г. Вологда |
|
17 июня 2020 г. |
Дело N А05-8674/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 17 июня 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Докшиной А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Няндомский муниципальный район" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04 марта 2020 года по делу N А05-8674/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилремсервис" (ОГРН 1122918000150, ИНН 2918010052; адрес: Россия, 164200, Архангельская область, Няндомский район, город Няндома, улица Североморская, дом 3в; далее - ООО "Жилремсервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к администрации муниципального образования "Няндомский муниципальный район" (ОГРН 1022901415954, ИНН 2918003087; адрес: Россия, 164200, Архангельская область, Няндомский район, город Няндома, улица 60 лет Октября, дом 13; далее - администрация) о признании незаконным бездействия по исполнению в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Архангельская область, г. Няндома, ул. Строителей, д. 23б, возложенных на орган местного самоуправления частями 4, 5, 6 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) требований по созыву общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления таким домом, по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации, по заключению договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 04 марта 2020 года признано незаконным бездействие администрации, выразившееся в непроведении в установленный частью 5 статьи 200 ЖК РФ срок открытого конкурса по отбору управляющей организации в отношении находившегося в управлении ООО "Жилремсервис" многоквартирного дома, расположенного по адресу: Архангельская область, г. Няндома, ул. Строителей, д. 23б (далее - МКД), сведения о котором исключены из реестра лицензий Архангельской области 10.04.2019 приказом руководителя Государственной жилищной инспекции Архангельской области от 10.04.2019 N 01-50/214 "О внесении изменений в реестр лицензий Архангельской области". На администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. С администрации в пользу общества взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Администрация с судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме. В обоснование жалобы приводит доводы относительно несогласия с выводом о незаконном бездействии, выразившемся в непроведении в установленный частью 5 статьи 200 ЖК РФ срок открытого конкурса по отбору управляющей организации, ссылаясь на оспаривание в Няндомский районный суд Архангельской области одностороннего отказа общества от исполнения договора управления многоквартирным домом от 01.04.2014 N 54.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, общество оказывало услуги по управлению МКД на основании договора управления многоквартирным домом от 01.04.2014 N 54 (т. 1, л. 14-36), пунктом 8.1 которого определено, что договор вступает в силу с 01.04.2014 и действует в течение одного года. Если ни одна из сторон не заявит о своем желании расторгнуть договор, то договор считается автоматически продленным на следующий период.
Общество 06.03.2019 представило в администрацию заявление от 28.02.2019 N 184 о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия 31.03.2019 (т. 1, л. 37).
Приказом руководителя Государственной жилищной инспекции Архангельской области от 10.04.2019 N 01-50/214 "О внесении изменений в реестр лицензий Архангельской области" сведения о МКД исключены из реестра лицензий Архангельской области 10.04.2019, что не оспаривается администрацией.
Поскольку после получения уведомления Государственной жилищной инспекции Архангельской области об исключении сведений об указанном МКД из реестра лицензий Архангельской области администрация не совершила действия, предусмотренные частями 4, 5, 6 статьи 200 ЖК РФ, а именно по созыву общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления таким домом, об объявлении о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и проведении этого конкурса, а в случае, если открытый конкурс по отбору управляющей организации будет признан не состоявшимся, по заключению договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, и общество продолжило осуществлять функции управляющей организации, ООО "Жилремсервис" обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
При рассмотрении заявленного требования суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 2 статьи 201 АПК РФ для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в том числе в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Частью 6 статьи 198 ЖК РФ определено, что исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 названного Кодекса. С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 данного Кодекса.
Частью 3 статьи 200 ЖК РФ установлено, что в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 этого Кодекса лицензиат обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня:
1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведённого органом местного самоуправления открытого конкурса;
2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 ЖК РФ;
4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
В соответствии с частью 4 статьи 200 ЖК РФ в течение пятнадцати дней со дня получения уведомления от органа государственного жилищного надзора об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, о прекращении действия лицензии, о ее аннулировании орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления таким домом.
Частью 5 статьи 200 ЖК РФ предусмотрено, что в случае, если решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в соответствии с требованиями части 4 данной статьи, о выборе способа управления таким домом не принято или не реализовано либо общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проведение которого орган местного самоуправления обязан инициировать в соответствии с частью 4 данной статьи, не проведено или не имело кворума, орган местного самоуправления в течение трех дней со дня проведения данного общего собрания или по истечении указанного в части 4 данной статьи срока обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 данного Кодекса в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса (часть 5 статьи 200 ЖК РФ).
Согласно части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 данной статьи и части 5 статьи 200 указанного Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключённого по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Как установлено частью 6 статьи 200 ЖК РФ, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации открытый конкурс по отбору управляющей организации признан не состоявшимся, допускается заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 данного Кодекса.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, прекращение, расторжение договора управления многоквартирным домом служит безусловным основанием для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации и для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом, вместе с тем возлагает на него обязанность продолжать выполнение функций управляющей организации вплоть до момента наступления определенных частью 3 статьи 200 ЖК РФ обстоятельств.
В свою очередь, орган местного самоуправления обязан в установленные сроки созвать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления таким домом, а в отсутствие решения собрания - объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс.
В силу части 2 статьи 163 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 данного Кодекса.
В развитие данной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее - Правила).
В рассматриваемом случае доля муниципального образования "Няндомский муниципальный район" в спорном МКД составляет менее 100 процентов, но более 50 процентов, в связи с этим договор управления указанным домом подлежит заключению с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса.
В рассматриваемой ситуации администрация обязана в установленный частью 5 статьи 200 ЖК РФ срок объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс.
С учетом того что об исключении сведений о рассматриваемом МКД из реестра лицензий администрации стало известно в апреле 2019 года, конкурс по отбору управляющей организации подлежал проведению администрацией не позднее июня 2019 года, однако этого администрацией сделано не было.
Фактически действия по объявлению о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации администрация начала совершать 01.11.2019, то есть со значительным пропуском срока, установленного частью 5 статьи 200 ЖК РФ и после обращения общества в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Данное обстоятельство свидетельствует о незаконном бездействии администрации, выразившемся в непроведении в установленный частью 5 статьи 200 ЖК РФ срок открытого конкурса по отбору управляющей организации в отношении спорного дома. При этом такое бездействие администрации нарушило права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ссылка администрации на оспаривание отказа общества от исполнения договора управления МКД от 01.04.2014 N 54 и на вступление 03.10.2019 в законную силу решения Няндомского районного суда Архангельской области от 28.08.2019, которым администрации отказано в удовлетворении заявленного требования, не может быть принята, поскольку факт обжалования не освобождает ее от исполнения установленной статьей 200 ЖК РФ обязанности объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс.
Выводы суда, изложенные в решении от 04.03.2020, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерность его выводов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 04 марта 2020 года по делу N А05-8674/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Няндомский муниципальный район" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8674/2019
Истец: ООО "Жилремсервис"
Ответчик: администрация муниципального образования "Няндомский муниципальный район"