г. Москва |
|
18 июня 2020 г. |
Дело N А40-167777/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.12.2019 г. по делу N А40-167777/19,
принятое судьей Поздняковым В.Д.
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третье лицо: АО "МФС-6"
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности;
при участии:
от заявителя: |
Савинов А.С. по дов. от 12.05.2020; |
от заинтересованного лица: |
Панин А.А. по дов. от 30.12.2019; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества г. Москвы (далее - Заявитель, ДГИ, Департамент) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Заинтересованное лицо, Управление Росреестра по г. Москве) о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 28.03.2019 г. N 77/017/217/2018-93,101,107,110,115,117,123,128,161,167,171,175,180,184,189,195,198 в государственной регистрации права собственности города Москвы на объекты недвижимого имущества- нежилые помещения с кадастровыми номерами 77:09:0001008:13211, 77:09:0001008:13212, 77:09:0001008:13213, 77:09:0001008:13214, 77:09:0001008:13215, 77:09:0001008:13216, 77:09:0001008:13217, 77:09:0001008:13218, 77:09:0001008:13222, 77:09:0001008:13223, 77:09:0001008:13227, 77:09:0001008:13228, 77:09:0001008:13229, 77:09:0001008:13230,77:09:0001008:13249, 77:09:0001008:13186, 77:09:0001008:13187, расположенные по адресу: г.Москва, ул. Клинская, д.3, корп.1.
К участию в деле в качестве Третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО "Мосфундаментстрой-6" (далее - АО "МФС-6").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.12.2019 г. заявление ДГИ удовлетворено.
Управление Росреестра по г. Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заинтересованного лица при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по г. Москве доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель ДГИ с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Третье лицо по делу, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направило, заявлений и ходатайств суду не представило.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что 19.12.2018 г. Департамент обратился в Управление Росреестра по г. Москве с заявлениями N 77/017/217/2018-93, 101, 107, 110, 115, 117, 123, 128, 161, 167, 171, 175, 180, 184, 189, 195, 198 о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества - нежилые помещения с кадастровыми номерами 77:09:0001008:13211, 77:09:0001008:13212, 77:09:0001008:13213, 77:09:0001008:13214, 77:09:0001008:13215, 77:09:0001008:13216, 77:09:0001008:13217, 77:09:0001008:13218, 77:09:0001008:13222, 77:09:0001008:13223, 77:09:0001008:13227, 77:09:0001008:13228, 77:09:0001008:13229, 77:09:0001008:13230, 77:09:0001008:13249, 77:09:0001008:13186, 77:09:0001008:13187, расположенные по адресу: г.Москва, ул. Клинская, д.3, корп.1.
28.12.2019 г. Управление Росреестра по г. Москве было принято решение N 77/017/217/2018-93, 101, 107, 110, 115, 117, 123, 128, 161, 167, 171, 175, 180, 184, 189, 195, 198 о приостановлении осуществления действий по государственной регистрации права собственности на срок до 28.03.2019 г.
28.03.2019 г. Управлением Росреестра по г. Москве было принято решение об отказе N 77/017/217/2018-93, 101, 107, 110, 115, 117, 123, 128, 161, 167, 171, 175, 180, 184, 189, 195, 198 в государственной регистрации права собственности, в связи с неустранением причин, препятствующих осуществлению регистрации права собственности.
Основанием отказа в государственной регистрации послужило непредставление Департаментом документов, необходимых для государственной регистрации, а именно отсутствие правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен возведенный объект недвижимого имущества.
Удовлетворяя заявление Департамента, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется в порядке, определенном пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о недвижимости).
Согласно частям 1 и 2 статьи 18 Закона о недвижимости регистрация прав на объекты недвижимого имущества осуществляется на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя и иных лиц, в случае прямого указания закона и прилагаемых к нему документов, необходимых для ее проведения в том числе и документов о правах на недвижимое имущество (правоустанавливающие), перечень которых установлен статьей 14 Закона о недвижимости и также отвечающих требованием статье 21 Закона о недвижимости.
Документы, являющиеся основаниями для государственной регистрации прав, указаны в части 2 статьи 14 Закона о недвижимости.
В силу статьи 18 Закона о недвижимости заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования: в форме документов на бумажном носителе; в форме электронных документов и (или) электронных образов документов (ч. 1). К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (часть 4).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (часть 5).
В силу статьи 27 Закона о недвижимости в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
В соответствии со статьей 8 Закона РСФСР от 26.06.1991 г. N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" (далее - Закон об инвестиционной деятельности) отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Частью 2 статьи 70 Закона о недвижимости предусмотрено, что государственная регистрация права собственности на объект недвижимости, созданный по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 1 января 2011 года и предусматривающему строительство, реконструкцию на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, объекта недвижимости с привлечением внебюджетных источников финансирования и последующим распределением площади соответствующего объекта недвижимости между сторонами такого договора, осуществляется после завершения строительства, реконструкции этого объекта недвижимости при наличии подписанного сторонами документа, подтверждающего исполнение ими обязательств по такому договору, и в соответствии с распределением площади соответствующего объекта недвижимости, предусмотренным данным документом.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" действующего на момент подписания инвестиционного контракта от 19.12.1997 г. N 20-САО документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником (за исключением актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления) и после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.
Управление Росреестра по г. Москве указало, что подлинник инвестиционного контракта от 19.12.1997 г. N 20-САО (со всеми изменениями и дополнениями) не представлен в материалы регистрационного дела.
Согласно статье 218 ГК РФ определены основания возникновения права собственности. Так, в силу пункта 1 статьи 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Вместе с тем, указанный инвестиционный контракт был заключен в 1997 до внесения в действующее законодательство требований о представлении в регистрационное дело не менее 2-х экземпляров-подлинников (данные требования впервые были установлены Федеральным законом от 09.06.2003 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"). На момент заключения данного документа не предполагалась необходимость наличия отдельного подлинного экземпляра для помещения в регистрационное дело.
Оригинал Инвестиционного контракта от 19.12.1997 г. N 20-СПО в редакции дополнительных соглашений к нему был предоставлен в Управление Росреестра по г. Москве, прошел правовую экспертизу и учтен при регистрации права собственности города Москвы на объекты недвижимости по адресам: ул. Фестивальная, д. 22, корп. 2; ул. Клинская, д. 10, корп. 2, ул. Дыбенко, д. 38, корп. 1 (N 22/009/2012-821).
Таким образом, правоустанавливающие документы на земельный участок фактически предоставлены в Управление Росреестра и находились в Управлении.
Департаментом представлены надлежащим образом заверенные копии инвестиционного контракта. Основанием осуществления регистрации является не сам инвестиционный контракт, а акт о результатах частичной реализации инвестиционного контракта от 29.01.2018 г. (аналогичная позиция изложена судами при рассмотрении дела N по делу А40-121253/18).
Подлинник договора аренды земельного участка от 29.12.2001 г. с кадастровым номером 77:09:0001008:134, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Петрозаводская, вл. 10, корп. А и Б представлен в регистрационное дело 77/017/217/2018-93 от 28.12.2018 г. по объекту с кадастровым номером 77:09:0001008:13211. Департаментом в регистрационное дело была представлена надлежащим образом заверенная копия указанного договора.
Таким образом, Департаментом при обращении в Управление Росреестра по Москве полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий, в связи с чем, основания для отказа в государственной регистрации права собственности в отношении объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами 77:09:0001008:13211, 77:09:0001008:13212, 77:09:0001008:13213, 77:09:0001008:13214, 77:09:0001008:13215, 77:09:0001008:13216, 77:09:0001008:13217, 77:09:0001008:13218, 77:09:0001008:13222, 77:09:0001008:13223, 77:09:0001008:13227, 77:09:0001008:13228, 77:09:0001008:13229, 77:09:0001008:13230, 77:09:0001008:13249, 77:09:0001008:13186, 77:09:0001008:13187, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Клинская, д. 3, корп. 1 отсутствовали.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к верному выводу об удовлетворении заявления Департамента.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.12.2019 по делу N А40-167777/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-167777/2019
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: Управвление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
Третье лицо: АО "МОСФУНДАМЕНТСТРОЙ-6"