г. Москва |
|
16 июня 2020 г. |
Дело N А40-236139/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева,
судей А.И. Трубицына, Е.А. Птанской,
при ведении протокола судебного заседания секретарем A.M. Кулиш,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
"ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 55002
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02 марта 2020 года
по делу N А40-236139/19, принятое судьёй Цыдыповой А.В.,
по иску ПАО "МОСКОВСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭЛЕКТРОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ"
к ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ КАЗЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
"ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 55002"
об обязании
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: представитель не явился, извещен
от ответчика: Бредихин В.В. по доверенности от 24.09.2018 г.
УСТАНОВИЛ
ПАО "МОЭСК"(115114, МОСКВА ГОРОД, ПРОЕЗД ПАВЕЛЕЦКИЙ 2-Й, 3, 2,, ОГРН 1057746555811, Дата гос. рег.01.04.2005, ИНН 5036065113) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ФГКУ ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 55002(101000, МОСКВА ГОРОД, УЛИЦА ЛУБЯНКА Б., 12, ОГРН 1027739283109, Дата гос. рег. 30.09.2002, ИНН 7702005066) об обязании совершить действие
Истец в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил исковые требования, просит суд внести изменения в договор от 11.03.2016 N ИА-15-302-778(961911) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям условиях пункта 1 дополнительного соглашения N 2 к Договору ТП, направленного в адрес Ответчиков, а именно: пункт 3.1 Договора от 11.03.2016 N ИА-15-302-778Г961911) изложить в следующей редакции: "Размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с утвержденным Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 30 декабря 2015 года N 192-Р, с учетом Приказа федеральной службы по тарифам от 11 сентября 2012 года N 209-э/1 "Об утверждении методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям" и составляет: 26519392 (Двадцать шесть тысяч пятьсот девятнадцать триста девяносто два) руб. 17 коп., в том числе НДС - определяемый по ставке в соответствии с пунктом 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе:
-7823220 (Семь миллионов восемьсот двадцать три тысячи двести двадцать) руб. 69 коп., в том числе НДС 20%;
-18696171 (Восемнадцать миллионов шестьсот девяносто шесть тысяч сто семьдесят один) руб. 48 коп., в том числе НДС 20 %", а также взыскать с ответчика расходы по госпошлине.
Решением суда от 02 марта 2020 года исковые требования удовлетворены.
При этом суд пришел к выводу, что принятие Закона N 303-ФЗ, устанавливающего иной размер ставки НДС, является случаем, предусмотренным пунктом 2 части 2 статьи 450 ГК РФ, на основании которого договор может быть изменен по требованию одной из сторон на основании закона.
С решением не согласился ответчик, подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшееся по делу решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске.
Истец просит решение суда оставить в силе, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Заслушав доводы и возражения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все доказательства по делу, судебная коллегия находит решение суда от 02 марта 2020 года подлежащим отмене.
Как усматривается из материалов судебного дела, между ПАО "МОЭСК"(115114, МОСКВА ГОРОД, ПРОЕЗД ПАВЕЛЕЦКИЙ 2-Й, 3, 2, ОГРН 1057746555811, Дата гос. рег.01.04.2005, ИНН 5036065113) и ФГКУ ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 55002(101000, МОСКВА ГОРОД, УЛИЦА ЛУБЯНКА Б., 12, ОГРН 1027739283109, Дата гос. рег. 30.09.2002, ИНН 7702005066) 11.03.2016 заключён договор N ИА-15-302-778(961911) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
В соответствии с п. 1.1 Договора - Сетевая организация приняла на себя обязательство осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя: земельный участок со строением по адресу: Московская область, Одинцовский р-н, п. Усово-Тупик, кадастровый номером 50:20:0010411:12017, с характеристиками, указанными в Договоре и технических условиях от 03.05.2018 N И - 18-00-930671/125 (далее - ТУ), являющихся неотъемлемой частью Договора.
Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению в соответствии сп. 1.3 Договора истекает 31.12.2020 г.
Размер платы за технологическое присоединение, согласно п. 3.1 Договора составляет 26 077 402,30 руб., в том числе НДС (18 %) - 3 977 908,83 руб., рассчитан исходя из тарифной ставки по формуле, утвержденной распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 30.12.2015 N 192-Р, с учетом приказа ФСТ от 11.09.2012 N 209-э/1 и требований п. 1 ст. 168 и п. 3 ст. 164 НК РФ в редакции, действовавшей на момент заключения Договора.
В силу публичного характера тарифа, примененного при определении размера платы за технологическое присоединение по Договору, его изменение недопустимо. Нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет административную ответственность согласно пункту 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Федеральным законом от 03.08.2018 N 303-ФЗ (далее - Закон N 303-ФЗ) ставка НДС повышена с 18 до 20 процентов в отношении услуг, оказанных с 01.01.2019. При этом исключений по видам услуг, реализуемых по договорам, заключенным до вступления в силу Закона N 303-ФЗ, и имеющим длящийся характер с переходом на 2019 и последующие годы, указанным законом не предусмотрено.
Изменение законодательства после заключения публичного договора по общему правилу не влечет изменения условий договора (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49), за исключением случаев, когда закон распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (п. п. 1, 2 статьи 422 ГК РФ).
До настоящего времени ПАО "МОЭСК" услуг по технологическому присоединению ФГКУ "Войсковая часть 55002" не оказало. Это означает, что стоимость технологического присоединения объектов ФГКУ "Войсковая часть 55002", осуществленного в 2019 году и-далее, должна облагаться НДС по ставке 20 процентов. В связи с этим, действующие условия Договора ТП, которыми предусмотрено применение ставки 18 процентов, в этой части не соответствуют закону.
Во исполнение требований ст. ст. 422, 450 и 452 ГК РФ и п. 6.6 договора истец 21.05.2019 направил ответчику оферту дополнительного соглашения N 2 к-Договору, которая предусматривает внесение изменений в названный Договор в связи с установлением ставки НДС в размере 20 процентов, где размер платы за технологическое присоединение составляет 26 519 392,17 (Двадцать шесть миллионов пятьсот девятнадцать тысяч триста девяносто два) рубля 17 копеек, в том числе НДС (20%) -4 419 898,69 (Четыре миллиона четыреста девятнадцать тысяч восемьсот девяносто восемь) рублей 69 копеек.
ФГКУ "Войсковая часть 55002" отказалось от заключения предложенного ПАО "МОЭСК" соглашения, сославшись на отсутствие необходимого бюджетного финансирования и невозможность рассмотрения вопроса о внесении изменений в Договор в части пересмотра ставки НДС до доведения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации дополнительных лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.
Федеральным законом от 03.08.2018 N 303-ФЗ (далее - Закон N 303- ФЗ) внесены изменения в статью 164 НК РФ, согласно которым ставка НДС увеличена до 20 процентов. Статьей 5 Закона N 303-ФЗ предусмотрено, что данная ставка применяется в отношении услуг, оказанных начиная с 1 января 2019 года.
Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Согласно пункту 2 названной статьи, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Из вышеуказанных норм следует, что применение ставки НДС в размере 20% распространяется, в том числе, на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров в случае оказания в рамках названных договоров услуг после 01.01.2019. До настоящего времени ПАО "МОЭСК" услуг по технологическому присоединению не оказало.
Договор ТП является по своей природе договором технологического присоединения, на который распространяются нормы специального законодательства, в частности, Федерального закона от 26.03.2003 N 35- ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон "Об электроэнергетике").
Согласно пункту 1 статьи 23 названного закона государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 2 статьи 23 Закона "Об электроэнергетике" при государственном регулировании цен (тарифов) должен соблюдаться, в частности, принцип определения экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов).
Согласно пункту 2 статьи 23.2 Закона "Об электроэнергетике" плата за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе посредством применения стандартизированных тарифных ставок. Правила государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Правила о ценообразовании).
Согласно вышеуказанному документу тариф на технологическое присоединение устанавливается уполномоченным государственным органом.
При этом, в соответствии с пунктом 31 Правил о ценообразовании решение об установлении цен (тарифов) обратной силы не имеет.
Закон N 303-ФЗ от 3 августа 2018 года, на который истец ссылается в обоснование заявленных исковых требований, не предусматривает возможность изменения ранее заключенных договоров в отсутствие соглашения сторон об этом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
Изменение цены договора требует внесения изменений в договор путем заключения к нему дополнительного соглашения.
В соответствии с положениями статей 1 и 5 Федерального закона в статью 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) внесены изменения, увеличивающие с 01.01.2019 ставку налогообложения до 20%, за исключением случаев, указанных в пунктах 1, 2 и 4 статьи 164 НК РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 19 Постановления Пленума N 49, изменение положений закона, правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (пункт 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)), после заключения публичного договора не влечет изменения условий договора, в частности, о порядке исполнения, сроках действия, существенных условиях, за исключением случаев, когда закон распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (пункты 1 и 2 статьи 422 ГК РФ).
Федеральный закон не содержит изменений правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, а также оговорок относительно того, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В соответствии с частью 1 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
В силу указанного положения внесение изменений в договор в части изменения размера ставки НДС не требуется.
В этой связи судебная коллегия приходит к выводу, что даже исходя из общих положений гражданского законодательства об изменении договоров (ст.ст. 450, 451 ГК РФ), иск удовлетворен неправомерно.
Кроме того, спорный договор является госконтрактом, заключенным путем размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Пунктом 54 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что до 1 октября 2019: года в рамках срока исполнения контракта допускается по соглашению сторон изменение цены заключенного до 1 января 2019 года контракта в пределах увеличения в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки налога на добавленную стоимость в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 1 января 2019 года, если увеличенный размер ставки налога на добавленную стоимость не предусмотрен условиями контракта. Государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств предусмотренное настоящей частью изменение может быть осуществлено в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.
Ответчик вышеуказанное дополнительное соглашение не подписал, в связи с отсутствием финансирования для увеличения цены.
Необходимо отметить, что Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрена возможность внесения изменений в Контракт до 01.10.2019, таким образом, увеличение цены Договора по состоянию на текущую дату будет противоречить действующему законодательству Российской Федерации.
Кроме того, учитывая положение ст. 54 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, увеличение цены Контракта допускается только по соглашению сторон, при этом Стороны не пришли к такому соглашению.
При этом, отношения по заключению, исполнению, изменению и прекращению договоров, выделенных законодательством в особую отдельную группу государственных и муниципальных контрактов, регулируются прежде всего, нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В связи с этим положения данного закона о порядке заключения, исполнения, изменения и прекращения (расторжения) государственных и муниципальных контрактов являются специальными по отношению к нормам Гражданского кодекса Российской Федерации о порядке заключения, исполнения, изменения и прекращения (расторжения) договоров.
Таким образом, заявленный иск не может быть удовлетворен, ни исходя из общих норм гражданского права, ни из положений Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Довод истца о том, что в случае не внесения изменений в договор уплата возросшей части налога будет осуществляться за счет тарифа, что, в свою очередь, нарушит специальное законодательство в сфере электоэнергетики и антимонопольное законодательство нельзя признать верным, так как истец не лишен возможности обратиться с иском о расторжении настоящего договора, если считает, что дальнейшее его исполнение без изменения условий настолько нарушает соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлечет для истца такой ущерб, что он в значительной степени лишится того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (ст.451 ГК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, пунктом 2 статьи 269, ст.270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 02 марта 2020 года по делу N А40-236139/19 отменить. В иске отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
А.И. Трубицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-236139/2019
Истец: ПАО "МОСКОВСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭЛЕКТРОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 55002"