г. Саратов |
|
16 июня 2020 г. |
Дело N А06-1715/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "09" июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" июня 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Степуры С.М.,
судей Акимовой М.А., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гурьяновой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Астрахань" на решение Арбитражного суда Астраханской области от 13 декабря 2019 года по делу N А06-1715/2019 (Бочарникова Г.Н.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Астрахань" (г. Астрахань, ул. Ленина/ул. Бабушкина, д. 30/33, ИНН 3006006420, ОГРН 1023001538460)
к Нижнее - Волжскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании предписания по устранению нарушений требований промышленной безопасности от 14.01.2019 годаN 10-02МГСН/2019 недействительным,
о признании незаконными действия Нижне - Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, выразившиеся в несоблюдении срока уведомления о проведении проверки на основании распоряжения от 07.12.2018 года N 5126/10 и в части требования документов, не относящихся к предмету проверки,
о признании недействительными результаты проверки, отраженные в акте проверки Нижнее Волжского управления Ростехнадзора от 14.01.2019 N Г0-02МГСН/2019,
при участии в судебном заседании: от общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Астрахань" - Абдулаевой Г.Р., по доверенности от 28.02.2020 N 18 (пост.); от иных лиц - не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Астрахань" обратилось в арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Нижнее - Волжскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (уточнённым в порядке статьи 49 АПК РФ) со следующими требованиями:
- о признании предписания по устранению нарушений требований промышленной безопасности от 14.01.2019 года N 10-02МГСН/2019 недействительным;
- о признании незаконными действия Нижне - Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, выразившиеся в несоблюдении срока уведомления о проведении проверки на основании распоряжения от 07.12.2018 года N 5126/10 и в части требования документов, не относящихся к предмету проверки;
- о признании недействительными результаты проверки, отраженные в акте проверки Нижнее Волжского управления Ростехнадзора от 14.01.2019 N Г0-02МГСН/2019, как не соответствующими Федеральному закону от 26.12.2008 г. N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 13 декабря 2020 года по делу N А06-1715/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Астрахань", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в полном объеме по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе и дополнении к апелляционной жалобе. Просит принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
От административного органа поступили возражения на апелляционную жалобу и дополнения к апелляционной жалобе, в которых просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседания не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, надлежащим образом, в порядке статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии со статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 02.06.2020 судом объявлен в судебном заседании перерыв до 09.06.2020 на 14 часов 30 минут. Объявление о перерыве размещено в соответствии с рекомендациями, данными в пунктах 11-13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2013 года N 99 "О процессуальных сроках", на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда. После перерыва судебное заседание продолжено.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление Ростехнадзора) Афанасьевой Н.Н. от 07.12.2018 N 5126/10-рп (далее - Распоряжение) в отношении ООО "Газпром добыча Астрахань" (далее - Общество) в рамках государственного строительного надзора проведена выездная проверка соответствия выполненных строительных работ и примененных строительных материалов в ходе строительства объекта "Подключение скважины газовой эксплуатационной N 1082 УППГ-1 Астраханского ГКМ" в составе стройки "Подключение дополнительных скважин к существующим мощностям I и II очередей АГКМ (этап 2)" (далее - объект), а также результатов таких работ требованиям проектной документации, в том числе о требованиям энергетической эффективности, и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, выполнения требований ст.ст. 52, 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Проверка проведена в соответствии с Программой проведения проверок от 20.09.2018 года.
ООО "Газпром добыча Астрахань" является заказчиком на строительство объекта "Подключение скважины газовой эксплуатационной N 1082 УППГ-1 Астраханского ГКМ" в составе стройки "Подключение дополнительных скважин к существующим мощностям I и II очередей Астраханского газоконденсатного месторождения".
По результатам проверки Управлением Ростехнадзора составлен акт от 14.01.2019 N 10-02МГСН/2019 (с учётом определения об исправлении технической ошибки (опечатки) от 15.04.2019 года), согласно которому установлены следующие нарушения:
1. Нарушения ч. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ - в Нижне-Волжское управление Ростехнадзора от ООО "Газпром добыча Астрахань" 10.09.2018 (вх. N 55768/АО) поступило извещение о начале строительства объекта капитального строительства "Подключение скважины газовой эксплуатационной N 1082 УППГ-1 Астраханского ГКМ" в составе стройки "Подключение дополнительных скважин к существующим мощностям I и II очередей Астраханского газоконденсатного месторождения". Строительство вышеназванного объекта осуществлялось, согласно представленной в ходе проверки документации, а именно: наряда-допуск на выполнение работ повышенной опасности (земляных работ) от 18.06.2018 г., разрешения N 35 на проезд транспортных средств при производстве работ на объектах Астраханского ГКМ от 15.06.2018 г., графика производства строительно-монтажных работ, письма о начале производства работ N 06-5380 от 01.06.2018 г., начиная с 18.06.2018 г. Таким образом, застройщик (заказчик) позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства направил извещение о начале строительства объекта капитального строительства "Подключение скважины газовой эксплуатационной N 1082 УППГ-1 Астраханского ГКМ" в составе стройки "Подключение дополнительных скважин к существующим мощностям I и II очередей Астраханского газоконденсатного месторождения" в уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти (Нижне-Волжское управление Ростехнадзора).
2. Нарушения ч. 4.1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ - на проект "Подключения дополнительных скважин к существующим мощностям I и II очередей Астраханского газоконденсатного месторождения" шифр 02.044, "Подключение скважины газовой эксплуатационной N 1082 УППГ-1 Астраханского ГКМ" в составе стройки "Подключение дополнительных скважин к существующим мощностям I и II очередей Астраханского газоконденсатного месторождения" не проведена государственная экспертиза федеральным органом исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственной экспертизы проектной документации. Представленное письмо Главгосэкспертизы России N 24-2-4/1465 от 11.08.2004 г. не свидетельствует о прохождении государственной экспертизы вышеуказанного объекта, что противоречит ч. 1 ст. 29 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 7 мая 1998 года N 73-ФЗ, а также п. 10 Постановления Правительства от 27.12.2000 г. N 1008.
3. Нарушения требования рабочей документации N 0074.003.001.Р. 0005.097.0001.0000.000-АС лист 10., ч. 3, 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации - согласно представленной исполнительной схеме от 26.09.2018 г. огнезащитной стенки раскладка блоков ФБС не соответствует рабочей документации. Не выполняются условия перевязки вертикальных швов блоков ФБС.
4. Нарушения требования рабочей документации 0074.003.001.Р.0005.097.0001.0000.000-АС лист 12, ч. 3, 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации - согласно акту скрытых работ N 24 от 20.09.2018 г. при выполнении армирования фундамента ФО-6 была применена сетка 3C10AI-400(100)/12АIII-200(100) 295x395. Рабочей документацией предусмотрена сетка 3C10AI-400(100)/12АIII-200(100) 295x435.
5. Нарушения требования проектной документации шифр 0074.003.001.2016 ПЗ лист 31, ч. 3, 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации - согласно представленному журналу АКЗ окраска огрунтованных м/к опор эстакады производится грунт эмалью "Армакот F100. Проектом предусмотрена окраска эмалью ХВ-124 по огрунтованой поверхности.
6. Нарушения требования рабочей документации 0074.003.001.Р.0005.097. 0001.0000.000-АС лист 10, ч. 3, 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации - согласно представленной схеме фундамента ФО-3 размеры закладного изделия МН 151-2 составляют 250x240. Рабочей документацией предусмотрено закладное изделие МН 151-2 с размерами 300x300.
7. Нарушения требования проектной документации шифр 0074.003.001.2016 ПЗ лист 96, ч. 3, 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации - не осуществляется входной контроль на объекте строительства. Не представлены документы (журналы, акты), подтверждающие соответствие строительных конструкций, изделий, материалов требованиям стандартов, паспортам.
8. Нарушения требования рабочей документации 0074.003.001P. 0005.097.0001.0000.000-АС лист 7, ч. 3, 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации - согласно представленной исполнительной схеме фундамента Фк-1 его размеры составляют 2400x3000. Рабочей документацией предусмотрен фундамент с размерами 1650x2700.
Административным органом выдано предписание от 14.01.2019 г. N 10-02МГСН/2019 (с учётом определения об исправлении технической ошибки (опечатки) от 15.04.2019 года) об устранении выявленных нарушений (2-8 по акту).
Административным органом составлен протокол от 14.02.2019 года N 10-52МГСН/2019 об административном правонарушении и вынесено постановление от 26.02.2019 года N 10-52МГСН/2019 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Посчитав, что проверка проведена в отношении Общества с грубым нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и выданное предписание от 14.01.2019 г. N 10-02МГСН/2019 незаконным заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, не установил совокупность условий для удовлетворения требований.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконным необходима совокупность двух условий: их несоответствие требованиям закона и нарушение прав и законных интересов лица, оспаривающего данное действие (бездействие).
При этом согласно п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 1 статьи 65, частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения органом, осуществляющим публичные полномочия, оспариваемых действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган.
Частью 1 статьи 52 ГрК РФ установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" (далее также - органы государственного строительного надзора) извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы:
1) копия разрешения на строительство;
2) проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;
3) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;
4) общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;
5) положительное заключение экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Согласно части 4.1. статьи 49 Градостроительного кодекса государственная экспертиза проектной документации всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, при условии, если иное не установлено Федеральным законом "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", проводятся федеральным органом исполнительной власти, указанным в абзаце первом части 3 статьи 6.1 настоящего Кодекса, или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением, за исключением случаев, указанных в части 4.8 настоящей статьи, или случаев, если указом Президента Российской Федерации в отношении объектов обороны и безопасности или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации в отношении объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, а также в отношении объектов размещения отходов, объектов обезвреживания отходов, объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, определены иные федеральные органы исполнительной власти.
Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с пунктом 16 статьи 1 ГрК РФ застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику.
В соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
По мнению общества, инспекцией нарушены предусмотренные пунктом 9 Руководящего документа РД-11-04-2006 сроки уведомления общества о проводимой проверке, что в силу ст. 20 Закона N 294-ФЗ данное нарушение являются грубым и влечёт недействительность проверки и вынесенного предписания, действий административного органа.
Данный довод суд апелляционный инстанции считает необоснованным ввиду следующего.
Согласно пункту 18 части 4 статьи 1 Закона 294-ФЗ при осуществлении государственного строительного надзора особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок, согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами.
Порядок осуществления государственного строительного надзора, в силу части 8 статьи 54 ГрК РФ, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 утверждено Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, согласно пункту 5 которого государственный строительный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора.
Если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, то органом государственного строительного надзора в рамках государственного строительного надзора осуществляется государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ, государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль).
К отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения проверок (часть 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 6 статьи 54 ГрК РФ установлено, что по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
В соответствии с п. 3 ч.5 ст. 54 ГрК РФ одним из оснований для проведения проверки помимо основания, указанного в пункте 2 настоящей части, является: программа проверок, разрабатываемая органом государственного строительного надзора.
В соответствии с ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания, проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
Административный регламент по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти, утв. Приказом Ростехнадзора от 31.01.2013 N 38 и Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации РД-11-04-2006. утв. Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1129 применяется в части непротиворечащей нормам федерального законодательства, в данном случае Закона N 294-ФЗ в части уведомления о проведении внеплановой выездной проверки.
Проведенная на основании распоряжения от 07.12.2018 N 5126/10-рп внеплановая проверка была организована Ростехнадзором с целью контроля выполнения заявителем и подрядными организациями строительно-монтажных работ на объекте капитального строительства "Подключение скважины газовой эксплуатационной N1082 УППГ-1 Астраханского ГКМ" в составе стройки "Подключение дополнительных скважин к существующим мощностям I и II очередей Астраханского газоконденсатного месторождения".
В данном распоряжении указаны предмет проверки, ее цели, правовые основания, а также сроки проведения. О проводимой проверке Ростехнадзор уведомил заявителя распоряжением от 07.12.2018 N 5126/10-рп факсимильным сообщением в тот же день - 07.12.2018 года, проверка началась 11.12.2018 года.
По результатам проверки Ростехнадзор составил акт от 14.01.2019 года N 10-02ИГСН/2019 и выдал предписание т 14.01.2019 г. N 10-02МГСН/2019 об устранении в срок до 14.03.2019.
При проверке присутствовали заместитель начальника ОСМОП УКС ООО "Газпром добыча Астрахань" Маметьев М.В., заместитель начальника МРС по КР КПУ ООО "Газпром добыча Астрахань" Петряков Д.А., ведущий инженер ОСР СПО ООО "Газпром добыча Астрахань" Васин С.В.
Заявляя о незаконности выданного предписания и действий административного органа, выразившиеся в части требования документов, не относящихся к предмету проверки (требование представить заключение государственной экспертизы на проектную документацию), заявитель указывает, что согласно распоряжению Нижне - Волжского управления Ростехнадзора от 07.12.2018 N 5126/10-рп предметом вышеуказанной проверки является проверка соответствия выполненных работ и примененных строительных материалов в процессе строительства объекта капитального строительства "Подключение скважины газовой эксплуатационной N 1082 УППГ-1 Астраханского ГКМ" в составе стройки "Подключение дополнительных скважин к существующим мощностям I и II очередей Астраханского газоконденсатного месторождения", а также результатов таких работ требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; наличия разрешения на строительство; выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 Кодекса.
По мнению заявителя, исходя из содержания вышеуказанных норм к компетенции комиссии, назначенной в соответствии с распоряжением Нижне - Волжского управления Ростехнадзора от 07.12.2018 N 5126/10-рп, не отнесена проверка соответствия проектной и рабочей документации требованиям градостроительного законодательства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона N 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе требовать представления документов, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки. Несоблюдение указанной нормы пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ отнесено к грубым нарушениям при проведении проверки, что также влечет незаконность результатов проверки.
НВУ Ростехнадзора в рамках осуществления федерального государственного строительного надзора на Объекте капитального строительства при проведении внеплановой выездной проверки в отношении заказчика строительства - Общества было выявлено отсутствие государственной экспертизы проектной документации (рабочего проекта), что является нарушением ч. 4.1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ.
Представленное в НВУ Ростехнадзора письмо Главгосэкспертизы России N 24-2-4/1465 от 11.08.2004 года не свидетельствует о прохождении государственной экспертизы Объекта капитального строительства, что противоречит ч.1 ст. 29 ГрК РФ от 07 мая 1998 г N 73-ФЗ (действовавшему на тот момент), а также пункт 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 г N 1008.
На момент разработки проекта "Подключение дополнительных скважин к существующим мощностям I и II очередей Астраханского газоконденсатного месторождения" шифр 02.044-ПЗ от 2004 года действовали нормы ч. 1 ст. 29 ГрК РФ, которая предусматривала, что градостроительная документация до ее утверждения подлежит государственной экспертизе в порядке, определенном настоящим Кодексом и разрабатываемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Порядок же действовавший на тот период определен был в Положении о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации. Утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2000 года N 1008 (далее по текст - Положение N 1008), который действовал в период с 31.01.2001 по 22.03.2007 г.
В соответствии с п.1 Положения N 1008 настоящее Положение определяет порядок проведения государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации и утверждения ее, а также взаимоотношения заказчика (инвестора) и государственных экспертных органов в процессе проведения экспертизы.
В соответствии с п.2 положения N 1008 градостроительная и проектная документация до ее утверждения подлежит государственной экспертизе независимо от источников финансирования и формы собственности предприятий, зданий и сооружений (далее именуются - объекты), за исключением документации на объекты, строительные работы на которые не затрагивают их конструктивных и других характеристик надежности и безопасности и для строительства, расширения. реконструкции. технического перевооружения, капитального ремонта, консервации и ликвидации (далее именуется - строительство) которых не требуется разрешения.
Пунктом 10 Положения N 1008 определено, что Главное управление государственной вневедомственной экспертизы при Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу проводит государственную экспертизу предпроектной и проектной документации на потенциально опасные и технически особо сложные объекты независимо от источников финансирования и формы собственности, в том числе опасные производственные объекты, предусмотренные приложением N 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
В соответствии с Приложением N 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (в действовавшей на тот период редакции от 10.01.2003 года) к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества: в) горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления (в конкретном случае это газ + конденсат); д) токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели (в конкретном случае сероводород); объекты на которых ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях (пункт 5 Приложения N 1).
В соответствии с п. 18 Положения N 1008 сводное заключение по результатам проведения государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации (далее именуется - сводное заключение) содержит совокупную оценку экономической целесообразности и технической возможности реализации проектных решений с учетом требований экологической и промышленной безопасности, а также соответствия архитектурно-планировочных и инженерно- технических решений технологическим требованиям, требованиям конструктивной надежности и безопасности. В сводном заключении также устанавливаются основные технико-экономические показатели строительства объектов.
На основании п. 19 Положения N 1008 сводное заключение подготавливается: а) на федеральном уровне - Главным управлением государственной вневедомственной экспертизы при Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.
Таким образом, проект "Подключение дополнительных скважин к существующим мощностям I и II очередей Астраханского газоконденсатного о месторождения" шифр 02.044-ПЗ должен пройти государственную экспертизу проектной документации как по действовавшим на 2004 год нормам законодательства (ч.1 ст. 29 ГрК РФ от 07 мая 1998 г N 73-ФЗ, пункт 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 г N 1008) так и на сегодняшний момент по действующему законодательству, а именно ч. 4.1 ст. 49 ГрК РФ, которая гласит, что государственная экспертиза проектной документации всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, при условии, если иное не установлено Федеральным законом "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", проводятся федеральным органом исполнительной власти, указанным в абзаце первом части 3 статьи 6.1 настоящего Кодекса, или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением, за исключением случаев, указанных в части 4.8 настоящей статьи, или случаев, если указом Президента Российской Федерации в отношении объектов обороны и безопасности или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации в отношении объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, а также в отношении объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I-V классов опасности, объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, определены иные федеральные органы исполнительной власти.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что законных оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 13 декабря 2019 года по делу N А06-1715/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.М. Степура |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-1715/2019
Истец: ООО "Газпром добыча Астрахань"
Ответчик: Нижне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Хронология рассмотрения дела:
23.09.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-65086/20
16.06.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-889/20
13.12.2019 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-1715/19
09.09.2019 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-1716/19