г. Вологда |
|
18 июня 2020 г. |
Дело N А05-14761/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 18 июня 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Алимовой Е.А. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Бушмановой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального производственного жилищного ремонтно-эксплуатационного предприятия Северодвинска на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 февраля 2020 года по делу N А05-14761/2019,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное производственное жилищное ремонтно-эксплуатационного предприятие Северодвинска (ОГРН 1022900836650, ИНН 2902009446; адрес: Россия, 164512, Архангельская область, город Северодвинск, улица Орджоникидзе, дом 2а; далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным пункта 1 предписания администрации муниципального образования "Северодвинск" (ОГРН 1032901000703, ИНН 2902018137; адрес: Россия, 164501, Архангельская область, город Северодвинск, улица Плюснина, дом 7; далее - администрация) от 05.09.2019 N ЛК-02/171П об устранении выявленных нарушений.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 19 февраля 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприятие с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Указывает на то, что дом, ранее исключенный из числа общежитий, имеет на каждом из 9 этажей по два крыла с длинными коридорами, отделенными от лестничных клеток запирающимися дверями. В каждом крыле на каждом этаже все жилые комнаты, а так же вспомогательные помещения: кухни, душевой, туалетов, кладовой выходят на этот коридор, образуя тем самым квартиру, в понимании смысла заложенного статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Считает ошибочным вывод суда о том, что при определении состава общего имущества, находящегося в общей собственности собственников помещений в здании необходимо учитывать для каких целей предназначались первоначально помещения и как они в связи с этим использовались.
Администрация в отзыве с изложенными в жалобе доводами не согласилась, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, предприятие осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 20.04.2015 N 029000095.
В соответствии с договором от 19.05.20178 управления многоквартирным домом предприятие является управляющей компанией жилого дома, расположенного по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, проспект Морской, дом 13, который до 2008 года являлся общежитием.
Постановлением мэра города Северодвинска от 04.07.2008 N 146 данный дом исключен из числа общежитий. При этом постановление уполномоченного органа о переводе названного жилого дома в многоквартирный жилой дом, а также технический паспорт, составленный на спорный объект именно как на многоквартирный жилой дом, в материалы дела не представлены.
С целью рассмотрения обращения гражданина, проживающего в девятиэтажном доме N 13 по проспекту Морскому в городе Северодвинске, с жалобой на ненадлежащее содержание общего имущества данного дома и придомовой территории, администрацией на основании приказа и.о. начальника отдела муниципального жилищного контроля от 02.09.2019 N ЛК-02/177 проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения предприятием лицензионных требований по управлению многоквартирными домами в части соблюдения правил содержания общего имущества собственников помещений спорного дома.
В ходе проверки администрация пришла к выводу о том, что предприятие ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома, что является нарушением законодательства в сфере лицензирования.
По результатам проверки администрацией составлен акт от 05.09.2019 N ЛК-04/171А и предприятию выдано предписание от 05.09.2019 N ЛК-02/171П об устранении выявленных нарушений в срок до 01.02.2020.
Так, в акте проверки и в пункте 1 данного предписания указано на то, что в котором отражены выявленные нарушения, а именно, нарушение защитных свойств отделки по отношению к несущим конструкциям, выразившееся в неисправности отдельными местами отделочного слоя стен с 1 по 9 этаж дома (растрескивание и отслоение, отдельными местами отсутствие окрасочного слоя внутренних поверхностей стен в коридорах, лестничных клетках правого и левого крыла, вестибюле дома).
Не согласившись с пунктом 1 названного предписания, предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При этом в ходе судебного разбирательства первой инстанции представитель заявителя уточнил, что оспаривает данное предписание за исключением неисправностей, выявленных проверкой в вестибюле дома. В связи с этим суд принял уточнение предмета заявленного требования и рассмотрел спор с учетом уточнения предприятия.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения ввиду следующего.
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ, в силу подпункта "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положения N 1110) отнесено к лицензионным требованиям.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Согласно пункту 13 Положения N 1110 при проведении лицензионного контроля должностные лица лицензирующего органа имеют право, в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 1.1 статьи 20 ЖК РФ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
В соответствии со статьей 130 Закона Архангельской области от 20.09.2005 N 84-5-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями" (в редакции Закона Архангельской области от 26.10.2018 N 16-2-ОЗ, действующей с 01.01.2019) органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями в сфере осуществления лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, по:
1) проведению проверок в связи с:
- поступлением обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах нарушений управляющими организациями требований по оказанию всех услуг и (или) выполнению работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, предоставлению коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, обеспечению готовности инженерных систем в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ;
- истечением срока исполнения управляющей организацией ранее выданного органом местного самоуправления муниципального образования предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований при осуществлении проверок, предусмотренных абзацем вторым настоящего подпункта;
- наличием ходатайства управляющей организации о проведении органом местного самоуправления муниципального образования внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения управляющей организацией предписания, выданного по итогам проведения проверок, предусмотренных абзацем вторым настоящего подпункта;
2) составлению и направлению предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований при осуществлении мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований.
При этом в силу статьи 129 Закона Архангельской области от 20.09.2005 N 84-5-ОЗ государственными полномочиями, указанными в статье 130 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления муниципальных образований "Город Архангельск" и "Северодвинск".
Постановлением администрации от 24.01.2019 N 20-па утвержден Административный регламент осуществления лицензионного контроля в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории муниципального образования "Северодвинск", согласно пунктам 1, 4, 5 которого (в редакции, действовавшей на дату издания приказа о проведении проверки) на осуществление лицензионного контроля за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями лицензионных требований по оказанию всех услуг и (или) выполнению работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, то есть в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории муниципального образования "Северодвинск" уполномочены должностные лица отдела муниципального жилищного контроля администрации, уполномоченные исполнять государственную функцию (начальник отдела (главный муниципальный жилищный инспектор), специалисты отдела (муниципальные жилищные инспекторы)).
В данном случае, как следует из приказа от 06.06.2019 N ЛК-04/107 и акта проверки от 25.06.2019 N ЛК-04/108А, уполномоченным сотрудником отдела муниципального жилищного контроля администрации в отношении предприятия проводился лицензионный контроль, а не муниципальный контроль, как ошибочно указал суд первой инстанции на странице 1 обжалуемого решения.
Следовательно, проверка проведена и оспариваемое предписание выдано заявителю уполномоченным органом.
В обоснование своей позиции предприятие указало, что согласно техническому паспорту дома помещения коридоров, кухонь, бытовые помещения отнесены к вспомогательным жилым помещениям, то есть являются частями квартир, используются жильцами дома в личных бытовых целях, доступ к помещениям закрыт, такие помещения не входят в состав общедомового имущества по условиям договора управления, в связи с этим у предприятия отсутствует обязанность по проведению уборки таких помещений и ремонту системы электроснабжения и освещения в них.
Между тем заявителем не учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в частности, доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Как предусмотрено частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации, которыми в настоящем случае являются Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества включены:
а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
б) крыши;
в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
е(1)) автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), в случаях, если установлены за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета в соответствии с требованиями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В подпункте "з" пункта 11 Правил N 491 отражено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе текущий и капитальный ремонт общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 Правил N 491.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 проведение текущего ремонта многоквартирного дома относится к обязанностям организации, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт жилищного фонда.
На основании пункта 42 названных Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Как следует из доводов сторон, в рассматриваемом деле между сторонами возник спор о том, является ли имущество, в отношении которого администрацией сделан вывод о ненадлежащем его содержании предприятием, общим имуществом спорного дома и, как следствие, о наличии у управляющей организации обязанности производить текущий ремонт помещений коридоров, кухонь, бытовых помещений на всех этажах дома N 13 по проспекту Морскому в городе Северодвинске.
В силу части 2 статьи 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Согласно части 3 статьи 16 ЖК РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (часть 4 статьи 16 ЖК РФ).
Понятие многоквартирного дома в ЖК РФ и в Правилах N 491 не приведено.
Вместе с тем, как следует из пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Действительно, в рассматриваемом случае постановлением мэра города Северодвинска от 04.07.2008 N 146 данный дом исключен из числа общежитий.
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют постановление уполномоченного органа о переводе названного жилого дома в многоквартирный жилой дом, а также технический паспорт, составленный на спорный объект как многоквартирный жилой дом.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
При этом в силу пункта 5 статьи 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Согласно пункту 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" при рассмотрении споров судам следует исходить из того, что к общему имуществу здания относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Исходя из вышеуказанных разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данных в постановлении Пленума от 23.06.2009 N 64 при определении состава имущества, находящегося в общей собственности собственников помещений в здании, необходимо учитывать, для каких целей предназначались первоначально помещения и как они в связи с этим использовались.
Таким образом, критерием отнесения помещения к общему имуществу здания является, в частности, его функциональное назначение, связанное с необходимостью обслуживания всех или нескольких помещений в здании, принадлежащих различным собственникам.
Имеющимся в деле техническим паспортом дома N 13 по проспекту Морскому в городе Северодвинске, составленным по состоянию на 03.09.2002 (с изменениями на 28.01.2008) подтверждается, что спорный жилой дом имеет девять этажей, построен в 1973 году, общая площадь дома составляет 6 106,7 кв. м, их них жилые помещения - 2 989,1 кв. м.
Кроме того, из технического паспорта и экспликаций к нему следует, что в данном доме находится 230 жилых комнат, располагаемых в левом и правом крыле, соединенных общим холлом с выходами на лестничные клетки. При этом на каждом этаже имеются помещения, поименованные как места общего пользования (коридоры, лестничные клетки, вестибюли, лифты).
Из данных технического паспорта, поэтажных планов и экспликации усматривается, что комнаты на этажах расположены в отдельных блоках по 4 комнаты в блоке (за исключением одной комнаты, выходящей в общий коридор), в блоке расположен общий коридор, туалет и ванная комната. При этом вход в комнаты, а также в места общего пользования осуществляется из общего коридора на этаже.
То обстоятельство, что каждый этаж в вышеуказанном многоквартирном доме отделен от лестничных клеток дверями, преграждающими доступ иным, не проживающим на этом этаже лицам, в данном случае правового значения не имеет.
До принятия ЖК РФ (29.12.2004) в соответствии с письмом Минжилкомхоза РСФСР от 09.03.1977 N 15-1-103 "О классификации помещений зданий гражданского назначения" к жилым домам относились дома квартирного и коридорного (гостиничного) типа, общежития, спальные корпуса интернатов, пансионатов, дома для престарелых и другие (пункт 1 письма).
При этом, как следует из пункта 2 названного письма, в жилых домах коридорного типа предусматривается группировка жилых помещений не вокруг лестничной клетки, а вдоль поэтажных коридоров.
Согласно пункту 6 этого же письма основными помещениями общежитий являются спальные комнаты. Комнаты в общежитиях к числу квартир не относятся.
Таким образом, как верно указано судом, имеющиеся в спорном доме жилые комнаты не отвечают требованиям, предъявляемым к квартирам, установленным положениями статьи 16 ЖК РФ, поскольку состоят лишь из жилого помещения, не являются структурно обособленными помещениями и не имеют помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Согласно техническому паспорту спорные помещения жилого дома расположены в отдельном крыле каждого из этажей, не закреплены за отдельной комнатой, предназначены для использования любым собственником жилого помещения указанного здания, вследствие чего отвечают всем критериям общедомового имущества, а поэтому подлежат ремонту силами и средствами управляющей компании.
Доказательств, достоверно подтверждающих тот факт, что приобретенные жильцами в частную собственность комнаты переоборудованы в квартиры в понятии, придаваемом им частью 3 статьи 16 ЖК РФ, то есть с отдельными санузлами, кухнями, межкомнатными коридорами, предприятием в материалы дела не предъявлено.
Следовательно, как обоснованно посчитала администрация, спорный дом N 13 по проспекту Морскому в городе Северодвинске является жилым домом коридорного типа с расположенными на этажах общими для всех жителей коридорами, туалетами, душевыми, кухнями, бытовыми и подсобными помещениями.
Несмотря на то, что в левом и правом крыле дома (секциях) имеются "жилые блоки" (по четыре жилых комнаты соединены одним санузлом), исходя из функционального назначения и места расположения, поэтажные коридоры, кухни, бытовые комнаты в указанном доме не являются частями таких жилых блоков и отдельных комнат, принадлежащих различным собственникам, а предназначены для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом доме, следовательно указанные коридоры, кухни, бытовые комнаты входят в состав общего имущества и принадлежат на праве общей долевой собственности всем собственникам дома.
С учетом изложенного спорные помещения, в которых администрацией выявлены недостатки, требующие ремонта, отвечают понятию общего имущества многоквартирного дома, приведенному в пункте 2 Правил N 491.
Вопреки доводам заявителя, все вышеуказанные обстоятельства не позволяют прийти к выводу о том, что находящиеся в рассматриваемом многоквартирном доме поэтажные коридоры, кухни, бытовые и подсобные помещения являются частью коммунальной квартиры с несколькими санузлами (межкомнатным коридором, кухней отдельной квартиры) в смысле, придаваемом частью 1 статьи 41 ЖК РФ.
Более того, в экспликации к поэтажному плату прямо зафиксировано, что к местам общего пользования относятся коридоры, лестничные клетки, в которых администрацией выявлены нарушения правил из содержания.
Также судом апелляционной инстанции учитывается вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 февраля 2020 года по делу N А05-13677/2019, которым предприятию отказано в признании незаконным постановления Государственной жилищной инстанции Архангельской области от 16.10.2019 N 01-10/648 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 125 000 руб. за нарушение, выявленное администрацией в рамках рассматриваемой проверки.
Таким образом, в силу части 2 статьи 69 АПК РФ факт правонарушения, связанный с невыполнением лицензионных требований по содержанию спорного общего имущества названого выше дома, является установленным и не подлети переоценке в настоящем дела.
Тот факт, что являющиеся обособленными и изолированными от входа в комнаты спорные помещения, не находящиеся внутри "жилых блоков", не включены в состав общего имущества по договору управления, заключенному с предприятием, также не имеет правового значения, поскольку, как указано выше в настоящем постановлении, спорые помещения относятся к общему имуществу дома в силу норм действующего законодательства.
При этом в соответствии с позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Таким образом, администрация пришла к обоснованному выводу о том, что именно в обязанности предприятия как управляющей организации входит устранение неисправностей сне коридоров и лестничных клеток как в помещениях общего пользования.
При этом тот факт, что установленные жителями дома замки на входных дверях в коридоры чинят препятствия для прохода сотрудников заявителя с целью выполнения указанных обязанностей, сам по себе не свидетельствует о незаконности пункта 1 выданного предписания.
Заявитель не лишен возможности урегулировать сложившуюся ситуацию с затруднительностью прохода его сотрудников для устранения нарушений и проведения уборок в спорных помещениях с жителями спорного дома.
Судом апелляционной инстанции отмечается, что оспариваемое предписание выдано администрацией в рамках предоставленных ей полномочий, по своему содержанию соответствует предъявляемым к нему требованиям. Содержащаяся в пункте 1 предписании формулировка доступна для понимания относительно конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных нарушений, которые необходимо совершить заявителю. Срок исполнения оспариваемого предписания является разумным, а предписание исполнимым.
Обоснованно установив, что оспариваемое предписание является понятным, исполнимым, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо мотивированных возражений относительно вышеназванных выводов суда, изложенных в обжалуемом решении, а лишь выражают лишь ничем немотивированное несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. относятся на подателя жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 февраля 2020 года по делу N А05-14761/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального производственного жилищного ремонтно-эксплуатационного предприятия Северодвинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-14761/2019
Истец: Муниципальное производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие Северодвинска
Ответчик: Администрация муниципального образования "Северодвинск"