г. Саратов |
|
17 июня 2020 г. |
Дело N А06-9457/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 15.06.2020 года.
Полный текст постановления изготовлен - 17.06.2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алижановой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Белименкова Николая Николаевича
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 17 марта 2020 года по делу N А06-9457/2019 (судья Ковальчук Т.А.)
по заявлению Индивидуального предпринимателя Белименкова Николая Николаевича (ОГРН 318302500003119, ИНН 301605330205; г. Астрахань, ул. Б. Алексеева, д. 45, кв. 49)
к Министерству промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области (ОГРН 1093015001397, ИНН 3015086493; 414000, г. Астрахань, ул. Советская/ул. Коммунистическая/ул. Чернышевского/ ул. Володарского, д. 14-12/3/13/17)
заинтересованные лица:
Служба по тарифам Астраханской области (ОГРН 1053000020204, ИНН 3015068720; 414000, г. Астрахань, ул. Кирова, д. 19),
Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (ОГРН: 1023000863390, ИНН: 3015011410, 414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, д. 47),
Общество с ограниченной ответственностью "Бакос" (ОГРН: 1023000819885, ИНН: 3015059468, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 147),
Индивидуальный предприниматель Шрамков Сергей Анатольевич (ОГРНИП: 313301907100022, ИНН: 301606947583, г. Астрахань, ул. Жилая, д. 9, корп. 1, кв. 41)
о признании незаконными торгов по выбору исполнителя услуг по перемещению и (или) хранению задержанных транспортных средств на территории Астраханcкой области в 2019 году, итоги которых установлены Протоколом от 18.07.2019 и обязании провести новые торги.
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Белименков Николай Николаевич (далее - ИП Билименков Н.Н., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Министерству промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области (далее - Министерство) о признании незаконными торгов по выбору исполнителя услуг по перемещению и (или) хранению задержанных транспортных средств на территории Астраханcкой области в 2019 году, итоги которых установлены Протоколом от 18.07.2019 и обязании провести новые торги.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Служба по тарифам Астраханской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, Общество с ограниченной ответственностью "Бакос", Индивидуальный предприниматель Шрамков Сергей Анатольевич.
Заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказался от части требования о проведении новых торгов для установления тарифа на 2019 год.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 17 марта 2020 года в части отказа от исковых требований - производство по делу прекращено. В остальной части в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, индивидуальный предприниматель Белименков Николай Николаевич обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести новый судебный акт, признав незаконными торги по выбору исполнителя по перемещению и хранению задержанных транспортных средств на территории Астраханской области, итоги которых утверждены Протоколом от 18.07.2019.
Министерством промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области в порядке ст. 262 АПК РФ представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 23.05.2020, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Службой по тарифам Астраханской области заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.
Министерством промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области заявлено ходатайство об отложении судебного заседания в связи с ограниченным направлением сотрудников в служебные командировки по причине угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Рассмотрев указанное ходатайство, судебная коллегия не находит оснований для его удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно частям 3 и 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле и извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными либо признает, что дело не может быть рассмотрено в данном судебном заседании в связи с необходимостью предоставления отсутствующим участником процесса дополнительных доказательств.
Указанной нормой установлено право, а не обязанность суда отложить судебное разбирательство, и его реализация связана с установлением судом уважительности причин неявки и невозможности рассмотрения дела.
Указом Президента РФ от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой короновирусной инфекции (COVID-19)" с 6 по 8 мая 2020 года включительно объявлены нерабочими днями.
С 12 мая 2020 года период нерабочих дней в стране окончен.
Согласно письму Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 07.05.2020 N СД-АГ667 с 12 мая 2020 года Двенадцатый арбитражный апелляционный суд возобновил рассмотрение арбитражных дел согласно информации о движении дел, размещенной на ресурсе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru/) с соблюдением требований, предусмотренных постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации и условиями режима повышенной готовности, введенного в Саратовской области.
Данная информация заблаговременно размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда.
В свою очередь, Министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области процессуальным правом на своевременное (не менее чем за 15 рабочих дней) заявление ходатайства о рассмотрении дела с использованием систем видеоконференц-связи не воспользовалось, ходатайства о проведении онлайн-заседания также не подавало.
Доказательств заболевания действующего представителя Министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области новой коронавирусной инфекцией COVID-19 или нахождения в обсервации, на карантине по рекомендации лечебного учреждения или невозможности направления иного представителя Министерством не представлено.
Иных уважительных причин, предусмотренных статьей 158 АПК РФ, для отложения рассмотрения апелляционной жалобы в названном ходатайстве Министерством промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области также не приведено.
Министерством промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области не заявлено о необходимости представления дополнительных доказательств (часть 5 статьи 158 АПК РФ).
Довод об отложении судебного заседания на более поздний срок, со ссылкой на Постановление Правительства Астраханской области от 04.04.2020 N 148-11, в связи с угрозой распространения на территории РФ новой короновирусной инфекции, подлежит отклонению, поскольку согласно данному постановлению следование в суд предусмотрено среди перечня случаев, позволяющих покидать место проживания.
Кроме того, неявка в судебное заседание представителя Министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению настоящего спора.
При таких обстоятельствах, в соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области распоряжением от 17.06.2019 N 064-р приняло решение об организации и проведении торгов по выбору исполнителя услуг по перемещению и хранению задержанных транспортных средств на территории Астраханской области в 2019 году (т. 1 л.д. 54).
Извещение об аукционе было размещено на официальном сайте Министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Кроме того, субъектам предпринимательской деятельности (в том числе Белименкову Н.Н.), оказывающим услуги по перемещению и хранению задержанных транспортных средств на территории Астраханской области, направлены информационные письма о проведении аукциона на понижение цены.
В качестве участников торгов зарегистрированы индивидуальный предприниматель Шрамков Сергей Анатольевич, Общество с ограниченной ответственностью "Бакос".
По результатам аукциона на понижение цены, который состоялся 18.07.2019, были определены тарифы на перемещение и хранение задержанных транспортных средств в 2019 году.
Так, по услуге "перемещение задержанных транспортных средств" тариф составил 58,2 руб./км, при начальном базовом тарифе 97 руб./км.
По услуге "хранение задержанных транспортных средств" тариф составил:
- по категории А - 6,3 руб./час, при начальном 7 руб./час;
- по категории В и Д массой до 3,5 тонн - 12,6 руб./час, при начальном базовом тарифе 14 руб./час;
- по категории Д массой более 3,5 тонн, С и Е - 23,2 руб./час, при начальном базовом тарифе - 29 руб./час;
- по категории негабаритные транспортные средства - 25,8 руб./час, при начальном базовом тарифе 43 руб./час.
Полагая, что расчеты тарифов, вынесенные на торги, не соответствуют требованиям законодательства об установлении тарифов на указанные виды услуг, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями, в соответствии с которыми просит суд признать незаконными торги по выбору исполнителя услуг по перемещению и (или) хранению задержанных транспортных средств на территории Астраханcкой области в 2019 году, итоги которых установлены Протоколом от 18.07.2019.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что аукционная документация соответствует положениям действующего законодательства и отсутствуют нарушения прав и законных интересов заявителя.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Правила организации и проведения торгов, порядок заключения договора на торгах регламентированы статьями 447 и 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 447 Гражданского кодекса договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
В соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент проведения оспариваемых торгов) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом (пункт 1).
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса (пункт 2).
Таким образом, для признания торгов недействительными должно быть установлено нарушение действующего законодательства и прав лица, обратившегося за защитой нарушенных прав. Основанием для признания в судебном порядке недействительными результатов торгов могут выступать нарушения процедуры (правил) проведения торгов, установленных законом, а также нарушение императивных требований действующего законодательства.
Предметом рассмотрения по делу о признании недействительными итогов торгов могут выступать обстоятельства, касающиеся соблюдения формальных правил процедуры торгов, но не вопросы, связанные с существом решения, принятого конкурсной комиссией, мотивами, которыми руководствовалась комиссия при определении победителя конкурса.
Подобные вопросы входят в компетенцию конкурсной комиссии, включающей в себя специалистов в области, определяемой с учетом предмета и специфики торгов.
Действующее законодательство не определяет, какие именно обстоятельства могут являться нарушением правил проведения торгов (конкурсов, аукционов), влекущим возможность признания торгов недействительными.
При этом не любое формальное нарушение установленных правил организации либо проведения торгов может служить основанием для признания их недействительными. Эти нарушения должны иметь существенный характер. В каждом конкретном случае отступление от установленных правил организации и проведения торгов следует оценивать с точки зрения того, находятся ли они в причинной связи с нарушением прав и законных интересов истца.
В пункте 44 совместного постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
При этом под заинтересованным лицом следует понимать лицо, имеющее материально-правовой интерес в признании сделки ничтожной, в чью правовую сферу эта сделка вносит неопределенность и может повлиять на его правовое положение. Такая юридическая заинтересованность может признаваться за участниками сделки либо за лицами, чьи права и законные интересы прямо нарушены оспариваемой сделкой.
Оспоримость торгов предполагает необходимость обоснования истцом существенного негативного влияния допущенных нарушений при проведении торгов на его права и законные интересы. Под такими нарушениями судебная практика понимает занижение цены имущества, ограничение круга потенциальных покупателей, незаконный не допуск или допуск лиц к участию в торгах.
Постановлением Правительства Астраханской области от 19.05.2010 N 210-П "О Министерстве промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области", установлено, что министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, принимающим решение об использовании (отказе в использовании) стоянки в качестве специализированной, об отмене решения об использовании стоянки в качестве специализированной.
Порядок проведения отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по перемещению и хранению задержанных транспортных средств, для принятия решения об использовании стоянки в качестве специализированной утвержден постановлением Правительства Астраханской области от 20.08.2012 N 361-П (далее - постановление Правительства Астраханской области от 20.08.2012 N 361-П).
Частью 11 статьи 27.13 КоАП РФ установлено, что лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, оплачивает стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства в сроки и по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
Методические указания по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты утверждены приказом Федеральной антимонопольной службы от 15.08.2016 N 1145/16 (далее - Методические указания).
Пунктом 4 Методических указаний регламентировано, что тарифы на перемещение и хранение задержанных транспортных средств устанавливаются по результатам торгов (аукцион на понижение цены) по выбору исполнителя услуг. Начальной максимальной ценой таких торгов является базовый уровень тарифов, определенный органами регулирования в соответствии с положениями настоящих Методических указаний. В случае признания торгов несостоявшимися, орган регулирования устанавливает тариф в размере не выше определенного базового уровня.
Постановлением Правительства Астраханской области от 21.09.2018 N 397-П определен и утвержден базовый уровень тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на 2019 год:
1. хранение задержанных транспортных средств:
- по категории А - 7 руб./час;
- по категории В и Д массой до 3,5 тонн - 14 руб./час;
- по категории Д массой более 3,5 тонн, С и Е - 29 руб./час;
- по категории негабаритные транспортные средства - 43 руб./час.
2. на перемещение задержанных транспортных средств - 97 руб./км.
Утвержденный постановлением Правительства Астраханской области от 21.09.2018 N 397-П базовый уровень тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на 2019 год, заявителем не оспаривался.
Правилами государственного регулирования тарифов (цен) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, утвержденными постановлением Правительства Астраханской области от 02.07.2008 N 346-П, определены Особенности государственного регулирования тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств.
Абзацем 2 пункта 26 Особенностей государственного регулирования тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств (в ред. постановления Правительства Астраханской области от 29.05.2019 N 170-П) определено, что в целях установления тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств министерством промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области (далее - министерство) проводятся торги (аукцион на понижение цены) по выбору исполнителя услуг (далее - торги) в порядке, установленном правовым актом министерства.
Начальной максимальной ценой торгов является базовый уровень тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств (далее - базовый уровень тарифов), определенный Правительством Астраханской области.
В силу предоставленных Постановлением Правительства Астраханской области от 02.07.2008 N 346-П полномочий, Министерством промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области вынесено распоряжение от 17.06.2019 N064-р об организации и проведении торгов по выбору исполнителя услуг по перемещению и хранению задержанных транспортных средств на территории Астраханской области в 2019 году в соответствии с Порядком проведения торгов по выбору исполнителя услуг по перемещению и (или) хранению задержанных транспортных средств на территории Астраханской области в 2019 году (далее - Порядок проведения торгов), прилагаемому к вышеуказанному распоряжению (т. 1 л.д. 54-56).
Порядком проведения торгов определено, что торги проводятся в целях установления тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств (пункт 1). Начальной максимальной ценой торгов являлся базовый уровень тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств, определённый постановлением Правительства Астраханской области от 21.09.2018 N 397-П "О базовом уровне тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на 2019 год" (абз. 2 пункта 2). Действие результатов торгов ограничено периодом времени до конца 2019 (абз. 3 пункта 2). Участие в торгах могли принять юридические лица или индивидуальные предприниматели, заключившие с министерством договор по результатам отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по перемещению и хранению задержанных транспортных средств, для принятия решения об использовании стоянки в качестве специализированной, в соответствии постановлением Правительства Астраханской области от 20.08.2012 N 361-П (пункт 3).
Для проведения аукциона организатор торгов формирует извещение о проведении аукциона и размещает его на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не менее чем за 30 календарных дней до даты проведения торгов (пункт 4).
Извещение об аукционе было размещено на официальном сайте Министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет 18.06.2019.
В обоснование заявленных требований и доводов апелляционной жалобы ИП Белименков Н.Н. ссылается на то, что извещение о проведении аукциона размещено с нарушением требований Порядка менее чем за 30 дней до даты проведения торгов.
При рассмотрении данного довода суд апелляционной инстанции исходит из того, что помимо размещения извещения о проведении аукциона на официальном сайте, Министерством промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области субъектам предпринимательской деятельности, оказывающим услуги по перемещению и хранению задержанных транспортных средств на территории Астраханской области направлены информационные письма о проведении аукциона на понижение цены. Соответствующее извещение 19.06.2019 было направлено заказной почтовой корреспонденцией, в том числе ИП Белименкову Н.Н. (т. 1 л.д. 64-66).
Кроме того, как было указано выше, в соответствии с абз. 3 пункта 2 Порядка проведения торгов действие результатов торгов ограничено периодом времени до конца 2019 года.
Судом первой инстанции правомерно отмечено, что заявитель в ходе рассмотрения дела не обосновал, каким образом удовлетворение его требований может восстановить его нарушенные права и законные интересы при условии, что он заявку на участие в аукционе не подавал и участия в указанном аукционе не принимал.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у ИП Белименкова Н.Н. материального права на предъявление настоящего иска ввиду недоказанности факта нарушения его прав и законных интересов оспариваемым аукционом по выбору исполнителя услуг по перемещению и (или) хранению задержанных транспортных средств на территории Астраханcкой области в 2019 году и возможности восстановления нарушенного права.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции и нашли свое отражение в решении суда.
При таких обстоятельствах заявленные ИП Белименковым Н.Н. требования правомерно отклонены судом первой инстанции.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется. Правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы индивидуального предпринимателя Белименкова Николая Николаевича отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 17 марта 2020 года по делу N А06-9457/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-9457/2019
Истец: ИП Белименков Николай Николаевич
Ответчик: Министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области
Третье лицо: ИП Шрамков С.А., ООО "Бакос", Служба по тарифам Астраханской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области