город Томск |
|
18 июня 2020 г. |
Дело N А03-18906/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Бородулиной И.И., |
|
|
Кривошеиной С.В., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала "Алтайэнерго" (N 07АП-3597/2020) на решение от 10.03.2020 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03- 18906/2019 (судья Мищенко А.А.), по заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327, г. Красноярск, улица Бограда, 144А), в лице филиала "Алтайэнерго" г. Барнаул Алтайского края к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (ИНН 2221022528, ОГРН 1022201518547, г. Барнаул, улица Пролетарская, дом 65) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу N 022/04/9.21-526/2019 об административном правонарушении от 31.10.2019 по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, о признании недействительным и отмене представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делу N 022/04/9.21-526/2019 от 31.10.2019, и по заявлению Кузнецова Алексея Александровича, г. Барнаул, Алтайский край об изменении постановления о назначении административного наказания по делу N 022/04/9.21-526/2019 об административном правонарушении от 31.10.2019 по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ в части размера наказания,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Паклина М.В., представитель по доверенности от 29.12.2018, паспорт;
от заинтересованного лица: Вихарева О.В., представитель по доверенности от 09.01.2020, удостоверение;
от Кузнецова А.А.: Ангел А.В., представитель по доверенности от 26.02.2020, паспорт;
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири", в лице филиала "Алтайэнерго" (далее - Общество, ПАО "МРСК Сибири") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее - антимонопольный орган, Управление) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу N 022/04/9.21-526/2019 об административном правонарушении от 31.10.2019 по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), о признании недействительным и отмене представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делу N 022/04/9.21-526/2019 от 31.10.2019.
Определением от 30.01.2020 объединены дела N А03-18906/2019 и N А03- 19019/2019 в одно производство для их совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен N А03-18906/2019.
Решением суда от 10.03.2020 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. В обоснование жалобы заявитель указывает на нарушение норм материального, процессуального права, несоответствии выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела, что в его действиях события административного правонарушения.
Административный орган в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), представитель в судебном заседании, доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 158 АПК РФ рассмотрение дела было отложено с 20.05.2020 на 17.06.2020.
Определением от 17.06.2020 в соответствии со статьей 18 АПК РФ сформирован следующий состав: Павлюк Т.В. (председательствующий), Бородулина И.И., Кривошеина С.В. (судьи). В связи с заменой состава суда рассмотрение дела начато с самого начала.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержала, по основаниям, изложенным в жалобе.
Представитель Кузнецова А.А., доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, заслушав лиц участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, в Управление поступило заявление Ангела А.В. (вх. N 196859 от 27.05.2019), поданное в интересах Кузнецова А.А., по поводу отказа ПАО "МРСК Сибири" в заключении договора на технологическое присоединение энергопринимающего устройства, расположенного по адресу: Алтайский край, Первомайский район, ДНТ "Гардез", ул. Гвардейская, 35, к электрическим сетям.
Антимонопольным органом, установлено, что Кузнецов А.А. является собственником земельного участка (кадастровый номер 22:33:040801:2987), расположенного по адресу: Алтайский край, Первомайский район, ДНТ "Гардез", ул. Гвардейская, 35, на основании договора купли-продажи от 09.02.2019.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 19.02.2019 земельный участок расположен на земле, относящейся к землям населенных пунктов, и выделен под жилую застройку (дачную).
07.05.2019 Кузнецовым А.А. была подана посредством официального сайта ПАО "МРСК Сибири" (через личный кабинет) заявка N 52078 на технологическое присоединение энергопринимающего устройства, расположенного по вышеуказанному адресу, к электрическим сетям ПАО "МРСК Сибири".
Филиал ПАО "МРСК Сибири" "Алтайэнерго" 08.05.2019 сообщил в электронной форме через личный кабинет Кузнецову А.А. о том, что его заявка на технологическое присоединение вышеуказанного энергопринимающего устройства отклонена, в связи с тем, что заявка должна быть подана ДНТ "Гардез" на основании пункта 8(5) Правил N 861, а также то, что данное товарищество является действующим.
22.05.2019 Кузнецов А.А. повторно обратился посредством официального сайта ПАО "МРСК Сибири" (через личный кабинет) с заявкой N 54463 на технологическое присоединение энергопринимающего устройства, расположенного по вышеуказанному адресу, к электрическим сетям сетевой организации.
24.05.2019 заявка Кузнецова А.А. под N 54463 также была отклонена ПАО "МРСК Сибири" по аналогичным основаниям.
Однако, ПАО "МРСК Сибири" не представило антимонопольному органу доказательства, свидетельствующие, что земельный участок Кузнецова А.А. на момент его обращения в сетевую организацию действительно расположен в границах территории ДНТ "Гардез".
Во исполнение определения антимонопольного органа от 26.07.2019 N 3241/5 Обющество, указало, что 25.07.2019 главой Санниковского сельсовета Первомайского района Алтайского края В.Н. Малофеевым и представителем ПАО "МРСК Сибири" А.С. Микалюком был проведен осмотр вышеуказанного земельного участка Кузнецова А.А. и составлен акт от 25.07.2019, который подписан представителем филиала ПАО "МРСК Сибири"-"Алтайэнерго", главой сельсовета и скреплен печатью.
Согласно данному акту рассматриваемый земельный участок находится на территории ДНТ "Гардез". При этом каких-либо доказательств, подтверждающих данный факт, не представлено.
Согласно информации администрации Санниковского сельсовета Первомайского района Алтайского края, представленной на запрос Управления (исх N 3462/5 от 12.08.22019), следует, что земельный участок Кузнецова А.А., расположенный по вышеуказанному адресу, был образован в результате деления земельного участка с кадастровым номером 22:33:040801:1233, который был предоставлен ДНТ "Гардез".
Выделение земельного участка ДНТ "Гардез" осуществляла администрация Первомайского района Алтайского края.
Из ответа администрации Первомайского района Алтайского края на запрос от 22.08.2019 исх. 3589/5, следует, что в 2008 году ДНТ "Гардез" был выделен земельный участок площадью 12,9999 га, из земель ранее находящихся в ведении МО "Санниковский сельсовет", расположенный в 600 м от западной черты с. Санниково в западном направлении, в аренду со сроком 11 месяцев на основании постановления администрации Первомайского района Алтайского края от 05.03.2008 N° 377 "О предоставлении земельного участка ДНТ "Гардез" в аренду".
Согласно Постановлению администрации Первомайского района Алтайского края от 05.03.2008 N ° 377 "О предоставлении земельного участка ДНТ "Гардез", данный земельный участок предоставлялся с целью размещения садоводческого (дачного) некоммерческого товарищества и находился на земле сельскохозяйственного назначения.
Данным постановлением администрация обязала ДНТ "Гардез" поставить выделенный земельный участок на государственный кадастровый учет.
26.09.2008 между комитетом по экономике, социально-экономическому развитию и управлению муниципальным имуществом администрации Первомайского района Алтайского края и ДНТ "Гардез" был заключен договор аренды земельного участка N 521-08А.
Согласно пунктам 11.1 и 1.3 вышеуказанного договора предметом договора аренды от 26.09.2008 N 521-08А являлся земельный участок с кадастровым номером 22:33:040801:1233 (далее - Участок), площадью 129 999 кв. м, расположенный на земле населенных пунктов по адресу: Алтайский край, Первомайский район, в 600 м от западной черты с. Санниково в западном направлении. ДНТ "Гардез" не поставило на государственный кадастровый учет, выделенный ей по договору аренды от 26.09.2008 N 521-08А земельный участок и не закрепило за собой право владения им.
С 23.03.2009 на основании постановления администрации Первомайского района от 23.03.2009 N 568 "О переоформлении договора аренды земельного участка с ДНТ "Гардез" на другой срок" и соглашения о расторжении договора аренды земельного участка N 521-08А от 26.09.2008 договор аренды от 26.09.2008 N 521-08А считается расторгнутым.
25.03.2009 спорный участок с кадастровым номером 22:33:040801:1233 между ДНТ "Гардез" и комитетом администрации Первомайского района был заключен договор N 256-09А аренды земельного участка на срок 5 лет.
Постановлением администрации Первомайского района Алтайского края от 23.03.2009 N 568 "О переоформлении договора аренды земельного участка с ДНТ "Гардез" на другой срок" орган местного самоуправления обязал ДНТ "Гардез" обеспечить государственную регистрацию договора аренды в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
К информации администрации Первомайского района Алтайского края, представленной в антимонопольный орган, было приложено уведомление о зарегистрированном праве, ограничении (обременении) права, иной сделке с объектом недвижимости от 27.07.2009 с исх. N 01-36/1603, выданное управлением Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю (Новоалтайский отдел) о том, что договор аренды земельного участка N 256-09А от 25.03.2009 зарегистрирован в ЕГРП, о чем была сделана запись за N 22-22-14/034/2009-136 от 20.07.2009.
22.12.2009 постановлением администрации Первомайского района N 2311 на основании заявления ДНТ "Гардез" договор аренды земельного участка от 25.03.2009 N 256- 09А на земельный участок с кадастровым номером 22:33:040801:1233 вновь был расторгнут, что подтверждается соглашением о расторжении договора аренды земельного участка N 256-09А от 25.03.2009, подписанным 22.12.2009 между комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Первомайского района Алтайского края и ДНТ "Гардез".
Соответственно с 22.12.2009 ДНТ "Гардез" уже не являлось арендатором объекта недвижимости с кадастровым номером 22:33:040801:1233.
22.12.2009 на основании постановления администрации Первомайского района N 2312 "О предоставлении земельного участка безвозмездно в собственность ДНТ "Гардез" для размещения садоводческого (дачного) некоммерческого товарищества" ДНТ "Гардез" был предоставлен в собственность безвозмездно земельный участок с кадастровым номером 22:33:040801:3012 площадью 5,9701 га, расположенный на земле населенных пунктов по адресу: Первомайский район, в 600 м от западной границы с. Санниково в западном направлении, который относится к имуществу общего пользования, для размещения садоводческого (дачного) некоммерческого товарищества.
Постановлением орган местного самоуправления обязал ДНТ "Гардез" обеспечить государственную регистрацию договора о предоставлении участка в безвозмездную собственность (пункт 3 постановления N 2312 от 22.12.2009).
14.01.2010 между комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Первомайского района Алтайского края (сторона 1) и ДНТ "Гардез" (сторона N 2) был заключен договор N 02-10Б о безвозмездной передаче земельного участка в собственность.
Кадастровый номер земельного участка 22:33:040801:3012 (пункт 2.3 данного договора).
Согласно представленной ПАО "МРСК Сибири" выписки из ЕГРН от 25.07.2017, земельный участок с кадастровым номером 22:33:040801:3012, площадью 59701+/- 171 кв.м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир село, участок находится примерно в 600 м от ориентира по направлению на запад, почтовый адрес ориентира: Алтайский край, Первомайский район, с. Санниково, категория земель: земли населенных пунктов, предназначенный для размещения садоводческого (дачного) некоммерческого товарищества, находился в собственности ДНТ "Гардез" (N 22-22-22/001/2010-221 от 04.03.2010).
Однако, доказательств того, что на момент обращения Кузнецов А.А. с заявками (от 07.05.2019 заявка N 52078, от 22.05.2019 заявка N 54463) на осуществление технологического присоединения энергопринимающего устройства, расположенного по вышеуказанному адресу, посредством официального сайта ПАО "МРСК Сибири" ДНТ "Гардез" являлось собственником земельного участка с кадастровым номером 22:33:040801:3012 Обществом в антимонопольный орган не представлено.
Из представленных ПАО "МРСК Сибири" выписок из ЕГРН на земельные участки с кадастровыми номерами 22:33:040801:7301, 22:33:040801:7547, 22:33:040801:7546, следует, что собственником этих участков является ДНТ "Гардез".
Однако, из данных выписок не следует, что земельный участок Кузнецова А.А. с кадастровым номером 22:33:040801:2987 расположен в границах этих земельных участков и находится на территории ДНТ.
Антимонопольный орган пришел к выводу об отсутствии доказательств того, что земельный участок Кузнецова А.А. с кадастровым номером 22:33:040801:2987 расположен в границах территории действующего ДНТ "Гардез".
В связи с чем, ПАО "МРСК Сибири" надлежало рассмотреть заявки Кузнецова А.А., поступившие в мае 2019 года, о заключении договора на технологическое присоединение энергопринимающего устройства, расположенного по вышеуказанному адресу, к электрическим сетям в соответствии с пунктом 15 Правил N 861.
Действия ПАО "МРСК Сибири", выразившиеся в нарушении порядка рассмотрения заявок Кузнецова А.А. от 07.05.2019 N 52078, от 22.05.2019 N 54463 о заключении договора на технологическое присоединение энергопринимающего устройства, расположенного по адресу: Алтайский край, Первомайский район, ДНТ "Гардез", ул. Гвардейская, 35, к электрическим сетям, предусмотренного пунктом 15 Правил N 861, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
25.09.2019 составлен протокол об административном правонарушении N 022/04/9.21-526/2019 и 31.10.2019 вынесено постановление о привлечении ПАО "МРСК Сибири" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
31.10.2019 Управлением выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 022/04/9.21- 526/2019.
Не согласившись с указанным постановлением и представлением Общество обратилось в суд с требованием о признании их незаконными, также не согласившись в части назначенного наказания Кузнецов А.А. обратился в суд с требованием об изменении размера санкции.
Оставляя без удовлетворения заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что факт совершения обществом административного правонарушения подтвержден материалами дела об административном правонарушении, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Часть 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусматривает привлечение к административной ответственности за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Объектом правонарушения по статье 9.21 КоАП РФ являются общественные отношения, возникающие в процессе предоставления доступа к услугам субъектов естественных монополий.
Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения или подключения к электрическим сетям. Нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям образует состав административного правонарушения вне зависимости от последствий.
Субъектами административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП, являются субъекты естественной монополии, осуществляющие свою деятельность в том числе, в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии.
Объективную сторону административного правонарушения составляет нарушение указанными субъектами правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью последующей передачи электроэнергии для потребителей.
В связи с чем, технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электроэнергии.
Основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической и тепловой энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ.
Статьей 2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ определено, что законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями и совершение которых может осуществляться с учетом особенностей, установленных пунктом 11 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
Указанный договор является публичным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила N 861), определяющие порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям (пункт 1 Правил N 861).
В пункте 6 указанных Правил установлено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это плату.
Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства от 30.12.2013 N 1314 определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Абзацем 2 пункта 3 Правил N 861 установлено, что независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицом, указанным в пункте 14 названных Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами N 861.
Заявитель в целях определения технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения направляет исполнителю запрос о предоставлении технических условий. Указанный запрос может быть направлен в электронной форме (пункт 6 Правил N 1314).
Согласно пункту 14 Правил N 861 в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны: а) фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации; б) место жительства заявителя; в) сведения, предусмотренные подпунктами "б", "и" и "л" пункта 9 Правил N 861; г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.
При этом на основании пункта 8(3) Правил N 861 заявители, указанные в пункте 14 данных Правил, в случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно вправе направлять заявку и прилагаемые документы посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
Таким образом, сетевая организация обязана обеспечить принятие в электронном виде заявок и прилагаемых документов от заявителей.
Согласно абзацу 14 пункта 15 Правил N 861 сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10и12-14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10и12-14 настоящих Правил; сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов.
В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
Абзацем 1 пункта 15 Правил N 861 установлено, что в адрес заявителей, указанных в пункте 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что Кузнецов А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером 22:33:040801:2987, расположенного по адресу: Алтайский край, Первомайский район, ДНТ "Гардез", ул. Гвардейская, 35, на основании договора купли-продажи от 09.02.2019. Данный земельный участок расположен на земле, относящейся к землям населенных пунктов, и выделен под жилую застройку (дачную), согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
07.05.2019 Кузнецовым А.А. посредством официального сайта ПАО "МРСК Сибири" через личный кабинет была подана заявка N 52078 на технологическое присоединение энергопринимающего устройства, расположенного по вышеуказанному адресу, к электрическим сетям ПАО "МРСК Сибири".
ПАО "МРСК Сибири" в лице филиала ПАО "МРСК Сибири" "Алтайэнерго" 08.05.2019 сообщило в электронной форме через личный кабинет Кузнецову А.А. о том, что его заявка на технологическое присоединение вышеуказанного энергопринимающего устройства отклонена, т.к. должна быть подана ДНТ "Гардез" на основании пункта 8(5) Правил N 861, а также то, что данное товарищество является действующим.
22.05.2019 повторно Кузнецов А.А. обратился посредством официального сайта ПАО "МРСК Сибири" через личный кабинет с заявкой N 54463 на технологическое присоединение энергопринимающего устройства, расположенного по вышеуказанному адресу, к электрическим сетям сетевой организации.
24.05.2019 заявка N 54463 также была отклонена ПАО "МРСК Сибири" по аналогичному основанию.
Пунктом 8(5) Правил N 861 установлено, что в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии).
Таким образом, в интересах собственников энергопринимающих устройств, осуществляющих ведение садоводства на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства, с заявкой на технологическое присоединение в сетевую организацию должно обратиться садоводческое некоммерческое товарищество.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю было установлено, что земельный участок с кадастровым номером 22:33:040801:3012 образован в результате перераспределения; для размещения садоводческого (дачного) некоммерческого товарищества, при этом сведения о собственниках, владельцах этого участка (по состоянию на 25.09.2019 и 31.10.2019) в ЕГРН отсутствуют. Собственником земельных участков с кадастровыми номерами 22:33:040801:7301, 22:33:040801:7547, 22:33:040801:7546 действительно является ДНТ "Гардез", однако из этого не следует, что земельный участок Кузнецова А.А. с кадастровым номером 22:33:040801:2987 расположен в границах данных земельных участков на территории ДНТ. Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, у энергоснабжающей организации отсутствовали достоверные сведения о том, что земельный участок Кузнецова А.А. с кадастровым номером 22:33:040801:2987 расположен в границах территории действующего ДНТ "Гардез", в связи с чем, ПАО "МРСК Сибири" надлежало рассмотреть заявки Кузнецова А.А. от 07.05.2019 и от 24.05.2019, о заключении договора на технологическое присоединение энергопринимающего устройства, расположенного по вышеуказанному адресу, к электрическим сетям в соответствии с пунктом 15 Правил N 861.
При данных обстоятельствах, учитывая, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении объект Кузнецова А.А. к электрическим сетям не подключен, что свидетельствует о нарушении Обществом порядка технологического присоединения к электрическим сетям, при этом доказательства каких-либо объективных препятствий для соблюдения требований законодательства в материалах дела отсутствуют, в действиях общества усматривается объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ. В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения. В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения установленных требований закона в материалы дела не представлено. Доказательств невозможности соблюдения обществом приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется. Таким образом, общество не доказало принятие им всех необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично - правовых обязанностей.
Размер административного штрафа, который предусмотрен санкцией части 1 статьи 9.21 КоАП РФ для юридических лиц, назначен в минимальном размере.
Апелляционный суд полагает, что в рассматриваемом случае административное наказание в виде минимального штрафа соответствует тяжести совершенного правонарушения и сможет обеспечить достижение цели наказания. Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении общества не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек. Оснований для применения малозначительности статьи 2.9 КоАП РФ, а также оснований для снижения размера штрафа на основании статьи 4.1 Кодекса у апелляционного суда не имеется, поскольку обстоятельства совершения обществом административного правонарушения не имеют свойства исключительности. Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено. Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу. Суд апелляционной инстанции полагает, что, исходя из заявленных требований, с учетом обстоятельств, входящих в предмет доказывания и установленных судом, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы сторон и оценив все в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления. Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.03.2020 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-18906/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала "Алтайэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-18906/2019
Истец: Кузнецов Алексей Александрович, ПАО "МРСК Сибири" в лице филиала "Алтайэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по АК.
Третье лицо: Кузнецов А А, ПАО "МРСК Сибири" в лице филиала "Алтайэнерго"