Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 декабря 2020 г. N Ф04-3688/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
19 июня 2020 г. |
Дело N А70-22416/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3438/2020) общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.02.2020 по делу N А70-22416/2019 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (ОГРН 1147232024455, ИНН 7204205739, 625023, г. Тюмень, ул. Харьковская, д.75, корп.1, оф.301) к Государственной жилищной инспекции Тюменской области (ОГРН 1057200714988, ИНН 7204091062, 625000, г. Тюмень, ул. Первомайская, д.34/1) о признании незаконным предписания N ТО-0007/2019 от 06.11.2019,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (далее - заявитель, общество, ООО "ТЭО") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Тюменской области (далее - ГЖИ Тюменской области, Инспекция, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 06.11.2019 N ТО-0007/2019.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 19.02.2020 по делу N А70- 22416/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Возражая против принятого судебного акта, ООО "ТЭО" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что требования пункта 17 Приложения N 1 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) не применимы при осуществлении "поквартирного" способа удаления отходов (бесконтейнерное накопление), так как относятся исключительно к вывозу твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) из мест (площадок) накопления на которых установлены контейнеры, бункеры, иные емкости для накопления ТКО.
ООО "ТЭО" отмечает, что договор с потребителем заключен на основании пункта 8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) и в силу пункта 9 Правил N 354 и подпункта "а" пункта 13 типового договора потребитель обязан осуществлять складирование ТКО в местах накопления; при заключении договора без письменной формы местоположение контейнерной площадки по конкретному договору определяется в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами. Так, ближайшая контейнерная площадка для потребителей, проживающих в многоквартирном доме N 1 по ул. Юбилейная д. Пышминка Тюменского района Тюменской области расположена возле д. 11 А по ул. 60 лет Октября п. Винзили Тюменского района Тюменской области. По утверждению общества, вывоз с указанной площадки осуществляется своевременно; региональный оператор не может нести ответственность за удаленность площадки ТКО от потребителей.
ООО "ТЭО" указывает, что в материалы дела не представлены акты, а также видео-фото фиксация нарушений со стороны регионального оператора.
ООО "ТЭО" заявляет о нарушениях при проведении проверки, предметом обращения N 5166-ж/19 являлось отсутствие контейнерной площадки, административный орган вышел за пределы предмета требований.
Податель жалобы также считает предписание неисполнимым, так как обязанности по созданию площадок ТКО не могут быть возложены на ООО "ТЭО", являются обязанностями органов местного самоуправления.
В предоставленном до начала судебного заседания отзыве ГЖИ по Тюменской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От ООО "ТЭО" поступили возражения на отзыв на апелляционную жалобу, в которых заявитель поддержал ранее изложенную процессуальную позицию.
Надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об его отложении не заявил, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие данных лиц в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, возражения на отзыв на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
По результатам конкурсного отбора заявителю ООО "ТЭО" присвоен статус регионального оператора на территории Тюменской области, который с 01.01.2019 осуществляет деятельность по обращению с ТКО.
В соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области от 27.04.2018, заключённым между Департаментом недропользования и экологии Тюменской области и ООО "ТЭО", заявитель является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО на территории Тюменской области, за исключением Ханты-Мансийского округа - Югры и Ямало-Ненецкого округа.
Таким образом, ООО "ТЭО" является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО для потребителей, проживающих в многоквартирном доме N 1 по ул. Юбилейная д. Пышминка Тюменского района Тюменской области. Накопление отходов потребителями названного жилого дома осуществляется бесконтейнерным (мешочным) способом.
Инспекцией на основании обращения от 11.10.2019 N 5166-жЛЭ (том 1 л. д. 83, 80-81) о фактах нарушения периодичности предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО в отношении ООО "ТЭО" проведена внеплановая документарная проверка.
В результате проведения проверки выявлено нарушение периодичности вывоза ТКО от многоквартирного дома N 1 по ул. Юбилейная д. Пышминка Тюменского района Тюменской области, допущено превышение допустимого отклонения сроков вывоза ТКО за период с января по октябрь 2019 года (ТКО вывозились два раза в неделю), что является нарушением пункта 17 Правил N 354, предусматривающим ежедневный вывоз ТКО в теплое время (при среднесуточной температуре + 5 градусов).
Указанные обстоятельства отражены в акте проверки от 06.11.2019 N ТО-22-0010/2019 (том 1 л. д. 26-27).
ООО "ТЭО" выдано предписание от 06.11.2019 N ТО0007/2019 со сроком исполнения - 01.02.2020, согласно которому обществу надлежит обеспечить предоставление коммунальной услуги по вывозу ТКО в соответствии с установленной Правилами N 354 периодичностью (том 1 л. д. 28).
Не согласившись с указанным предписанием Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
19.02.2020 Арбитражный суд Тюменской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
По смыслу части 4 статьи 154 ЖК РФ обращение с ТКО представляет собой коммунальную услугу.
Как указано выше, ООО "ТЭО" обладает статусом исполнителя коммунальной услуги по обращению с ТКО для потребителей, проживающих в многоквартирном доме N 1 по ул. Юбилейная д. Пышминка Тюменского района Тюменской области.
Деятельность регионального оператора по обращению с ТКО регламентирована Правилами N 1156 и Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с Правилами N 1156.
Пунктом 10 Правил N 1156 предусмотрено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления ТКО складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В результате проверки установлено, что способом накопления ТКО в настоящем случае является накопление ТКО в пакетах, которое в свою очередь регулируется главой 6 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) в Тюменской области, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 10.05.2018 N 185-п (далее - Порядок накопления ТКО).
Согласно пункту 6.2 Порядка накопления ТКО при применении способа накопления ТКО в пакетах или других емкостях, предоставленных региональным оператором, региональный оператор обязуется принимать ТКО либо в местах накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО и отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям, либо непосредственно от потребителей. График и время транспортирования ТКО от потребителей при применении способа накопления ТКО в пакетах или других емкостях, предоставляемых региональным оператором, определяется условиями договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Следовательно, Порядком накопления ТКО предусмотрено, что график и время транспортирования ТКО от потребителей при применении способа накопления ТКО в пакетах или других емкостях, предоставляемых региональным оператором, определяется условиями договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденная Правилами N 1156, предусматривает указание периодичности вывоза ТКО. Правилами N 1156 регламентирован также порядок заключения договора с региональным оператором.
В соответствии с пунктом 8(4) названных правил основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя.
Из содержания пункта 8 (17) Правил N 1156 следует, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
При этом в силу пункта 8(10) Правил N 1156 проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной Правилами N 1156, и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Вопреки доводам жалобы, независимо от поступления от потребителя заявки услуги должны оказываться региональным оператором на условиях, не противоречащих типовой форме, утвержденной Правилами N 1156, в том числе в части графика вывоза.
Проект соответствующего договора размещен на официальном сайте ООО "ТЭО" 07.12.2018, однако заявка от потребителя не поступила. Соответственно, в данном случае договор с потребителями жилого дома N 1 по ул. Юбилейная д. Пышминка Тюменского района Тюменской области, заключен в отсутствие письменной формы договора в соответствии с пунктом 8 (17) Правил N 1156.
В апелляционной жалобе ее податель заявляет о том, что требования пункта 17 Правил N 354 не применимы при осуществлении "поквартирного" способа удаления отходов (бесконтейнерное накопление), так как относятся исключительно к вывозу ТКО из мест (площадок) накопления на которых установлены контейнеры, бункеры, иные емкости для накопления ТКО.
Суд апелляционной инстанции расценивает позицию заявителя в качестве ошибочной.
Проанализировав данные официального сайта ООО "ТЭО" (http://teo.ecotko.ru/), суд апелляционной инстанции установил, что размещенный договор на оказание услуг по обращению с ТКО (Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, ФЛ - потребителей коммунальной услуги) составлен в соответствии с типовой формой договора, утвержденной Правилами N 1156, без конкретизации в приложении N 1 информации по предмету договору (наименование объекта, адрес объекта, площадь объекта, количество проживающих, объем принимаемых ТКО, место накопления ТКО, периодичность вывоза ТКО).
В пункте 23(2) типового договора зафиксировано, что показатели качества коммунальной услуги по обращению с ТКО, порядок установления факта непредставления или предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества, порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в соответствии с Правилами N 354.
Таким образом, показатели качества коммунальной услуги по обращению с ТКО определяются в соответствии с Правилами N 354 независимо от способа накопления ТКО.
В соответствии с пунктом 17 приложения N 1 к Правилам N 354 обеспечение своевременного вывоза ТКО из мест (площадок) накопления:
в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °С и ниже) не реже одного раза в трое суток,
в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз); допустимое отклонение сроков:
не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца;
не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °С и ниже;
не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5°С.
Из содержания обозначенного пункта Правил N 354 следует, что предусмотренное в указанной норме требование распространяется на вывоз ТКО как из мест накопления, на которых установлены контейнеры, так и непосредственно от потребителей на основании договора об оказании услуг по обращению с ТКО, следовательно, региональный оператор, вопреки доводам подателя апелляционной жалобы, несет ответственность за несоблюдение периодичности вывоза ТКО не только из мест накопления, на которых установлены контейнеры, но и бесконтейнерным способом.
Утверждения Общества о том, что при поквартирной системе удаления отходов периодичность вывоза ТКО определяется в договоре, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку согласно положениям главы 6 Порядка накопления ТКО в договоре об оказании услуг указывается только время сбора отходов, в то время как периодичность вывоза ТКО осуществляется в соответствии с Правилами N 354 вне зависимости от способа накопления ТКО.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы жалобы относительно того, что потребители, проживающее в многоквартирном доме N 1 по ул. Юбилейная д. Пышминка Тюменского района Тюменской области, должны складировать ТКО в ближайшей контейнерной площадке, которая расположена возле д. 11 А по ул. 60 лет Октября п. Винзили Тюменского района Тюменской области, поскольку, как было выше сказано, пунктом 6.2 Порядка накопления ТКО предусмотрена приемка ТКО, в том числе, непосредственно от потребителей.
Более того, расстояние от жилого дома N 1 по ул. Юбилейная д. Пышминка Тюменского района Тюменской области до дома N 11А по ул. 60 лет Октября п. Винзили Тюменского района Тюменской области составляет 7 км, в связи с чем у потребителя, проживающего в жилом доме N 1 по ул.Юбилейная д.Пышминка отсутствует реальная возможность осуществлять складирование ТКО на данной контейнерной площадке.
Ссылки ООО "ТЭО" на том, что региональный оператор не может нести ответственность за удаленность площадки ТКО от потребителей, а обязанности по созданию площадок ТКО не могут быть возложены на ООО "ТЭО", являются обязанностями органов местного самоуправления, не принимаются апелляционным судом во внимание, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Вместе с тем, согласно пункту 4.1.5 Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО в Тюменской области от 27.04.2018 между Департаментом недропользования и экологии Тюменской области и ООО "ТЭО" в обязанности регионального оператора входит создание новых контейнерных площадок в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что предписанием от 06.11.2019 N ТО0007/2019 ООО "ТЭО" надлежит обеспечить предоставление коммунальной услуги по вывозу ТКО в соответствии с установленной Правилами N 354 периодичностью, обязанности по установлению контейнерной площадки административным органом обществу не вменены.
Доводы ООО "ТЭО" о том, что в материалы дела не представлены акты, а также видео-фото фиксация нарушений со стороны регионального оператора, также отклоняются судом.
Нарушение периодичности сроков вывоза ТКО, установленной пунктом 17 Правил N 354, подтверждается письмом ООО "ТЭО" от 05.11.2019 N 7538 (том 1 л. д. 35-36), согласно которому общество указало, что бесконтейнерный сбор ТКО в д. Пышминка Тюменского района Тюменской области осуществляется два раза в неделю, в подтверждение чего общество приложило к письмо данные системы ГЛОНАСС, график вывоза ТКО и путевые листы транспортных средств (том 1 л. д. 37-70).
Таким образом, допущенные обществом нарушения подтверждаются материалами дела.
Доводы ООО "ТЭО" о том, что административный орган вышел за пределы предмета требований, предметом обращения N 5166-ж/19 являлось отсутствие контейнерной площадки, апелляционным судом отклоняются, так как в обращении N 5166-ж/19 потребитель, в том числе, указывал на то, что ТКО вывозиться два раза в неделю, в то время как в летнее время должен вывозиться ежедневно (том 1 л. д. 86).
Соответственно, потребитель также указывал на нарушение сроков периодичности вывоза ТКО региональным оператором.
Вопреки мнению ООО "ТЭО", выданное предписание отвечает требованиям исполнимости, по форме и содержанию соответствуют требованиям действующего законодательства, направлено на устранение допущенных нарушений.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270
АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба ООО "ТЭО" удовлетворению не подлежит.
По правилам статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.02.2020 по делу N А70-22416/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-22416/2019
Истец: ООО "ТЮМЕНСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ