г. Москва |
|
17 июня 2020 г. |
Дело N А40-2491/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А. Свиридова
судей: |
Т.Б. Красновой, Л.А. Москвиной, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "АльфаСтрахование-Жизнь" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.02.2020 по делу N А40-2491/20 (17-18) судьи Поляковой А.Б.
по заявлению ООО "АльфаСтрахование-Жизнь"
к ГУ Банка России по ЦФО
о признании незаконным постановления
при участии:
от заявителя: |
Кучин Д.В. по дов. от 26.07.2019; |
от ответчика: |
Салихова Н.Б. по дов. от 03.05.2018; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "АльфаСтрахование-Жизнь" (общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Банка России (Банк) от 16.12.2019 N 19-26974/3110-1 о назначении административного наказания по ч.2 ст.15.27 КоАП РФ.
Решением от 19.02.2020 арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав свои выводы тем, что ответчиком доказаны обстоятельства послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности, при этом порядок привлечения к ответственности не нарушен.
Не соглашаясь с принятым решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что судом неполно исследованы обстоятельства по делу, выводы не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального и процессуального права.
Банком представлен письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст.262 АПК РФ, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по доводам, изложенным в данном отзыве.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в порядке ст.ст. 266, 269 АПК РФ, изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд апелляционной инстанции полагает необходимым оставить решение суда первой инстанции без изменения по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и видно из материалов дела, административным органом установлено, что ООО "АльфаСтрахование-Жизнь" (далее - Общество) 05.12.2018, 10.12.2018, 17.12.2018, 20.12.2018, 21.12.2018, 25.12.2018, 30.12.2018, 10.01.2019, 11.01.2019, 14.01.2019, 15.01.2019, 16.01.2019, 17.01.2019, 29.01.2019 по месту своего нахождения по адресу: 115162, г. Москва, ул.Шаболовка, д.31, стр.Б совершило административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч.ч.1, 2 ст.15.27 КоАП РФ.
03.12.2019 главным юрисконсультом отдела административного производства 2 Юридического управления ГУ Банка России по ЦФО Горбуновым С.Н. составлен протокол об административном правонарушении.
16.12.2019 заместителем начальника ГУ Банка России по ЦФО Виноградовой Т.А. в отношении общества вынесено постановление от 16.12.2019 N 19-26974/3110-1 о назначении административного наказания по ч.2 ст.15.27 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч.7 ст.210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объёме.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ ответчиком не пропущен.
В соответствии со ст.76.1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за не кредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами. Не кредитными финансовыми организациями признаются, в частности, лица, осуществляющие деятельность субъектов страхового дела.
Согласно п.2 ст.4.1 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховые организации, общества взаимного страхования и страховые брокеры являются субъектами страхового дела.
Согласно ст.4 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) к числу мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относится организация и осуществление внутреннего контроля.
В силу ст.3 Федерального закона N 115-ФЗ осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
В соответствии со ст.5 Федерального закона N 115-ФЗ страховые организации отнесены к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.
Согласно п/п.4 п.1 ст.7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами: вид операции и основания ее совершения; дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена; сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или места пребывания; наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом; сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно физического или юридического лица; сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно представителя физического или юридического лица; сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, в том числе данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции.
В соответствии с п/п.4 п.1 ст.6 Федерального закона N 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к иным сделкам с движимым имуществом, к которым относится выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения.
Указание Банка России от 15.12.2014 N 3484-У "О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Указание N 3484-У), действовавшее в период совершения правонарушения, устанавливало порядок представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений и информации, в частности, об операциях с денежными средствами или иным имуществом (далее - операция), подлежащих обязательному контролю, а также об операциях, в отношении которых при реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения об их осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем или финансирования терроризма.
В соответствии с п.2 Указания N 3484-У сведения об операции, подлежащей обязательному контролю, представляются в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения соответствующей операции.
Согласно п.18 Указания N 3484-У перечень и структура показателей, включаемых не кредитными финансовыми организациями (НФО) в формализованные электронные сообщения (далее-ФЭС), приведены в приложении к Указанию N 3484-У.
В ходе осуществления ГУ Банка России по Центральному федеральному округу дистанционного надзора за деятельностью Общества выявлены факты направления в уполномоченный орган ФЭС с типом записи "1", содержащих сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю (код вида операции 5002 "Выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни и иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения"), со следующими нарушениями:
В нарушение п/п.4 п.1 ст.7 Федерального закона N 115-ФЗ Общество направило в уполномоченный орган недостоверные сведения в составе следующих ФЭС:
1) в ФЭС с номером записи 2018_7715228310_775001001 00017795 от 05.12.2018 указаны недостоверные сведения в полях показателей "Дата выдачи документа, удостоверяющего личность" и "Орган, выдавший документ, удостоверяющий личность" блока "Сведения о документе, удостоверяющем личность" о дате выдачи и наименовании органа, выдавшего паспорт плательщика по операции: 01.03.2015 вместо 25.12.2014, ОВД России по Краснораскому краю вместо ОУФМСР по Краснодарскому кр. в Центральном окр. г.Краснодара согласно анкете клиента Корчагиной Светланы Павловны;
2) в ФЭС с номером записи 2018_7715228310_775001001_00018076 от 10.12.2018 указаны недостоверные сведения в полях показателей "Дата выдачи документа, удостоверяющего личность" и "Орган, выдавший документ, удостоверяющий личность" блока "Сведения о документе, удостоверяющем личность" о дате выдачи и наименовании органа, выдавшего паспорт плательщика по операции: 10.07.2004 вместо 24.02.2004, ОУФМС России по Самарской области вместо Промышленным РУВД г. Самары согласно анкете клиента Юрова Игоря Эдуардовича;
3) в ФЭС с номером записи 2018_7715228310_775001001_00018315 от 17.12.2018 указаны недостоверные сведения о дате совершения операции: 11.12.2018 вместо 12.12.2018 согласно платежному поручению N 1 от 11.12.2018;
4) в ФЭС с номером записи 2018_7715228310J775001001_00018493 от 20.12.2018 указаны недостоверные сведения о дате совершения операции: 14.12.2018 вместо 17.12.2018 согласно платежному поручению N 987839 от 14.12.2018;
5) в ФЭС с номером записи 2018_7715228310_775001001 00018494 от 20.12.2018 указаны недостоверные сведения о дате совершения операции: 14.12.2018 вместо 17.12.2018 согласно платежному поручению N 112 от 14.12.2018;
6) в ФЭС с номером записи 2018_7715228310_775001001_00018495 от 20.12.2018 указаны недостоверные сведения о дате совершения операции: 15.12.2018 вместо 17.12.2018 согласно платежному поручению N 236359 от 15.12.2018;
7) в ФЭС с номером записи 2018_7715228310_775001001_00018592 от 21.12.2018 указаны недостоверные сведения в поле показателя "Дата выдачи документа, удостоверяющего личность" ("03.12.2001") блока "Сведения о документе, удостоверяющем личность" о дате выдачи паспорта, удостоверяющего личность плательщика по операции: согласно анкете клиента Пахомова Павла Сергеевича датой выдачи паспорта является 15.12.2016;
8) в ФЭС с номером записи 2018_7715228310_775001001_00018734 от 25.12.2018 указаны недостоверные сведения в поле показателя "Квартира (офис)" ("33") блока "Адрес места жительства (регистрации) или места пребывания" плательщика по операции: согласно анкете клиента Ковалевой Розы Вакифовны адресом ее места жительства (регистрации) является "г. Челябинск, пр-кт Победы, 295, А, 53";
9) в ФЭС с номером записи 2019_7715228310_775001001_00000056 от 10.01.2019 указаны недостоверные сведения в поле показателя "Район" (поле оставлено пустым) блока "Адрес места жительства (регистрации) или места пребывания" плательщика по операции: согласно анкете клиента Димитриева Виктора Николаевича адресом его места жительства (регистрации) является "Самарская область, Болынечерниговский район, село Августовка, ул.Зеленая, д.14"; в поле показателя "Место рождения" блока "Сведения о документе, удостоверяющем личность" ("Украина, Александровского р-на Луганской обл., Белореченка пос."): согласно анкете клиента Димитриева Виктора Николаевича местом его рождения является с.Августовка Большечерниговского р-на Самарской обл.;
10) в ФЭС с номером записи 2019_7715228310_775001001_00000057 от 10.01.2019 указаны недостоверные сведения в поле показателя "Район" (поле оставлено пустым) блока "Адрес места жительства (регистрации) или места пребывания" плательщика по операции: согласно анкете клиента Димитриева Виктора Николаевича адресом его места жительства (регистрации) является "Самарская область, Большечерниговский район, село Августовка, ул.Зеленая, д.14"; в поле показателя "Место рождения" блока "Сведения о документе, удостоверяющем личность" ("Украина, Александровского р-на Луганской обл., Белореченка пос."): согласно анкете клиента Димитриева Виктора Николаевича местом его рождения является с. Августовка Большечерниговского р-на Самарской обл.;
11) в ФЭС с номером записи 2019_7715228310_775001001_00000068 от 10.01.2019 указаны недостоверные сведения в поле показателя "Место рождения" (значение "Район" в показателе оставлено пустым) блока "Сведения о документе, удостоверяющем личность" плательщика по операции: согласно копии паспорта Садкова Дмитрия Витальевича местом его рождения является город Каменск-Уральский Синдский р-н Свердловская область;
12) в ФЭС с номером записи 2019_7715228310_775001001_00000074 от 10.01.2019 указаны недостоверные сведения в поле "СодДок", относящегося к показателю "Основание и подтверждение совершения операции" блока "Сведения об операции", в части указания недостоверных сведений о дате договора страхования жизни (27.01.2012): согласно копии договора страхования жизни N L0532/557/030001/2 он заключен 10.01.2012;
13) в ФЭС с номером записи 2019_7715228310_775001001_00000180 от 11.01.2019 указаны недостоверные сведения о сумме операции: 6 874 480,00 руб. вместо 6 880 000,00 руб. согласно приходному кассовому ордеру N 18-130 от 26.12.2018; недостоверные сведения в поле "НомДок", относящегося к показателю "Основание и подтверждение совершения операции" блока "Сведения об операции": указано 130 вместо 18-130 согласно приходному кассовому ордеру N 18-130 от 26.12.2018;
14) в ФЭС с номером записи 2019__7715228310_775001001_00000182 от 11.01.2019 указаны недостоверные сведения в поле "НомДок", относящегося к показателю "Основание и подтверждение совершения операции" блока "Сведения об операции": указано 124 вместо 18-124 согласно приходному кассовому ордеру N 18- 124 от 07.12.2018;
15) в ФЭС с номером записи 2019__7715228310_775001001_00000183 от 11.01.2019 указаны недостоверные сведения в поле "НомДок", относящегося к показателю "Основание и подтверждение совершения операции" блока "Сведения об операции": указано 123 вместо 18-123 согласно приходному кассовому ордеру N 18- 123 от 07.12.2018;
16) в ФЭС с номером записи 2019_7715228310_775001001_00000184 от 11.01.2019 указаны недостоверные сведения в поле "НомДок", относящегося к показателю "Основание и подтверждение совершения операции" блока "Сведения об операции": указано 125 вместо 18-125 согласно приходному кассовому ордеру N 18- 125 от 07.12.2018;
17) в ФЭС с номером записи 2019_7715228310_775001001_00000185 от 11.01.2019 указаны недостоверные сведения в поле "НомДок", относящегося к показателю "Основание и подтверждение совершения операции" блока "Сведения об операции": указано 126 вместо 18-126 согласно приходному кассовому ордеру N 18- 126 от 07.12.2018;
18) в ФЭС с номером записи 2019_7715228310_775001001_00000186 от 11.01.2019 указаны недостоверные сведения в поле "НомДок", относящегося к показателю "Основание и подтверждение совершения операции" блока "Сведения об операции": указано 127 вместо 18-127 согласно приходному кассовому ордеру N 18- 127 от 07.12.2018;
19) в ФЭС с номером записи 2019_7715228310_775001001_00000187 от 11.01.2019 указаны недостоверные сведения в поле "НомДок", относящегося к показателю "Основание и подтверждение совершения операции" блока "Сведения об операции": указано 128 вместо 18-128 согласно приходному кассовому ордеру N 18- 128 от 07.12.2018;
20) в ФЭС с номером записи 2019_7715228310_775001001_00000239 от 11.01.2019 указаны недостоверные сведения в поле "СодДок", относящегося к показателю "Основание и подтверждение совершения операции" блока "Сведения об операции", в части указания недостоверных сведений о дате договора страхования жизни (07.12.2018): согласно копии договора страхования жизни N L0532/518/A10033/8 он заключен 10.12.2018;
21) в ФЭС с номером записи 2019_7715228310_775001001_00000248 от 11.01.2019 указаны недостоверные сведения в поле показателя "Орган, выдавший документ, удостоверяющий личность" блока "Сведения о документе, удостоверяющем личность" о наименовании органа, выдавшего паспорт плательщика по операции ("Отделом УФМС России по ХМАО-Югре в гор. Ханты-Мансийске"): согласно данным договора страхования жизни N L0532/518/A10058/8 от 20.12.2018, заключенного с Гаязетдиновым Э.А., документ, удостоверяющий личность Гаязетдинова Э.А., выдан Отделом УФМС России по ХМАО- Югре в гор. Ханты-Мансийске;
22) в ФЭС с номером записи 2019_7715228310_775001001_00000309 от 14.01.2019 указаны недостоверные сведения о сумме операции: 9 967 996,00 руб. вместо 9 976 000,00 руб. согласно приходному кассовому ордеру N 18-131 от 26.12.2018; недостоверные сведения в поле "НомДок", относящегося к показателю "Основание и подтверждение совершения операции" блока "Сведения об операции": указано 131 вместо 18-131 согласно приходному кассовому ордеру N 18-131 от 26.12.2018;
23) в ФЭС с номером записи 2019_7715228310_775001001_00000343 от 15.01.2019 указаны недостоверные сведения в поле показателя "Место рождения" (в значении "Пункт" показателя указано "Большое дер") блока "Сведения о документе, удостоверяющем личность" плательщика по операции: согласно анкете клиента и копии паспорта Дураева Виктора Ивановича местом его рождения является дер. Большое Козино Балахнинского р-на Горьковской обл.;
24) в ФЭС с номером записи 2019_7715228310_775001001_00000347 от 15.01.2019 отсутствуют сведения о дате и номере документа, относящиеся к показателю "Основание и подтверждение совершения операции" блока "Сведения об операции": следовало указать реквизиты платежного поручения от 04.10.2018 N 74823;
25) в ФЭС с номером записи 2019_7715228310_775001001_00000349 от 15.01.2019 указаны недостоверные сведения в поле "СодДок", относящегося к показателю "Основание и подтверждение совершения операции" блока "Сведения об операции", в части указания недостоверных сведений о дате договора страхования жизни (13.09.2015): согласно копии договора страхования жизни N L0532/596/396137/5 он заключен 10.09.2015;
26) в ФЭС с номером записи 2019_7715228310_775001001_00000350 от 15.01.2019 указаны недостоверные сведения в поле "СодДок", относящегося к показателю "Основание и подтверждение совершения операции" блока "Сведения об операции", в части указания недостоверных сведений о дате договора страхования жизни (13.09.2015): согласно копии договора страхования жизни N L0532/596/396140/5 он заключен 10.09.2015;
27) в ФЭС с номером записи 2019_7715228310_775001001_00000386 от 16.01.2019 указаны недостоверные сведения о сумме операции: 10 655 444,00 руб. вместо 10 664 000,00 руб. согласно приходному кассовому ордеру N 18-132 от 26.12.2018; недостоверные сведения в поле "НомДок", относящегося к показателю "Основание и подтверждение совершения операции" блока "Сведения об операции": указано 132 вместо 18-132 согласно приходному кассовому ордеру N 18-132 от 26.12.2018;
28) в ФЭС с номером записи 2019_7715228310_775001001_00000446 от 16.01.2019 указаны недостоверные сведения о сумме операции: 6 874 480,00 руб. вместо 6 880 000,00 руб. согласно приходному кассовому ордеру N 18-129 от 26.12.2018; недостоверные сведения в поле "НомДок", относящегося к показателю "Основание и подтверждение совершения операции" блока "Сведения об операции": указано 129 вместо 18-1129 согласно приходному кассовому ордеру N 18-129 от 26.12.2018;
29) в ФЭС с номером записи 2019_7715228310_775001001_00000485 от 17.01.2019 указаны недостоверные сведения о сумме операции: 2 601 936,88 руб. вместо 2 595 522,88 руб. согласно платежному поручению N 76068 от 09.10.2018; недостоверные сведения в поле показателя "Квартира (офис)" ("17") блока "Адрес места жительства (регистрации) или места пребывания" получателя по операции: согласно анкете клиента и копии паспорта Пустовой Марины Юрьевны адресок ее места жительства (регистрации) является г. Москва, ул. Менжинского, д. 29, кв. 217;
30) в ФЭС с номером записи 2019_7715228310_775001001_00000500 от 17.01.2019 указаны недостоверные сведения в поле показателя "Дата выдачи документа, удостоверяющего личность" блока "Сведения о документе, удостоверяющем личность" о дате выдачи паспорта плательщика по операции: 03.04.2014 вместо 15.12.2016 согласно анкете клиента Степина Андрея Аркадьевича;
31) в ФЭС с номером записи 2019_7715228310_775001001_00001032 от 29.01.2019 указаны недостоверные сведения о сумме операции: 2 005 587,61 руб. вместо 1 993 739,61 руб. согласно платежному поручению N 76519 от 09.10.2018.
В нарушение пп.4 п.1 ст.7 Федерального закона N 115-ФЗ и п.18 Указания N3484-У Общество направило в уполномоченный орган сведения в составе следующих ФЭС с нарушением установленного порядка и сроков:
1) ФЭС с номером записи 2019_7715228310_775001001_00000174 от 11.01.2019 направлено 11.01.2019 при сроке не позднее 29.12.2018; в данном ФЭС не указаны сведения о наименовании кредитной организации, БИК кредитной организации и номере счета плательщика по операции: согласно данным платежного поручения N 755007 от 26.12.2018 Балычевым А. А. денежные средства перечислялись со счета 40817810100007900964, открытом в ПАО "МТС- БАНК" г. Москва (БИК 044525232);
2) ФЭС с номером записи 2019_7715228310_775001001_00000189 от 11.01.2019 направлено 11.01.2019 при сроке не позднее 18.12.2018; в данном ФЭС не указаны сведения о наименовании кредитной организации, БИК кредитной организации и номере счета плательщика по операции: согласно данным платежного поручения N 8 от 13.12.2018 Пушкаревой Т.А. денежные средства перечислялись со счета 40817810678510001295, открытом в Челябинском РФ АО "Россельхозбанк".
Следовательно, имелись достаточные данные, указывавшие на нарушение обществом требований, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ, в части осуществления внутреннего контроля.
Общество посчитало, выявленные нарушения не носят системный характер, являются следствием технического сбоя. В настоящее время причины, способствовавшие совершению нарушений, устранены.
Согласно ч.1 ст.4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В связи с чем, по фактам административных правонарушений, совершенных 05.12.2018, 10.12.2018 в части представления недостоверных сведений в уполномоченный орган, срок давности привлечения ООО "АльфаСтрахование-Жизнь" к административной ответственности истёк, в связи с чем они не учитывались при вынесении решения по данному делу.
Остальные нарушения подтверждаются имеющимися в материалах дела документами.
Протокол об административном правонарушении был составлен в присутствии представителя Общества Навасардян В.А. по доверенности N 251/19 и дело рассмотрено в присутствии представителей Общества Кучина Д.В. по доверенности от 26.07.2019 N 164/19, Мельниковой О.Ю. по доверенности от 21.10.2019 N 227/19.
Общество также ошибочно посчитало, что Банком России совершенное обществом правонарушение неправомерно квалифицировано по ч.2 ст.15.27 КоАП РФ, а также не признано малозначительным. Кроме того, ООО "АльфаСтрахование-Жизнь" указало на то, что Банком России нарушен установленный КоАП РФ срок направления постановления в адрес лица, привлекаемого к административной ответственности.
Общество ссылалось на письмо Банка России от 17.01.2013 N 2-Т "О применении ч.2 ст.15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", однако, указанное письмо было адресовано исключительно территориальным отделениям Банка России, носило рекомендательный характер и на момент возбуждения в отношении ООО "АльфаСтрахование-Жизнь" дела об административном правонарушении было отменено (письмо Банка России от 20.09.2019 N ИН-01-12/70 "Об отмене письма Банка России от 17.01.2013 N 2-Т").
Факт представления в уполномоченный орган недостоверных сведений, выявленный в ходе осуществления Банком России мероприятий дистанционного надзора, квалифицируется по ч.2 ст.15.27 КоАП РФ независимо от наличия или отсутствия факта последующего представления исправленных сведений в ходе проверки. Представление исправленных сведений может быть учтено в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность.
В этой связи, должностное лицо Банка России с учетом требований ч.2 ст.4.4 КоАП РФ обоснованно квалифицировало нарушение, допущенное ООО "АльфаСтрахование-Жизнь" при направлении ФЭС в уполномоченный орган, по ч.2 ст.15.27 КоАП РФ.
Кроме того, довод заявителя о том, что должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, неправомерно отклонило ходатайство общества о признании совершенного правонарушения малозначительным, также является несостоятельным.
Согласно ст.2.9 КоАП РФ освобождение лица, совершившего административное правонарушение, от ответственности по малозначительности совершенного правонарушения - право, а не обязанность должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении.
Вместе с тем, суд первой инстанции отметил, что общество не учло, что указанное правонарушение считается оконченным с момента невыполнения правил, предусмотренных законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в небрежном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Установлено, что обществом не был осуществлен необходимый и достаточный контроль при направлении сообщений в уполномоченный орган.
Также общество указало на нарушение Банком России установленного ч.2 ст.29.11 КоАП РФ срока направления постановления в адрес лица, в отношении которого оно вынесено.
Между тем, направление постановления о привлечении лица к административной ответственности с нарушением срока, установленного ч.2 ст.29.11 КоАП РФ не привело к нарушению прав и законных интересов Общества, поскольку ч.1 ст.30.3 КоАП РФ установлено, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В этой связи, административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения по ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ.
В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ к числу задач производства по делам об административных правонарушениях относится всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п. 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст.2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч.1 или ч.2 ст.2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Таким образом, событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.2 ст.15.27 КоАП РФ, и вина общества в его совершениях установлены ответчиком в полном объеме, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности и обоснованности оспариваемого постановления и как следствие предписания.
Кроме того в соответствии с ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Факт, наличия состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно разъяснениям, данным в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", административным органом допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционный суд делает вывод, что ответчиком доказаны обстоятельства послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности, при этом порядок привлечения к ответственности не нарушен.
В силу ч.3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решение суда первой инстанции, что влечет оставление апелляционной жалобы без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.02.2020 года по делу N А40-2491/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-2491/2020
Истец: ООО "АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ-ЖИЗНЬ"
Ответчик: ГУ Банка России по ЦФО