г. Москва |
|
18 июня 2020 г. |
Дело N А40-2498/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Суминой О.С., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО СК "Росгосстрах жизнь"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.02.2020 г. по делу N А40-2498/20,
принятое судьей В.А. Яцевой,
по заявлению Центрального Банка Российской Федерации
к ООО СК "Росгосстрах жизнь"
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Майорова Д.В. по дов. от 30.12.2019; |
УСТАНОВИЛ:
Центральный Банк Российской Федерации (далее - Заявитель, Банк России, ЦБ РФ, Административный орган) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью Страховая компания "Росгосстрах жизнь" (далее - Ответчик, ООО СК "Росгосстрах жизнь", Страховщик) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.02.2020 г. ООО СК "Росгосстрах жизнь" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
ООО СК "Росгосстрах жизнь" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Ответчика при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции нарушены нормы материального права, неправильно оценены фактические обстоятельствам дела.
Представитель ООО СК "Росгосстрах жизнь" в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
ЦБ РФ, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направил, заявлений и ходатайств суду не представил.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя Ответчика, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с нормами действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с решением Банка России о проведении контрольного мероприятия от 08.11.2019 г. N РБ-59/1181 и поручения на проведение контрольного мероприятия от 15.11.2019 г. N ПКМ1/275 проверка была направлена на осуществление действий, направленных на заключение договора инвестиционного страхования жизни (без совершения сделки), а также соблюдения Страховщиком требований Указания Банка России от 11.01.2019 г. N 5055-У "О минимальных (стандартных) требований к условиям и порядку осуществления добровольного страхования жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика" (далее - Указание N 5055-У), результаты проверки зафиксированы актом о проведении контрольного мероприятия от 20.11.2019 г. N АКМ1/290 (далее -Акт).
Согласно материалам административного дела, в Службу по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг (далее - Служба) поступил указанный акт о проведении контрольного мероприятия от 20.11.2019 г. N АКМ1/290 (вх. от 25.11.2019 г. N 544272ДСП), составленный Главным управлением Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва на основании решения Банка России о проведении контрольного мероприятия от 08.11.2019 г. N РБ-59/1181 и поручения на проведение контрольного мероприятия от 15.11.2019 г. N ПКМ1/275, содержащий сведения о нарушении Страховщиком законодательства Российской Федерации.
Актом установлено, что при заключении договора инвестиционного страхования жизни через банк-агент - ПАО Банк "ФК Открытие" (договор страхования N 16000-01013238 от 20.11.2019 г. по программе "Драйвер" на основании Правил добровольного инвестиционного страхования жизни физических лиц N1 (в редакции от 05.07.2019 г.), подписанный представителем Страховщика (далее - Договор страхования)) получателю страховых услуг при заключении договора инвестиционного страхования жизни предоставлена информация с нарушением пунктов 1, 4 Указания Банка России от 11.01.2019 г. N 5055-У, а именно: в представленной работником кредитной организации таблице (Информация об условиях Договора страхования) отсутствует информация, предусмотренная пунктом 1 Указания N 5055-У (порядок определения размера страховой выплаты указан в пункте 10 Правил добровольного инвестиционного страхования жизни физических лиц N 1; Размер страховой суммы по страховым рискам, а также Размер выкупной суммы указаны в пунктах IV, V Договора страхования, перечень активов, от стоимости (динамики стоимости) которых зависит размер дохода выгодоприобретателя и Порядок расчета инвестиционного дохода по Договору страхования указаны в пунктах 3,4 Инвестиционной декларации (приложение N 1 к Договору страхования).
Письмом от 26.11.2019 г. N 59-2-5/91309ДСП Служба направила копии актов о проведении 20.11.2019 г. и 21.11.2019 г. контрольных мероприятий Страховщику. Таким образом, Страховщик уведомлен о результатах проведенных в отношении него контрольных мероприятий.
Из материалов дела следует, что по состоянию на 25.12.2019 г. возражения Страховщика по нарушениям, зафиксированным в Акте, не представлены.
Вместе с тем, законодательством не предусмотрена обязанность Страховщика предоставлять свои возражения, пояснения по актам о проведении контрольных мероприятий.
В соответствии с пунктом 1 Указания N 5055-У при осуществлении добровольного страхования жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика страховая организация должна предоставить лицу, имеющему намерение заключить договор добровольного страхования, в том числе следующую информацию о:
- порядке определения страховой выплаты и размере страховой суммы по каждому страховому риску;
- порядке расчета дохода выгодоприобретателя по договору добровольного страхования;
- перечне активов, от стоимости (динамики стоимости) которых зависит размер дохода выгодоприобретателя по договору добровольного страхования;
- порядке расчета выкупной суммы с указанием размера выкупной суммы, подлежащей возврату получателю страховых услуг в зависимости от срока действия договора добровольного страхования и периода, в котором он прекращен, а также информацию об обязанности страховой организации в случаях, когда она является налоговым агентом, удержать налог при расчете страховой выплаты (выкупной суммы) и о размере такого удержания.
В соответствии с пунктом 2 Указания N 5055-У страховая организация должна обеспечить предоставление получателю страховых услуг информации, предусмотренной пунктом 1 Указания N 5055-У, четким, хорошо читаемым шрифтом максимального размера из используемых на странице размеров шрифта.
В соответствии с пунктом 3 Указания N 5055-У информация, предусмотренная пунктом 1 Указания N 5055-У, должна быть предоставлена страховой организацией получателю страховых услуг при заключении договора добровольного страхования в виде таблицы, которая должна быть подписана сторонами договора добровольного страхования и является неотъемлемой частью такого договора (далее - таблица). Рекомендуемый образец таблицы приведен в приложении к Указанию N 5055-У.
Данное требование направлено на информирование потребителей страховых услуг относительно существенной информации об особенностях договора добровольного страхования. При этом возможность предоставления вышеуказанной информации в виде ссылок на какие-либо документы страховщика Указанием N 5055-У не предусмотрена.
Пунктом 4 Указания N 5055-У установлено, что в случае привлечения страховой организацией для заключения договора добровольного страхования третьих лиц, действующих в ее интересах (страховой агент, страховой брокер), страховая организация должна обеспечить соблюдение указанными лицами требований Указания N 5055-У.
Таким образом, Страховщиком допущены нарушения требований пункта 1 Указания N 5055-У в части отсутствия в Информации об условиях договора добровольного страхования жизни по программе "Драйвер", предоставленной банком-агентом при оформлении Договора страхования, следующих сведений: о порядке определения страховой выплаты; размере страховой суммы по страховым рискам, размере выкупной суммы, перечне активов от стоимости (динамики стоимости), которых зависит доход выгодоприобретателя, о порядке расчета инвестиционного дохода по договору страхования, в порядке, предусмотренным Указанием N 5055-У.
Телеграммой от 18.12.2019 г. (исх. N 59-2-5/96731) законный представитель Ответчика вызывался для участия в составлении протокола об административном правонарушении. Телеграмма Ответчиком была получена 18.12.2019 г. о чем свидетельствует телеграмма Центрального телеграфа от 23.12.2019 г.
25.12.2019 г. на основании статей 28.2, 28.3 КоАП РФ и подпункта 1.3 пункта 1 Указания Банка России от 27.02.2017 г. N 4300-У "О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" начальником отдела кросс-секторального поведенческого надзора N 2 Управления поддержки бизнес-процессов Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Кравченко Е.С. составлен протокол об административном правонарушении N АП-ПР-59-2-5-19/582ДСП в отношении ООО СК "Росгосстрах жизнь" по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении N АП-ПР-59-2-5-19/582ДСП от 25.12.2019 г. составлен в отсутствии законного представителя привлекаемого к ответственности юридического лица, уведомленного надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Копия протокола направлена Ответчику по почте заказным письмом с уведомлением.
Привлекая Общество к административной ответственности, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 18.4 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон N 86-ФЗ) Банк России осуществляет защиту прав и законных интересов, в том числе страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством.
В соответствии со статьей 76.1 Закона N 86-ФЗ некредитными финансовыми организациями в соответствии с Законом N 86-ФЗ признаются лица, осуществляющие, в том числе, деятельность субъектов страхового дела.
В соответствии со статьей 76.5 Закона N 86-ФЗ Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
Целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством.
Абзацем четвертым статьи 76.5 Закона N 86-ФЗ Банк России наделен полномочиями по проведению контрольных мероприятий в отношении некредитных финансовых организаций, в том числе осуществляемых дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий), в ходе которых уполномоченными представителями (служащими) Банка России осуществляются действия по совершению сделки либо созданию условий для совершения сделки в рамках обычной хозяйственной деятельности некредитной финансовой организации, в целях проверки соблюдения некредитной финансовой организацией требований, предъявляемых к ее деятельности.
Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-1) субъекты страхового дела обязаны соблюдать страховое законодательство.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона N 4015-1 право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.
Отношения в сфере страховой деятельности регулируются Законом N 4015-1, который в том числе устанавливает порядок лицензирования страховой деятельности.
В соответствии со статьёй 938 ГК РФ в качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида. Требования, которым должны отвечать страховые организации, порядок лицензирования их деятельности и осуществления государственного надзора за этой деятельностью определяются законами о страховании.
Следовательно, деятельность по осуществлению страхования могут осуществлять только те субъекты, которые соответствуют лицензионным требованиям, имеют соответствующую лицензию и соблюдают лицензионные требования.
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) положения данного закона не распространяются на отношения, связанные с лицензированием страховой деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о лицензировании лицензирование страховой деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующей сфере деятельности.
Действующим законодательством не предусмотрено издание отдельного нормативного акта, содержащего лицензионные требования (условия) при осуществлении страховой деятельности. Условия для осуществления страховой деятельности установлены пунктом 5 статьи 30 Закона N 4015-1 которая обязывает субъектов страхового дела соблюдать требования страхового законодательства. Данное требование является общим независимо от вида страхования.
Из совокупного толкования упомянутых норм права следует, что соблюдение страховщиком страхового законодательства является условием осуществления такой деятельности, предусмотренной лицензией на страхование.
Исходя из материалов дела и указанных норм права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в действиях Ответчика содержится состав административного правонарушения, установленного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований статьи 28.2 КоАП РФ. Нарушений процедуры составления в отношении общества протокола об административном правонарушении, которые могут являться основанием для отказа в привлечении к административной ответственности в соответствии пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" не имеется.
В силу части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности конкретного вида, требующего согласно действующему законодательству наличия специального разрешения (лицензии).
Объективная сторона правонарушения состоит в осуществлении лицензируемой деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), образует состав административного правонарушения по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 1.7 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае, как правильно счёл суд первой инстанции, имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить установленную законодательством обязанность по соблюдению установленных законом требований, Обществом не представлено.
Факт совершения Ответчиком вменяемого ему административного правонарушения подтверждается материалами административного дела и документально ответчиком не опровергнут.
Оснований для освобождения Ответчика от ответственности судом не установлено, последний не принял всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в то время как возможность для соблюдения этих норм у ООО СК "Росгосстрах жизнь" имелась.
В связи с чем, у суда первой инстанции имелись все необходимые условия для привлечения ООО СК "Росгосстрах жизнь" к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Согласно протоколу об административном правонарушении, правонарушение совершено Обществом 20.11.2019 г.
Следовательно, на день рассмотрения настоящего заявления о привлечении ООО СК "Росгосстрах жизнь" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, трехмесячный срок, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Исходя из положения статьи 2.9 КоАП РФ, положений Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", конкретных обстоятельств рассматриваемого дела суд первой инстанции правильно указал, то отсутствуют основания для признания допущенного правонарушения малозначительным.
При назначении наказания судом учтены обстоятельства и характер совершенного правонарушения, условия, способствующие его совершению, в связи с чем, суд назначил Обществу наказание в минимальном размере, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, то есть в размере 30 000 рублей.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 17.02.2020 по делу N А40-2498/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО СК "Росгосстрах жизнь" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3 000 (три тысячи) рублей, как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-2498/2020
Истец: ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ООО СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "РОСГОССТРАХ ЖИЗНЬ"