Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 16 ноября 2020 г. N Ф10-3930/20 настоящее постановление оставлено без изменения
16 июня 2020 г. |
Дело N А83-18768/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.06.2020.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Приваловой А.В., Яковлева А.С., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Гусевой Е.Г.,
с участием представителя от общества с ограниченной ответственностью "Технопроект" - Баканова А.А. по доверенности от 01.12.2017,
в отсутствии Администрации Столбовского сельского поселения Сакского района Республики Крым, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Технопроект" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 30 января 2020 года по делу N А83-18768/2017, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Технопроект" об оспаривании решений Администрации Столбовского сельского поселения Сакского района Республики Крым,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Технопроект" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконными отказов Администрации Столбовского сельского поселения Сакского района Республики Крым (далее по тексту - Администрация) изложенных в письмах от 27.10.2017 N 330/2.1-12, N 329/2.1-12, N 328/2.1-12, N 327/2.1-12, N 326/2.1-12, N 325/2.1-12 об отказе в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории по адресу с. Столбовое, ул. Молочная, 15, 16, 17, 19, 20, 21, обязать Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - утвердить схему расположения земельных участков.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 13.11.2017 суд принял к производству заявление ООО "Технопроект", возбудил производство по делу N А83-18335/2017, назначил предварительное судебное заседание по делу, а также выделил в отдельные производства требования общества.
В рамках данного дела рассматривается требование ООО "Технопроект" о признании незаконным изложенного в письме от 27.10.2017 N 329/2.1-12 решения Администрации об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу с. Столбовое, ул. Молочная, 16 и обязании Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - утвердить схему расположения земельного участка площадью 8 876 кв.м на кадастровом плане территории по адресу с. Столбовое, ул. Молочная, 16.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 30 января 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объёме. Суд разрешил вопрос по судебным расходам.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Крым от 30 января 2020 года, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От общества поступили ходатайства о назначении дополнительной судебной экспертизы, о вызове эксперта для дачи пояснений, которые протокольным определением суда от 08.06.2020 оставлены без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе и пояснениях к ней.
От Администрации поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), при этом судом апелляционной инстанции не установлено оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 22.03.2016 ООО "Технопроект" обратилось в Администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, в том числе: земельного участка площадью 8 876 кв.м, расположенного по адресу: ул.Молочная, 16, с.Столбовое, Сакский район, предполагаемого для использования недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности обществу.
Письмом от 22.04.2016 глава Администрации сообщила, что утвердить такую площадь не представляется возможным в связи с тем, что на этой территории проходит дорога общего пользования.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 19.05.2017 по делу N А83- 4686/2016, вступившим в законную силу, суд признал незаконным отказ Администрации от 22.04.2016 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: с.Столбовое, ул.Молочная, 16, и обязал Администрацию рассмотреть в течении 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу заявление Общества об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 8876 кв.м. по адресу: с.Столбовое, ул.Молочная, 16 на кадастровом плане территории.
Во исполнение решения Арбитражного суда Республики Крым от 19.05.2017 по делу N А83-4686/2016 Администрация рассмотрела заявление и приняла решение, оформленное письмом от 27.10.2017 N 329/2.1-12 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 8876 кв.м, расположенного по адресу: с.Столбовое, Сакский район, ул.Молочная, 16, поскольку схема земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам, предусмотренных статьей 11.9. Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ).
Полагая, что отказ Администрации является незаконным и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявитель в рамках настоящего спора не доказал, что на испрашиваемом им земельном участке расположены принадлежащие обществу объекты недвижимого имущества, для эксплуатации которых требуется земельный участок заявленной площадью, поскольку представленные в дело документы не подтверждают необходимость использования заявителем земельного участка заявленной площади для эксплуатации принадлежащих ему объектов недвижимости.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления и основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентированы главой V.1. Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 11.2., п. 3 ч. 1 ст. 11.3 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из перечисленных в данном пункте документов, в частности с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10. настоящего Кодекса.
Понятие схема расположения земельного участка закреплено в ст. 11.10. ЗК РФ, согласно ч. 1 которой, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (ч.2-4 ст. 11.10. ЗК РФ).
Частью 12 ст. 11.10. ЗК РФ установлено, что схема расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Часть 16 ст. 11.10. ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в том числе разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Кроме того, п. 29 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 ст. 15 Закона Республики Крым от 15.01.2015 N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, а также в предоставлении земельного участка, кроме случаев, определенных Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом, также является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований, предусмотренных настоящим Законом.
Основанием для отказа в утверждении схемы послужила разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам: отсутствует обоснование формирования земельного участка площадью 8876,0 кв.м под обслуживание и эксплуатацию объектов недвижимости мастерские лит "А" (234,5 кв.м), склад лит "Б" (41,3 кв.м), склад лит "В" (28,3 кв.м) общей площадью 304,1 кв.м; отсутствуют актуальные сведения о действительном существовании, местоположении, площади и целевом использовании объектов недвижимости. Площадь земельного участка в Схеме чрезмерна, необоснованно велика для обслуживания и эксплуатации объектов недвижимости.
Согласно пунктам 1, 6 статьи 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами; образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с правовым подходом, сформулированным в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2015 N 309-ЭС15-11394, от 10.04.2017 N 307-ЭС17-2389, площадь подлежащего предоставлению земельного участка подлежит определению исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества. При предоставлении в собственность хозяйствующего субъекта арендуемого им земельного участка без публичных торгов орган власти обязан учитывать потребность в данном земельном участке исходя из назначения объекта недвижимости, расположенного на участке, градостроительных и иных требований, предъявляемых к эксплуатируемым объектам недвижимости, а также проектов планировки и развития территории соответствующего населенного пункта (определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2017 N 305-КГ16-16409).
Таким образом, собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под объектом в собственность, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях.
Заявителем в обоснование доводов относительно предоставления испрашиваемой площади земельного участка подано заключение ИП Когай Э.А. по определению площади земельного участка, необходимого для использования недвижимого имущества, расположенного по адресу Республика Крым, Сакский район, с.Столбовое, ул.Молочная, 16 (N 22-05-12/2017), согласно которому фактическая площадь составляет 8876 кв.м, нормативная (требуемая) площадь составляет 13153 кв.м.
В рамках настоящего дела проведена судебная строительно-техническая экспертиза, по результатам которой экспертом-строителем Центра судебных экспертиз им. Б.Д. Сперанского дано заключение от 24.06.2019 N 393/18-Э.
Из заключения судебной строительно-технической экспертизы следует, что максимальный размер земельного участка, необходимого для использования объектов недвижимости по ул. Молочной, 16 в с. Столбовом в соответствии с их функциональным назначением: тракторная бригада с механическими мастерскими (на 18 единиц техники) с учетом требований СП 19.13330.2011 Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий. Актуализированная редакция СНиП П-97-76*, составляет 15394,4 кв.м, что больше площади земельного участка согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, разработанной по заказу ООО Технопроект" (площадью 8876 кв.м) на 6518, 4кв.м (или в 1,73 раза).
Минимальная площадь участка, необходимого для обслуживания объектов недвижимости по ул. Молочная, 16 в с. Столбовое Сакского района Республики Крыма учетом требований СП 19.13330.2011 Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий. Актуализированная редакция СНиП П-97-76*, СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям, составляет 7938 кв.м.
При установлении минимальной необходимой площади и конфигурации участка, необходимого для обслуживания строений и сооружений по ул. Молочная, 16 с. Столбовое Сакского района, возникает заступ за пределы фактических границ участка и границ в соответствии со схемой разработанной по заказу ООО "Технопроект", а также возникает наложение на соседние участки. В связи с этим экспертом не предлагается вариант установления грани участка в соответствии с минимально необходимой площадью для обслуживания строении на участке N 16 по ул. Молочная.
Таким образом, заявитель в рамках настоящего спора не доказал, что на испрашиваемом им земельном участке расположены принадлежащие обществу объекты недвижимого имущества, для эксплуатации которых требуется земельный участок заявленной площади.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что вывод суда первой инстанции о законности оспариваемого отказа Администрации в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является правомерным.
Апелляционная жалоба не содержит доводов и фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба не может быть признана апелляционным судом обоснованной и не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
В связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом на общество.
Руководствуясь ст. 110, ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 30 января 2020 года по делу N А83-18768/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Технопроект" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Омельченко |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-18768/2017
Истец: ООО "ТЕХНОПРОЕКТ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ СТОЛБОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ СТОЛБОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ООО "Центр судебных экспертиз им Б.Д.Сперанского"
Хронология рассмотрения дела:
16.11.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3930/20
16.06.2020 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-945/20
30.01.2020 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-18768/17
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-18768/17