г. Тула |
|
18 июня 2020 г. |
Дело N А68-8385/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.06.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Рыжовой Е.В., судей Дайнеко М.М. и Капустиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фроловой Е.С., при участии от ООО "Ремстрой Сервис" - Бондаренко А.С. (доверенность от 25.04.2019, паспорт, копия диплома), от Администрации муниципального образования Узловский район - Коготкова А.В. (доверенность N 15-28/1647 от 15.08.2019, паспорт, копия диплома), в отсутствие иных лиц, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремстрой Сервис" на решение Арбитражного суда Тульской области от 13.03.2020 по делу N А68-8385/2019 (судья Горькова Е.В.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Ремстрой Сервис" (Тульская обл., г. Кимовск, ИНН 7115009919, ОГРН 1047101630070) к администрации муниципального образования Узловский район (Тульская обл., г. Узловая, ИНН 7117006857, ОГРН 1027101484772), третье лицо: Государственное учреждение капитального строительства "ТулоблУКС" (г. Тула, ИНН 7107030307, ОГРН 1037101126479), о взыскании задолженности в размере 488 661 рублей 76 копеек,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ремстрой Сервис" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области к администрации муниципального образования Узловский район (далее - ответчик, администрация) о взыскании задолженности в размере 488 661 рублей 76 копеек.
Решением суда от 13.03.2020 в иске отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение отменить, исковые требования удовлетворить. Указывает на необоснованность вывода суда области о недоказанности истцом факта создания временных зданий и сооружений.
Считает, что фактически между сторонами возникли разногласия относительно оплаты непредвиденных работ (создание временных подъездных дорог, планировка территории), факт выполнения которых, подтверждается, по мнению заявителя, представленными им в материалы дела первичными документами. Акты и справки по форме КС-2 и КС-3, подтверждающие возведение временных сооружений, направлялись ответчику для подписания. Помимо этого, как считает истец, ответчик, утверждая локальные сметы, подтвердил факт выполнения работ на сооружения временных зданий. Также истец не согласен с выводом суда области о том, что выполнение пуско-наладочных работ системы телеметрии было заложено в проектно-сметную документацию.
Представитель истца доводы жалобы поддержал в полном объеме, решение суда от 13.03.2020 просил отменить, иск - удовлетворить.
Представитель ответчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, решение просил оставить без изменения.
Представители ГУКС "ТулоблУКС" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 19.07.2018 между администрацией муниципального образования Узловский район (заказчик) и ООО "Ремстрой Сервис" (подрядчик) заключен муниципальный контракт N 1046 на выполнение работ по строительству объекта "Газификация д. Мельгуново Узловского района Тульской области". Согласно пункту 1.1 контракта подрядчик обязуется выполнить работы по строительству объекта: "Газификация д. Мельгунова Узловского района Тульской области" по адресу: Тульская область, Узловский район, муниципальное образование Смородинское, в соответствии с условиями настоящего контракта и утвержденной проектно-сметной документацией (шифр 0166300015913000210-0048137-02) (приложение N 1), разработанной ГАУ ТО "Проектная контора" и ввести в эксплуатацию объект в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области строительства и в сроки, установленные настоящим контрактом, а заказчик - принять и оплатить работы, выполненные подрядчиком в соответствии с требованиями контракта.
В соответствии с пунктом 1.2 контракта подрядчик обязуется выполнить на свой риск собственными и/или привлеченными силами и средствами весь комплекс строительных и пусконаладочных работ для обеспечения ввода в эксплуатацию объекта в соответствии с условиями контракта и передать его заказчику.
Согласно пунктам 2.1, 2.2 контракта цена контракта составляет 7 121 992,22 руб., НСД не облагается. Цена настоящего контракта включает стоимость работ, оборудования, материалов, изделий, уплату всех налогов, сборов, отчислений, других обязательных платежей, установленные законодательством Российской Федерации, транспортных и иных расходов подрядчика.
Согласно пункту 3.2 начало выполнения работы: со дня заключения муниципального контракта. Окончание выполнения работ: в течение 105 календарных дней со дня заключения муниципального контракта.
В соответствии с пунктом 2.4 контракта оплата промежуточных этапов работ производится заказчиком по безналичному расчету путем перечисления денежных средств в размере стоимости выполненных работ на расчетный счет подрядчика в течение 30 календарных дней со дня подписания сторонами акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), счета на оплату и счета-фактуры, выставленных подрядчиком при поступлении средств из соответствующего бюджета. Датой оплаты считается дата списания денежных средств со счета заказчика.
Согласно пункту 2.5 контракта оплата за полностью выполненные работы производится заказчиком по безналичному расчету путем перечисления денежных средств в размере стоимости выполненных работ на расчетный счет подрядчика в течение 30 календарных дней со дня подписания сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ, акта приемки законченного строительством объекта (форма КС-11), на основании акта о приемки выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), счета на оплату и счета-фактуры, выставленных подрядчиком.
Для осуществления строительного контроля администрацией муниципального образования Узловский район был заключен муниципальный контракт N СК-34-18 от 07.08.2018 с ГУКС "ТулоблУКС", предметом которого является выполнение работ по строительному контролю за строительством объекта (Приложение N 1), финансируемого за 3 счет подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2021 года" государственной программы Тульской области "Развитие сельского хозяйства Тульской области".
Администрацией муниципального образования Узловский район не были приняты и оплачены работы на сумму 220 781,76 руб. по затратам на временные здания и сооружения.
Требование истца оплатить затраты на временные здания и сооружения ответчиком отклонено ввиду отсутствия документального подтверждения создания сооружений и несения этих затрат.
При выполнении работ по строительству объекта: "Газификация д. Мельгуново Узловского района Тульской области" по адресу: Тульская область, Узловский район, муниципальное образование Смородинское, ООО "РемстройСервис" выполнило установку и пуско-наладочные работы двух ГРПШ: ГРПШ-2а-2Н-Т-О на базе 2-х РДСК-50БМ с системой телеметрии "СервисСофт" с газовым обогревом (газорегуляторный пункт шкафной) и ГРПШ03БМ-2У1-Т-О на базе 2-х РДСК-50БМ с системой телеметрии "СервисСофт" с газовым обогревом (газорегуляторный пункт шкафной).
Поскольку, по мнению истца, в проектно-сметной документации к муниципальному контракту не предусмотрены пуско-наладочные работы системы телеметрии, не заложены денежные средства на оплату данных работ, ООО "Ремстро Сервис" в целях надлежащего исполнения условий контракта, 29.08.2018 заключило с ООО НПО "РусГазТехнологии" договор N 114/РГТ на выполнение пусконаладочных работ оборудования телеметрии на объектах: ГРПШ-03БМ-2У1 д. Мельгуново; ГРПШ-07-2У1 д. Мельгуново и фактически понесло расходы в размере 267 880 руб.
Требование истца оплатить затраты на пусконаладочные работы системы телеметрии ГРПШ ответчиком отклонено ввиду того, что выполнение данных работ является обязанностью подрядчика, предусмотренной контрактом.
Поскольку заказчик в добровольном порядке не оплатил затраты подрядчика на временные здания и сооружения, а также на выполнение пуско-наладочных работ оборудования телеметрии, ООО "Ремстрой Сервис" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями об их взыскании.
В соответствии с пунктом 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 704 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами. Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение (пункт 2 статья 709 Гражданского кодекса Российской Федерации). Цена работ определяется путем составления сметы.
Истец указывает на выполнение им работ по строительству временных зданий и сооружений, которые не приняты заказчиком (акт от 23.10.2018 N 3 не подписан) (т. 3, л. д. 66).
Пунктом 2.2 установлено, что цена контракта включает стоимость работ, оборудования, материалов, изделий, уплату всех налогов, сборов, отчислений, других обязательных платежей, транспортных и иных расходов подрядчика. Цена контракта является твердой, определяется на весь срок исполнения контракта.
Согласно пункту 5.3.4 контракта подрядчик обязан в течение 7 календарных дней, исчисленных с даты заключения настоящего контракта, разработать и согласовать с заказчиком проект производства работ, составленный в соответствии с требованиями положений (в том числе рекомендуемых) действующих в Российской Федерации нормативных документов и правил, который в обязательном порядке должен включать в себя, в том числе, но, не ограничиваясь: технологические карты; схемы операционного контроля качества; график поставки оборудования и материалов; механизацию строительства, включающую в себя: схему организации движения, схемы освещения, водоснабжения, отопления, канализации, а также схему расположения временных зданий и сооружений, график использования машин и механизмов.
Согласно пункту 5.3.11 контракта подрядчик обязан возвести собственными и (или) привлеченными силами и средствами на территории строительной площадки все временные сооружения, необходимые для хранения материалов и выполнения работ по настоящему контракту, согласно проекту организации строительства.
Порядок определения в сводных сметных расчетах размера средств на строительство временных зданий и сооружений в зависимости от вида строительства установлен Сборником сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001, утвержденным Постановлением Госстроя Российской Федерации от 07.05.2001 N 45, введенным в действие с 15.05.2001.
В силу пункта 1.1 ГСН 81-05-01-2001 к временным зданиям и сооружениям относятся специально возводимые или приспосабливаемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства. Временные здания и сооружения подразделяются на титульные и не титульные.
В соответствии с пунктом 3.2 ГСН 81-05-01-2001 "Сборник сметных норм и затрат на строительство временных зданий и сооружений" расчеты между заказчиками и подрядчиками за временные здания и сооружения производятся за фактически построенные временные здания и сооружения.
Из пункта 3.3 ГСН 81-05-01-2001 следует, что между заказчиком и подрядчиком должен быть установлен порядок расчетов за временные здания и сооружения, применяемый от начала и до конца строительства. Построенные титульные временные здания и сооружения принимаются в эксплуатацию, зачисляются в основные средства заказчика и передаются в пользование подрядчику в порядке, установленном договором подряда (пункт 3.4 ГСНр-81-05-01-2001).
Согласно пункту 5.6 СНиП 12-01-2004 "Организация строительства", введенных в действие постановлением Госстроя России от 19.04.2004 N 70, состав временных зданий и сооружений, азмещаемых на территории строительной площадки, должен быть определен стройгенпланом, разрабатываемым в составе проекта организации строительства. Так, между заказчиком и подрядчиком должен быть установлен порядок расчетов за временные здания и сооружения, применяемый от начала и до конца строительства. Построенные титульные временные здания и сооружения принимаются в эксплуатацию, зачисляются в основные средства заказчика и передаются в пользование подрядчику в порядке, установленном договором подряда.
Условиями подписанного сторонами договора не предусмотрена обязанность генподрядчика возмещать субподрядчику расходы на строительство временных зданий и сооружений, а, следовательно, увеличение сметной стоимости работ по этому основанию возможно при фактическом создании данных объектов и передаче их другой стороне.
Поскольку таких доказательств в материалы дела не представлено суд области правомерно не применил при определении стоимости выполненных работ затраты на создание временных зданий и сооружений.
Доказательства фактической передачи временных сооружений и зданий заказчику не представлено, как и последующего оприходования их бухгалтерией заказчика (пунктов 3.2 и 3.6 Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений).
Акт от 23.10.2018 N 3 не подписан со стороны заказчика по мотивам недоказанности факта возведения временных зданий и сооружений.
Кроме того, как справедливо указал суд первой инстанции, опрошенный в судебном заседании 19.12.2019 свидетель Голубев А.В. пояснил, что работает специалистом ОТН ГУ ТО "ТулоблУКС". По контракту, заключенному с ответчиком, свидетель осуществлял надзор за строительством объекта: "Газификация д. Мельгуново Узловского района Тульской области" и не видел созданных временных зданий и сооружений.
У суда первой инстанции не имелось оснований не доверять показаниям свидетеля, предупрежденного об уголовной ответственности за дачу ложных показаний. Голубев А.В. не состоит в трудовых отношениях с ответчиком, не находится с ним в финансовой или служебной зависимости.
Представленный суду общий журнал производства работ также не содержит информацию о создании временных зданий и сооружений.
При этом, истец, являясь профессиональным участком подрядных отношений, несет риск ненадлежащего оформления первичных документов, а также исполнительной документации по объекту.
Ссылка истца на условия контракта, предусматривающие возмещение затрат н возведение временных строений и сооружений в соответствии с нормативом, подлежит отклонению, как заявленная без учета содержания текста контракта.
Ссылка истца на несение затрат на подготовительные работы (создание временных подъездных дорог и планировки территории), затраты на которые, по мнению подрядчика, подтверждаются представленными в материалы дела первичными документами, также не имеет правового значения, поскольку взыскание их стоимости не является предметом рассмотрения настоящего спора.
Помимо этого истцом заявлено требование о взыскании 267 880 руб., составляющих стоимость пуско-наладочных работ (акт от 23.10.2018 N 3) (т. 3, л. д. 71).
При выполнении работ по строительству объекта: "Газификация д. Мельгуново Узловского района Тульской области" по адресу: Тульская область, Узловский район, муниципальное образование Смородинское, ООО "РемстройСервис" выполнило установку и пуско-наладочные работы двух ГРПШ: ГРПШ-2а-2Н-Т-О на базе 2-х РДСК-50БМ с системой телеметрии "СервисСофт" с газовым обогревом (газорегуляторный пункт шкафной) и ГРПШ03БМ-2У1-Т-О на базе 2-х РДСК-50БМ с системой телеметрии "СервисСофт" с газовым обогревом (газорегуляторный пункт).
Поскольку, по мнению истца, в проектно-сметной документации к муниципальному контракту не предусмотрены пуско-наладочные работы системы телеметрии, не заложены денежные средства на оплату данных работ, ООО "Ремстро Сервис" в целях надлежащего исполнения условий контракта, 29.08.2018 заключило с ООО НПО "РусГазТехнологии" договор N 114/РГТ на выполнение пусконаладочных работ оборудования телеметрии на объектах: ГРПШ-03БМ-2У1 д. Мельгуново; ГРПШ-07-2У1 д. Мельгуново и фактически понесло расходы в размере 267 880 руб., которые просит взыскать с ответчика.
Суд правомерно посчитал данное требование истца не подлежащим удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1.2 контракта подрядчик обязуется выполнить на свой риск собственными и/или привлеченными силами и средствами весь комплекс строительных и пусконаладочных работ для обеспечения ввода в эксплуатацию объекта в соответствии с условиями контракта и передать его заказчику.
В пункте 10 Технического задания указано, что выполненные работы по объекту будут приняты только при наличии исполнительной документации (схемы, сертификаты, паспорта и т.д.), в том числе исполнительной документации на систему телеметрии ГРПШ, проверенной строительным контролем и эксплуатирующей организацией.
Согласно пункту 11 Технического задания качество выполняемых работ должно соответствовать требованиям действующего законодательства Российской Федерации в области строительства и другим нормативным документам. Подрядчик обязан выполнить собственными силами и/или силами привлеченных субподрядчиков, имеющих соответствующие допуски к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в полном объеме работы по строительству объекта, в том числе произвести пусконаладочные работы системы телеметрии ГРПШ и сдать законченный строительством объект в установленные контрактом сроки, гарантировать качество выполнения всех работ и своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке работ и в период гарантийной эксплуатации объекта.
Кроме того, в графике производства работ по объекту (приложение N 3 к контракту) в пункте 3 указаны пуско-наладочные работы ГРПШ-03БМ-2У1 и ГРПШ-2А-2Н-Т), в том числе выполнение пусконаладочных работ оборудования телеметрии ГРПШ-03БМ-2У1 и ГРПШ2А-2Н-Т).
Пунктом 2.2 установлено, что цена настоящего контракта включает стоимость работ, оборудования, материалов, изделий, уплату всех налогов, сборов, отчислений, других обязательных платежей, установленные законодательством Российской Федерации, транспортных и иных расходов подрядчика.
Таким образом, поскольку пусконаладочные работы системы телеметрии ГРПШ и включено в результат работ, подлежащий передаче заказчику вместе с остальной исполнительной документацией, а пунктом 2.2 контракта предусмотрено, что в цену контракта включены все расходы подрядчика, связанные с исполнением обязательств по контракту, следовательно, пусконаладочные работы системы телеметрии ГРПШ в соответствии с контрактом возложены на подрядчика, за счет средств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 4 статьи 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласия по проекту контракта, размещает в единой 9 информационной системе протокол разногласий. В течение трех рабочих дней заказчик рассматривает протокол разногласий.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации.
В течение двух дней заказчик обязан направить в письменной форме разъяснения (пункты 7, 8 статьи 50 Закона N 44-ФЗ). В силу части 3 статьи 65 Закона N 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить в адрес последнего запрос о даче разъяснений положений документации.
До подписания контракта подрядчик не мог не знать об условиях исполнения контракта, принял на себя обусловленные контрактом обязательства, не заявив заказчику о наличии препятствий для его своевременного исполнения. При ознакомлении со сметной документацией при проявлении должной степени заботливости и осмотрительности имел возможность оценить весь объем и стоимость необходимых для выполнения работ. Подрядчик, являясь профессиональным участником рынка строительных работ, ознакомившись с документацией электронного аукциона, действуя без принуждения и в условиях конкурентной среды, принял на себя обязательство по выполнению согласованного объема работ по обусловленной цене.
Истец каких-либо запросов по уточнению того, что входит в цену контракта, в адрес заказчика до подписания контракта не направлял. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в иске.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, достаточно обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 13.03.2020 по делу N А68-8385/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремстрой Сервис" (Тульская обл., г. Кимовск, ИНН 7115009919, ОГРН 1047101630070) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Рыжова |
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-8385/2019
Истец: ООО "Ремстрой Сервис"
Ответчик: Администрация муниципального образования Узловский район
Третье лицо: ГУ Тульской области "ТулоблУКС"