г. Ессентуки |
|
18 июня 2020 г. |
Дело N А63-15725/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.06.2020.
Полный текст постановления изготовлен 18.06.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Макаровой Н.В., судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковалевой З.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.01.2020 по делу N А63-15725/2019, принятое по заявлению Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Кавказскому федеральному округу (г. Ессентуки, ОГРН 1102650002212) к обществу с ограниченной ответственностью "Арго" (г. Ессентуки, ОГРН 1022601223050) о взыскании задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду, при участии в судебном заседании представителей: Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу - Кравцовой И.С. (доверенность от 10.01.2020), общества с ограниченной ответственностью "Арго" - Акопджанова Д.Ю. (доверенность от 18.12.2018),
УСТАНОВИЛ:
Департамент Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу, г. Ессентуки (далее - истец, департамент) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Арго" (далее - ответчик, общество, ООО "Арго") о взыскании задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 1 240 432,91 руб., пени в сумме 41 110,01 руб.
Решением суда от 09.01.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Суд исходил из того, что полигон ТБО расположен за пределами курортной зоны; собственник полигона использует отходы "остатки сортировки ТКО при совместном сборе практически не опасные", а не размещает их на полигоне, поэтому в данном случае не предусмотрено взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду с коэффициентом 2.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 09.01.2020, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. Апеллянт считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, так как ответчиком не в полном объеме исполнена обязанность по оплате за размещение отходов (ТБО) за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, без учета коэффициента 2, подлежащего применению, поскольку полигон ТБО в Минераловодском районе расположен в курортной зоне.
Изучив материалы дела, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Арго", в соответствии с действующим законодательством представлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год.
По результатам проверки декларации, представленной ответчиком, департамент пришел к выводу о том, что плата исчислена обществом не в полном объеме, также указана не полная информация.
Обществу направлено требование от 04.06.2019 N 1/2815 о предоставлении пояснений и (или) внесении исправлений в декларацию о плате за НВОС. В ответ на требование ответчиком представлены пояснения от 14.06.2019 (исх. N 129), в которых указано на необоснованность требований.
08 июля 2019 года департаментом в адрес общества направлено требование N 3/2815 о внесении в бюджет платы за НВОС и пени.
Поскольку требование обществом добровольно не исполнено, истец обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требованиях, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) установлено, что негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 3 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Статьей 16 Закона N 7-ФЗ установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются законом. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в числе прочих размещение отходов производства и потребления. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) (часть 1 статьи 16 Закона об охране окружающей среды).
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Размещение отходов - это их хранение и захоронение; хранение отходов - это складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.
Согласно части 2 статьи 11 Закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Статьей 16.4 Закона об охране окружающей среды определяется порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
В силу пункта 4 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 (далее - Правила N 255) контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
Плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно (пункт 8 Правил N 255).
Указом Президента Российской Федерации "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации" от 27.03.1992 N 309 району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение, в границах округа санитарной защиты курорта.
Во исполнение данного Указа постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1992 года N 462 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод" утверждено Положение об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод, установлены границы указанного региона.
Указывая на необходимость применения коэффициента 2 при расчете платы за НВОС на полигоне ТБО в Минераловодском районе, департамент ссылается на определение судебной коллегии по административным делам от 08.11.2018 N 19-АПНГ18-11, которым, по мнению департамента, установлено, что полигоны ООО "Арго", расположенные в Предгорном и Минераловодском районе, в нарушение требований Закона о производстве и потреблении находятся в курортной, лечебно-оздоровительной, санитарной зоне курортов.
Согласно определению ВС РФ по делу N 19-АПГ18-11 ООО "Арго" обратилось в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующей территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Ставропольском крае (корректировка), утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 21.11.2017 N 462-п в части исключения из указанной схемы полигонов ТБО ООО "Арго" в Предгорном районе 9-ый км Боргустанского шоссе и в Минераловодском районе в 2,7 км севернее канала Широкий, и о признании недействующим постановления Правительства Ставропольского края от 21.11.2017 N 462-п "О внесении изменений в территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Ставропольском крае, утвержденную, постановлением Правительства Ставропольского края от 22.09.2016 N 408-п".
Таким образом, предметом спора явилось оспаривание нормативных правовых актов.
Решением Ставропольского краевого суда от 14.06.2018 в удовлетворении административных исковых заявлений отказано, в связи с чем, общество обратилось в Верховный суд Российской Федерации. Определением ВС РФ от 06.11.2018 N 19-АПГ18-11 решение Ставропольского краевого суда от 14.06.2018 оставлено без изменения, апелляционная жалоба общества без удовлетворения.
Отказывая обществу в удовлетворении заявления, ВС РФ указал, что оспариваемые нормативные правовые акты, которыми утверждена территориальная схема, а также внесены изменения в нее, приняты в пределах компетенции Правительства Ставропольского края с соблюдением формы (вида), процедуры принятия, правил введения в действие, в том числе и вступления в силу.
При этом, вопрос нахождения спорных полигонов ТБО в курортной, лечебно- оздоровительной, санитарной зоне курортов не исследовался, данное обстоятельство Верховным Судом РФ не устанавливалось. Иного из текста определения ВС РФ не следует.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия судей полагает, что обстоятельства расположения полигонов общества в курортной, лечебно-оздоровительной, санитарной зоне курортов Верховным Судом РФ не устанавливались.
В тоже время постановлением Правительства Ставропольского края от 01.10.2018 N 425-п внесены изменения в территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Ставропольском крае, утверждённую постановлением Правительства Ставропольского края от 22.09.2016 N 408-п.
Таким образом, в оспариваемый ранее обществом нормативно-правовой акт внесены изменения органом исполнительной власти во внесудебном порядке, в связи с чем доводы департамента о подверженности факта нахождения полигонов ТБО ООО "Арго" (в Предгорном и Минераловодском районе) в пределах курортной зоны на основании определения судебной коллегии по административным делам от 08.11.2018 N 19-АПНГ18-11, в отсутствие действующего нормативно-правового акта признаются апелляционной коллегией судей необоснованными.
Апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции обоснованно приняты во внимание фактические обстоятельства, установленные ранее в судебных актах Арбитражного суда Ставропольского края, в том числе пересмотренных Верховным Судом РФ, в которых непосредственно дана оценка вопросу нахождения спорного полигона за пределами эколого-курортного региона КМВ.
В частности, решениями Арбитражного суда Ставропольского края, вступившими в законную силу (оставлены без изменения постановлениями судов вышестоящих инстанций): по делам N А63-9610/2014 от 09.02.2015 (отказано в передаче в Президиум ВС РФ жалобы Департамента Росприроднадзора), N А63-9914/2017 от 19.09.2017, N А63- 9915/2017 от 11.09.2017, решениями Минераловодского районного суда от 31.10.2017 N 12-200/2017, от 7.03.2018 N 12-64/2018 установлены факты расположения полигона ТБО в Минераловодском районе (кадастровый номер 26:23:080210:2) за пределами территории округа санитарной охраны курорта, вне границ особо охраняемого эколого-курортного региона КМВ.
Данный факт также подтверждается представленной в материалы дела выпиской из ЕГРН (сведения об основных характеристиках объекта недвижимости от 27.07.2017 N 26-0-1-122/4012/2017-1697); сведениями, содержащимися в заключении экспертной комиссии отдела экологических экспертиз Ставропольского краевого комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов по ИЭО полигона ТБО в Минераловодском районе от 30.10.1995; письмом от 17.03.1994 объединения "Кавминкурортресурсы"; схемой размещения земельного участка с кадастровым номером 26:23:08021062 относительно границы особо-охраняемого курортного региона КМВ; актом проверки природоохранной деятельности Комитета природных ресурсов по СК от 26.04.2001.
Указанные документы не отменены, являются действующими.
Принимая во внимание установление в судебных актах факта расположения полигона ТБО в Минераловодском районе (кадастровый номер 26:23:080210:2) за пределами территории округа санитарной охраны курорта, вне границ особо охраняемого эколого-курортного региона КМВ, а также учитывая, что из текста определения ВС РФ по делу N 19-АПГ18-11 не следует установление Верховным Судом РФ обратного, апелляционный суд полагает, что оснований для применения дополнительного коэффициента 2 при исчисление платы за НВОС на полигоне ТБО в Минераловодском районе и соответственно для начисления платы в размере 1 240 432,91 и пени 41 110,01 руб., не имеется.
Признавая выводы департамента о необходимости начисления платы за размещение видов отходов "остатки сортировки твердых коммунальных отходов при совместном сборе практически неопасные" с применением коэффициента 2 необоснованными, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
Согласно статье 1 Закона N 7-ФЗ негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативными изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона N 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду, за которые взимается плата, относится, в частности, размещение отходов производства и потребления.
Как установлено статьей 1 Закона N 89-ФЗ в настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия: отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
Таким образом, законодатель различает понятия захоронение, хранение и использование отходов. При этом ответственность за негативное воздействие на окружающую среду, возникает лишь в случае размещения опасных отходов, то есть хранения и захоронения.
Пунктом 5.7 СП 2.1.7.1038-01 предусмотрено, что на территории полигона не допускается сжигание твердых бытовых отходов и должны быть приняты меры по недопустимости самовозгорания твердых бытовых отходов.
В соответствии с положениями названных санитарных правил, в силу требований пунктов 1.1., 1.2., 5.7. СП 2.1.7.1038-01 должны быть своевременные меры к пересыпке изолирующим материалом принимаемых на полигон отходов, в том числе, во избежание самовозгорания отходов, складированных на рабочей карте полигона, иных негативных последствий.
Судом первой инстанции из материалов дела установлено, что на полигоне применяется технология обращения с отходами, согласно которой поступившие отходы на первом этапе подвергаются обработке посредством сортировки, в том числе на динамическом сепараторе, с извлечением мелкодиспенсерных фракций, размером до 34 мм, состоящих из песка и мелких камней, и представляющих собой отход "остатки сортировки ТКО при совместном сборе практически не опасные", в дальнейшем используемые в качестве изолирующего слоя для пересыпки полигона твердых коммунальных отходов. Порядок использования отхода "остатки сортировки ТКО при совместном сборе практически не опасные" установлен приказом директора общества от 26.12.2017 N 14/П, изданного в целях исключения неблагоприятного воздействия полигона ТБО на окружающую среду и необходимости промежуточной изоляции уплотненного слоя ТБО пересыпочным материалом.
Согласно данному приказу для пересыпки тела полигона надлежит использовать доставляемые практически не опасные отходы: грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ, не загрязненный опасными веществами; остатки сортировки твердых коммунальных отходов при совместном сборе практически не опасные; смет с территории предприятия практически не опасный; напитки, утратившие потребительские свойства; шлам минеральный от газоочистки производства кремния.
В связи с применением названной технологии, в статистической форме отчетности 2ТП (отходы) за 2018 год и в отчете об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2018 год, обществом указаны сведения об утилизации (использовании) на объекте (полигоне) вида отходов "остатки сортировки ТКО при совместном сборе практически не опасные".
Факт использования названного отхода для пересыпки полигона подтверждается актами приема-передачи отходов за 2018 год, составленными во исполнение приказа между ООО "Сортировка и переработка" (передающая сторона) и ООО "Арго" (принимающая сторона); данные акты составляются ежемесячно с указанием количества переданных отходов.
Из представленных актов следует, что обществом принято с целью использования для пересыпки полигона отходов вида "остатки сортировки ТКО при совместном сборе практически не опасные" в количестве 9 469 тн. Указанное количество также отражено в отчете 2-ТП (отходы) в качестве утилизированных (строка 53).
Представленные в материалы дела документы свидетельствуют о том, что собственник полигона использует отходы "остатки сортировки ТКО при совместном сборе практически не опасные" в качестве изолирующего слоя (пересыпка ТБО), а не размещает их на нем.
При этом ни нормами законодательства об охране окружающей среды, ни иными локальными нормативно-правовыми актами не предусмотрено взимание платы за использование отходов.
Факт использования отходов в качестве изолирующего слоя департаментом не опровергнут, доказательств размещения обществом отходов "остатки сортировки ТКО при совместном сборе практически не опасные" в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ, равно как и оказания в процессе деятельности какого-либо иного по смыслу статьи 16 Закона N 7-ФЗ вредного воздействия на окружающую среду, департаментом также не представлено; равно как и не представлено доказательств того, что остатки сортировки твердых коммунальных отходов при совместном сборе, не могут быть использованы на полигонах в качестве изолирующего материала при пересыпке слоев.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что департаментом не представлено доказательств и правовых оснований начисления сумм задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду с применением коэффициента 2 и соответствующих сумм пени, в связи с чем, судом первой инстанции сделан правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения искового заявления.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству; нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно; судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.01.2020 по делу N А63-15725/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Макарова |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-15725/2019
Истец: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу
Ответчик: ООО "Арго "
Третье лицо: ООО "Арго "