключение о приемке к учету финансового отчета об использовании субсидии, которым к учету принят финансовый результат в сумме 398 130 рублей.
Министерством 24.10.2019 ответчику направлено уведомление о возврате средств субсидии, превышающих эту сумму, однако Казачье общество ответило отказом, что послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с соответствующим иском о взыскании с ответчика части субсидии по соглашению от 14.05.2019 N 9 в сумме 601 870 руб.
При рассмотрении спора суд первой инстанции пришел к выводу о нецелевом расходовании Казачьим обществом средств субсидии в части 457 118 руб. 20 коп., в связи с чем удовлетворил исковые требования Министерства в этой части.
Вместе с тем судом первой инстанции не установлены нарушения Казачьим обществом условий соглашения предоставления субсидии от 14.05.2019 N 9 в части расходования 144 751 руб. 80 коп. субсидии, что послужило основанием для отказа в удовлетворении иска в указанной части.
Не согласившись с решением суда первой инстанции от 06.04.2020 по делу А 46-24780/2019 в части отказа в удовлетворении иска о взыскании с ответчика 144 751 руб. 80 коп. и полагая, что указанные расходы ответчика за май 2019 года не относятся к периоду, на который выдана субсидия, Министерство реализовало свое право на обжалование принятого Арбитражным судом Омской области судебного акта в апелляционном порядке.
При рассмотрении жалобы суд апелляционной инстанции руководствуется пунктом 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которому, если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведённых в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Учитывая, что Министерством решение суда первой инстанции обжалуется только в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании субсидии по соглашению от 14.05.2019 N 9, и от спорящих сторон не поступили возражения против проверки решения суда первой инстанции в части, суд апелляционной инстанции рассматривает законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой Министерством части.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 266, части 5 статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены исходя из следующего.
В силу абзаца 3 части 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее также - БК РФ) порядок определения объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.
Частью 3 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий указанным лицам, должны определять, в том числе порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Статьей 34 БК РФ установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В рассматриваемом случае предоставление субсидий некоммерческим организациям - казачьим обществам на осуществление уставной деятельности", источником финансирования которого является бюджет Омской области и регламентированный постановлением Правительства Омской области от 22.05.2013 N 113-п Порядок предоставления субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, осуществлены в целях реализации государственной программы Омской области "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций, участие в обеспечении общественного правопорядка и общественной безопасности Омской области".
Согласно подпункту 1 пункта 4, подпункту 4 пункта 13 Порядка N 113-п (в редакции от 30.01.2019) одним из условий предоставления субсидий является заключение Казачьим обществом с Главным управлением региональной безопасности Омской области Соглашения.
В соответствии с пунктом 4.3 Соглашения в обязанности Казачьего общества вменено:
- представлять в Главное управление документы в срок до 13.05.2019;
- направлять субсидию на финансовое обеспечение затрат с последующим подтверждением их использования в соответствии с целями предоставления;
- не приобретать за счет Субсидии иностранную валюту, за исключением операций, указанных в пункте 3 статьи 78.1 БК РФ;
- вести обособленный аналитический учет операций, осуществляемых за счет Субсидии;
- представлять в Главное управление: отчет о расходах Казачьим обществом, источником финансового обеспечения которых является Субсидия, по форме, утвержденной Соглашением N 9 (приложение N 1), не позднее 15 рабочего дня, следующего за отчетным кварталом;
- направлять по запросу Главного управления документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за соблюдением порядка, целей и условий предоставления Субсидии в соответствии с пунктом 4.2.4 настоящего Соглашения, в течение 5 рабочих дней со дня получения указанного запроса;
- в случае получения от Главного управления требования (в связи с установлением Главным управлением или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте (ах) нарушения Казачьим обществом порядка, целей и условий предоставления Субсидии, предусмотренных правилами предоставления субсидии и (или) Соглашением, в том числе указания в документах, представленных Казачьим обществом в соответствии с Порядком или Соглашением, недостоверных сведений) устранить факт (ы) нарушения порядка, целей и условий предоставления Субсидии в сроки, определенные в указанном требовании;
- возвратить в областной бюджет Субсидию в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
Пунктом 21 Порядка N 113-п, пунктом 4.3.17 Соглашения установлено, что в случае нарушения Казачьим обществом условий предоставления субсидий оно обязано возвратить субсидию (часть субсидии) в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления Министерства о возврате субсидии.
По мнению Министерства, Казачье общество нарушило условия предоставления субсидии, а именно: произведенные Казачьим обществом финансовые затраты не соответствуют мероприятиям, установленным решением комиссии согласно заявленной им смете расходов на выдачу субсидии.
В обоснование иска в части взыскания 144 751 руб. 80 коп. Министерством указано на нарушение Казачьим обществом пункта 1.2 Соглашения, а именно: представление документов на возмещение затрат за предыдущие периоды (май 2019 года), в то время как субсидия выдана на финансовое обеспечение затрат в период проведения мероприятия по охране общественного порядка и осуществление уставной деятельности на июнь-август 2019 года, что позволяет расходование субсидии только в указанный период.
Вместе с тем, в силу пункта 1.2 Соглашения целью предоставления субсидии является финансовая поддержка, а именно финансовое обеспечение затрат с последующим подтверждением их использования в соответствии с целями предоставления, Казачьего общества, осуществляющего уставную деятельность на территории Омской области, направленную на реализацию следующих мероприятий:
- участие членов казачьих обществ: в проведении мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения; в охране общественного порядка;
По верному замечанию суда первой инстанции, указанный пункт Соглашения не только не содержит запрета на использование средств субсидии до начала мероприятий, для обеспечения которых она выдана, но и прямо предусматривает использование средств субсидии при тратах Казачьего общества на участие в указанных предстоящих мероприятиях, об этом свидетельствует предшествование во времени необходимых затрат проведению самих мероприятий, для обеспечения которых выдана субсидия и понесены эти затраты, учитывая, что пунктом 1.2 Соглашения прямо предусмотрено обеспечение затрат с последующим подтверждением их использования, что свидетельствует о гарантированной средствами субсидии возможности понести необходимые для выполнения мероприятий затраты с подтверждением в последующем целевого использования этих средств.
Этот вывод следует также из сопоставления приложенной истцом к исковому заявлению копии сметы расходов на проведение мероприятий по охране общественного порядка, представленной Казачьим обществом вместе с заявлением о выдаче субсидии, согласно которой срок проведения мероприятий июнь-август 2019 года, а значит днем их начала является 01.06.2019, и представленной ответчиком копии плана организационно-технических мероприятий по обеспечению безопасности на территории курорта Чернолучье Омской области в летний период 2019 года, утвержденного первым заместителем председателя Правительства Омской области 15.05.2019, согласно которому обустройство постов пропуска в границах курорта Чернолучье (установка постов, ограждения, шлагбаумов и т.п.) и обеспечение экипировкой членов казачьих обществ (одежда, жилеты, светоотражающие нашивки, жезлы, фонари) должно быть завершено до 31.05.2019, ответственный исполнитель - Щербань В.В., являющийся атаманом Казачьего общества.
В апелляционной жалобе Министерство сослалось на указание ответчиком в заявлении о предоставлении субсидии недостоверной информации о сроках проведения мероприятий, а также на то, что к отчету представлены документы, содержащие недостоверные сведения о размере произведенных затрат.
Так, в пунктах 4 и 5 заявления по форме, утвержденной Главным управлением, указаны мероприятия: оплата услуг по перевозке вагонов для несения службы, а также закупка материального имущества и принадлежностей для обеспечения несения службы казаками на постах согласно сметы, изготовление документации на посты для несения службы казаками со сроком их проведения 1 июня по 31 августа 2019 года.
Вместе с тем указанные мероприятия Казачьим обществом проведены в мае 2019 года, что подтверждается отчетом от 15.10.2019 с приложенными к нему документами:
- договор о перевозке груза на сумму 20 000 руб. заключен 25.05.2019, оплата осуществлена 31.05.2019 по платежному поручению N 75 (Раздел 4 отчета);
- договор купли продажи N Б-009 на сумму 1 800 руб. заключен 24.05.2019, оплата осуществлена 24.05.2019 по платежному поручению N70 (Раздел 5 отчета);
- договор купли продажи N Б-007 на сумму 1 920 руб. заключен 24.05.2019, оплата осуществлена 24.05.2019 по платежному поручению N71 (Раздел 5 отчета);
- договор купли продажи N Б-008 на сумму 1 920 руб. заключен 24.05.2019, оплата по платежному поручению N 69 от 24.05.2019. в размере 14 295 руб. осуществлена на большую сумму, чем установлено указанным договором, по счету от 23.05.2019 (Раздел 5 отчета);
- к договору клиентского счета N 000-228295 (типовые условия продажи) представлено УПД N 016/2019-0009919 от 27.05.2019 на сумму 94351 руб. и платежное поручение N 68 от 23.05.2019 на сумму 94 351 руб. При этом согласно представленным документам оплата произведена ранее выставленного УПД, кроме того в платежном поручении указано об оплате по договору клиентского счета N 016/710168 от 24.09.2018 по сметам N 568390/568374/5683863 от 22.05.2019, что не соответствует указанному договору и УПД (Раздел 5 отчета);
- договор купли продажи N Б-001 на сумму 12385,80 руб. заключен 24.05.2019, оплата осуществлена 24.05.2019 по платежному поручению N72 (Раздел 5 отчета).
Вместе с тем Министерством не принято во внимание, что указанные затраты произведены Казачьим обществом в мае 2019 года на основании пункта 7 Плана организационно-технических мероприятий по обеспечению безопасности на территории курорта Чернолучье Омской области в летний период 2019 года, утвержденного Первым заместителем Председателя Правительства Омской области В.П.Бойко от 15.05.2019 N Исх-19/пр-3271/02, что не противоречит пункту 1.2 Соглашения, а выявленные Министерством недостатки и замечания в подтверждающих документах Казачьим обществом в соответствии с пунктом 4.3 Соглашения устранены и исправлены.
По утверждению Казачьего общества, договор купли-продажи N Б-008 от 24.05.2019 составлен ответчиком на основании предыдущих договоров, в которых допущена опечатка прошлых договоров в пункте 3.1.
Материалами дела подтверждается, что указанная опечатка ответчиком устранена: в договоре купли-продажи N Б-008 от 24.05.2019 в пункте 3.1. цифры и расшифровка "1920,00 (одна тысяча девятьсот двадцать рублей) 00 копеек" заменены на "14 295,00 (четырнадцать тысяч двести девяносто пять рублей) 00 копеек".
В отношении договора клиентского счета от 22.05.2019 N 000-228295 с ООО "Леруа Мерлен Восток", ответчик пояснил, что ранее действовал договор клиентского счета от 24.09.2018 N 016/710168, по которому предварительно уточнены суммы затрат согласно сметам продавца для пополнения данного счета согласно порядку приобретения товаров за безналичный расчет (пункт З данного договора).
Во избежание отказа в принятии к учету данных затрат договор был обновлен и бухгалтер ответчика произвел комментарий в платежном поручении на основании старых документов, поскольку договор получен ответчиком в момент получения товара - 27.05.2019. Согласно пункту 4 договора клиентского счета УПД предоставляется в момент выдачи товара.
В отношении договора возмездного оказания услуг от 01.07.2019 судом апелляционной инстанции установлено, что ответчиком ошибочно продублирована платежная ведомость за июнь 2019 года вместо июля 2019 года.
Таким образом, Казачьим обществом устранены предъявленные Министерством претензии к документам, приложенным к отчету о расходах, источником финансового обеспечения которых является Субсидия, что свидетельствует об отсутствии нарушения Соглашения части требования о взыскании с ответчика 144 751 руб. 80 коп.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении исковых требований Министерства о взыскании с Казачьего общества части субсидии по соглашению от 14.05.2019 N 9 в сумме 144 751 руб. 80 коп., суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются, поскольку Министерство при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину не платило и согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 06.04.2020 по делу N А46-24780/2019
оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-24780/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Омское Отдельское Сибирского Войскового Казачьего общества
Третье лицо: Главное управление финансового контроля Омской области