г. Челябинск |
|
16 июня 2020 г. |
Дело N А07-26146/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Карпачевой М.И., Тимохина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ахтырской Н.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.03.2020 по делу N А07-26146/2019.
Индивидуальный предприниматель Дробязко Александр Николаевич (далее - заявитель, предприниматель, ИП Дробязко А.Н.) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Министерство) в котором просил признать незаконным бездействие Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по рассмотрению заявления истца по существу поставленных вопросов и непредставлении письменного мотивированного ответа истцу в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения и, как следствие, в уклонении от проведения аукциона на право заключения договора аренды по земельному участку с кадастровым номером 02:55:010836:89, на срок 10 лет, в целях строительства гостиницы.
В целях восстановления и защиты нарушенных прав и законных интересов истца, обязать Министерство рассмотреть заявление истца по существу поставленных вопросов и в течение 30 дней совершить действия по организации проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:010836:89, на срок 10 лет, в целях строительства гостиницы (требования изложены с учетом их уточнения заявителем, принятым судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора привлечено Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.03.2020 (резолютивная часть оглашена 27.02.2020) заявление индивидуального предпринимателя удовлетворено. Суд признал незаконным бездействие Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по нерассмотрению по существу заявления индивидуального предпринимателя Дробязко Александра Николаевича N 22951 от 04.09.2019 об обязании провести аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:010836:89.Обязал Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя и в течение месяца со дня вступления в законную силу решения рассмотреть по существу заявление N 22951 от 04.09.2019 об обязании провести аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:010836:89 в соответствии со ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
С вынесенным решением не согласилось Министерство, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заинтересованное лицо (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель апелляционной жалобы ссылается на необоснованность возложения судом первой инстанции обязанности по рассмотрению заявки предпринимателя, поскольку Министерством совершаются действия по подготовке и организации проведения аукциона на право заключение договора аренды на испрашиваемый земельный участок.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.04.2019 предприниматель Дробязко А.Н. обратился в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении путем проведения торгов в форме аукциона права на заключение договора аренды земельного участка сроком на 10 лет в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:55:010836:89 (л.д. 7).
29.04.2019 Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан письмом исх. N ДС-19/1350-5 сообщило предпринимателю, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 02:55:010836:89 установленный "для строительства спортивных сооружений, объектов", не соответствует цели использования участка. В связи с чем отказало в проведении аукциона (л.д. 8).
21.08.2019 предприниматель обратился в адрес Министерства с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 02:55:010836:89 (л.д. 55).
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29.08.2019 N 1245 разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 02:55:010836:89, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Менделеева, д. 154а, изменено с вида "для строительства спортивных сооружений, объектов" на вид "гостиничное обслуживание", о чем заявителю было сообщено письмом от 01.10.2019 N ДС-19/2786-Г (л.д.56).
Письмом N 22951 от 04.09.2019 предприниматель вновь обратился в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении, путем проведения торгов в форме аукциона права на заключение договора аренды земельного участка сроком на 10 лет в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:55:010836:89 (л.д. 58).
В ответном письме исх.N ДС-19/2836-Г от 04.10.2019 Министерство сообщило, что в настоящее время в соответствии со ст.39.11 Земельного кодекса Российской Федерации ведомством приняты меры по подготовке и организации проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (л.д. 59).
21.01.2020 Министерство направило в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан запрос о возможности проведения аукциона до определения технического регламента предельных параметров разрешенного использования (л.д. 64-65).
Обращаясь с настоящими требованиями, заявитель указал, что письмо Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 04.10.2019 не может расценить в качестве мотивированного ответа по существу поставленных в его заявлении вопросов, поскольку оно носит только информационный характер и лишь сообщает о нахождении заявления истца на стадии подготовки к организации проведения аукциона. Полагая бездействие Министерства не соответствующим закону и нарушающим экономические интересы заявителя, он обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции установил факт обращения предпринимателя в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка путем проведения торгов и длительное отсутствие его рассмотрения, сохраняющееся на дату рассмотрения спора, что противоречит положениям подпункта 9 части 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший.
Из пояснений заинтересованного лица следует, что участок с кадастровым номером 02:55:010836:89 в соответствии с проектом "Уфа. Корректировка генерального плана", утвержденным решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 04.08.2006 N 14/4, расположен в функциональной зоне общественно-делового назначения; в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденными решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 N 7/4 (в редакции от 20.03.2013 N 15/6, от 28.06.2017 N 12/7, от 27.06.2018 N 28/15), расположен в территориальной зоне ОД-2 (общественно-деловая зона), предназначенной для широкого спектра коммерческих и обслуживающих функций застройки, формирующей общественно-деловой центр городского округа, включающий объекты социального, культурного, спортивного назначений. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства по территориальным зонам приведены в таблице N 1 ст. 44, предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства приведены в таблице N 2 ст. 45 вышеуказанных Правил и имеются в открытом доступе; согласно проекту планировки территории в границах проспекта Салавата Юлаева, реки Уфа, лесного массива, ул. Софьи Перовской, Степана Кувыкина, Менделеева в Кировском, Советском, Октябрьском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденному постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30.03.2012 г. N 934, расположен на территории, предусмотренной для размещения объекта общественно-делового назначения - гостиницы; не расположен на территории общего пользования в границах красных линий.
Согласно пункту 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.11 Земельного Кодекса Российской Федерации проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в порядке, установленном указанным пунктом.
Как следует из подпункта 9 части 4 статьи 39.11 Земельного Кодекса Российской Федерации, уполномоченным органом осуществляется проверка наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.
Из материалов настоящего дела усматривается, что заявление индивидуального предпринимателя Дробязко Александра Николаевича N 22951 от 04.09.2019 о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:010836:89 в установленный законом двухмесячный срок, по существу не рассмотрено. Действий направленных на проведение аукциона Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан не совершено.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на письмо Министерства от 04.10.2019 исх. N ДС-19/2836-Г, в котором заинтересованное лицо сообщило заявителю о принятии мер по подготовке и организации проведения аукциона на право заключения договора аренды на испрашиваемый земельный участок, не подлежит оценке в качестве решение о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона, о чем судом первой инстанции сделаны правильные выводы.
При таких обстоятельствах, Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан допущено бездействие, которое не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные
В случае признания оспариваемого акта недействительным, в силу пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан указать в решении на необходимость устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В порядке восстановления нарушенного права заявителя суд первой инстанции правомерно возложил на Министерство обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Дробязко Александра Николаевича и в течение месяца со дня вступления в законную силу решения рассмотреть по существу заявление предпринимателя о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:010836:89 в соответствии со ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы подателя апелляционной жалобы по существу являются повторением изложенных в заявлении мотивов несогласия с действиями ответчика по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости. Анализ указанных мотивов приведен в настоящем постановлении выше в силу чего не требует дополнительной аргументации.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ее взыскание в доход федерального бюджета не производится, ввиду освобождения подателя апелляционной жалобы об уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.03.2020 по делу А07-26146/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
М.И. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-26146/2019
Истец: Дробязко Александр Николаевич
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Третье лицо: Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан