город Омск |
|
17 июня 2020 г. |
Дело N А75-23284/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4805/2020) общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Север" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.03.2020 по делу N А75-23284/2019 (судья Зубакина О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Север" (ОГРН 1157847298894, ИНН 7838042298) к Службе жилищного и строительного надзора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании недействительным предписания от 19.11.2019 N 12-456-жн-2019,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Север" (далее - заявитель, общество, ООО "Газпром межрегионгаз Север") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Жилстройнадзор Югры) о признании недействительным предписания от 19.11.2019 N 12-456-жн-2019.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.03.2020 по делу N А75-23284/2019 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу решения, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что в отношении общества проведены две полноценные внеплановые документарные проверки по одинаковым обращениям гражданина и одним и тем же документам, однако с разными результатами. Кроме того, по мнению заявителя, материалами дела подтверждено, что приостановление поставки газа потребителю 14.06.2019 осуществлено по истечении установленного нормативным правовым актом двадцатидневного срока.
Письменный отзыв на жалобу в суд не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. От ООО "Газпром межрегионгаз Север" поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ заявление удовлетворено, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Рассмотрев апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что в Жилстройнадзор Югры поступило обращение Югорской межрайонной прокуратуры от 24.06.2019 о наличии оснований для проверки информации, изложенной в обращении гражданина Фаткуллина P.M. от 17.06.2019 о нарушении порядка подачи газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан. Няганьским отделом инспектирования Жилстройнадзора Югры на основании приказа N 12-306-жн от 18.07.2019 проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой составлен акт от 05.08.2019 N 12-306-жн-2019. В указанном акте отражено, что поставка газа прекращена с нарушением требований пункта 46 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее - Правила N 549), в связи с чем ООО "Газпром межрегионгаз Север" выдано предписание о возобновлении поставки газа.
На основании приказа Службы от 05.11.2019 N 12-456-жн в отношении ООО "Газпром межрегионгаз Север" проведена иная внеплановая документарная проверка с целью проверки фактов, изложенных в обращении Фаткуллина Р.М. от 29.10.2019 N 27-ОГ-2423.
В результате проверки установлено, что общество осуществляет круглосуточную подачу природного газа на газоиспользующее оборудование, установленное в жилом помещении по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Советский, ул. Путилова, дом 7, что подтверждается договором поставки природного газа от 22.09.2011 N 3008618, заключенным между ООО "Газпром межрегионгаз Север" и Фаткуллиным Р.М. В связи с наличием задолженности у потребителя газа по оплате за потребленный природный газ 14.06.2019 заявителем произведено приостановление поставки газа потребителю.
По результатам проверки административным органом составлен акт N 12-456-жн-2019, согласно которому ООО "Газпром межрегионгаз Север" незаконно взысканы денежные средства в связи с проведением работ по отключению/подключению потребителя в связи с нарушением процедуры приостановления подачи газа, предусмотренной Правилами N 549.
По результатам проверки обществу выдано предписание от 19.11.2019 N 12-456-жн-2019, согласно которому на заявителя возложена обязанность в срок до 10.01.2020 возвратить незаконно истребованную сумму 4 881 руб. 26 коп. за отключение/подключение потребителю, проживающему по адресу: г. Советский, ул. Путилова, д. 7.
Считая предписание не основанным на законе, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Требования заявителя оставлены судом первой инстанции без удовлетворения, с чем ООО "Газпром межрегионгаз Север" не согласилось, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
В силу статьи 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 3 ЖК РФ определено, что никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Кодексом и другими федеральными законами. Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно подпункту "в" пункта 119 Правил N 354, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения. Согласно пункту 3 Правил предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно в соответствии с требованиями к качеству коммунальных услуг, приведенными в приложении N 1 к Правилам N 354.
В силу подпункта "а" пункта 33 Правил N 354 потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества. В силу подпункта "в" пункта 122 Правил N 354 действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.
Материалы дела свидетельствуют о том, что в жилом помещении по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Советский, ул. Путилова, дом 7 ООО "Газпром межрегионгаз Север" осуществлено приостановление поставки газа в связи с наличием задолженности потребителя коммунальной услуги по оплате за потребленный природный газ.
В силу подпункта "в" пункта 45 Правил N 549 поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента в случаях неоплаты или неполной оплаты потребленного газа в течение 2 расчетных периодов подряд.
В соответствии с пунктом 46 Правил N 549 до приостановления исполнения договора поставщик газа обязан направить абоненту уведомление по почте заказным письмом (с уведомлением о его вручении) о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах не позднее, чем за 20 календарных дней до дня приостановления подачи газа.
В силу пункта 48 Правил N 549 в случае устранения абонентом причин, послуживших основанием для приостановления подачи газа, поставка газа возобновляется при условии оплаты абонентом расходов, понесенных в связи с проведением работ по отключению и подключению газоиспользующего оборудования этого абонента. Расходы, понесенные в связи с проведением работ по отключению и последующему подключению внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, оплачиваются поставщику газа, если иное не предусмотрено договором о техническом обслуживании внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, заключенным абонентом со специализированной организацией. Срок возобновления поставки газа составляет 5 рабочих дней со дня получения поставщиком газа письменного уведомления об устранении абонентом причин, послуживших основанием для приостановления поставки газа.
Материалы дела свидетельствуют о том, что основанием приостановления поставки газа явилось неисполнение потребителем обязанности по оплате потребленного коммунального ресурса.
Оценивая действия общества по уведомлению потребителя в соответствии с пунктом 46 Правил N 549, суд первой инстанции поддержал вывод административного органа о нарушении срока соответствующей процедуры. Суд апелляционной инстанции, проанализировав представленные в дело доказательства, приходит к иному выводу.
В материалы дела представлено уведомление ООО "Газпром межрегионгаз Север" о приостановлении подачи газа, датированное 23.05.2019 (л.д. 26) и направленное в адрес потребителя Фаткуллина P.M. по почте заказным письмом с уведомлением 24.05.2019 в качестве уведомления согласно пункту 46 Правил N 549. Согласно представленным в дело доказательствам отправлению присвоен номер почтового идентификатора 62826031319719 (л.д. 28).
Согласно сведениям сервиса "Отслеживание почтовых отправлений" официального сайта АО "Почта России" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанное письмо принято 24.05.2019 и получено адресатом Фаткулиным Р.М. 30.05.2019. Виду отсутствия факта оплаты задолженности поставка газа приостановлена 14.06.2019. Таким образом, уведомление направлено в течение установленного нормативного срока уведомления потребителя о планируемом приостановлении поставки газа.
В связи с изложенным апелляционная коллегия соглашается с доводом заявителя о том, что срок направления уведомления о предстоящем приостановлении подачи газа не нарушен. Между тем в ходе проверки также было установлено и подтверждается представленными в дело доказательствами, в том числе жалобой потребителя, что подача природного газа в жилое помещение по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Советский, ул. Путилова, дом 7, осуществлялась также и с целью отопления помещений в доме, альтернативный способ отопления дома отсутствует. Доказательства наличия иного способа отопления заявителем в материалы дела не представлены.
Следовательно, произведя ограничение поставки газа в жилой дом, общество тем самым воспрепятствовало работе системы отопления жилого дома, что является нарушением требований подпункта "в" пункта 119 Правил N 354, ограничением коммунальной услуги по отоплению и приводит к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан, создает реальную угрозу здоровью жильцов дома, в том числе не являющихся абонентами, в связи с низкой температурой воздуха (в данном случае ниже 5 градусов Цельсия).
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод заявителя об окончании отопительного сезона на дату приостановления подачи газа, поскольку начало и окончание отопительного периода устанавливается нормативным правовым актом органа местного самоуправления для жилищного фонда и прочих потребителей, тепловая энергия на отопление помещений которых подается по сети централизованного теплоснабжения (л.д. 147).
При этом то обстоятельство, что заявитель является поставщиком газа, а не тепловой энергии не имеет правового значения, поскольку Правилами N 549 не урегулированы отдельные вопросы поставки газа, что не может рассматриваться как освобождение участника соответствующих правоотношений от тех или иных обязанностей, которые возлагаются на ту или иную категорию субъектов иными нормативными правовыми актами. Кроме того, из содержания подпункта "б" пункта 2 Правил N 354, закрепляющего положение, согласно которому Правила N 354 не применяются к отношениям, возникающим при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами N 549, следует, что в не урегулированной этим нормативным правовым актом (Правилами N 549) части подлежат применению Правила N 354. Применимость Правил N 354 при разрешении не урегулированных Правилами N 549 вопросов к отношениям в рамках договора поставке газа подтверждена Верховным Судом Российской Федерации в Решении от 25.06.2014 N АКПИ14-470.
Тот факт, что нарушение требований подпункта "в" пункта 119 Правил N 354 не вменялось обществу оспариваемым предписанием, не может служить основанием для удовлетворения требований общества, поскольку из совокупности представленных в материалах дела доказательств следует, что отключение было произведено неправомерно, соответственно, взимание платы за введение режима приостановления и возобновления предоставления подачи газа является незаконным.
При таких обстоятельствах оспариваемое предписание от 19.11.2019 N 12-456-жн-2019 не нарушает прав и охраняемых законом интересов ООО "Газпром межрегионгаз Север", что свидетельствует об отсутствии совокупности предусмотренных статьей 201 АПК РФ условий для признания ненормативного акта недействительным, поскольку данный акт сам по себе не нарушает прав и законных интересов общества в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом не могут служить основанием отмены решения по делу доводы апелляционной жалобы о неоднократном проведении в отношении общества проверочных мероприятий. При организации и проведении проверок в отношении общества соблюдены требования статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части оснований соответствующих мероприятий. Материалы дела свидетельствуют о поступлении в административный орган ряда обращений физического лица, в связи с чем было инициировано проведение проверок по обстоятельствам каждого из обращений.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении заявления ООО "Газпром межрегионгаз Север", суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, а также иных нарушений процессуального законодательства при вынесении обжалуемого решения судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Север" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.03.2020 по делу N А75-23284/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-23284/2019
Истец: ООО ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ СЕВЕР
Ответчик: СЛУЖБА ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ