г. Санкт-Петербург |
|
16 июня 2020 г. |
Дело N А56-59900/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баженовой Ю.С.,
судей Полубехиной Н.С., Тимухиной И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шахрзаевым М.И.,
при участии:
от заявителя: представитель Малышева Т.Н. по доверенности от 06.06.2019;
от ответчика: до перерыва представитель Денисов В.В. по доверенности от 28.12.2019;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35617/2019) Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.10.2019 по делу N А56-59900/2019, принятое по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Житково" (188903, Россия, Ленинградская обл., Выборгский р-он, пос. Житково, ул. Центральная, д.15, ОГРН: 1184704017629, ИНН: 4704104405)
к Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (188800, Россия, Ленинградская обл., Выборгский р-он, г.Выборг, ул.Советская, д.12, ОГРН: 1054700191391, ИНН: 4704063710);
о признании незаконным решения государственного органа, обязании устранить допущенные нарушения прав,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Житково" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (далее - Ответчик, Администрация):
- о признании незаконным отказа Администрации от 03.04.2019 N оз-1572 в предварительном согласовании представления земельных участков и утверждении схем расположения земельных участков в части восьми земельных участков площадью: 145100 кв.м., 68399 кв.м., 255480 кв.м., 14032 кв.м., 87062 кв.м., 17518 кв.м., 43921 кв.м., 14005 кв.м. на кадастровом плане территории, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:421, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании Общества;
- об обязании Администрации в срок не позднее одного месяца с момента вступления в силу судебного акта устранить допущенные нарушения путем предварительного согласования предоставления земельных участков, обладающих следующими площадями: 145100 кв.м., 68399 кв.м., 255480 кв.м., 14032 кв.м., 87062 кв.м., 17518 кв.м., 43921 кв.м., 14005 кв.м. и утверждения схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, приложенных к заявлению Общества от 05.03.2019.
Решением от 02.10.2019 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал недействительным отказ Администрации муниципального образования "Выборгский муниципальный район" Ленинградской области от 03.04.2019 N оз-1572 в утверждении схемы расположения земельных участков в части восьми земельных участков площадью: 145100 кв.м., 68399 кв.м., 255480 кв.м., 14032 кв.м., 87062 кв.м., 17518 кв.м., 43921 кв.м., 14005 кв.м. на кадастровом плане территории, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:421, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании общества с ограниченной ответственностью "Житково", а также обязал Администрацию муниципального образования "Выборгский муниципальный район" Ленинградской области в срок не позднее одного месяца с момента вступления в силу судебного акта устранить допущенные нарушения путем предварительного согласования предоставления земельных участков, обладающих следующими площадями: 145100 кв.м., 68399 кв.м., 255480 кв.м., 14032 кв.м., 87062 кв.м., 17518 кв.м., 43921 кв.м., 14005 кв.м. и утверждения схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, приложенных к заявлению общества с ограниченной ответственностью "Житково" от 05.03.2019.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и в удовлетворении заявления отказать. В обоснование апелляционной жалобы Администрация ссылается на то, что поскольку границы общего земельного участка не установлены, оснований для его раздела на 8 земельных участков не имелось. Податель жалобы полагает, что суд первой инстанции не мог обязывать Ответчика принимать решение о предварительном согласовании предоставления земельных участков, не согласен с возложением на него такой обязанности.
В судебном заседании 28.05.2020 представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании 28.05.2020 был объявлен перерыв до 04.06.2020. О перерыве, времени и месте продолжения судебного заседания после перерыва было объявлено публично путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в сети Интернет, что согласно п.13 постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 (ред. от 27.06.2017) "О процессуальных сроках" с учетом положений части 6 статьи 121 АПК РФ свидетельствует о соблюдении правил статей 122, 123 Кодекса.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения сторон, суд апелляционной инстанции установил следующее.
В связи с окончанием срока действия схем расположения земельных участков, утвержденных постановлением Администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 26.02.2015 N 1167 Общество обратилось в Администрацию с заявлением от 05.03.2019 об утверждении схем расположения 12 земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:421, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании Общества.
Письмом Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации от 03.04.2019 N оз-1572 в утверждении схемы расположения земельных участков.
Общество, ссылаясь на то, что отказ Администрации в части восьми земельных участков площадью: 145 100 кв.м., 68 399 кв.м., 255 480 кв.м., 14 032 кв.м., 87 062 кв.м., 17 518 кв.м., 43 921 кв.м., 14 005 кв.м., является незаконным и нарушает его права, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, признав отказ Администрации от 03.04.2019 N оз-1572 незаконным, обязал Администрацию устранить допущенные нарушения путем предварительного согласования предоставления земельных участков и утверждения схемы расположения земельных участков.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт. решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
По смыслу пункта 6 статьи 11.4 ЗК РФ в случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, при его разделе могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах.
В соответствии с пунктом 7 статьи 11.4 ЗК РФ в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 названного Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:
1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;
2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Как указано в пункте 13 статьи 11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Пунктом 16 ст.1.10 ЗК РФ предусмотрено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
По смыслу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказать соответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту возлагается на орган, принявший соответствующее решение.
Оценив по правилам ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Администрация не подтвердила наличие предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ оснований для отказа в утверждении представленных Обществом схем расположения спорных земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:421, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Факт предоставления Обществу земельного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:421 на праве бессрочного пользования подтверждается материалами дела и установлен арбитражным судом при рассмотрении дел N А56-6258/2013, А56-6965/2019.
Подлежащий разделу земельный участок является ранее учтенным, поставлен на кадастровый учет, в связи с чем, по смыслу части 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" является объектом недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, отсутствие местоположения границ ранее учтенного земельного участка не препятствует утверждению схемы.
Доказательства несоответствия схемы расположения земельных участков действующему законодательству Администрацией в нарушение части 5 ст. 200 АПК РФ не представлены.
Учитывая изложенное, отказ Администрации в утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории не соответствует требованиям ст. 11.10 ЗК РФ и нарушает права и законные интересы Общества, в связи с чем, является незаконным.
Вместе с тем, из материалов дела не следует, что Общество обращалось с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельных участков.
Кроме того, поскольку земельный участок с кадастровым номером 47:01:0000000:421 уже находится у Общества на праве бессрочного пользования, его раздел не требует предварительного уточнения местоположения его границ, а границы образуемых земельных участков уточняются в соответствии со схемой расположения земельных участков, требования Общества подлежат удовлетворению в части признания незаконным решения об отказе в утверждении схем земельных участков с обязанием утвердить приложенные к заявлению Общества схемы спорных участков.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение подлежит изменению на основании ч.1 ст. 270 АПК РФ.
В соответствии с ч.1 ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.10.2019 по делу N А56-59900/2019 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Признать незаконным отказ Администрации муниципального образования "Выборгский муниципальный район" Ленинградской области от 03.04.2019 N оз-1572 в утверждении схемы расположения земельных участков в части восьми земельных участков площадью: 145100 кв.м., 68399 кв.м., 255480 кв.м., 14032 кв.м., 87062 кв.м., 17518 кв.м., 43921 кв.м., 14005 кв.м. на кадастровом плане территории, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:421.
Обязать Администрацию муниципального образования "Выборгский муниципальный район" Ленинградской области в срок не позднее одного месяца с момента вступления в силу судебного акта устранить допущенные нарушения путем утверждения схемы расположения земельных участков в части восьми земельных участков площадью: 145100 кв.м., 68399 кв.м., 255480 кв.м., 14032 кв.м., 87062 кв.м., 17518 кв.м., 43921 кв.м., 14005 кв.м., на кадастровом плане территории, приложенных к заявлению общества с ограниченной ответственностью "Житково" от 05.03.2019.
В остальной части заявления отказать.
Взыскать с Администрации муниципального образования "Выборгский муниципальный район" Ленинградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Житково" 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.".
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-59900/2019
Истец: ООО "ЖИТКОВО"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ВЫБОРГСКИЙ РАЙОН" ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ