г. Самара |
|
18 июня 2020 г. |
Дело N А72-16713/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июня 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Лихоманенко О.А., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) - представитель не явился, извещено,
от областного государственного казённого учреждения "Управление делами Ульяновской области" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04.03.2020 по делу N А72-16713/2019 (судья Лубянова О.А.),
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное), г.Ульяновск,
к областному государственному казённому учреждению "Управление делами Ульяновской области" (ОГРН 1057325080999), г. Ульяновск,
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к областному государственному казённому учреждению "Управление делами Ульяновской области" (далее - учреждение, ОГКУ "Управление делами Ульяновской области") о взыскании убытков в размере 14519,84 руб. - излишне выплаченной суммы пенсии в отношении Мухаметшина Кетдуса Хайдаровича.
Определением суда от 21.10.2019 указанное заявление было принято к производству Арбитражного суда Ульяновской области, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением суда первой инстанции от 11.12.2019 заявление Государственного учреждения -Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) об уточнении исковых требований от 10.12.2019 было удовлетворено, истец просил взыскать с ответчика убытки в размере 13519,84 руб.
Определением от 16.12.2019 суд первой инстанции перешел к рассмотрению настоящего дела по общим правилам искового производства.
Определением от 23.01.2020 суд первой инстанции удовлетворил ходатайство истца об уточнении исковых требований, в котором истец просил взыскать с ответчика убытки в сумме 11519,84 руб. за период с 01.02.2019 по 31.05.2019.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 04.03.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, управление подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска (межрайонное) к областному государственному казенному учреждению "Управление делами Ульяновской области" о взыскании убытков в полном объеме.
В апелляционной жалобе указывает на то, что исходя из анализа норм законодательства о страховых пенсиях, об обязательном пенсионном страховании и об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования, следует вывод, что сведения персонифицированного учета - это сведения, учтенные на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
Податель жалобы считает, что судом неверно истолкована ч. 4 ст. 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В апелляционной жалобе также указывает, что суд не дал никакой оценки тому обстоятельству, что выплата пенсии с учетом индексации производится не сразу после представления страхователями отчетности, а по истечении времени, необходимого органам ПФР для совершения процедурных действий по обработке полученной от страхователя информации и ее отражению в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также для вынесения в рамках пенсионного процесса решения о выплате сумм пенсии.
Податель жалобы считает, что с учетом соблюдения Управлением процедурных сроков обработки отчетности статус пенсионера как неработающего на дату вынесения решения об индексации был определен правомерно, так как решение об индексации пенсии Мухаметшина К.Х. должно быть вынесено по информации за февраль 2019 - в течение апреля 2019, а фактически решение было вынесено управлением 22.04.2019, т.е. в сроки, установленные действующим законодательством.
В апелляционной жалобе отмечено, что судом указано, что за нарушение порядка и сроков представления отчетности законодателем предусмотрена ответственность в виде взыскания финансовых санкций, в то же время действующее законодательство не ограничивает возможность наряду с взысканием финансовых санкций взыскивать убытки.
ОГКУ "Управление делами Ульяновской области" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 04.03.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом.
На основании ст.ст. 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 12.02.2019 ОГКУ "Управление делами Ульяновской области" представило в Пенсионный фонд отчет по форме СЗВ-М (исходная форма) за отчетный период январь 2019 года, в указанной форме указан Мухаметшин К.Х.
15.03.2019 ОГКУ "Управление делами Ульяновской области" представило в Пенсионный фонд отчет по форме СЗВ-М (исходная форма) за отчетный период февраль 2019 года, в исходной форме Мухаметшин К.Х. отсутствовал.
08.05.2019 ОГКУ "Управление делами Ульяновской области" представило в Пенсионный фонд отчеты по форме СЗВ-М за отчетный период февраль 2019 отменяющую форму и дополнительную форму (срок предоставления указанных сведений составляет не позднее 15.03.2019). В указанной форме Мухаметшин К.Х. указан.
01.04.2019 ОГКУ "Управление делами Ульяновской области" представило в Пенсионный фонд отчет по форме СЗВ-М (исходная форма) за отчетный период март 2019 года, в указанной форме Мухаметшин К.Х. указан.
22.04.2019 ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) в отношении Мухаметшина К.Х. принято решение об индексации и корректировке страховой пенсии как неработающего пенсионера с 01.02.2019.
18.10.2019 Мухаметшин К.Х. написал в Пенсионный фонд заявление о добровольном возмещении излишне полученных сумм пенсии. На дату принятия судом решения Мухаметшин К.Х. перечислил в Пенсионный фонд сумму в размере 3000 руб.
ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) просит взыскать с ОГКУ "Управление делами Ульяновской области" излишне выплаченную сумму пенсии за период с 01.02.2019 по 31.05.2019 в отношении застрахованного лица - Мухаметшина К.Х. в размере 11519,84 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с ответчика излишне выплаченной суммы пенсии за период с 01.02.2019 по 31.05.2019 в отношении застрахованного лица - Мухаметшина К.Х. в размере 11519,84 руб..
При принятии решения об отказе в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, ОГКУ "Управление делами Ульяновской области" зарегистрировано в Пенсионном фонде РФ в качестве плательщика страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию.
В силу ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
В силу ст. 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с п.п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) сведения, предусмотренные данным подпунктом.
В соответствии со ст. 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные данным Федеральным законом.
Сведения представляются страхователем о каждом работающем застрахованном лице по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
В соответствии с ч. 12 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, за исключением случаев, предусмотренных ст. 26.1 данного Федерального закона.
Федеральным законом от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" в Закон N 400-ФЗ внесены изменения, согласно которым (ч.1 ст.26.1) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачиваются без учета индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с ч.10 ст.18 Закона N 400-ФЗ, имеющей место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы, суммы страховой пенсии выплачиваются в соответствии с ч. 3 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ с учетом индексации и корректировки размера страховой пенсии, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Согласно ч.4 ст.26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, производится без заявления пенсионера, прекратившего работать, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
На основании ч.6 ст.26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с п.2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ.
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное ч. 6 данной статьи (ч.7 ст.26.1 Закона N 400-ФЗ).
В соответствии с ч.8 ст.26.1 Закона N 400-ФЗ в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч. 6, 7 ст. 16 данного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с ч.10 ст. 18 данного Федерального закона страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.
В соответствии с ч.1 ст.28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно ч. 2 данной статьи в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Суд первой инстанции установил, что Мухаметшин К.Х. являлся получателем страховой пенсии по старости, в то же время он продолжал трудиться в учреждении.
Согласно данным персонифицированного учета, имеющимся в Управлении, страхователь - ОГКУ "Управление делами Ульяновской области", как работодатель, представил отчет по форме СЗВ-М (дополняющая форма) за отчетный период "февраль 2019 года" - 08.05.2019, в том числе, и на Мухаметшина К.Х., то есть с нарушением установленного законом срока (не позднее 15.03.2019), в ранее представленных и принятых управлением сведениях СЗВ-М (исходная) за февраль 2019 года сведения на указанное застрахованное лицо отсутствовали.
В связи с тем, что в установленный срок (не позднее 15.03.2019) учреждение не представило сведения индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованное лицо - Мухаметшина К.Х., управлением 22.04.2019 было вынесено распоряжение N 190000111596 о перерасчете размера пенсии Мухаметшину К.Х., как неработающего пенсионера с 01.02.2019 и бессрочно (л.д. 118).
15.05.2019 Управлением был составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 083S18190004472.
02.07.2019 согласно протоколу N 083100-ПР-8873 Управлением выявлен факт излишней выплаты пенсии Мухаметшину К.Х. за период с 01.02.2019 по 31.05.2019 в сумме 14 519 руб. 84 коп.
Ответчик в представленном отзыве пояснил, что в результате несвоевременного представления истцу сведений в форме C3B-M за февраль 2019 года о каждом застрахованном лице, работающем в ОГКУ "Управление делами Ульяновской области", получателям пенсии были произведены выплаты в завышенном размере (переплата). Мухаметшин К.Х. с 01.01.2008 по настоящее время работает в ОГКУ "Управление делами Ульяновской области" (справка от 09.01.2014 N 73-П-УД.01/685исх), сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март, апрель 2019 года в орган Пенсионного фонда Российской Федерации были сданы в установленный срок.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Позиция Управления основана на том, что если работодатель отражает в отчетности по форме СЗВ-М сведения о застрахованном лице - пенсионере, следовательно, это подтверждает факт работы пенсионера, и отсутствие у него права на индексацию и корректировку пенсии. Если же в сведениях это лицо отсутствует, это подтверждает факт его увольнения и наличие в связи с этим права на индексацию и корректировку пенсии. Поскольку отчетность представляется только на работающих лиц, при отсутствии в отчетном месяце работающих работодатель ее не представляет (сдача "нулевой" отчетности законодательством не предусмотрена).
Поскольку в установленный законодательством срок учреждением сведения о застрахованном лице Мухаметшин К.Х. за февраль 2019 года представлены не были, у управления имелись основания для вывода о прекращении Мухаметшиным К.Х. работы и, соответственно, для вынесения решения об индексации и корректировки страховой пенсии, как неработающему пенсионеру.
Между тем материалами дела подтверждается, что за 2019 год ОГКУ "Управление делами Ульяновской области" своевременно представлены в пенсионный фонд отчеты по форме СЗВ-М за январь (в ПФ поступил отчет 12.02.2019), март (в ПФ поступил отчет 01.04.2019), апрель (в ПФ поступил отчет 07.05.2019), в которых содержалась информация о Мухаметшине К.Х., как о работающем пенсионере.
Таким образом, на момент принятия пенсионным фондом 22.04.2019 решения об индексации и корректировке страховой пенсии как неработающего пенсионера с 01.02.2019 (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) истец располагал сведениями о том, что Мухаметшин К.Х. является работником ОГКУ "Управление делами Ульяновской области", между тем предусмотренные ч. 4 ст. 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ действия не выполнил, указанными сведениями не воспользовался, никакую дополнительную проверку не проводил. В основу принятого решения об индексации и последующей выплате положил исключительно факт непредставления сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за февраль 2019 года.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что причинно-следственная связь между действиями ответчика по представлению сведений за февраль 2019 года по форме СЗВ-М и возникновением у пенсионного фонда убытков отсутствует.
Кроме того, судом первой инстанции отмечено, что за нарушение порядка и сроков представления отчетности законодательством установлены специальные меры ответственности.
В соответствии с п. 4 ст. 28 Закона N 400-ФЗ в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
На основании п.36 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, контроль за достоверностью индивидуальных сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Учитывая указанные положения законодательства, Управление имело возможность обнаружить в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибки и несоответствие сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, и предпринять меры, установленные Инструкцией, для их устранения, путем направления страхователю соответствующего уведомления.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований Управления Пенсионного фонда.
Выводы, сделанные судом первой инстанции, согласуются с правоприменительной практикой (Определения Верховного Суда РФ от 20.12.2018 N 301-КГ18-20903, от 26.12.2018 N 303-ЭС18-21706).
Довод подателя жалобы о том, что судом неверно истолкована ч. 4 ст. 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях", суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку противоречит судебной практике по аналогичным делам.
Ссылку подателя жалобы на то, что с учетом соблюдения Управлением процедурных сроков обработки отчетности статус пенсионера как неработающего на дату вынесения решения об индексации был определен правомерно, так как решение об индексации пенсии Мухаметшина К.Х. должно быть вынесено по информации за февраль 2019 - в течение апреля 2019 года, арбитражный апелляционный суд считает несостоятельной в связи со следующим.
Материалами дела подтверждается, что учреждением своевременно были представлены в Пенсионный фонд отчеты по форме СЗВ-М за январь (12.02.2019), март (01.04.2019), апрель (07.05.2019), в которых содержалась информация о Мухаметшине К.Х. как о работающем пенсионере.
Следовательно, на момент принятия решения о проведении корректировки и индексации пенсии Мухаметшина К.Х. в Управлении имелись сведения о том, что пенсионер продолжает работать.
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут повлиять на законность принятого решения, поскольку суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, применив при этом соответствующие нормы материального права.
С учетом вышеизложенного решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04.03.2020 по делу N А72-16713/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
О.А. Лихоманенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-16713/2019
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЛЕНИНСКОМ РАЙОНЕ Г. УЛЬЯНОВСКА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ", ОГКУ "Управление делами Ульяновской области"