г. Владивосток |
|
17 июня 2020 г. |
Дело N А51-25364/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июня 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей А.В. Пятковой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю,
апелляционное производство N 05АП-2531/2020
на решение от 03.03.2020
судьи Е.И.Андросовой
по делу N А51-25364/2019 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению акционерного общества "Вагонная ремонтная компания - 1" (ИНН 7708737490, ОГРН 1117746294104) в связи с деятельностью обособленного структурного подразделения Рефрижераторного вагонного депо Уссурийск ("РВД Уссурийск")
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю (ИНН 2511015850, ОГРН 1042502167278)
о признании недействительным решения N 55260 от 12.08.2019 в части доначисления страховых взносов в сумме 21 427,49 руб., пени в сумме 95,75 руб.,
при участии:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю: Данилян Е.Ю. по доверенности N 05-13/20 от 03.02.2020, сроком действия до 31.12.2020, служебное удостоверение, копия диплома бвс N 0712552; Шишкина Т.А. по доверенности N 05-13/29 от 10.09.2019, сроком действия до 31.12.2020, служебное удостоверение, диплом всв N 0977912,
от акционерного общества "Вагонная ремонтная компания - 1" - представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Вагонная ремонтная компания - 1" в связи с деятельностью обособленного структурного подразделения Рефрижераторного вагонного депо Уссурийск ("РВД Уссурийск") (далее- заявитель, общество, АО "Вагонная ремонтная компания - 1") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения N 55260 от 12.08.2019 в части доначисления страховых взносов в сумме 21 427,49 руб., пени в сумме 95,75 руб.
Решением суда от 03.03.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество АО "Вагонная ремонтная компания - 1" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 03.03.2020, общество просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований АО "Вагонная ремонтная компания - 1".
В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган указывает на законность и обоснованность своего решения настаивая на том, что заявителем допущено налоговое правонарушение в связи с неуплатой страховых взносов вследствие занижения облагаемой базы по причине невключения в нее выплаченных обществом своим работникам компенсаций оплаты стоимости медицинских осмотров. По мнению подателя жалобы, суммы таких компенсаций подлежат включению в базу для обложения страховыми взносами, так как не поименованы в исчерпывающем перечне выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). При этом Инспекция полагает несостоятельной ссылку суда первой инстанции на определение Верховного Суда Российской Федерации N 309-КГ16-4485, поскольку содержащиеся в нем разъяснения касаются применения иной нормативной базы.
АО "Вагонная ремонтная компания - 1" по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
В судебном заседании представитель налогового органа сообщил о вынесении УФНС по Приморскому краю 18.05.2020 решения N 05-20/19076@ об отмене спорного решения N 55260 от 12.08.2019, указывая на отсутствие предмета спора между сторонами.
От АО "Вагонная ремонтная компания - 1" поступило письменное ходатайство о прекращении производства по делу в связи с добровольным удовлетворением налоговым органом требований общества, рассмотрев которое, коллегия считает его подлежащим отклонению ввиду отсутствия оснований, предусмотренный статьей 150 АПК РФ.
От АО "Вагонная ремонтная компания - 1" письменно ходатайствовала о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Поскольку о дате, времени и месте судебного заседания заявитель надлежащим образом извещен, коллегия, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей общества.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Рефрижераторным вагонным депо Уссурийск - обособленным структурным подразделением АО "Вагонная ремонтная компания - 1" в Инспекцию 10.04.2019 представлен уточненный расчет по страховым взносам за полугодие 2018 года (корректировка N 3), в котором налогоплательщиком указан вид деятельности - Деятельность вспомогательная, связанная с железнодорожным транспортом (код ОКВЭД 52.21.19), и отражены следующие показатели:
- сумма, не подлежащая обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 3 200 622,91 руб. (в том числе за апрель 2018 года - 396 592,73 руб., за май 2018 года - 452 266,61 руб., за июнь 2018 года - 2 351 763,57 руб.);
- база для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование 31 968 355,63 руб. (в том числе за апрель 2018 года - 10 952 203,64 руб., за май 2018 года - 10 154 033,50 руб., за июнь 2018 года - 10 862 118,49 руб.;
- база для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 31 852 855,63 руб. (в том числе за апрель 2018 года - 10 913 703,64 руб., за май 2018 года - 10 115 533,50 руб., за июнь 2018 года - 10 823 618,49 руб.);
- исчислено страховых взносов на обязательное пенсионное страхование 7 033 038,35 руб. (в том числе за апрель 2018 года - 2 409 484,81 руб., за май 2018 года - 2 233 887,44 руб., за май 2018 года - 2 389 666,10 руб.); - исчислено страховых взносов на обязательное медицинское страхование 1 630 386,04 руб. (в том числе за апрель 2018 года - 558 562,40 руб., за май 2018 года - 517 855,71 руб., за июнь 2018 года - 553 967,93 руб.);
- исчислено страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 923 732,84 руб. (в том числе за апрель 2018 года - 316 497,43 руб., за май 2018 года - 293 350,48 руб., за июнь 2018 года -313 884,93 руб.).
В период с 10.04.2019 по 21.06.2019 Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка указанного расчета, результат которой отражены в акте налоговой проверки от 24.06.2019 N 76833. Из акта камеральной налоговой проверки, обществом в апреле - мае 2018 года производилось возмещение 54 физическим лицам - работникам подразделения стоимости обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических осмотров, а также дополнительных расходов, связанных с их прохождением (проезд, проживание) на общую сумму 71 425 руб., которая не включена в суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами
По итогам рассмотрения материалов проверки Межрайонной ИФНС России N 9 по Приморскому краю принято решение от 12.08.2019 N55260 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому АО "ВРК - 1":
- доначислены страховые взносы за апрель-май 2018 года в размере 21 427,49 руб., в том числе на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии - 15 713,50 руб., на обязательное медицинское страхование - 3 642,67 руб., на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 2 071,32 руб.),
- исчислены пени в сумме 95,75 руб. в соответствии со статьей 75 НК РФ за неуплату страховых взносов
Не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России N 9 по Приморскому краю, АО "Вагонная ремонтная компания - 1" обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю от 26.09.2019 N13-09/36298@ апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением от 12.08.2019 N 55260 в части доначисления страховых взносов в сумме 21 427,49 руб., пени в сумме 95,75 руб., посчитав, что оно не отвечает требованиям закона и нарушает его права, АО "Вагонная ремонтная компания - 1" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. Рассмотрев требования заявителя по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об их обоснованности.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе налогового органа и в отзыве общества на нее, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Пунктом 1 статьи 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Правила, предусмотренные статьей 45 НК РФ, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов (пункт 9 статьи 45 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Согласно положениям статьи 23 НК РФ, плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные Налоговым Кодексом Российской Федерации страховые взносы: вести учет объектов обложения страховыми взносами, сумм исчисленных страховых взносов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты и иные вознаграждения, в соответствии с главой 34 НК РФ и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета расчеты по страховым взносам.
Согласно пункту 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателям.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения заявителя к налоговой ответственности, начисления спорных сумм страховых взносов и пеней послужил вывод налогового органа о занижении заявителем облагаемой базы ввиду исключения из нее 71 425 руб. выплаченных АО "Вагонная ремонтная компания - 1" своим работникам в возмещение стоимости проведенных им медицинских осмотров.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 НК РФ, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 этого Кодекса (к числу которых относится заявитель), если иное не предусмотрено этой статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса), в том числе в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Согласно пункту 1 статьи 421 НК РФ, база для исчисления страховых взносов для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.
Из совокупного анализа указанных норм и положений статей 15, 16, 129 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда (вознаграждением за труд), то есть, связанные с выполнением работником трудовой функции и зависят от результатов его труда.
Исследованием материалов дела установлено, что заявителем в апреле - мае 2018 году произведены выплаты в сумме 71 425 руб. в пользу работников в качестве компенсации затрат на прохождение ими обязательных медицинских осмотров.
В силу статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) обязательному предварительному медицинскому осмотру при заключении трудового договора подлежат лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, а также иные лица, в случаях предусмотренных этим Кодексом и иными федеральными законами.
При этом, в силу статьи 212 ТК РФ работодатель обязан организовать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статьей 213 ТК РФ установлено, что работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Предусмотренные этой статьей медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя.
Аналогичное положение закреплено и в пункте 6.8. Коллективного Договора АО "Вагонная ремонтная компания - 1" на 2017-2019 годы, согласно которому установлена обязанность Работодателя возмещать Работникам расходы, связанные с прохождением предварительных (при поступлении на работу) медицинских осмотров (обследований), психиатрического и наркологического освидетельствования, а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) Работников в соответствии с медицинскими рекомендациями согласно законодательству Российской Федерации. Установление порядка прохождения и нормативной продолжительности обязательных периодических осмотров (обследований) производится в локальном нормативном акте компании, принятого с учётом мотивированного мнения выборного органа Профсоюза.
Руководствуясь указанными нормативными положениями, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что проводимые работникам обязательные медицинские осмотры должны осуществляться за счет работодателя, а в случае, если работник оплатил прохождение медицинского осмотра за счет собственных денежных средств, стоимость таких осмотров подлежит возмещению работодателем, и такое возмещение не может являться объектом обложения страховыми взносами так как не носит характера вознаграждения в рамках трудовых отношений (оплатой за труд, доходом), не является выплатой по трудовому или гражданско-правовому договорам, а также, не является поощрительной, стимулирующей выплатой.
Как верно установлено судом первой инстанции и не опровергнуто налоговым органом, в рассматриваемой ситуации медицинские осмотры проводились только в отношении работников подразделений общества. Оказанные услуги в рамках проведенных медицинских осмотров не превышали необходимый перечень услуг, компенсация выплачивалась на основании документов, подтверждающих факт прохождения медицинского осмотра и факта оплаты работниками данных услуг.
Следовательно, вопреки доводам апелляционной жалобы, спорные выплаты, компенсирующие затраты работников на проведение медицинских осмотров, производились заявителем в рамках исполнения обязанности работодателя по организации обязательных медицинских осмотров. Подобные выплаты не являются экономической выгодой (доходом) работников, в связи с чем не подлежат обложению страховыми взносами.
Апелляционный суд полагает, что налоговый орган ошибочно не учел положения статьи 420 НК РФ, определяющие объект обложения страховыми взносами, к числу которых спорные выплате не отнесены. Кроме этого, налоговый орган руководствуется исключительно положениями статьи 422 НК РФ, устанавливающими перечень выплат, не облагаемых страховыми взносами (в числе которых рассматриваемые выплаты не поименованы).
Суд первой инстанции обоснованно сослался на правовую позицию, изложенную в определении Верховного суда Российской Федерации от 27.05.2016 N 309-КГ16-4485, принятом при рассмотрении сходных правоотношений. При этом, то обстоятельство, что указанная позиция сформирована исходя из толкования ранее действовавших положений Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", утратившего силу с 01.01.2017 (на что ссылается податель апелляционной жалобы), не имеет правового значения, поскольку с изменением нормативного регулирования объект обложения страховыми взносами не изменился. В связи с чем соответствующие доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные и ошибочные.
Правовая позиция о том, что компенсирующие затраты работников на проведение медицинских осмотров, производились учреждением в рамках исполнения обязанности работодателя по организации обязательных медицинских осмотров, в связи с чем не являются экономической выгодой (доходом) работников и, соответственно, не могут быть включены в объект обложения страховыми взносами и при таких обстоятельствах доначисление страховых взносов, начисление пени и штрафа произведено инспекцией неправомерно также изложена в Определении Верховного Суда РФ от 13.04.2020 N 309-ЭС20-3763 по делу N А76-14135/2019.
Ссылки налогового органа в обоснование своей позиции на письма Федеральной налоговой службы от 03.09.2018 N БС-4-11/16963@, а также Минфина от 30.01.2019 N 03-15-06/5260, от 04.07.2019 N 03-15-06/49359, от 08.02.2018 N 03-15-06/7527, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку указанные письма носят информационный и рекомендательный (разъясняющий) характер, не являются нормативными правовыми актами, обязательными для исполнения.
При этом, иное толкование налоговым органом положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю N 55260 от 12.08.2019 в части доначисления страховых взносов в сумме 21 427,49 руб., пени в сумме 95,75 руб. не соответствует действующему законодательству, а также нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование заявителя.
Все доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции, не имеется. Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ суд апелляционной инстанции не относит на межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 03.03.2020 по делу N А51-25364/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-25364/2019
Истец: АО "ВАГОННАЯ РЕМОНТНАЯ КОМПАНИЯ - 1"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N9 ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: Арбитражный суд Новосибирской области