город Москва |
|
17 июня 2020 г. |
дело N А40-199280/18 |
Резолютивная часть постановления оглашена 15.06.2020.
Полный текст постановления изготовлен 17.06.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ИФНС России N 14 по г. Москве, ООО "Медта Экстеншнс" и Правительства г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.01.2020
по делу N А40-199280/18
по заявлению ООО "Медиа Экстеншнс" (ИНН 7714391183, ОГРН 1167746525726)
к ИФНС России N 14 по г. Москве (ИНН 7714014428, ОГРН 1047714089048)
третьи лица: УФНС России по г. Москве, Правительство г. Москвы
о признании недействительным решения; об обязании устранить допущенные нарушения;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - Просветова Е.И. по доверенности от 11.06.2020;
от УФНС России по г. Москве - Осипова А.С. по доверенности от 14.01.2020;
от Правительства г. Москвы - Макеева И.А. по доверенности от 14.10.2019;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.01.2019 признано недействительным решение ИФНС России N 14 по г. Москве от 30.05.2018 N 16-14/742 об отказе в привлечении ООО "Медиа Экстеншнс" к ответственности за совершение налогового правонарушения и доначисления налога на имущество организаций за налоговый период 2016 в размере 2.942.890 руб.; в остальной части в удовлетворении заявленных требований, отказано.
ИФНС России N 14 по г. Москве, ООО "Медта Экстеншнс" и Правительства г. Москвы не согласились с выводами суда, обратились с апелляционными жалобами, просят изменить мотивировочную часть решения суда, исключив вывод арбитражного суда о том, что в данном случае ненадлежащего учета объекта налогообложения (его стоимостных) характеристик налогоплательщиком в спорном периоде не допущено.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители налоговых органов и Правительства г. Москвы в судебном заседании поддержали свои доводы апелляционных жалоб.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка на основании представленной обществом 13.10.2017 налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2016, о чем составлен акт камеральной налоговой проверки от 29.01.2018 N 789 и принято решение от 30.05.2018 N 16-14/742 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение правонарушения с доначислением суммы налога на имущество организаций в размере 3.252.285 руб.
Решением УФНС России по г. Москве от 18.07.2018 N 21-19/149648 решение ИФНС России N 14 по г. Москве оставлено без изменения, что послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Из материалов дела следует, что заявителю на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером 77:09:0005013:9581, расположенное по адресу: Москва, Хорошевское шоссе, дом 32А, находящееся в здании с кадастровым номером 77:09:0005013:1007. которое включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (п. 4637 постановления Правительства г. Москвы 700-ПП от 28.11.2014 (в редакции, действующей с 01.01.2016).
Кадастровая стоимость принадлежащего заявителю помещения утверждена постановлением Правительства г. Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в г. Москве".
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве от 08.11.2016 N 51-6308/2016 сведения об объекте недвижимости, использованные при определении кадастровой стоимости помещения заявителя, признаны недостоверными. Заказчику работ по определению кадастровой стоимости поручено обеспечить определение кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Во исполнение указанного решения заказчиком кадастровых работ - Департамент городского имущества г. Москвы, определена кадастровая стоимость помещений с учетом установленных Комиссией достоверных сведений об объектах недвижимости.
Результат пересмотра кадастровой стоимости внесен в Государственный кадастр недвижимости (ГКН).
При этом заявителем исчислен и уплачен налог на имущество организаций за 2016 год исходя из кадастровой стоимости, являвшейся предметом оспаривания в Комиссии.
Инспекцией проведена камеральная проверка налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2016 года, представленной заявителем 13.10.2017.
По результатам проверки инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки от 29.01.2018 N 789 и вынесено решение, которым обществу доначислен налог на имущество организаций в размере 3.252.285 руб. и предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
11.12.2018 определением Арбитражного суда г. Москвы производство по делу N А40-199280/2018 приостановлено до вступления в законную силу решения Московского городского суда по административному делу N За-3533/2018 по административному исковому заявлению о признании недействительным п. 3 постановления Правительства г. Москвы от 26.12.2016 N 937-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства г. Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП" и результатов рассмотрения Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации кассационной жалобы ООО "Юмакс" на судебные акты по делу N А40-232515/2017.
31.10.2018 решением Московского городского суда по административному делу N За-3533/2018 п. 3 постановления Правительства г. Москвы от 26.12.2016 N 937-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства г. Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП" признан недействующим со дня принятия в той части, в какой он применяется для целей, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, с 01.01.2016, в случаях увеличения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Основанием принятия указанного решения явились выводы суда о недопустимости придания обратной юридической силы кадастровой стоимости, определенной в течение налогового периода, в тех случаях, когда она влечет за собой увеличение объема налоговых обязательств для собственника объекта недвижимости. Также незаконным признано применение увеличенной кадастровой стоимости в текущем и прошедшем налоговых периодах в заключениях Прокуратуры г. Москвы и Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Положениями Налогового кодекса Российской Федерации установлен на территории Российской Федерации среди прочих налог на имущество организаций (глава 30), для которого предусмотрено его введение в действие законами субъектов Российской Федерации с момента такого введения в действие; при установлении налога федеральным законодателем установлено, что законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с положениями главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (абз. 2 п. 2 ст. 372 НК РФ).
Налогоплательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 настоящего Кодекса (п.1 ст. 373 НК РФ).
Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество ( в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378, 378.1 Налогового кодекса Российской Федерации (ст. 374 НК РФ).
Пунктом 2 ст. 375, ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года налогового периода, утвержденная в установленном порядке; закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).
Постановлением Правительства г. Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в г. Москве" утверждена кадастровая стоимость объектов капитального строительства в г. Москве (в том числе помещений).
Данное постановление вступило в силу с 18.12.2014 применяется к отношениям, возникающим с 01.01.2015 и действует до 01.01.2017.
При этом необходимо учитывать, что положениями ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации") (в редакции, действующей до 01.01.2017) установлено, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных ст. 24.19 Закона N 135-ФЗ.
В соответствии со ст. 24.17 Закона N 135-ФЗ результаты кадастровой оценки подлежат утверждению заказчиком работ по определению кадастровой стоимости (исполнительным органом субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления) передаче в Росреестр и официальному опубликовании.
После этого согласно ст. 24.20 Закона N 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости объекта вносятся в государственный кадастр недвижимости (ГКН).
Соответственно, для целей налогообложения учитывается кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества (в том числе помещения), внесенная в ГКН по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Решением Управление Федеральной налоговой службы по г. Москвы решение инспекции оставлено без изменения.
В соответствии с определением Верховного суда Российской Федерации от 19.07.2019 N А40-232515/2017 и апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2019 N 5-АПА19-12 сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости заявителя, утвержденной постановлением Правительства г. Москвы от 26.12.2016 N 937-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства г. Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП", не могут быть применены в спорном налоговом периоде; отменяя постановление Правительства г. Москвы от 26.12.2016 N 937-ПП в части его ретроспективного применения, действие постановления Правительства г. Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП в периоде с 01.01.2016 по 31.12.2016 восстановлено судом в прежней редакции.
Налог на имущество организаций, в соответствии со ст. ст. 12, 14 Налогового кодекса Российской Федерации, является региональным налогом и находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 373 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 Кодекса.
Пунктом 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378, 378.1, 378.2 Кодекса.
Исходя из положений п. 1 ст. 375 Кодекса, налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено п. 2 данной статьи, в соответствии с которым налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 Кодекса.
Учитывая, что объект недвижимого имущества включен в Перечень, утвержденный постановлением Правительства г. Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП, налоговой базой по налогу на имущество организаций за 2016 год устанавливается его кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 01.01.2016.
Для целей налогообложения по налогу на имущество организаций в налоговом периоде, соответствующем 2016, кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества определена по состоянию на 01.01.2014 и утверждена постановлением Правительства г. Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП.
Период действия указанного нормативного правового акта: с 01.01.2015 (п. 3 постановления в редакции постановления Правительства г. Москвы от 28.09.2017 N 725-ПП) по 31.12.2016 (п. 2 постановления Правительства г. Москвы от 29.11.2016 N 790-ПП).
Таким образом, совокупностью нормативных правовых актов (ст. 375 НК РФ, постановление Правительства г. Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП) установлено императивное предписание применения утвержденной в установленном законом порядке кадастровой стоимости для целей регулирования налоговых правоотношений в периоде с 01.01.2015 по 31.12.2016.
Постановлением Правительства г. Москвы от 26.12.2016 N 937-ПП в постановление Правительства г. Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП внесены изменения, в том числе, утверждена в измененном размере кадастровая стоимость принадлежащего заявителю объекта недвижимости.
Положения постановления Правительства г. Москвы от 26.12.2016 N 937-ПП, предусматривающие применение вновь утвержденной кадастровой стоимости на период с 01.01.2016 в установленном Законом порядке признаны противоречащими закону, а потому недействующими с момента принятия (решение Московского городского суда от 31.10.2018 по административному делу N За-3533/2018, Апелляционное определение Верховного суда Российской Федерации от 06.03.2019 по делу N 5-АПА19-12).
Из материалов дела следует, что заявитель в налоговой декларации по налогу на имущество в налоговом периоде, соответствующем 2016 в качестве налоговой базы применена кадастровая стоимость, утвержденная постановлением Правительства г. Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП, поскольку именно такая кадастровая стоимость отражена в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 01.01.2016.
В материалы настоящего дела представлено решение Московского городского суда от 02.08.2018 по делу N За-2036/2018 об установлении рыночной стоимости объекта, определенной по состоянию на 01.10.2016 в размере 505.444.543 руб.
Таким образом, с учетом решения Московского городского суда от 02.08.2018 заявленные требования удовлетворены частично и признано недействительным решение инспекции от 30.05.2018 N 16-14/742 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и доначисления налога на имущество организаций за налоговый период 2016 в размере 2.942.890 руб.; в остальной части в удовлетворении заявленных требований, отказано.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.01.2020 по делу N А40-199280/18 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-199280/2018
Истец: ООО "МЕДИА ЭКСТЕНШНС", Правительство г. Москвы
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 14 ПО Г. МОСКВЕ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ