г. Москва |
|
18 июня 2020 г. |
Дело N А40-174595/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
Т.Б.Красновой, Л.А.Москвиной, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России N 5 по г.Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.12.2019 по делу N А40-174595/19 (72-1391)
по заявлению ООО "СПЕЦТЕХНИКА"
к ИФНС России N 5 по г.Москве
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: |
Бацылева И.А. по дов. от 30.08.2019; |
от ответчика: |
Перехода А.С. по дов. от 08.10.2019; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СПЕЦТЕХНИКА" (далее- заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ИФНС России N 29 по г. Москве (далее - ИФНС, административный орган, налоговый орган) об оспаривании постановлений N 77052019000301 от 26.062019г., N 77052019000401 от 26.06.2019 г., N 77052019000501 от 26.06.2019 г., N 7752019000601 от 26.06.2019 г. о привлечении заявителя к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 04.12.2019 заявленные требования удовлетворены, постановления признаны незаконными и отменены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ИФНС России N 29 по г. Москве обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Налоговый орган считает, что действовал в рамках полномочий, представленных в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", а ведение банковского счета - это отдельный объект контроля, не связанный с валютными операциями.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество поддержал решение суда первой инстанции, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Представитель налогового органа в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель заявителя поддержал решение суда, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Спецтехника" открыт счет N LV91AIZK0000010356577 в банке за пределами территории Российской Федерации ABLV BANK, AS (Латвия).
Минуя счета в уполномоченных банках Российской Федерации, общество осуществило зачисление на свой счет N LV91AIZK0000010356577, открытый в банке ABLV BANK, AS (Латвия), денежных средств в иностранной валюте:
1. 28.06.2017 от нерезидента ОАО "Алмалыкский ГМК" (Узбекистан) по договорам от 11.09.2015 N 26-22338-2336UR в сумме 89 860,71 долларов США, от 29.09.2015 N 26-22387- 2424UR в сумме 364 037,21 долларов США и от 03.11.2015 N 26-22654-2965UR в сумме 117 623,94 долларов США, а всего на сумму 571 521,86 долларов США.
2. 03.07.2017 от нерезидента Государственное предприятие Навоийский горнометаллургический комбинат (НГМК) (Узбекистан) в иностранной валюте по договору от 25.04.2016 N 35.03-02/14 в сумме 24 176,57 долларов США и валюты РФ по договору от 30.12.2016 N 35.03-02/74 в сумме 6 469 114,70 рублей.
3. 17.07.2017 от нерезидента Государственное предприятие Навоийский горнометаллургический комбинат (НГМК) (Узбекистан) по договорам от 19.04.2016 N 35.03-02/12 в сумме 164 840,11 долларов США и N 35.03-02/13 в сумме 164 832,48 долларов США, а всего на сумму 329 672,59 долларов США.
4. 31.07.2017 от нерезидента ОАО "Алмалыкский ГМК" (Узбекистан) по договору от 11.09.2013 N 26-19735-3027UR сумме 94 428,66 евро.
По мнению административного органа, зачислив денежные средства в иностранной валюте от нерезидента на свой счет N LV91AIZK0000010356577 в банке за пределами территории Российской Федерации, ООО "Спецтехника" нарушило пп. б п.9 ч.1 ст.1, ст.12 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ), так как осуществило валютные операции, не предусмотренные Законом N 173-ФЗ.
Тем самым, в действиях Общества ИФНС выявила признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ.
В отношении Общества 24.06.2019 г. составлены протоколы об административных правонарушениях N 77052019000301, 77052019000401, 77052019000501, 77052019000601 по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.
26.06.2019 г. ООО "Спецтехника" на основании постановлений о назначении административных наказаний N 77052019000301, 77052019000401, 77052019000501, 77052019000601 привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что постановления вынесены не полномочным органом.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд руководствуется следующим.
В соответствии с п. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет решение в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля определены Законом N 173-ФЗ, согласно которому, валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации (части 1, 2 статьи 22 Закона N 173-ФЗ).
Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования и применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (части 1 и 2 статьи 23 Закона N 173-ФЗ).
На основании Указа Президента от 02.02.2016 N 41 "О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере" Федеральная служба финансово-бюджетного надзора упразднена и 08.08.2016 исключена из Единого государственного реестра юридических лиц. Функции органа валютного контроля упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора переданы Федеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе.
Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) на основании пункта 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов (пункт 1 Положения о налоговой службе).
В силу пункта 5.1.5 названного положения ФНС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)") и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам).
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.09.2013 N 809 Федеральная таможенная служба (далее - ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, функции органа валютного контроля, функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и государственного ветеринарного надзора в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (специализированные пункты пропуска), функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений.
ФТС России осуществляет контроль и надзор в установленной сфере деятельности за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений (подпункт 5.3.3 Положения о таможенной службе).
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.09.2013 N 809 Федеральная таможенная служба (далее - ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, функции органа валютного контроля, функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и государственного ветеринарного надзора в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (специализированные пункты пропуска), функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений.
Подпунктом 5.3.15 названного положения установлено, что ФТС России осуществляет контроль и надзор в установленной сфере деятельности за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений.
С учетом изложенных выше положений суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что разграничение полномочий ФНС России и ФТС России в области валютного контроля производится, в том числе с учетом наличия или отсутствия связи между произведенной валютной операцией и перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации.
При этом контроль за валютными операциями, связанными с передачей товаров между резидентами и нерезидентами за пределами территории Российской Федерации и на территории Российской Федерации, то есть без перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, без ввоза товаров в Российскую Федерацию и их вывоза из Российской Федерации осуществляет ФНС России.
В данном случае, Обществом производилась закупка товаров у АО "Дизель Комплект" (Кыргызская республика) и последующая продажа данных товаров в адрес АО "Алмалыкский ГМК" и Государственного предприятия Навоийский горнометаллургический комбинат (НГМК), Республика Узбекистан).
При этом, товар следовал напрямую от нерезидента АО "Дизель Комплект" (грузоотправитель) с территории Киргизии в адрес покупателя - нерезидента АО "Алмалыкский ГМК" (грузополучатель) на территорию Узбекистана, т.е. товар перемещался через таможенную границу ЕАЭС (Кыргызская Республика является членом ЕАЭС).
Поскольку полномочиями в области валютного контроля в случае перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза наделена ФТС России, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что материалы административного дела рассмотрены и оспариваемое постановление вынесено неправомочным (некомпетентным) на то административным органом.
Пунктом 5 части 1 статья 29.4. КоАП РФ определено, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, в том числе, разрешается вопрос о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.
В силу пункта 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о незаконности и необоснованности оспариваемых постановлений и, как следствие, о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, является правомерным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в данном случае объектом валютного контроля был банковский счет, а не валютные операции отклоняются апелляционным судом, поскольку противоречат материалам дела. Из материалов административных дел следует, что Обществу вменяется незаконное зачисление валюты на счет, которое осуществлено в оплату за товар, перемещенный через таможенную границу Евразийского экономического союза.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04.12.2019 по делу N А40-174595/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А.Чеботарева |
Судьи |
Т.Б.Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-174595/2019
Истец: ООО "СПЕЦТЕХНИКА"
Ответчик: ИФНС России N 5 по г.Москве