г. Челябинск |
|
17 июня 2020 г. |
Дело N А07-21261/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Тимохина О.Б., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.02.2020 по делу N А07-21261/2019.
В судебном заседании приняли участие представители ответчика: общества с ограниченной ответственностью "Башснабинвест" - Яхин Филюс Флюрович (доверенность от 10.06.2020), Гарифуллин Ильфат Явдатович (доверенность от 10.06.2020).
Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Башснабинвест" (далее - ответчик, ООО "Башснабинвест") о взыскании 1 294 621 руб. 48 коп. суммы недополученного дохода по договору аренды лесного участка N 3 от 23.03.2012, расторжении договора аренды лесного участка N 3 от 23.03.2012 и обязании передать лесной участок площадью 106,7 кв. м, расположенный по адресу: РБ, МР Иглинский район, Иглинское лесничество, Улу-Телякское участковое лесничество, квартал 370 (выделы 3, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 24, 25), квартал 371 (выделы 8, 10, 11, 12, 13, 19, 20, 21, 24, 25, 26, 27, 28) по акту приема-передачи в состоянии пригодном для ведения лесного хозяйства (с учетом уточнения исковых требований, т. 1 л.д. 119-120).
Определением суда от 15.01.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.02.2020 (резолютивная часть от 10.02.2020) с учетом определения об исправлении опечатки от 28.02.2020 прекращено производство в части взыскания суммы задолженности в размере 256 701 руб.17 коп, в удовлетворении исковых требований в остальной части отказано (т.3 л.д. 29-35, 37).
С решением не согласилось Министерство (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования Министерства в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Податель жалобы полагает, что после утверждения материалов лесоустройства Иглинского лесничества приказом Минлесхоза РБ от 23.03.2015 N 226-ОД подлежит перерасчету арендная плата в сторону увеличения, в связи с установлением на арендуемом участке особого режима использования (выделением особо защитных участков лесов), предусматривающего применение повышающих коэффициентов (4, 5, 6) при расчете арендной платы.
По мнению апеллянта, суд необоснованно прекратил производство по делу в части требования о взыскании задолженности в размере 256 701, 17 руб. В ходе рассмотрения дел N А07-35978/2017, А07-23952/2018 о взыскании задолженности по арендной плате по спорному договору аренды лесного участка N 3 от 23.03.2012 суммы, рассчитанные по настоящему иску, за повторяемые периоды не предъявлялись и доначислены в связи с изменением подлежащего применению коэффициента для особо защитных участков лесов. Таким образом, заявленные требования по ранее рассмотренным делам N А07-35978/2017, А07-23952/2018 и по настоящему делу - не тождественны, поскольку предполагают различное основание предъявленных исков.
По мнению Министерства, учитывая, что обстоятельства, повлекшие существенные изменения режима использования арендованного лесного участка, возникли в результате изменения норм законодательства, имеется совокупность условий, предусмотренных частью 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции ответчиком представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указал, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В судебном заседании представители ответчика возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в суд не обеспечили, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, 23.03.2012 между Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан (арендодатель) и ООО "Башснабинвест" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 3, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, сроком на 49 лет площадью 106,7 га, условный номер лесного участка государственного лесного реестра 11800125-12-12-03, местоположение: Республика Башкортостан, МР, Иглинский район, ГБУ РБ Иглинское лесничество, Улу-Телякское участковое лесничество, кварталы (выделы) 131-М (3,9,11,12,13,14), 132 М (8,9,10,16,17,20,21,22,23). Кадастровый номер на котором расположен арендуемый лесной участок: 02:23:00 00 00:0022.
Согласно пункту 14 договора срок аренды по договору устанавливается с момента подписания акта приема-передачи лесного участка сроком на 49 лет, с 23.03.2012 до 07.03.2061.
В соответствии с пп. 18., 19, 20, 22 договора арендная плата на момент подписания договора составляет 486848,61 рублей в год, минимальный размер арендной платы, который вносится в федеральный бюджет по нормативу 100%.
Арендатор вносит арендную плату согласно приложению N 4 к договору и предоставляет Арендодателю в течение месяца документы, подтверждающие произведенную оплату.
Согласно приложению N 4 дополнительного соглашения от 07.04.2014, подписанного между сторонами к договору арендная плата должна вноситься ежемесячно не позднее 30 числа месяца года использования.
Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Истец, ссылаясь на то, что в результате лесоустроительных работ, выполненных после заключения сторонами спора договора, были выделены особо защитные участки лесов, ввиду чего Министерством произведен перерасчет арендной платы в сторону увеличения и ответчику была доначислена арендная плата, которая ответчиком не внесена, полагая что на стороне общества имеет место ненадлежащее исполнение обязанности по внесению арендной платы, обратился в суд с настоящим иском.
Прекращая производство по делу в части взыскания основного долга в размере 256 701 руб.17 коп., суд исходил из того, что истцом в настоящем споре взыскивается задолженность в виде арендной платы, доначисленной за периоды, по которым уже имеются судебные акты: с июня 2017 года по декабрь 2017 года в сумме 169 592 руб. 99 коп. Отказывая в удовлетворении требований Министерства в остальной части, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлено доказательств с достоверностью подтверждающих основания для доначисления арендной платы и существенное изменение обстоятельств для расторжения договора.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Пунктом 1 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
Использование лесов в Российской Федерации является платным (часть 1 статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы).
Согласно части 1, 3 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы. При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Согласно расчету истца, задолженность ответчика по арендной плате за период с 01.01.2015 по 31.05.2019 составляет 1 294 621 руб. 48 коп.
Как установлено судом первой инстанции, Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан уже обращалось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Башснабинвест" о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка N 3 от 23.03.2012 в размере 228 842 руб. 76 коп. за период с июня по октябрь 2017 года, пени в размере 7 681 руб. 85 коп., расторжении договора аренды лесного участка N 3 от 23.03.2012 и обязании передать лесной участок (дело N А07-35978/2017).
Впоследствии истцом было подано уточнение иска, принятое судом определением от 15.01.2018, которым истец просил взыскать с ответчика 212 909 руб. 32 коп. задолженности по арендной плате за период с августа по декабрь 2017 г. и пени в размере 15 684 руб. 62 коп., расторгнуть договор аренды лесного участка N 3 от 23.03.2012 и обязать передать лесной участок.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.02.2018 производство по делу N А07-35978/2017 по иску Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан к обществу с ограниченной ответственностью "Башснабинвест" о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка N 3 от 23.03.2012 в размере 228 842 руб. 76 коп., пени в размере 7 681 руб. 85 коп., расторжении договора аренды лесного участка N 3 от 23.03.2012 и обязании передать лесной участок прекращено в связи с отказом от заявленных требований.
Таким образом, из представленных истцом процессуальных заявлений, поданных по делу N А07-35978/2017, и принятых по этому делу судебных актов следует, что в рамках названного дела судом рассмотрен период с июня по декабрь 2017 года.
Кроме того, Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан обращалось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Башснабинвест" о взыскании 97 350 руб. 04 коп. задолженности по арендной плате за период с мая по июль 2018 года, пени в размере 3 234 руб. 58 коп. за период с 31.05.2018 по 14.08.2018, расторжении договора аренды лесного участка N 3 от 23.03.2012, обязании передать лесной участок по акту приема-передачи (дело N А07-23952/2018).
При этом из приложенного к иску по делу N А07-23952/2018 расчета исковых требований (т. 1 л.д. 143) следует, что задолженность за май 2018 года на дату составления иска отсутствует.
Уточнением от 20.09.2018, принятым судом определением от 20.09.2018 истец просил взыскать с ответчика 97 350 руб. 29 коп. задолженности по арендной плате за период с июля по август 2018 г. и пени в размере 4 674 руб. 49 коп. за период с 31.05.2018 по 19.09.2018.
В последующем, уточнением от 22.10.2018, принятого судом определением от 24.10.2018, истец просил взыскать с ответчика 718 руб. 46 коп. задолженности по арендной плате за период сентябрь 2018 г. и пени в размере 7 041 руб. 09 коп. за период с 31.05.2018 по 22.10.2018.
Согласно последнему уточнению, в редакции заявления от 24.12.2018 истец отказался от исковых требований в части взыскания задолженности по договору аренды лесного участка N 3 от 23.03.2012, требования в части расторжения договора аренды лесного участка N 3 от 23.03.2012 и обязании ООО "Башснабинвест" передать лесной участок по акту приема-передачи поддержал.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.12.2018 (резолютивная часть решения объявлена 24.12.2018) производство по делу N А07-23952/2018 в части взыскания основного долга в размере 97 350 руб. 29 коп. и пени в сумме 7 041 руб. 09 коп. прекращено в связи с отказом от данных требований. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Таким образом, из изложенного и принятых в рамках дела N А07-23952/2018 судебных актов, а именно - уточнения исковых требований от 20.09.2018 и от 22.10.2018 и решения суда от 28.12.2018, следует, что по названному делу судом рассмотрен период с июля по сентябрь 2018 года.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда, суда общей юрисдикции или компетентного суда иностранного государства, за исключением случаев, если арбитражный суд отказал в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда.
В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 22.12.2015 N 2980-О пункт 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает возможность прекращения производства по делу только в случаях, когда право на судебную защиту (право на судебное рассмотрение спора) в состоявшемся ранее судебном процессе было реализовано на основе принципов равноправия и состязательности сторон.
Согласно пункту 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" тождественность заявленных требований определяется при совпадении сторон, предмета и основания искового заявления.
Согласно части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предметом иска является материально-правовое требование истца к ответчику о совершении определенных действий, воздержании от них, признании наличия или отсутствия правоотношения, изменении или прекращении правоотношения. Изменение предмета иска - это изменение материально-правового требования истца к ответчику.
Основание иска - это обстоятельства, на которые ссылается истец в подтверждение исковых требований к ответчику. Изменение основания иска - изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику.
Таким образом, тождественность исков определяется идентичностью субъектного состава спорящих сторон, а также предмета и основания исковых требований.
В рамках настоящего дела истец просил взыскать с ответчика задолженность по арендной плате в размере 1 294 621 руб. 48 коп. за период с 01.01.2015 по 31.05.2019.
Сопоставив заявленный иск по настоящему делу и иски по делам N А07-35978/2017 и N А07-23952/2018, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истцом в настоящем споре взыскивается задолженность в виде арендной платы, доначисленной за периоды, по которым уже имеются судебные акты: с июня 2017 года по декабрь 2017 года в сумме 169 592 руб. 99 коп. (24227,57 руб. в месяц х 7) и с июля 2018 по сентябрь 2018 в размере 87 108 руб. 18 коп. (29036,06 в месяц х 3), всего: 256 701 руб. 17 коп.
В связи с чем производство по делу в части взыскания основного долга в размере 256 701 руб. 17 коп. правомерно прекращено судом первой инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Полагая законным отказ суда первой инстанции в удовлетворении требований о взыскании долга в остальной части, апелляционный суд исходит из следующего.
Выделение и упразднение особо защитных участков лесов, установление и изменение границ земель, на которых располагаются особо защитные участки лесов, осуществляются решениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией, утвержденной в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Кодекса (часть 7 статьи 119 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 8 статьи 119 Лесного кодекса Российской Федерации обязательным приложением к решению о выделении особо защитных участков лесов является текстовое и графическое описание местоположения границ таких земель, включающее в себя перечень географических координат характерных точек границ таких земель или перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Как установлено статьей 81 Лесного кодекса Российской Федерации исключительно к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся, в том числе отнесение лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса), выделение особо защитных участков лесов и установление их границ (пункт 39).
В силу статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках (часть 1). В государственном лесном реестре содержится документированная информация, в том числе о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий (часть 2). Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2.1).
В соответствии с пунктом 2.1 Основных положений по выделению особо защитных участков леса (утв. Приказом Рослесхоза от 30.12.1993 N 348) особо защитные участки леса с ограниченным режимом лесопользования выделяются на основании материалов лесоустройства или специальных обследований.
Из материалов дела следует, что приказом Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 23.03.2015 N 226-ОД были утверждены материалы лесоустройства Иглинского лесничества (л.д.71 т.1).
Нормативы и признаки выделения особо защитных участков леса на момент утверждения материалов лесоустройства Иглинского лесничества были установлены Лесоустроительной инструкцией (утв. приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516), действовавшей до 03.05.2018.
Материалами дела подтверждается, что к моменту утверждения материалов лесоустройства 23.03. 2015 году спорный договор аренды уже был подписан сторонами, а право аренды зарегистрировано в установленном порядке (23.03.2012- дата подписания, 15.05.2012 - дата регистрации).
Порядок внесения соответствующих изменений в государственный лесной реестр определялся Перечнем, формами и порядком подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение (утв. Приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 496) (далее - Порядок N 496).
Согласно пункту 2.1 Порядка N 496 документами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, являются: акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр (Форма 1); акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра (Форма 2); акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (Форма 3).
Перечень документов, являющихся основаниями для внесения документированной информации в указанные акты, установлен пунктом 2.2 Порядка N 496. К таким документам относятся, в том числе решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти Российской Федерации в области лесных отношений о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ, а также лесоустроительная документация.
Акты о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении составляются при поступлении документов, на основании которых вносятся данные в государственный лесной реестр не позднее месяца с момента их поступления. При этом дата внесения информации в государственный лесной реестр может быть позднее даты составления Актов (пункт 4.1 Порядка N 496).
Истец в обоснование доводов об отнесении большей части арендованного участка лесного фонда к особо защитным участкам леса представил акт N 13 от 21.09.2015 о внесении изменений документированной информации в государственный лесной реестр, выписку из государственного лесного реестра N 672 от 26.11.2019 в отношении лесного участка с кадастровым номером 02:26:000000:146 (л.д.75-3 т.2).
Однако Министерство не представило суду доказательств того, что особо защитные участки, расположенные на спорном лесном участке, выделены и их границы установлены в предусмотренном законом порядке.
Апелляционный суд обращает внимание на то, что отнесение лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего кодекса), выделение особо защитных участков леса и установление их границ является исключительным полномочием органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений (пункт 39 статьи 81 ЛК РФ).
Как следует из пункта 5.4.4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности по отнесению лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации) и выделение особо защитных участков, установление и изменение их границ, отнесение лесов к эксплуатационным, резервным лесам, установление и изменение их границ.
Таким образом, полномочиями по отнесению лесов к защитным лесам наделен орган государственной власти Российской Федерации, в данном случае Федеральное агентство лесного хозяйства.
Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан не осуществляет отнесение лесов к особо защитным участкам леса.
Поскольку Министерством не представлены в качестве правоустанавливающих документов для выделения особо защитных участков соответствующие ненормативные правовые акты, принятые уполномоченным органом, а представленные им документы - приказ Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 23.03.2015 N 226-ОД акт Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан N 13 от 21.09.2015 о внесении изменений документированной информации в государственный лесной реестр, выписка из государственного лесного реестра N 672 от 26.11.2019 в отношении лесного участка с кадастровым номером 02:26:000000:146, правоустанавливающими документами в настоящем случае не являются, апелляционный суд полагает необоснованными доводы апеллянта о наличии оснований полагать, что в состав арендуемого участка включены особо защитные участки леса.
При изложенных обстоятельствах, учитывая отсутствие доказательств принятия уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации решения об отнесении спорных участков лесов к особо защитным участкам лесов, доказательств обратного ни Министерством, ни третьим лицом не представлено, правовые основания для удовлетворения исковых требований в части взыскания с ответчика денежных средств у суда первой инстанции отсутствовали.
Истцом также было заявлено требование о расторжении договора аренды лесного участка N 3 от 23.03.2012 и обязании передать лесной участок площадью 106,7 кв. м, расположенный по адресу: РБ, МР Иглинский район, Иглинское лесничество, Улу-Телякское участковое лесничество, квартал 370 (выделы 3, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 24, 25), квартал 371 (выделы 8, 10, 11, 12, 13, 19, 20, 21, 24, 25, 26, 27, 28) по акту приема-передачи в состоянии пригодном для ведения лесного хозяйства.
Согласно статье 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Согласно статье 619 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор:
1) пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями;
2) существенно ухудшает имущество;
3) более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату;
4) не производит капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки в тех случаях, когда в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора.
Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с пунктом 2 статьи 450 настоящего Кодекса.
Арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.
Пунктом 42 договора предусмотрено, что договор аренды лесного участка подлежит расторжению судом по требованию арендодателя, в случае нарушения арендатором условий договора, в том числе:
- непредоставления в срок, установленный подпунктом "г" пункта 26 договора, разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы;
- использования лесного участка до получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок или до принятия лесной декларации уполномоченным органом;
- несоблюдения требований лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов;
- непредставления отчета об использовании, охране, защите и воспроизводству лесов в порядке и сроки, установленные действующим законодательством;
- невнесения более двух раз подряд арендной платы по истечению установленного договором срока платежа;
- частичного невнесения более двух раз подряда арендной платы по истечению установленного договором срока платежа;
- самовольного возведения построек, сооружений на арендованном лесном участке, не предусмотренных проектом освоения лесов;
- использования лесного участка с существенными нарушениями условий договора или нецелевого использования лесного участка либо с неоднократными нарушениями;
- существенного ухудшения состояния лесного участка;
- по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, а также в случае нарушения арендатором условий договора.
На основании пункта 43 договора арендодатель, имея документальное подтверждение наличия оснований, предусмотренных пунктом 42 договора, направляет арендатору уведомление о необходимости устранения нарушений с указанием сроков устранения нарушений.
Между сторонами по делу подписано дополнительное соглашение от 07.04.2014 к договору аренды лесного участка N 3 от 23.03.2012, согласно пункту 2 которого договор аренды лесного участка N 3 от 23.03.2012 подлежит расторжению в одностороннем порядке по требованию арендодателя во внесудебном порядке по требованию арендодателя во внесудебном порядке, в случае нарушения арендатором условий договора и дополнительного соглашения, в случае:
- невнесения арендатором более двух раз подряд арендной платы;
- частичного невнесения более двух раз подряд арендной платы:
- непредоставления арендатором ежеквартальных отчетов об использовании, охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведения согласно приказу МПР РФ от 09.07.2017 N 175 и Министерства лесного хозяйства РБ N 212-ОД от 23.06.2019;
- непредоставления ежегодно, после согласования с ГБУ РБ "Иглинское лесничество", в уполномоченные органы государственной власти арендатором лесной декларации.
Судом первой инстанции установлено отсутствие задолженности у ответчика, что также подтверждается представленными Министерством 28.10.2019 расчетами.
Учитывая непредставление истцом доказательств с достоверностью подтверждающих существенное изменение обстоятельств для расторжения договора, а также отсутствие у ответчика задолженности по арендной плате, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований о расторжении договора и обязании возвратить земельный участок.
Доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебном актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
Таким образом, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта по доводам заявителя не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Их взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.02.2020 по делу N А07-21261/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.И. Карпачева |
Судьи |
О.Б. Тимохин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-21261/2019
Истец: Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан
Ответчик: ООО "БАШСНАБИНВЕСТ"
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА