город Воронеж |
|
18 июня 2020 г. |
Дело N А64-7451/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "16" июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено "18" июня 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Щербатых Е.Ю.,
судей Ушаковой И.В., Поротикова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карабковой О.В.,
при участии:
от Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Мичуринская центральная районная больница": Синицына Д.А., представителя по доверенности от 09.01.2020;
от автономной некоммерческой организации "Центр инновации в социально-медицинском обслуживании "Опека": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления здравоохранения Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Мичуринская центральная районная больница" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.09.2019 по делу N А64-7451/2018 (судья Попов Ю.В.), по исковому заявлению Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Мичуринская центральная районная больница" (ОГРН 1026800636367, ИНН 6807000190) к автономной некоммерческой организации "Центр инновации в социально-медицинском обслуживании "Опека" (ОГРН 1136800000853, ИНН 6829911535) о взыскании 1 496 099 руб. 07 коп.,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление здравоохранения Тамбовской области (ОГРН 1026801161188, ИНН 6831003241), Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (ОГРН 1026801156172, ИНН 6831001163), Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тамбовской области (ОГРН1066829000567, ИНН 6829018057), по встречному иску автономной некоммерческой организации "Центр инновации в социально-медицинском обслуживании "Опека" к Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Мичуринская центральная районная больница" о признании договоров недействительными,
УСТАНОВИЛ:
Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Мичуринская центральная районная больница" (далее-ТОГБУЗ "Мичуринская ЦРБ", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Автономной некоммерческой организации "Центр инновации в социально-медицинском обслуживании "Опека" (далее-АНО "Опека", ответчик) о взыскании основного долга по договорам возмещения расходов по оплате коммунальных услуг N 1 от 01.01.2015 и N 2 от 01.01.2016, образовавшегося в период: февраль, май, октябрь-декабрь 2015 года, январь-сентябрь 2016 года в размере 885 789 руб. 86 коп., пени за просрочку платежей, начисленной за период с 01.10.2016 по 20.08.2018, на общую сумму 610 309 руб. 21 коп., всего 1 496 099 руб. 07 коп.
Определением суда от 25.02.2019 принят к рассмотрению совместно с первоначальным иском встречный иск АНО "Опека" к ТОГБУЗ "Мичуринская ЦРБ" о признании договоров о возмещении расходов по оплате коммунальных услуг N 1 от 01.01.2015 и N 2 от 01.01.2016 недействительными и применении последствий недействительности сделки.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление здравоохранения Тамбовской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области, Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тамбовской области.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 27.09.2019 по делу N А64-7451/2018 в удовлетворении первоначального и встречного исков отказано.
Не согласившись с принятым решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность в части отказа в удовлетворении первоначального иска, ТОГБУЗ "Мичуринская ЦРБ" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении первоначального иска отменить, первоначальный иск удовлетворить.
В судебное заседание 16.06.2020 представители ответчика и третьих лиц не явились. Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении вышеназванных лиц о месте и времени судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) дело рассматривалось в их отсутствие.
Представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал ее доводы, считает решение суда в части отказа в удовлетворении первоначального иска незаконным и необоснованным, просит отменить решение в указанной части и удовлетворить первоначальный иск.
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
АНО "Опека" просит проверить законность и обоснованность решения суда в полном объеме.
АНО "Опека" в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее доводов, просит решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении первоначального иска оставить без изменения, в части отказа в удовлетворении встречного иска отменить и удовлетворить встречный иск.
Суд апелляционной инстанции полагает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, в спорный период между сторонами по результатам проведения конкурентных процедур заключались и исполнялись договоры на предоставление услуг по паллиативной медицинской помощи взрослому населению в условиях круглосуточного пребывания (договоры на предоставление паллиативной помощи), в соответствии с которыми ответчик брал на себя обязательства предоставить упомянутые услуги, а заказчик обязывался принимать и оплачивать эти услуги.
В целях обеспечения ответчика материальной базой для предоставления паллиативной помощи 21.07.2014 между ТОГБУЗ "Мичуринская ЦРБ" (балансодержателем) и АНО "Опека" (пользователем) был заключён договор N 111 на передачу в безвозмездное пользование объектов недвижимого имущества, являющихся государственной собственностью Тамбовской области (договор N 111), по условиям пункта 1.1 которого балансодержатель на основании Закона Тамбовской области N 241-З от 27.10.2004 "Об управлении государственной собственностью Тамбовской области", письма АНО "Опека" N 33.024 от 26.06.2014 с согласия Комитета по управлению имуществом Тамбовской области передаёт пользователю в безвозмездное пользование объекты недвижимого имущества, общей площадью 1 377,4 кв.м, указанные в приложении N 1 к договору с целью оказания паллиативной помощи.
Из приложения N 1 к договору N 111 следует, что в состав подлежащих передаче пользователю в безвозмездное пользование объектов недвижимого имущества входят: нежилые помещения NN 1-39 общей площадью 496,1 кв.м, расположенные на втором этаже здания Зеленогайского врачебного участка по адресу: Мичуринский район, пос. Зелёный Гай, ул. Центральная, д.4; здание Глазковской участковой больницы общей площадью 881,3 кв.м, расположенное по адресу: Мичуринский район, с. Глазок, ул. Больничная, д.8.
Договор действует с 21.07.2014 до 21.07.2019 (пункт 1.2 договора N 111).
Согласно пунктам 2.1.1, 2.2.1 договора N 111 балансодержатель и пользователь приняли на себя обязательства в пятидневный срок после вступления в силу договора N 111 заключить между собой договор на оплату коммунальных услуг на срок, указанный в пункте 1.2 договора N 111.
Пунктами 2.2.4, 2.2.5 договора N 111 предусмотрено, что пользователь обязан оплачивать коммунальные, эксплуатационные и административно-хозяйственные услуги, нести расходы на содержание объектов недвижимости, поддерживать их в полной исправности и надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Указанные в приложении N 1 к договору N 111 объекты недвижимого имущества переданы пользователю балансодержателем, что подтверждается актом приёма-передачи от 21.07.2014.
Дополнительным соглашением N 1 от 11.11.2014 к договору N 111 общая площадь предоставленных в безвозмездное пользование помещений увеличена до 1 474,2 кв.м за счёт предоставления балансодержателем пользователю дополнительных помещений NN 6, 7, 23, 24, 32-35, 37, 38 общей площадью 96,8 кв.м на первом этаже здания Зеленогайского врачебного участка.
Данные помещения переданы по акту приёма-передачи от 11.11.2014.
Дополнительным соглашением N 2 от 23.11.2015 к договору N 111 общая площадь предоставленных в безвозмездное пользование помещений уменьшена до 926,5 кв.м.
Согласно акту приёма-передачи от 23.11.2015 пользователь возвратил, а балансодержатель принял нежилые помещения N N 23 и 24 общей площадью 21,7 кв.м, расположенные на первом этаже здания Зеленогайского врачебного участка, подвальные помещения NN 1-7 общей площадью 283,1 кв.м и нежилые помещения NN 4-7, 9а-22, II-IV общей площадью 247,4 кв.м, расположенные на первом этаже здания Глазковской участковой больницы.
Соглашением сторон от 29.09.2016 договор N 111 досрочно расторгнут с 01.10.2016, всё имущество возвращено пользователем балансодержателю, о чём свидетельствует акт приёма-передачи от 30.09.2016.
Во исполнение условий пунктов 2.1.1, 2.2.1 договора N 111 сторонами в период действия этого договора заключены договоры возмещения расходов по оплате коммунальных услуг.
01.01.2015 между ТОГБУЗ "Мичуринская ЦРБ" (исполнителем) и АНО "Опека" (потребителем) был заключён договор возмещения расходов по оплате коммунальных услуг N 1 (договор N 1), по условиям пункта 1.1 которого потребитель возмещает исполнителю затраты по оплате коммунальных услуг, связанные с арендой помещений исполнителя (общей площадью 1 474,2 кв.м) по следующим адресам: Тамбовская область, Мичуринский район, с. Глазок, ул. Больничная, д. 8, общей площадью 592,9 кв.м; Тамбовская область, Мичуринский район, пос. Зеленый Гай, ул.Центральная, д. 4, общей площадью 881,3 кв.м.
В соответствии с пунктом 1.2 договора N 1 возмещению подлежат следующие коммунальные услуги: газ, электроснабжение, водоснабжение.
Согласно пункту 2.1 договора N 1 исполнитель на основании расчётов затрат по оплате коммунальных услуг - приложения N 1 к договору в срок до 20-го числа каждого месяца выставляет потребителю счёт на возмещение его затрат.
В приложении N 1 к договору N 1 определено, что ежемесячный размер коммунальной услуги рассчитывается как произведение площади занимаемого помещения, объёма потреблённого коммунального ресурса и цены за единицу измерения.
В силу пунктов 2.2, 2.3 договора N 1 потребитель в течение 15-ти рабочих дней после предоставления счёта оплачивает его в безналичной форме, путём перечисления денежных средств на расчётный счёт исполнителя.
В случае досрочного прекращения договора исполнитель выставляет счёт в размере, рассчитанном пропорционально количеству дней аренды помещения неполного месяца.
Договор считается заключённым с момента его подписания сторонами и действует до 31.12.2015 (пункт 4.1 договора N 1).
01.01.2016 между ТОГБУЗ "Мичуринская ЦРБ" (исполнителем) и АНО "Опека" (потребителем) был заключён договор возмещения расходов по оплате коммунальных услуг N 2 (договор N 2), по условиям пункта 1.1 которого потребитель возмещает исполнителю затраты по оплате коммунальных услуг, связанные с арендой помещений исполнителя (общей площадью 914,4 кв.м) по следующим адресам: Тамбовская область, Мичуринский район, с. Глазок, ул. Больничная, д. 8, общей площадью 343,2 кв.м; Тамбовская область, Мичуринский район, пос. Зеленый Гай, ул.Центральная, д. 4, общей площадью 571,2 кв.м на аналогичных условиях.
Договор считается заключённым с момента его подписания сторонами и действует до 21.07.2019, то есть до окончания срока действия договора N 111 (пункт 4.1 договора N 2).
Неоплата коммунальных услуг, оставление претензии N 216 от 19.04.2018 без удовлетворения послужили основанием для обращения ТОГБУЗ "Мичуринская ЦРБ" в арбитражный суд с первоначальным иском.
Предъявляя встречный иск, АНО "Опека" указала, что в случае, если бы была осведомлена о том, что коммунальные услуги не будут включены в стоимость услуг по паллиативной помощи, спорные договоры не были бы заключены. Заключение договоров N 1 от 01.01.2015 и N 2 от 01.01.2016 под влиянием заблуждения послужило основанием для обращения АНО "Опека" в арбитражный суд со встречным иском.
Отказывая в удовлетворении первоначального и встречного исков, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частями 1-3 статьи 36 Федерального закона N 323-ФЗ от 21.11.2011 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее- Закон об основах охраны здоровья граждан) паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс мероприятий, включающих медицинские вмешательства, мероприятия психологического характера и уход, осуществляемые в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан и направленные на облегчение боли, других тяжелых проявлений заболевания.
Паллиативная медицинская помощь оказывается в амбулаторных условиях, в том числе на дому, и в условиях дневного стационара, стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи.
Из представленных в материалы дела договоров на предоставление паллиативной помощи, а именно: договора N 6586-ЗК от 31.12.2014 на предоставление услуг в здании Глазковской участковой больницы в первом квартале 2015 года, договора N 2 от 01.04.2015 на предоставление услуг в здании Глазковской участковой больницы в период с 01.04.2015 по 12.04.2015, договора N 0164200003015000803_84250 от 13.04.2015 на предоставление услуг в зданиях Глазковской участковой больницы и Зеленогайского врачебного участка в период с 13.04.2015 по 30.09.2015, договор N 0164200003015003934_84250 от 01.10.2015 на предоставление услуг в зданиях Глазковской участковой больницы и Зеленогайского врачебного участка на четвёртый квартал 2015 года, договоров N 1 от 01.01.2016 на предоставление услуг в здании Глазковской участковой больницы и N 2 от 01.01.2016 на предоставление услуг в здании Зеленогайского врачебного участка в период с 01.01.2016 по 10.01.2016, договора N0164200003015006881_84250 от 11.01.2016 на предоставление услуг в зданиях Глазковской участковой больницы и Зеленогайского врачебного участка в период с 11.01.2016 по 31.03.2016, договора N0164200003016000714_84250 от 28.03.2016 на предоставление услуг в зданиях Глазковской участковой больницы и Зеленогайского врачебного участка во втором и третьем кварталах 2016 года, следует, что идентичные по содержанию пункты 1.2 приложений N 4 "техническое задание" к перечисленным договорам содержат требования к исполнителю (АНО "Опека") - наличие у исполнителя на территории Мичуринского района Тамбовской области в собственности либо в аренде необходимых помещений для оказания услуг по паллиативной медицинской помощи взрослому населению в условиях круглосуточного пребывания.
Все договоры на предоставление паллиативной помощи заключены по итогам проведения электронных аукционов.
По мнению ТОГБУЗ "Мичуринская ЦРБ" и Управления здравоохранения, в силу положений статьи 695 ГК РФ обязанность несения расходов на содержание недвижимого имущества, переданного АНО "Опека" для оказания услуг паллиативной помощи, в том числе на возмещение затрат на коммунальные услуги, возникает у ответчика с момента передачи имущества. Эта обязанность согласована сторонами в пунктах 2.1.1, 2.2.1 договора N 111, договорах NN 1 и 2.
По общему правилу, предусмотренному положениями статей 689, 695 ГК РФ, по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она её получила, с учётом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Из пунктов 2.1.1, 2.2.1 договора N 111 и идентичных по содержанию пунктам 1.2. договоров NN 1 и 2 следует, что стороны включили в состав расходов на содержание переданного в безвозмездное пользование имущества компенсационные платы за следующие потреблённые коммунальные услуги: газ, электроснабжение, водоснабжение.
Однако к рассматриваемому спору, как верно указано судом области, положения главы 36 ГК РФ применимы с учётом следующего.
В силу частей 1-3, 6 статьи 9.2. Федерального закона N 7-ФЗ от 12.01.1996 "О некоммерческих организациях" (Закон о некоммерческих организациях) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учётом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закреплённых за бюджетным учреждением учредителем.
В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закреплённого за бюджетным учреждением учредителем, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.
Таким образом, выполнение истцом в спорном периоде государственного задания по оказанию паллиативной медицинской помощи осуществлялось за счёт бюджета Тамбовской области в виде предоставления субсидий, размер которых должен определяться с учётом расходов на содержание закреплённого за ТОГБУЗ "Мичуринская ЦРБ" недвижимого имущества, так как оно передано АНО "Опека" в безвозмездное пользование, а не аренду.
Собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 ГК РФ).
Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания (часть 3 статьи 9.2 Закона о некоммерческих организациях).
Учитывая специфику правоспособности бюджетных учреждений в области владения, пользования и распоряжения закреплённым за ними имуществом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что норма части 6 статьи 9.2 Закона о некоммерческих организациях, обязывающая собственника имущества финансировать за счёт бюджетной системы РФ расходы на содержание этого имущества, является императивной, а нормы Закона о некоммерческих организациях - специальными по отношению к общим нормам ГК РФ.
Согласно утверждённому действовавшим в период январь-сентябрь 2015 года постановлением администрации Тамбовской области N 495 от 16.05.2011 Порядку формирования государственного задания в отношении областных государственных бюджетных и казённых учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания (приложение N 1) размер субсидии рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закреплённого за областным государственным бюджетным учреждением или приобретённого областным государственным бюджетным учреждением за счёт средств, выделенных ему уполномоченным исполнительным органом на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки.
Пунктом 9 утверждённого действовавшим в период с 30.09.2015 по 31.12.2017 постановлением администрации Тамбовской области N 1070 от 28.09.2015 Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении областных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания (приложение N 1) перечень оснований, при которых не учитываются затраты на содержание недвижимого имущества, был расширен.
Объём финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учётом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закреплённого за областным государственным учреждением или приобретенного им за счёт средств, выделенных областному государственному учреждению органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и главным распорядителем средств бюджета на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование), затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения.
Установленное названным пунктом право Управления здравоохранения не осуществлять финансовое обеспечение содержания недвижимого имущества, закреплённого за ТОГБУЗ "Мичуринская ЦРБ", в случае передачи его в безвозмездное пользование сторонней организации, противоречит части 6 статьи 9.2. Закон о некоммерческих организациях.
Как верно указано судом области, то обстоятельство, что при заключении соглашений о порядке и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг N 130 от 31.12.2014 и N 320 от 31.12.2015 Управлением здравоохранения не были учтены расходы на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закреплённых за ТОГБУЗ "Мичуринская ЦРБ" учредителем, не может являться основанием для возложения обязанности по несению таких расходов на АНО "Опека".
Таким образом, в силу приведённых норм законодательства расходы на содержание помещений в зданиях Глазковской участковой больницы и Зеленогайского врачебного участка ТОГБУЗ "Мичуринская ЦРБ", включая необходимые для этого коммунальные ресурсы, в спорном периоде подлежали финансированию за счёт средств бюджета Тамбовской области.
Из пункта 4 части 1 статьи 80 Закона об основах охраны здоровья граждан следует, что в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) предоставляется паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.
Согласно разделам I, II, V утверждённой постановлением Правительства РФ N 1273 от 28.11.2014 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов данная Программа устанавливает, в том числе средние нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи для целей формирования территориальных программ, которые на 2014 год составляют 1 654,3 руб. за 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях за счет средств соответствующих бюджетов, на 2015 года- 2137 руб., на 2016 год- 2228,9 руб.
Паллиативная медицинская помощь оказывается бесплатно в амбулаторных и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи, и представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.
Источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, средства ОМС. Финансовое обеспечение паллиативной медицинской помощи осуществляется за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.
Аналогичные положения содержит утверждённая Постановлением Правительства РФ N 1382 от 19.12.2015 Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год.
Раздел V Программы предусматривает, что за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ осуществляется финансовое обеспечение паллиативной медицинской помощи, оказываемой амбулаторно, в том числе выездными патронажными службами, и стационарно, в том числе в хосписах и на койках сестринского ухода.
Постановлением администрации Тамбовской области от 30.04.2013 N 447 утверждена государственная программа Тамбовской области "Развитие здравоохранения Тамбовской области", содержащая Подпрограмму "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям" (приложение N 10), пунктом 5 которой определено, что финансовое обеспечение реализации Подпрограммы осуществляется за счёт средств федерального бюджета и бюджета области, а также внебюджетных средств. Общий объём финансирования мероприятий Подпрограммы на 2013-2024 годы составляет 981 560,9 тыс. руб., в том числе 798 286,9 тыс. руб. за счёт средств бюджета Тамбовской области (81,3 % от общего объёма средств Подпрограммы), 183 274,0 тыс. руб. за счёт средств федерального бюджета (18,7 % от общего объёма средств Подпрограммы).
Постановлением администрации Тамбовской области N 1692 от 25.12.2014 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Тамбовской области медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, в соответствии с пунктом 2 которой в перечень видов, условий и форм оказания медицинской помощи, представляемой бесплатно, входит паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.
Паллиативная медицинская помощь в областных государственных медицинских организациях предоставляется за счёт средств бюджета Тамбовской области (пункт 3.2 Программы).
В соответствии с пунктом 2 утверждённой постановлением администрации Тамбовской области N 1555 от 25.12.2015 Программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Тамбовской области медицинской помощи на 2016 год в перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, входит паллиативная медицинская помощь, оказываемая медицинскими организациями.
За счёт средств бюджета Тамбовской области осуществляется финансовое обеспечение паллиативной медицинской помощи, оказываемой амбулаторно, в том числе выездными патронажными службами, и стационарно, в том числе в хосписе и на койках сестринского ухода (пункт 3.3 Программы).
Анализ приведённых норм указывает на то, что в рамках государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи паллиативная помощь гражданам в медицинских организациях оказываться бесплатно.
Судом установлено и не отрицается ТОГБУЗ "Мичуринская ЦРБ" и Управлением здравоохранения, что в процессе исполнения договоров на предоставление паллиативной помощи АНО "Опека", не являясь медицинской организацией, оказывала гражданам паллиативную медицинскую помощь бесплатно (протокол и аудиозапись судебного заседания от 17.09.2019).
В период спорных правоотношений действовали приказы Минздрава России N 1343н от 21.12.2012 "Об утверждении Порядка оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению" (приказ N 1343н) (утратил силу 22.05.2015) и N 187н от 14.04.2015 "Об утверждении Порядка оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению" (приказ N 187н) (утратил силу 07.07.2019).
Согласно пунктам 3, 7 и приложению N 7 приказа N 1343н оказание паллиативной медицинской помощи осуществляется медицинскими организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
Паллиативная медицинская помощь в стационарных условиях оказывается в отделениях паллиативной медицинской помощи и центрах паллиативной медицинской помощи, организованных в соответствии с Правилами организации деятельности отделения паллиативной медицинской помощи, которые определяют организацию деятельности отделения паллиативной медицинской помощи.
Такое отделение является структурным подразделением медицинской организации, оказывающей паллиативную медицинскую помощь и специализированную медицинскую помощь.
Следовательно, в период действия регулирующего спорные правоотношения приказа N 1343н (с 01.01.2015 по 22.05.2015) АНО "Опека", как немедицинская организация, не имела право оказывать паллиативную медицинскую помощь в условиях стационара.
В соответствии с пунктами 2, 8 и приложению N 7 приказа N 187н оказание паллиативной медицинской помощи осуществляется медицинскими организациями и иными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность, государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
Паллиативная медицинская помощь в стационарных условиях оказывается в отделениях паллиативной медицинской помощи, отделениях сестринского ухода медицинских организаций, хосписах и домах (больницах) сестринского ухода, организованных в соответствии с Правилами организации деятельности отделения паллиативной медицинской помощи, которые определяют организацию деятельности отделения паллиативной медицинской помощи.
Такое отделение является структурным подразделением медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность, и создаётся в целях оказания паллиативной медицинской помощи гражданам в стационарных условиях.
Приказ N 187н наделяет АНО "Опека", имеющую лицензию на осуществление вида медицинской деятельности - паллиативной медицинской помощи правом, начиная с 22.05.2015, оказывать паллиативную помощь взрослому населению в условиях стационара.
Как следует из информации Контрольно-счётной палаты Тамбовской области об основных итогах контрольного мероприятия "Проверка использования средств бюджета Тамбовской области, предоставляемых областным государственным бюджетным учреждениям здравоохранения, в том числе ТОГБУЗ "Мичуринская ЦРБ", на оказание паллиативной медицинской помощи взрослому населению в рамках подпрограммы "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям" государственной программы Тамбовской области "Развитие здравоохранения Тамбовской области" на 2013-2020 годы", уставом ТОГБУЗ "Мичуринская ЦРБ" осуществление паллиативной медицинской помощи в рамках основных видов деятельности не предусмотрено (пункт 1 раздел 2); передача ТОГБУЗ "Мичуринская ЦРБ" по согласованию с Управлением здравоохранения АНО "Опека" всей материально-технической базы, необходимой для оказания услуг паллиативной медицинской помощи, увольнение и сокращение персонала отделений сестринского ухода, входивших в структуру учреждения, привело к прекращению оказания ТОГБУЗ "Мичуринская ЦРБ" в 2015 году паллиативной медицинской помощи (пункт 4 раздела 2).
По состоянию на 01.01.2015 истец, будучи обязанным выполнять государственное задание по оказанию гражданам бесплатной паллиативной медицинской помощи в условиях стационара отделений сестринского ухода (часть 3 статьи 9.2 Закона о некоммерческих организациях) не имел ни технической, ни правовой возможности это сделать, поскольку у него отсутствовали: необходимая материально-техническая база, медицинский персонал и соответствующая лицензия; исполнение своих функций бюджетного медицинского учреждения по выполнению упомянутого государственного задания ТОГБУЗ "Мичуринская ЦРБ" переложило на ответчика, имеющего соответствующую лицензию; АНО "Опека", будучи немедицинской организацией, вопреки действующим нормам, оказывала нуждающимся паллиативную помощь бесплатно для граждан и безвозмездно в рамках гражданско-правовых договоров; получение истцом в апреле 2015 года лицензии до октября 2016 года не позволило ему выполнять государственное задание ввиду отсутствия материальной базы и персонала в стационарных отделениях сестринского ухода.
Из представленного в материалы дела устава АНО "Опека" следует, что данная автономная некоммерческая организация учреждена в целях предоставления услуг "Скорой социальной помощи", направленных на решение социальных проблем, в области внедрения инновации в социально-медицинском обслуживании подопечных, а также развитие и участие в социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных проектах и проектах по профилактике и охране здоровья граждан, пропаганде здорового образа жизни (пункт 1.1 устава).
Согласно пункту 3 статьи 31.1 Федерального закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" социально ориентированным некоммерческим организациям оказывается имущественная поддержка, в том числе путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Аналогичные положения содержаться в Законе Тамбовской области от 26.05.2011 N 14-ФЗ "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Тамбовской области" (статьи 1, 2, 5).
Договоры безвозмездного пользования государственным имуществом, договоры на возмещение затрат на коммунальные услуги заключены с целью исполнения ссудополучателем договоров на оказание паллиативной помощи.
Как указывает Управление здравоохранения, договоры на предоставление услуг по оказанию паллиативной медицинской помощи взрослому населению в условиях круглосуточного пребывания между ТОГБУЗ "Мичуринская ЦРБ" и АНО "Опека" заключены по итогам проведения электронного аукциона в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Закон о контрактной системе), цена договора включает стоимость услуги, налоговые и другие обязательные платежи, стоимость расходного материала, используемого исполнителем для оказания услуг, и другие расходы, связанные с исполнением договора. При формировании объёма субсидии ТОГБУЗ "Мичуринская ЦРБ" средства на оплату коммунальных услуг по профилю "сестринский уход" в спорном периоде не были предусмотрены.
Как следует из части 7 статьи 35 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Вместе с тем в нарушение указанной нормы права при формировании цены договоров на оказание паллиативной помощи расходы на коммунальные услуги в отношении помещений, в которых такая помощь оказывается, включены не были, что повлекло занижение цены услуги.
Согласно договорам стоимость 1 койко-дня с 1 января по 31 марта 2015 года составляла 542 руб. 21 коп., с 1 апреля по 30 сентября 2015 года 543 руб. 43 коп., с 1 октября по 31 декабря 2015 года 501 руб. 81 коп., в 2016 году- 532 руб. 92 коп., тогда как по Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов средние нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи для целей формирования территориальных программ, на 2015 год составляют 2 137 руб. за 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях за счет средств соответствующих бюджетов, на 2016 год- 2228,9 руб.
Таким образом, наличие оснований для финансирования затрат на коммунальные услуги, необходимых для эксплуатации принадлежащих ТОГБУЗ "Мичуринская ЦРБ" помещений, из средств бюджета Тамбовской области, а также формирование тарифа на оплату медицинской помощи без учета указанных затрат свидетельствуют о том, что взыскание этих затрат с АНО "Опека" привело бы к неосновательному сбережению средств казны Тамбовской области.
Довод ТОГБУЗ "Мичуринская ЦРБ" о наличии такой обязанности с учетом конклюдентных действий АНО "Опека"- уплаты расходов на коммунальные услуги, включая теплоснабжение, по договору от 01.09.2014, действовавшему до 31.12.2014, а также оплату счета в 2015 году основан на неверном толковании положений статьи 438 ГК РФ.
Кроме того, требования о взыскании задолженности по договору возмещения расходов по оплате коммунальных услуг N 1 от 01.01.2015 за февраль и май 2015 года на сумму 148 348 руб. 11 коп. не подлежат удовлетворению также с учетом заявления АНО "Опека" о применении исковой давности.
Судом первой инстанции правомерно указано и на недоказанность размера затрат на коммунальные услуги, потребленные именно в помещениях, переданных АНО "Опека" в безвозмездное пользование.
Учитывая приведённое, суд первой инстанции пришел к основному выводу о выполнении ответчиком на протяжении спорного периода обязательных для истца функций бюджетного учреждения, непосредственно связанных с выполнением государственного задания по оказанию гражданам бесплатной паллиативной медицинской помощи в условиях стационара отделений сестринского ухода, подлежащих финансированию из средств бюджета, на материальной базе ТОГБУЗ "Мичуринская ЦРБ", что исключает возмещение расходов по оплате коммунальных услуг в целом, и в рамках договоров N N 1 и 2 в частности.
В рамках рассматриваемого дела в порядке статьи 132 АПК РФ АНО "Опека" заявлен встречный иск к ТОГБУЗ "Мичуринская ЦРБ о признании договоров о возмещении расходов по оплате коммунальных услуг N 1 от 01.01.2015 и N 2 от 01.01.2016, заключенных под влиянием заблуждения, недействительными.
Согласно положениям статьи 178 ГК РФ сделка, совершенная под влиянием заблуждения, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения, если заблуждение было настолько существенным, что эта сторона, разумно и объективно оценивая ситуацию, не совершила бы сделку, если бы знала о действительном положении дел.
Таким образом, сделка, совершенная под влиянием заблуждения, является оспоримой.
Истец заявил о применении исковой давности по причине пропуска АНО "Опека" срока обращения в суд за защитой прав по данной категории спора.
По правилам статьи 195-197 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ. Для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
В силу пункта 2 статьи 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной составляет один год.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
АНО "Опека" должно было знать о невключении в тариф затрат на коммунальные услуги с даты заключения оспариваемых договоров.
Встречное исковое заявление АНО "Опека" поступило в Арбитражный суд Тамбовской области 22.02.2019, соответственно, срок исковой давности по требованию о признании договора о возмещении расходов по оплате коммунальных услуг N 1 от 01.01.2015 недействительным истёк 01.01.2015, по требованию о признании договора о возмещении расходов по оплате коммунальных услуг N 2 от 01.01.2016 недействительным- 01.01.2017.
С учетом изложенного суд области правомерно отказал в удовлетворении встречного иска.
Иных доводов, которым не была дана оценка со стороны суда первой инстанции, основанных на доказательственной базе, опровергающих вышеназванные выводы суда и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ являются безусловными основаниями к отмене судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина относится на заявителя жалобы и возврату не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.09.2019 по делу N А64-7451/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Мичуринская центральная районная больница"- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Щербатых |
Судьи |
И.В. Ушакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.