г. Чита |
|
01 февраля 2024 г. |
Дело N А58-8886/2023 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Подшиваловой Н.С., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2023 года по делу N А58-8886/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (ИНН 1435339841, ОГРН 110135007101, адрес: 677027, г. Якутск, ул.Челюскина, д. 18/1, кв. 3) к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435067108, ОГРН 1021401065916, адрес: 6677018, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Аммосова, д.8 ) признании незаконным и отмене постановления от 29.09.2023 N 352-Ж по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - заявитель, ООО "Перспектива", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее - заинтересованное лицо, Управление госстройжилнадзора РС(Я), административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 29.09.2023 N 352-Ж по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2023 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке, ссылаясь на отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, требования заявителя без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без вызова сторон.
Судом первой инстанции установлены следующие фактические обстоятельства.
ООО "Перспектива" является юридическим лицом и зарегистрировано в этом качестве 25.02.2019 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия), имеет ИНН 1435339841, ОГРН 110135007101.
13.07.2023 за вх. N 2142 в Управление поступило заявление жителей, проживающих по адресу: г. Якутск, ул. Автодорожная, 28/15, о проведении проверки ввиду наличия проблем с холодным водоснабжением.
09.08.2023 заместителем руководителя Управления принято решение о проведении внеплановой выездной проверки N 01-09-23-1550 на основании пункта 1 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в связи с поступившими сведениями об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, изложенным в обращении граждан вх. N 2142 от 13.07.2023, о низком уровне давления холодного водоснабжения в квартирах NN 1, 2, 3, 4, 5, 6, 10, 12, 14, 15 в многоквартирном доме, по адресу: Республики Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Автодорожная, 28/15.
09.08.2023 ООО "Перспектива" электронной связью направлено уведомление N 08-04-23-1406 о проведении внеплановой выездной проверки на основании решения от 09.08.2023 N 01-09-23-1420 с целью проверки фактов нарушений обязательных требований жилищного законодательства на основании обращения граждан, проживающих в многоквартирном доме, по адресу: Республики Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Автодорожная, 28/15 и проведении 10.08.2023 в 17-00 час. обследования жилых помещений и мест общего имущества многоквартирного дома.
10.08.2023 главным специалистом отдела мониторинга вечно мерзлоты и контроля за капитальным ремонтом МКД Управления произведено инструментальное обследование инженерного оборудования по адресу многоквартирного дома: Республики Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Автодорожная, 28/15, по результатам которого установлено, что на узле ввода холодного водоснабжения, расположенного с торцевой стороны МКД на улице, напор холодного водоснабжения составил 0,25 Мпа, напор воды на точках водозабора составил: в квартирах N 1, N 3, N 5, N 6 - 0,01 Мпа, в квартиры N 2, 4, 7 - 15 - доступ не предоставлен, МКД 1-тажный, 5-ти подъездный, узел ввода прилегает к 15 квартире, в ходе инструментального обследования использовался монометр с заводским номером 101 341 2022 00055, о чем составлен протокол инструментального обследования, в протоколе имеется отметка "представитель УК отказалась предоставить документы и подписывать протокол инструментального обследования" с подписями собственников кв. 1, кв. 5.
22.08.2023 по результатам проверки составлен акт выездной проверки N 08-01-23/Ж-414, в котором отражены выявленные в ходе проверки нарушения.
28.08.2023 ООО "Перспектива" телеграфной связью вручено уведомление о необходимости явки на составление протокола об административном правонарушении на 31.08.2023 в 10-00 час. по адресу: г. Якутск, ул. Аммосова, 8, каб. 420.
31.08.2023 главным специалистом отдела мониторинга вечно мерзлоты и контроля за капитальным ремонтом МКД Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) Митрофановым В.И. составлен протокол об административном правонарушении N 08-07-23-314, в присутствии законного представителя Сорокина В.В. (директор на основании приказа от 17.10.2019 N 3), в котором зафиксировано, что ООО "Перспектива" является обслуживающей организацией, ответственной за содержание многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Автодорожная, 28/15, при проведении инструментального замера в помещениях квартир NN 1, 3, 5, 6 напор воды в точках водозабора достиг 0,01 МПа, что не соответствует пункту 3 приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах и является нарушением абз. 3 п. 18 минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, п.п. "а" п. 5.8.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России N 170 от 27.09.2003, квалифицированные по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В объяснениях к протоколу законный представитель указал "Данный дом передан по приказу ДЖКХ, но отклонен Управлением в связи с тем, что дом не находится в Информационной системе ГИС ЖКХ и не включен в обслуживание ООО "Перспектива", начисление согласно приказа ДЖКХ расчетно-биллинговый центр г. Якутска. Данный дом не обслуживается ООО "Перспектива".
12.09.2023 Управлением вынесено определение N 342 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 26.09.2023 в 15 часов 10 минут, в помещении по адресу: г. Якутск, ул. Аммосова, дом 8, кабинет 427. Определение направлено ООО "Перспектива" электронной почтой и вручено обществу 14.09.2023 за вх. N 309.
26.09.2023 состоялось рассмотрение материала об административном правонарушении в отношении ООО "Перспектива" при участии директора общества Сорокина В.В., по результатам которого оглашена резолютивная часть постановления.
29.09.2023 и.о. руководителя Управления государственного строительного и жилищного надзора РС (Я) Корниловым П.В. вынесено постановление N 352-Ж в полном объеме о признании виновным ООО "Перспектива" в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде наложения административного штрафа в размере 40 000 рублей. Постановление вручено директору общества 04.10.2023.
Не согласившись с постановлением от 29.09.2023 N 352-Ж по делу об административном правонарушении, ООО "Перспектива" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив приведенные лицами, участвующими в деле, доводы, не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Объектом данного правонарушения применительно рассматриваемому делу является установленный порядок и правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Объективная сторона данного правонарушения применительно рассматриваемому делу выражается в нарушении предусмотренных законодательством правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Субъектом административного правонарушения может являться лицо, ответственное за содержание жилых домов (жилых помещений), то есть собственник жилого фонда, либо лицо, владеющее жилищным фондом на ином вещном праве (праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления), либо лицо, которому жилищный фонд передан по договорам о передаче имущества, либо по договорам по управлению жилищным фондом и организации оказания жилищных услуг и работ.
Статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 17 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года. Орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об определении управляющей организации, предусмотренного настоящей частью, письменно уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о принятии указанного решения, об условиях договора управления этим домом и об условиях прекращения договора управления с данной управляющей организацией. Договор управления многоквартирным домом между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме считается заключенным со дня принятия органом местного самоуправления решения об определении управляющей организации.
На основании пункта 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, под деятельностью по управлению многоквартирным домом (далее - управление многоквартирным домом) понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 4 части 4 статьи 1, пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статьи 192 ЖК РФ предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела ООО "Перспектива" имеет лицензию от 14.05.2019 N 014-000270 на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Саха (Якутия).
Согласно приказу Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Окружной администрации города Якутска от 25.04.2023 N 44п "Об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом в отношении, которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация", ООО "Перспектива" определена управляющей организацией по управлению многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: г. Якутск, ул. Автодорожная, дом 28/15 сроком с 04.05.2023-04.05.2024.
Таким образом, на основании указанного приказа, ООО "Перспектива" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. ул. Автодорожная, дом 28/15, является ответственным за содержанием жилого дома и (или) жилых помещений и соблюдением правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
В ходе выездной проверки и проведенных инструментальных замеров административным органом выявлено, что в помещениях квартир N N 1, 3, 5, 6 по адресу: г. Якутск, ул. Автодорожная, 28/15 напор воды в точках водозабора достиг 0,01 МПа, что не соответствует пункту 3 приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, тем самым обслуживающей организацией не обеспечен контроль параметров воды (давления, температуры, расхода) и не приняты меры к восстановлению требуемых параметров водоснабжения, не проведены профилактические работы (осмотры, наладка систем) по устранению дефектов в монтаже систем водопровода.
Факт нарушения управляющей организацией требований нормативных правовых актов регламентирующих вопросы обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, а в частности, пункта 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе протоколом инструментального замера от 10.08.2023, протоколом об административном правонарушении от 31.08.2023 N 08-07-23-314.
Принятие заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений материалами дела не подтверждено. Доказательств невозможности соблюдения управляющей организацией приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые она не могла предвидеть и предотвратить в материалы дела не представлено.
Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, в ходе рассмотрения дела не установлено.
Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного деяния, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Ранее заявитель был привлечен к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановлением от 26.06.2023 N 250-Ж, тем самым правонарушение как верно указано судом, правонарушение не является совершенным впервые, что исключает замену административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
Таким образом, вопреки доводов жалобы, совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждается наличие в действиях (бездействии) управляющей компании состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда о том, что отсутствие сведений в реестре лицензий Республики Саха (Якутия) на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, многоквартирного дома расположенного по адресу г. Якутск, ул. Автодорожная, дом 28, корпус 15 за ООО "Перспектива", не может являться основанием для не соблюдения заявителем требований по оказанию услуг и (или) выполнению работ по обеспечению надлежащего содержания общего имущества в данном доме.
ООО "Перспектива" определена управляющей организацией многоквартирного дома на основании приказа Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Окружной администрации города Якутска от 25.04.2023 N 44П, который не оспорен, не отменен и не изменен, в том числе в части определения управляющей организацией многоквартирного дома управляющей организацией, в связи с чем, "Перспектива" обязано осуществлять деятельность по обслуживанию дома.
Довод апелляционной жалобы об обращении заявителя в Управление с заявлением о внесении изменений о многоквартирных домах в Реестр лицензии Республики Саха (Якутия) на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, как основание отсутствия обязанности у заявителя управления многоквартирным домом является несостоятельным. Обращение с таким заявлением при отсутствии соответствующего решения органа местного самоуправления по результатам рассмотрения заявления, не свидетельствует об отсутствии обязанности по управлению общим имуществом многоквартирного дома.
Возврат управляющей организацией собственникам многоквартирного дома денежных средств за услуги за техническое обслуживание за период май - август 2023 г., также не освобождает управляющую организацию от обязанности содержания общего имущества многоквартирного дома надлежащим образом.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы выводы суда первой инстанции не опровергают, не свидетельствуют о допущенных судом нарушениях норм материального и (или) процессуального права. В связи с чем, принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2023 года по делу N А58-8886/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.С.Подшивалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-8886/2023
Истец: ООО "Перспектива"
Ответчик: Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия)