г. Чита |
|
18 июня 2020 г. |
Дело N А19-2925/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июня 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Монаковой О.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобровой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеудинском районе Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 марта 2020 года по делу N А19-2925/2019 по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеудинском районе Иркутской области (ОГРН 1023801891112, ИНН 3813000845) к Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Иркутской области "Профессиональное училище N 48 п. Подгорный" (ОГРН 1023801894291, ИНН 3835060206), о взыскании финансовой санкции в размере 7 000 рублей,
в отсутствии в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеудинском районе Иркутской области (далее - Управление Пенсионного фонда, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Иркутской области "Профессиональное училище N 48 п.Подгорный" (далее - ГБПОУ ПУ N 48 п. Подгорный, ответчик) о взыскании финансовых санкций в размере 7000 руб. 00 коп. за непредставление страхователем в установленный срок сведений о каждом работающем у него застрахованном лице за отчетные периоды - март 2017 года, июнь 2017 года, июль 2017 года, август 2019 года, сентябрь 2019 года.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 марта 2020 года заявленные требования удовлетворены частично. Взыскано с ответчика 1000 руб. 00 коп. - финансовой санкции за непредставление страхователем в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, с зачислением в соответствующий внебюджетный фонд, а также в доход Федерального бюджета государственную пошлину в размере 500 руб. 00 коп. В удовлетворении остальной части требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 марта 2020 года по делу N А19-2925/2019 в части отказа во взыскании финансовых санкций в размере 5000 рублей, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению Управления Пенсионного фонда, в соответствии с п.39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 21.12.2016 N 766н, страхователь имеет право дополнять ранее представленные сведения без применения штрафных санкций только в отношении тех застрахованных лиц, в отношении которых отчетность была принята Пенсионным фондом. Таким образом, поскольку страхователем представлена дополняющая форма СЗВ-М в отношении новых застрахованных лиц, а не в порядке исправления ошибки в ранее представленных сведениях, привлечение учреждения к ответственности является обоснованным.
В материалы дела письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы не поступал.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 16.05.2020.
Лица, участвующие в деле, представителя в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 36 от 28.05.2009 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду, что если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
В связи с тем, что стороны не настаивали на проверке решения суда первой инстанции в полном объеме, возражения в суд до начала судебного заседания не поступили, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции только в обжалуемой заявителем апелляционной жалобы части.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в Управление Пенсионного фонда по каналам электронной связи ГБПОУ ПУ N 48 п. Подгорный в установленный законом срок представлены сведения по форме СЗВ-М ("исх.") за следующие отчетные периоды: за март 2017 года - 14.04.2017, за июнь 2017 года - 14.07.2017, за июль 2017 года - 14.08.2017.
Однако, позже - 10.06.2019 ответчиком были представлены дополняющие формы за данные отчетные периоды в отношении лиц, которые в исходных формах отсутствовали. Также ответчиком 05.09.2019 и 03.10.2019 были представлены сведения по форме СЗВ-М ("исх.") за август 2019 года и сентябрь 2019 года, соответственно.
В связи с выявлением ошибок в представленных сведениях Управлением Пенсионного фонда в тот же день в адрес ГБПОУ ПУ N 48 п. Подгорный были направлены уведомления об их устранении.
Соответствующие сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" были представлены ответчиком в пенсионный фонд 12.11.2019.
Ссылаясь на несоблюдение ГБПОУ ПУ N 48 п. Подгорный сроков, установленных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, Управление Пенсионного фонда составило акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования от 14.06.2019 NN 048S18190015581, 048S18190015585, 048S18190015586, от 12.11.2019 NN 048S18190027437, 048S18190027438.
На основании данных актов руководителем Управления Пенсионного фонда приняты решения от 12.07.2019 N N 048S19190015336, 048S19190015339, 048S19190015340, от 03.12.2019 NN 048S19190027232, 048S19190027233 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27- ФЗ в виде штрафа на общую сумму 7000 руб. 00 коп.
Требованиями от 05.08.2019 N N 048S01190020161, 048S01190020164, 048S01190020165 должнику предложено добровольно уплатить суммы штрафных санкций в срок до 23.08.2019, требованиями от 17.12.2019 NN 048S01190031879, 048S01190031880 - в срок до 31.12.2019.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных данной статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Ввиду неуплаты ГБПОУ ПУ N 48 п. Подгорный в добровольном порядке суммы штрафа, Управление Пенсионного фонда на основании приведенной нормы закона обратилось с рассматриваемым заявлением в суд.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены частично.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части, Управление Пенсионного фонда обратилось в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции правильно применены следующие нормы права и правовые позиции.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167- ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" организации являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Статьей 14 названного Федерального закона установлена обязанность страхователей по представлению в территориальные органы страховщика документов, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 01.04.2006 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) страхователи представляют в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы, и за которых он уплачивает страховые взносы.
Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ) предусмотрено, что страхователи ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляют в органы пенсионного фонда соответствующие сведения о каждом работающем у него застрахованном лице. В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление данных сведений к страхователю могут быть применены финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Как установлено судом первой инстанции, ответчик, являющийся страхователем, в установленный законом срок представил в Управление Пенсионного фонда исходные формы СЗВ-М за март 2017 года, июнь 2017 года, июль 2017 года.
Впоследствии, 10.06.2019 страхователь представил в Управление Пенсионного фонда дополняющие формы СЗВ-М за указанные периоды.
По мнению Пенсионного фонда, учреждение представило сведения по форме СЗВ-М с типом формы "дополняющая" после установленного срока в нарушение части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, что повлекло применение к страхователю штрафных санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Указанная позиция Пенсионного фонда правомерно признана судом первой инстанции ошибочной по следующим основаниям.
В соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ и Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные). Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Доказательств того, что именно Управление Пенсионного фонда уведомило страхователя о выявленных ошибках и предложило представить уточненные данные, в арбитражный суд не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Управлением, ГБПОУ ПУ N 48 п. Подгорный реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в фонд дополнительных сведений за эти периоды, что допускает не применять к учреждению финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в оспариваемой части и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 марта 2020 года по делу N А19-2925/2019 в оспариваемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
О.В.Монакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-2925/2020
Истец: ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеудинском районе Иркутской области
Ответчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области "Профессиональное училище N48 п.Подгорный"