г. Санкт-Петербург |
|
16 июня 2020 г. |
Дело N А56-102210/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Кротова С.М.
судей Сотова И.В., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Тутаевым В.В.
при участии:
от истца (заявителя): Стрелина А.С., представитель по доверенности от 01.01.2020;
от ответчика (должника): не явился (извещен),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3584/2020) (заявление) Акционерного общества "Вагоноремонтный завод" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2019 по делу N А56-102210/2019(судья Виноградова Л.В.), принятое
по иску (заявлению) Общества с ограниченной ответственностью "Трансойл"
к Акционерному обществу "Вагоноремонтный завод"
о взыскании 3 880 708,54 руб.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Трансойл" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Акционерному обществу "ВАГОНОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД" о взыскании 3 020 290, 12 руб. задолженности (с учетом уточнений, принятых в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением от 26.12.2019 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "ВАГОНОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД" подало апелляционную жалобу, в которой просило решение от 26.12.2019 отменить принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции ненадлежащим образом исследован довод ответчика о пропуске срока исковой давности. АО "ВАГОНОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД", ссылаясь на правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 25.07.2019 N 305-ЭС19-3749 по делу А40-48662/2018, полагает ошибочным вывод истца об исчислении срока исковой давности с момента получения им акта-рекламации ф. ВУ41М, в связи с чем, просит отказать в части удовлетворения исковых требований в связи с пропуском срока исковой давности в сумме 533 886,07 руб.
В судебном заседании 08.06.2020 представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, в связи с чем, на основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в отсутствие его представителя.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.03.2017 между истцом (заказчиком) и ответчиком (подрядчиком) заключен Договор, по которому заказчик поручает и обязуется оплатить, а подрядчик принимает на себя обязательства производить плановые виды ремонта (деповский, капитальный) грузовых вагонов, принадлежащих заказчику.
Пунктом 7.1 Договора предусмотрено, что гарантийный срок на выполненные работ по деповскому и капитальному ремонту грузовых вагонов устанавливается до проведения следующего планового вида ремонта, но не позднее сроков, установленных Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества в Положении о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в международном сообщении, при условии соблюдения правил эксплуатации и требований по обеспечению сохранности грузовых вагонов при производстве погрузочно-разгрузочных работ. Срок гарантийной ответственности исчисляется от даты оформления уведомления о приемке грузовых вагонов из ремонта формы ВУ-36-М.
Согласно пункту 7.2 Договора при обнаружении технологических неисправностей в течение гарантийного срока, возникших в процессе эксплуатации грузовых вагонов вследствие некачественно выполненного ремонта, заказчик вправе по своему выбору потребовать от подрядчика: устранения выявленных неисправностей подрядчиком за счет подрядчика; самостоятельно, в том числе с привлечением третьих лиц, устранить указанные неисправности с последующим возмещением всех своих убытков с подрядчика, включая, но не ограничиваясь убытки на ремонт вагона, убытки на передислокацию вагона от места отцепки до места ремонта, убытки связанные с добором тарифа, убытки связанные с подготовкой вагона в ремонт, убытки по доставке СУДД к месту ремонта, за исключением стоимости СУДД, устанавливаемых из запаса заказчика, ремонт которых подрядчиком не производился.
В результате некачественно выполненных работ в депо ответчика вагоны истца в период гарантийного срока были отцеплены ОАО "РЖД" в текущий отцепочный ремонт по причине технологических неисправностей, что подтверждается уведомлением на ремонт вагона (форма ВУ-23-М), дефектной ведомостью (форма ВУ- 2 А56-102210/2019 22), расчетно-дефектной ведомостью и актом-рекламацией (форма ВУ-41-М) по каждому спорному вагону.
Согласно Классификатору "Основные неисправности грузовых вагонов" К ЖА 2005 04 технологическая неисправность - неисправность, связанная с качеством изготовления и выполнения плановых и неплановых ремонтов грузовым вагонам в депо, на вагоноремонтном заводе и вагоностроительном заводе, а также качеством подготовки вагона к перевозкам на пункте технического обслуживания.
Рекламационные акты (формы ВУ-41-М) являются допустимыми доказательствами выявленных неисправностей (дефектов) и определения причин их возникновения (определения Верховного Суда РФ от 04.02.2016 и 21.03.2016 N 305-ЭС15-19207).
Текущий отцепочный ремонт проводился подразделением ОАО "РЖД" по договору N ТОР-ЦВ-00-32 от 14.06.2013, заключенному с ООО "Трансойл", что подтверждается актами о приемке вагонов из ремонта (форма ВУ-36) и платежными поручениями об оплате стоимости текущего отцепочного ремонта.
Истец понес расходы на текущий отцепочный ремонт вагонов в размере 3 020 290 руб. 19 коп., что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с иском о взыскании убытков.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования признал их обоснованными как по праву, так и по размеру.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, пришел к выводу о наличии оснований для изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренным законом.
Пунктами 1, 2 статьи 393 ГК РФ предусмотрено, что должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу пункта 4.1 Регламента на основании рекламационных документов владелец вагона вправе предъявить затраты за ТР-2 с приложением одного оригинала рекламационных документов контрагенту в соответствии с условиями заключенных договоров и действующим законодательством Российской Федерации.
Отцепка вагонов по неисправности не зависит от волеизъявления ни собственника вагона, ни иного лица, а направлена на устранение выявленной неисправности с целью обеспечения безопасности движения вагонов.
Факт причинения убытков, вина и размер убытков установлены материалами дела. Наличие причинно-следственной связи между возникшими убытками ввиду некачественного ремонта и расходами на услуги по оформлению рекламационно-претензионной документации (составление акта-рекламации формы ВУ-41-М) состоит в том, что если бы не была проведена отцепка по вине ответчика в текущий отцепочный ремонт (ТОР), то у истца не возникли бы расходы на составление актов-рекламаций (рекламационной документации).
Ответчик заявил о пропуске истцом установленного пунктом 1 статьи 725 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) годичного срока исковой давности, исчисляемого со дня составления акта-рекламации формы ВУ-41-М.
Суд первой инстанции указал, что возражения ответчика в части пропуска исковой давности учтены истцом при уточнении исковых требований, ответчик в нарушение статьи 65 и части 1 статьи 131 АПК РФ возражений относительно уточненного расчета не представил.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтена позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в Определении от 25.07.2019 N 305-ЭС19-3749 по делу А40-48662/2018.
В силу системного толкования пунктов 1 и 3 статьи 725 ГК РФ срок исковой давности для требований, предъявляемых в связи с ненадлежащим качеством работы, выполненной по договору подряда, является специальным по отношению к статье 200 ГК РФ и составляет один год.
Если договором подряда установлен гарантийный срок и заявление по поводу недостатков результата работы сделано в пределах гарантийного срока, течение срока исковой давности начинается со дня заявления о недостатках (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016, Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018).
Исходя из особенностей правоотношений заказчика и подрядчика в области использования железнодорожного транспорта, длительности хозяйственных связей и согласованных условий договора, обе стороны на момент его заключения понимали и исходили из того, что в случае отцепки вагонов по причине обнаруженных в них недостатков (неисправностей) ремонт их будет производить ближайшее или вагонное эксплуатационное депо отделения железной дороги, или депо подрядчика, или иная организация, выполняющая техническое обслуживание и ремонт подвижного состава.
Практика взаимоотношений сторон при расследовании причин отцепки грузового вагона и ведении рекламационной работы описана в соответствующем Регламенте перевозчика, из которого следует, что между участниками отношений в сфере железнодорожного транспорта существует четкая схема взаимодействия. В процесс отслеживания работоспособности железнодорожных вагонов и выхода их из строя в пути следования вовлечены все заинтересованные в этом лица: собственник вагона; лицо, производившее деповской ремонт; поставщик определенной части (узла, детали); завод - изготовитель вагона; соответствующие подразделения перевозчика, производящие отцепочный ремонт и осуществляющие рекламационную работу; организации, осуществляющие отцепочный ремонт. Расследование причин отцепок и составление акта-рекламации вагонным эксплуатационным депо осуществляются комиссионным составом. Эксплуатационное вагонное депо в суточный срок с момента отцепки вагона информирует владельца вагона, а также причастные вагоноремонтные организации о случае отцепки. Указанные лица самостоятельно контролируют внеплановые отцепки вагона в ремонт в период его эксплуатации до истечения срока гарантии на вагон и в суточный срок с момента отцепки вагона информируют телеграммой (факсом и т.п.) руководителей эксплуатационного вагонного депо о своем участии либо участии других заинтересованных лиц в расследовании технологической неисправности вагона, его узла или детали и сообщают о целесообразности ожидания вагона до прибытия своего представителя. Итоговым документом, определяющим причины возникновения дефектов, а также предприятие, виновное в возникновении данных дефектов, является акт-рекламация формы ВУ-41-М.
Обязательное составление акта-рекламации формы ВУ-41-М установлено и заключенными между сторонами договорами. Одним из документов, необходимых и достаточных для предъявления претензии, согласно договорам выступает вышеупомянутый акт.
Следовательно, исходя из системного толкования норм, регулирующих процесс отправки вагонов в отцепочный ремонт, и специфики взаимоотношений сторон, в качестве заявления о недостатках, применительно к правилам статьи 725 ГК РФ, с момента совершения которого следует исчислять годичный срок исковой давности, следует рассматривать составление акта-рекламации формы ВУ-41-М.
Иное приведет к тому, что истец будет обладать возможностью произвольно изменять момент начала исчисления срока исковой давности своим односторонним действием, выбирая момент оплаты понесенных расходов и (или) направления соответствующей претензии.
Учитывая правовую позицию сторон, даты составления актов-рекламации формы ВУ-41-М в период с января по август 2018 и обращения истца с настоящим иском, апелляционная коллегия полагает, что истцом пропущен срок исковой давности в отношении 47 вагонов, о применении которой заявлено ответчиком, что в соответствии со статьей 199 ГК РФ является основанием для отказа в иске в части требований о взыскании убытков в размере 533 886, 07 руб.
При таких обстоятельствах, принятое по делу решение подлежит изменению в части, апелляционная жалоба - удовлетворению.
Расходы по оплате государственной пошлины подлежат распределению в порядке статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2019 по делу N А56-102210/2019 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Взыскать с АО "Вагоноремонтный завод" (ОГРН 1020202085166) в пользу ООО "Трансойл" (ОГРН 1037835069986) 2 486 404, 05 руб. в возмещение убытков, а также 31 366 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В остальной части иска отказать.
Возвратить ООО "Трансойл" из федерального бюджета 9 401,68 руб. государственной пошлины".
Взыскать с ООО "Трансойл" в пользу АО "Вагоноремонтный завод" 3 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.М. Кротов |
Судьи |
И.В. Сотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-102210/2019
Истец: ООО "Трансойл"
Ответчик: АО "ВАГОНОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД"