город Ростов-на-Дону |
|
17 июня 2020 г. |
дело N А32-48230/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.А. Смородиной,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АСКА УК "Дом Сервис"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 06.02.2020 по делу N А32-48230/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АСКА УК "Дом Сервис" (ИНН 2319048561, ОГРН 1102367003254)
к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (ИНН 2308124796,
ОГРН 1062308033700)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АСКА УК "Дом Сервис" (далее - заявитель, ООО "АСКА УК "Дом Сервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - административный орган, инспекция) 12.09.2019 N 2755/2019 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в виде предупреждения.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.02.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "АСКА УК "Дом Сервис" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что ни в распоряжении N 74 л от 17.07.2019, ни в акте проверки N000074 от 22.07.2019 не указано, что проверка осуществлялась в отношении коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды и тепловой энергии, постановлением, принятым на основании данного акта проверки, управляющая компания привлекается к административной ответственности в связи с тем, что не введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением председателя судебного состава от 02.06.2019 в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с нахождением судьи Филимоновой С.С. в отпуске произведена замена на судью Пименова С.В., в связи с чем, рассмотрение дела производится с самого начала.
От Государственной жилищной инспекции Краснодарского края поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд протокольным определением удовлетворил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Государственной жилищной инспекции Краснодарского края.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 10 июня 2020 года до 17 час. 00 мин.
Информация о времени и месте продолжения судебного заседания размещена в информационном сервисе "Календарь судебных заседаний" на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
После перерыва от ООО "АСКА УК "Дом Сервис" поступили письменные пояснения, в которых общество указывает на то, что обстоятельства, которые рассматриваются по настоящему делу, установлены в рамках дела N А32-45770/2019.
Суд приобщил письменные пояснения к материалам дела.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Департаментом городского хозяйства администрации города Сочи 22.07.2019 проведена внеплановая выездная проверка на основании распоряжения от 17.07.2019 N 74л в отношении управляющей организации ООО "АСКА УК "ДОМ СЕРВИС", осуществляющей управление многоквартирным домом N 21 по ул. Полтавской в г. Сочи, на предмет соблюдения обязательных требований, установленных в отношении жилищного фонда федеральными законами, законами Краснодарского края в области жилищных отношений.
По результатам проверки составлен акт проверки от 22.07.2019 N 000074.
В ходе проведения проверки установлено, что управляющей организацией ООО "АСКА УК "Дом Сервис" в нарушение п.п. К п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) не введен в эксплуатацию общий домовой прибор учета тепловой энергии МКД.
Администрацией материалы проведенной проверки были направлены в Инспекцию для инициирования процедуры возбуждения дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом Госжилинспекции Краснодарского края в отношении ООО "АСКА УК "Дом Сервис" составлен протокол об административном правонарушении от 16.08.2019, N 003418 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол составлен в отсутствии представителя общества, уведомленного надлежащим образом о времени и месте составления протокола путем направления уведомления от 14.08.2019, N б/н.
По результатам рассмотрения материалов административного дела должностным лицом инспекции вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 12.09.2019 N 001453 о привлечении ООО "АСКА УК "Дом Сервис" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Общество, не согласившись с данным постановлением, обратилось в суд с заявлением об отмене указанного постановления.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что ООО "АСКА УК "Дом Сервис" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 30.04.2015 N 133.
Согласно пункту 3 "Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в частности, благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 1.1 статьи 161 ЖК РФ, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
На основании части 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение части 1 статьи 161 Правительством Российской Федерации утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416).
Во исполнение части 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утверждены Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 290) и Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень).
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и Правил N 491.
При заключении договора управления с управляющей организацией в таком договоре указывается состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома, перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация (пункты 1, 24 Правил, пункты 1, 2 части 3 статьи 162 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ, подпунктом "а" пункта 2 Правил, в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме; помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Судом первой инстанции установлено, что в приложении N 2 к договору управления МКД указан перечень общего имущества МКД, в состав которого входит теплосчетчик "ТеРосс-ТМ", заводской N 015113, 2015 год, расходомер "ТеРосс-ИБ" 2015 год - 2 шт.
Согласно письменным пояснениям ООО "АСКА УК "Дом Сервис" в МКД установлено два теплосчетчика один в ЦТП-1 (ВКТ-9), второй в теплоузле дома (теплосчетчик "ТеРосс-ТМ").
В состав общего имущества МКД, указанный в приложении N 2 к договору управления МКД, не указан прибор учета, установленный в ЦТП (ВКТ-9).
В соответствии с приложением N 3 к договору управления МКД в обязанности управляющей организации входит поверка приборов учета (пункт 5 раздела 1 приложения N 3 к договору управления МКД).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено, что постановление N 001453 от 12.09.2019 по делу об административном правонарушении, вынесенное Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края принято на основании Акта проверки Департамента городского хозяйства Администрации г. Сочи от 22.07.2019 N 000074.
На основании указанного акта проверки управляющей компании выдано предписание N 000013 от 22.07.2019, обжалованное в рамках дела N А32-45770/2019, решением по указанному делу предписания департамента от 02.07.2019 N000012 и от 22.07.2019 N000013 признаны недействительными, как не соответствующие Жилищному кодексу Российской Федерации.
Согласно решению собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Сочи, ул. Полтавская, д. 21, оформленного протоколом N 1 от 24.04.2017, ООО "АСКА УК "Дом Сервис" избрана в качестве управляющей организации для управления данным МКД.
03.05.2017 заключен договор управления многоквартирным домом, в том числе формирование состава общего имущества МКД (приложение N 2). Формирование состава общего имущества осуществлялось на основании информации и технических документов, которыми располагала управляющая компания по состоянию на 03.05.2017.
Согласно проекту теплоснабжения МКД от сентября 2014 года и технических условий от 03.07.2014, строительство многоквартирного дома должно осуществляться при обязательном наличии ЦТП-1, оборудованном прибором учета ВКТ-9. С соблюдением данных требований многоквартирный дом был построен и введен в эксплуатацию в декабре 2016 года (разрешение на ввод в эксплуатацию N RU-23-309-1283-2016 от 30.12.2016).
Спорный прибор учета ВКТ-9, располагающийся в ЦТП-1, введен в эксплуатацию энергоснабжающей организацией ООО "Хоста" в декабре 2017 года, акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности был получен уполномоченным представителем собственников только в январе 2018 года, и, соответственно, фактически подписан после этой даты.
В адрес управляющей компании технические документы на ЦТП-1 и находящийся в нем прибор учета ВКТ-9 представлены только в декабре 2017 года по акту приема-передачи от застройщика, а документы о вводе в эксплуатацию прибора учета ВКТ-9 управляющая компания получила от председателя совета МКД только после января 2018 года.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что на дату подписания договора управления многоквартирным домом от 03.05.2017 управляющая компания не могла располагать техническими документами на ЦТП-1 и на прибор учета ВКТ-9, и соответственно, не могла включить в договор управления данный прибор учета.
Прибор учета БКТ-9 энергоснабжающей организацией признан коллективным прибором учета и "веден в эксплуатацию с 01.12.2017, в соответствии с требованиями действующего законодательства. В связи с чем, требования органа муниципального контроля, содержащиеся в предписании N 000013 от 22.07.2019 в рамках дела N А32- 45770/2019 признаны незаконными.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
С учетом данной нормы обстоятельства, установленные при рассмотрении дела N А32- 45770/2019, имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
Таким образом, постановление по делу об административном правонарушении о привлечении общества к административной ответственности подлежит отмене в связи с недоказанностью события административного правонарушения, так как вступившим в законную силу решением суда предписание признано незаконным.
Учитывая изложенное, постановление Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 12.09.2019 N 001453 по делу об административном правонарушении N 2755/2019 о привлечении ООО "АСКА УК "Дом Сервис" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ подлежит признанию незаконным и отмене, а решение суда в силу п. 1 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - отмене как принятое при неполно выясненных обстоятельствах, имеющих значение для дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.02.2020 по делу N А32-48230/2019 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 12.09.2019 N 001453 по делу об административном правонарушении N 2755/2019 о привлечении ООО "АСКА УК "Дом Сервис" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-48230/2019
Истец: ООО "АСКА УК Дом Сервис"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция КК, Государственная жилищная инспекция Краснодарского края