г. Киров |
|
18 июня 2020 г. |
Дело N А28-13216/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июня 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Кировской области на решение Арбитражного суда Кировской области от 19.03.2020 по делу N А28-13216/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Киров" (ИНН: 4345268905, ОГРН: 1094345020901)
к Государственной жилищной инспекции Кировской области (ОГРН 1024301334089; ИНН 4345049124)
с участием в деле третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Мегаполис" (ИНН: 4345401410, ОГРН: 1144345027496) -,
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Киров" (далее - заявитель, ООО "Газпром теплоэнерго Киров", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - ответчик, ГЖИ Кировской области, Инспекция, надзорный орган) от 01.08.2019 N 57/2367/19П (т.1 л.д.18).
Названным предписанием на ООО "Газпром теплоэнерго Киров", являющееся ресурсоснабжающей организацией и осуществляющее поставку тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения для жителей многоквартирного дома по адресу: г. Киров, мкр. Радужный, ул. Новая, д.10 (далее - МКД N 10, спорный МКД) -, возложена обязанность в срок до 01.10.2019 устранить нарушение требований пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пункта 3 приложения 2 к названным Правилам, статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), выразившееся в том, что при расчете платы по отоплению за март - апрель 2019 года применительно к МКД N 10 Общество использовало площадь только жилых помещений, без учета площади нежилого помещения. Так, в частности, Обществу предписано обеспечить соблюдение обязательных требований при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению в МКД N 10 посредством произведения перерасчета (снятия) излишне начисленной платы по отоплению за март-апрель 2019 года собственникам (нанимателям) жилых и нежилых помещений МКД. Названное нарушение выявлено Инспекцией в ходе внеплановой документарной проверки, проведенной в отношении Общества в период с 10.07.2019 по 01.08.2019 на основании приказа от 02.07.2019 N 2367/2019 (т.1 л.д.80-81), изданного в связи с обращением жителей МКД N 10 по вопросу начисления платы за отопление, и подробно отражено в акте проверки от 01.08.2019 N 57/2367/19А (т.1 л.д.133-141).
Определением суда первой инстанции от 17.10.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Мегаполис" (далее - третье лицо, ООО "УК Мегаполис", управляющая организация).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 19.03.2020 заявленное требование удовлетворено, оспариваемое Обществом предписание Инспекции признано недействительным ввиду наличия совокупности условий, предусмотренной статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Принимая данное решение, суд первой инстанции исходил из того, что предписание надзорного органа является необоснованным, поскольку выдано без исследования и установления значимых обстоятельств (факта наличия или отсутствия отопления в спорном нежилом помещении).
ГЖИ Кировской области с принятым решением суда первой инстанции не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на неполное выяснение судом имеющих значение для дела обстоятельств, а также на неправильное применение им норм права. В апелляционной жалобе ее заявитель настаивает на законности и обоснованности предписания от 01.08.2019 N 57/2367/19П, на правомерности содержащихся в нем требований. Инспекция указывает, что в соответствии с формулами 3, 3(6) Приложения N 2 к Правилам N 354 собственники жилых и нежилых помещений обязаны оплачивать коммунальную услугу по отоплению на индивидуальные нужды, а также на отопление при содержании общего имущества. Надзорный орган находит противоречащим материалам дела вывод арбитражного суда о том, что при проведении проверки в отношении Общества не выяснялся и не исследовался вопрос относительно того, отапливалось или нет спорное нежилое помещение; утверждает об обратном.
Более подробно позиция Службы со ссылками на положения действующего законодательства и конкретные обстоятельства дела раскрыта в апелляционной жалобе.
ООО "Газпром теплоэнерго Киров" в отзыве на апелляционную жалобу опровергает приведенные в ней доводы, находит обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
ООО "УК Мегаполис" мотивированный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, сторонами представлено ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие своих представителей.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 29.04.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 30.04.2020.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из нижеследующего.
На основании части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности его принятия, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1). Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2).
Предметом спора по настоящему делу является предписание органа регионального государственного жилищного надзора от 01.08.2019 N 57/2367/19П, которое выдано по результатам проведения в отношении Общества внеплановой документарной проверки. Оспариваемое в рамках настоящего дела предписание оценивается судом исходя из обстоятельств, имеющих место на момент его вынесения. При оценке вопроса о законности предписания выяснению подлежит как наличие у вынесшего это предписание органа полномочий и оснований для проведения проверки, в части чего замечаний у заявителя не имеется, так и наличие или отсутствие выявленных нарушений и обязанность лица, которому предписание адресовано, по проведению требуемых мероприятий.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при их проведении регулируются положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
По смыслу названной нормы предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем закона самостоятельно. При этом нарушения со стороны проверяемого лица должны быть объективно доказаны. Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности.
Следовательно, предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений установленных требований, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом такие требования должны быть надлежащим образом обоснованными (доказанными) и реально исполнимыми.
Проанализировав нормативно-правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере в совокупности с установленными по делу фактическими обстоятельствами, апелляционный суд поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции о незаконности и необоснованности оспариваемого предписания ответчика на основании следующего.
На основании части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов определен Правилами N 354.
Согласно пункту 40 Правил N 354 (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (абзац 1).
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42 (1), 42 (2), 43 и 54 настоящих Правил (абзац 2).
Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил (абзац 3).
Согласно пункту 42 (1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года (абзац 1).
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3 (4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (абзац 3).
При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) в случае, если узел учета тепловой энергии многоквартирного дома оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, учитывающим общий объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с положениями абзацев третьего - пятого настоящего пункта объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления, в течение отопительного периода определяется как разность объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, и произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды (абзац 8).
Согласно пункту 3 приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42 (1) и 43 Правил определяется по формуле 3.
Названная формула учитывает объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный по формуле 3 (6); общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год; общую площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из обстоятельств дела, МКД N 10 оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, допущенным в эксплуатацию с 30.11.2018 по 26.11.2022 (т.1 л.д.52-54).
ООО "Газпром теплоэнерго Киров" (ресурсоснабжающая организация) на основании договоров ресурсоснабжения от 01.07.2015 N 5 (т.1 л.д.25-37) и от 01.07.2015 N 14 (т.1 л.д.102-113) осуществляет подачу тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения в МКД N 10.
В ходе проверки Инспекция установила, что в МКД N 10 расположено нежилое помещение, площадью 222,4 кв.м., при этом ООО "Газпром теплоэнерго Киров" при расчете платы по отоплению за март-апрель 2019 года использовало площадь только жилых помещений, без учета площади нежилого помещения.
В этой связи ответчик посчитал установленным наличие в деянии Общества нарушения требований статьи 157 ЖК РФ, пункта 42 (1), пункта 3 приложения N 2 Правил N 354.
Между тем, как следует из материалов проверки, Инспекцией не устанавливался и не выяснялся вопрос о том, является ли нежилое помещение отапливаемым. Доказательств наличия в нежилом помещении теплопринимающих устройств или того, что фактическое потребление тепловой энергии, принятой посредством тепловыделения от изолированного теплопровода отопления жилого дома, проходящего через помещения, надзорным органом не представлено, что не отвечает требованиям части 5 статьи 200 АПК РФ, в то время как данное обстоятельство имеет существенное значение для решения вопроса о выставлении Обществу требования, содержащегося оспариваемом предписании.
Напротив, согласно акту остановки подачи теплоносителя в систему теплопотребления потребителя от 30.04.2018 (т.1 л.д.55), составленному ООО "Газпром теплоэнерго Киров" при участии представителя Чекаева А.Е., на участке теплового узла МКД N 10 была зафиксирована остановка подачи теплоносителя в систему теплопотребления потребителя для нужд отопления. Отключение произведено запорной арматурой трубопровода с установлением пломбы на рычаге задвижки прямого и обратного трубопровода системы теплопотребления потребителя.
Следует отметить, что ООО "Газпром теплоэнерго Киров" при направлении запрашиваемой информации в адрес ГЖИ Кировской области письмом от 30.07.2019 (т.1 л.д.82-84) указывало, что нежилое помещение пустует и не отапливается. Между тем указанный довод Общества не нашел отражения в акте проверки и не был учтен при выдаче оспариваемого предписания.
При таких обстоятельствах, учитывая, что факт наличия или отсутствия отопления в спорном нежилом помещении подлежал установлению в ходе проверки, суд апелляционной инстанции находит выводы о необоснованном начислении платы за отопление за март - апрель 2019 года собственникам жилых помещений в МКД N 10 преждевременным.
Апелляционная коллегия обращает внимание на то, что оценка законности оспариваемого ненормативного правового акта осуществляется судом исходя из обстоятельств, имеющих место на момент его принятия.
По смыслу статьи 2 АПК РФ, судебные акты арбитражного суда не могут подменять собой решения административных органов по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, поскольку это будет противоречить принципу разделения полномочий исполнительной и судебной ветвей власти, установленному статьей 10 Конституции Российской Федерации.
В этой связи требование оспариваемого предписания, возлагающее на ООО "Газпром теплоэнерго Киров" произвести перерасчет (снятие) излишне начисленной платы по отоплению за март-апрель 2019 года собственникам (нанимателям) жилых и нежилых помещений МКД N 10, не отвечает требованиям законности и обоснованности и, как следствие, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, повторно исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ во взаимной связи с положениями подлежащего применению законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имелась предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания предписания ГЖИ Кировской области от 01.08.2019 N 57/2367/19П недействительным, в связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование заявителя.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела, при действующем нормативно-правовом регулировании спорных правоотношений, не усматривается.
Доводы заявителя жалобы об обратном, принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции находит несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм права применительно к фактическим обстоятельствам дела.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта. Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.
При изложенных обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области от 19.03.2020 по делу N А28-13216/2019 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 19.03.2020 по делу N А28-13216/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-13216/2019
Истец: ООО "Газпром теплоэнерго Киров"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Кировской области
Третье лицо: ООО "Управляющая компания Мегаполис"
Хронология рассмотрения дела:
02.09.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-12526/20
18.06.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3339/20
19.03.2020 Решение Арбитражного суда Кировской области N А28-13216/19
19.09.2019 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-13216/19