город Томск |
|
17 июня 2020 г. |
Дело N А03-5649/2019 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Логачева К.Д.,
судей Бородулиной И.И.,
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А., с использованием средств аудиозаписи и веб-конференции, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Павловой Елены Алексеевны (N 07АП-2765/2020) на решение от 29.01.2020 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-5649/2019 (судья Трибуналова О.В.) по исковому заявлению Администрации города Рубцовска Алтайского края, г. Рубцовск, к индивидуальному предпринимателю Павловой Елене Алексеевне (ОГРНИП 307220923400040, ИНН 220900911332), г. Рубцовск, о прекращении действия выданного 14.07.2016 свидетельства серии 22 N 0000011 об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 7 по нерегулируемым тарифам, а также о прекращении действия выданных карт серии 22 NN 0005294 - 0005305 маршрута регулярных перевозок N7 по нерегулируемым тарифам в количестве 12 штук.
В судебном заседании приняли участие:
от ответчика: Жемарчуков А.П., доверенность от 17.05.2019.
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Рубцовска Алтайского края (далее по тексту - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к индивидуальному предпринимателю Павловой Елене Алексеевне (далее по тексту - Предприниматель) о прекращении действия выданного 14.07.2016 свидетельства серии 22 N 0000011 об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 7 по нерегулируемым тарифам, а также о прекращении действия выданных карт серии 22 NN 0005294 - 0005305 маршрута регулярных перевозок N7 по нерегулируемым тарифам в количестве 12 штук.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Администрация уточнила заявленные требования и просила признать недействительной сделку по выдаче от 14.07.2016 свидетельства серии 22 N 0000011 об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 7 по нерегулируемым тарифам, а также применении последствия недействительности сделки.
Решением от 29.01.2020 Арбитражного суда Алтайского края заявленные требования удовлетворены, Признаны недействительными свидетельство серии 22 N 0000011 об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 7 по нерегулируемым тарифам и карты серии 22 NN 0005294, 0005295, 0005296, 0005297, 0005298, 0005299, 0005300, 0005301, 0005302, 0005303, 0005304, 0005305 маршрута регулярных перевозок N7 по нерегулируемым тарифам.
Не согласившись с принятым судебным актом, Предприниматель обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции не полно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, не правильно применены нормы материального и процессуального права. Неправомерно отклонено заявление о пропуске Администрацией срока исковой давности. Администрацией избран ненадлежащий способ защиты. При уточнении заявленных требований нарушены правила статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допускающие одновременное изменение предмета и основания иска.
Представитель ответчика в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и установлено судом, что ИП Павлова Е.А. значится перевозчиком по муниципальным маршрутам по нерегулируемым тарифам N 7 в г. Рубцовске на основании утвержденного Реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе Рубцовске Алтайского края".
В данный Реестр указанный перевозчик включен не по результатам проведения конкурса, а на основании представленных им паспортов маршрутов N 7, подтверждающих осуществление перевозок по данным маршрутам.
Администрацией 14.07.2016 Предпринимателю выданы на руки свидетельство серии 22 N 0000011 об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту N 7, а также карты в количестве 12 штук по муниципальному маршруту N 7.
Данный факт подтверждается подписью Предпринимателя в журнале выдачи карт и свидетельств маршрутов муниципальных перевозок по городу Рубцовску. Указанные документы дают право Предпринимателю осуществлять перевозки по муниципальным маршруту N 7 в г.Рубцовске.
Вместе с тем, 04.08.2017 УФАС по Алтайскому краю решением N 03-ФАС22- ОВ/01-17 признаны согласованные действия Администрации г. Рубцовска и ИП Павловой Е.А., выразившиеся во включении в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе Рубцовске Алтайского края хозяйствующих субъектов по маршруту N7 без договора и проведения торгов, в передаче права на осуществление пассажирских перевозок и оказании услуг по перевозке по муниципальным маршруту N7, без учета действующего законодательства, - противоречащими пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", о чем выдано предписание N 03-ФАС22-ОВ/01-17 от 04.08.2017.
На основании данного решения УФАС по Алтайскому краю в адрес Администрации города Рубцовска вынесено предписание N 03-ФАС22-ОВ/01-17 от 04.08.2017, которым на Администрацию возложена обязанность прекратить нарушение части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем приведения Реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе Рубцовске Алтайского края в части определения хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в соответствие с нормами действующего законодательства и с учетом решения комиссии УФАС по Алтайскому краю от 04.08.2017 по делу N 03-ФАС22-ОВ/01-17, и осуществить выбор хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам с учетом норм действующего законодательства и решения комиссии УФАС по Алтайскому краю по делу N 03-ФАС22-ОВ/01-17, со сроком исполнения 15.09.2017.
Администрацией вышеуказанные решение и предписание от 04.08.2017 УФАС по Алтайскому краю обжаловались в арбитражном суде.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 21.06.2018 по делу N А0З-19481/2017, оставленным без изменения постановлениями Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2018 и Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.01.2019, Администрации в удовлетворении заявленных требований отказано.
По делу N 03-ФАС22-ОВ/01-17 и по делу А03-19481/2017 ИП Павлова Е.А. являлась заинтересованным лицом, привлекалась к участию в делах и получала соответствующие документы из арбитражного суда и УФАС по Алтайскому краю.
Определением о разъяснении предписания УФАС по Алтайскому краю от 28.09.2018 дано разъяснение об исполнении предписания, а именно провести предусмотренные Законом N 220-ФЗ конкурсные процедуры по всем маршрутам в соответствии со статьями 14, 19, 21-24 настоящего закона, а также внести изменения в Реестр в части определения хозяйствующих субъектов по итогам конкурсных процедур. Установлен новый срок исполнения предписания до 15.11.2018.
07.11.2018 во исполнение предписания УФАС по Алтайскому краю от 04.08.2017 ИП Павловой Е.А. направлено уведомление о добровольном прекращении действия выданных свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту N 7 регулярных перевозок в городе Рубцовске, которое им получено собственноручно 07.11.2018, что подтверждается соответствующей отметкой.
Однако, Предприниматель в срок до 15.11.2018 с заявлением о прекращении данных свидетельств не обратился.
Администрацией 29.01.2019 повторно направлено в адрес Предпринимателя уведомление о добровольном прекращении действия выданного свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту N 7 регулярных перевозок в городе Рубцовске в срок до 10.02.2019.
Предпринимателем в срок указанный в уведомлении также не совершены действия о прекращении действия выданных свидетельств.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Администрации с настоящим заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что выдача оспариваемых свидетельства и карт маршрута является недействительной сделкой.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.
Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право заинтересованного лица на обращение в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Исходя из положений статьи 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В пункте 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по смыслу статьи 153 Гражданского кодекса Российской Федерации при решении вопроса о правовой квалификации действий участника (участников) гражданского оборота в качестве сделки для целей применения правил о недействительности сделок следует учитывать, что сделкой является волеизъявление, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (например, гражданско-правовой договор, выдача доверенности, признание долга, заявление о зачете, односторонний отказ от исполнения обязательства, согласие физического или юридического лица на совершение сделки).
Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) установлено, что под свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок понимается документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок, под картой маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту (пункт 19, 20 части 1 статьи 3 и часть 2 статьи 17 данного Федерального закона).
Предпринимателю выданы свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам и картам маршрута регулярных перевозок.
Суд первой инстанции правомерно установил, что указанные свидетельства являются правоустанавливающими и правоподтверждающими документами, действия администрации по выдаче обществу свидетельства и его получение последним являются сделкой. Прекращение действия такого свидетельства означает прекращение права лица, получившего данное свидетельство, осуществлять деятельность по регулярной перевозке по соответствующему маршруту.
В соответствии со статьей 39 Закона N 220-ФЗ предусмотрено, что в течение тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования настоящего Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 39 Закона N 220-ФЗ до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
Перевозки пассажиров автомобильным транспортом на муниципальных маршрутах в городе Рубцовске осуществляются перевозчиками, указанными в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе Рубцовске, утвержденном постановлением администрации г. Рубцовска от 11.01.2016 N 2 "Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе Рубцовске Алтайского края" с последующими изменениями, внесенными постановлением от 11.07.2016 N 3007.
Перевозчикам, указанным в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе Рубцовске, в соответствии с требованиями частей 3, 4 статьи 39 Закона N 220-ФЗ Администрацией выданы свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам и карты маршрутов регулярных перевозок, на основании которых перевозчики осуществляют перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам в городе Рубцовске.
Согласно ответу Администрации от 27.12.2016 N 1614995 в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе Рубцовске включены данные, на основании паспортов маршрутов, представленных индивидуальными предпринимателями, которые после дня официального опубликования Закона N 220-ФЗ осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок.
Частью 7 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона Алтайского края от 12.09.2007 N 91-ЗС "Об организации транспортного обслуживания населения в Алтайском крае" (действовавшего до 06.05.2016) организация транспортного обслуживания населения на маршрутах транспорта общего пользования на территории Алтайского края осуществляется: 1) администрацией муниципального образования - на муниципальных маршрутах; 2) уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере организации транспортного обслуживания населения - на межмуниципальных маршрутах, а также на маршрутах между субъектами Российской Федерации (в пределах территории Алтайского края).
Частью 4 статьи 5 Закона Алтайского края от 12.09.2007 N 91-ЗС "Об организации транспортного обслуживания населения в Алтайском крае" (действовавшего до 06.05.2016) предусмотрено, что право осуществления перевозок по каждому установленному в соответствии с настоящим Законом маршруту предоставляется перевозчику на основании конкурсного отбора в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края.
Согласно пункту 2.3 раздела 2 "Требования к маршрутным автобусным перевозкам пассажиров" Положения об организации транспортного обслуживания населения в городе Рубцовске Алтайского края, утвержденного постановлением администрации города Рубцовска от 18.01.2008 N 106, право осуществления перевозок по маршрутам транспорта общего пользования в соответствии с настоящим Положением предоставляется перевозчику на основании конкурсного отбора в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края.
В судебном заседании установлено, что с 14.07.2015 по 11.01.2016 Администрация не проводила конкурсы на право осуществления услуги по перевозке пассажиров по муниципальным маршрутам г. Рубцовска.
Кроме этого, в период с 14.07.2015 по 11.1.2016 администрацией г. Рубцовска заключен договор на оказание услуг по перевозке только с одним предпринимателем и только до проведения конкурса, что не оспаривается заявителем в судебном заседании.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (далее - открытый конкурс) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок по новому маршруту, за исключением маршрута, установленного в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации; 2) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок после прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, указанного в пункте 1 части 3 настоящей статьи; 3) в случае, если в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона в отношении данного маршрута принято решение о прекращении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Частью 3 статьи 19 Закона N 220-ФЗ предусмотрено, что без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются в случае, если они предназначены для осуществления регулярных перевозок: 1) после наступления предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 29 настоящего Федерального закона обстоятельств и до начала осуществления регулярных перевозок в соответствии с новым свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданным по результатам проведения открытого конкурса; 2) по маршруту регулярных перевозок, установленному в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации.
Согласно части 5 статьи 19 Закона N 220-ФЗ по результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса на срок не менее чем пять лет. Если до истечения срока их действия не наступят обстоятельства, предусмотренные пунктами 1 - 4 части 1 статьи 29 настоящего Федерального закона, действие указанных свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок продлевается на срок не менее чем пять лет. Количество таких продлений не ограничивается. Продление указанных свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок на меньший срок допускается в случае, если по истечении этого срока в соответствии с документом планирования регулярных перевозок предусматривается отмена маршрута регулярных перевозок.
В соответствии с частью 6 статьи 19 Закона N 220-ФЗ без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются один раз на срок, который не может превышать сто восемьдесят дней, в день наступления обстоятельств, которые явились основанием для их выдачи.
Из материалов дела следует, что конкурс на право заключения договоров на право осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на муниципальных маршрутах г. Рубцовска с 14.07.2015 по 21.06.2018 не проводился.
Предприниматель осуществлял перевозку пассажиров по вышеуказанным маршрутам без договора, что Предпринимателем не оспаривается, следовательно, не имел оснований для получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам и включения в реестр муниципальных маршрутов в качестве перевозчиков.
Исходя из решения УФАС по Алтайскому краю от 04.08.2017, свидетельства об осуществлении перевозок выданы перевозчику без проведения торгов неправомерно, что установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Алтайского края от 21.06.2018 по делу N А03-19481/2017.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Исходя из пункта 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, по общему правилу является оспоримой.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия (абзац 2 пункта 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (часть 1, 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 19, пункта 20, части первой статьи 3, статьи 19 Закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута (по количеству транспортных средств), подтверждающие право осуществления регулярных перевозок выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильно установив фактические обстоятельства по делу, правомерно установил, что Предпринимателю свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту N 7 регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выданы незаконно. С момента получения свидетельств и карт по маршруту N 7 Предприниматель оказывал услуги по данному маршруту. При этом оказанные указанным перевозчиком услуги с момента получения свидетельств и карт до настоящего времени не могут быть возвращены в натуре, и стороны не могут быть приведены в первоначальное положение.
Апелляционный суд поддерживает правильные выводы суда первой инстанции о том, что Администрацией срок исковой давности не пропущен, поскольку в силу части 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Из пункта 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В силу статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.
Из материалов дела следует, что Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением 17.04.2019, свидетельства и карты выданы 14.07.2016, в связи с чем срок обращения в суд с заявлением не пропущен.
Апелляционный суд отклоняет доводы апеллянта о нарушении положений статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку при уточнении заявленных требований предмет иска остался неизменным.
Довод апеллянта об избрании Администрацией не надлежащего способа защиты апелляционным судом отклоняется как нормативно не обоснованный и противоречащий приведенному выше законодательству.
Доводы апеллянта о том, что судом первой инстанции не полно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, не правильно применены нормы материального и процессуального права, не нашли своего подтверждения.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции полагает, что, исходя из заявленных требований, с учетом обстоятельств, входящих в предмет доказывания и установленных судом, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы сторон и оценив все в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено. Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены определения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.01.2020 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-5649/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Павловой Елены Алексеевны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-5649/2019
Истец: Администрация г.Рубцовска.
Ответчик: Павлова Елена Алексеевна