г. Вологда |
|
18 июня 2020 г. |
Дело N А05-13455/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 18 июня 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 февраля 2020 года по делу N А05-13455/2019,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "АГД Даймондс" (ОГРН 1022900508036, ИНН 2901071160; адрес: 163001, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 168; далее - АО "АГД Даймондс", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 5067847165018, ИНН 7841340833; адрес: 191028, Санкт-Петербург, улица Моховая, дом 3; далее - управление) о признании недействительным предписания от 20.09.2019 N 57-56-4591-2507/ПР об устранении выявленных нарушений в части пунктов 1, 5, 7, 11, 12, 16, 17.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 12 февраля 2020 года по делу N А05-13455/2019 заявленные требования удовлетворены в части. Признаны недействительными пункты 1, 5 (в части абзаца второго об отсутствия документального оформления результатов анализа СУПБ), 7 (в части абзаца первого о проведении вскрышных работ, не предусмотренных планом развития горных работ), 11, 16, 17 предписания управления от 20.09.2019 N 56-57-4591-2507/ПР; на управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Кроме того, с управления в пользу общества взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Управление с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части удовлетворения требований о признании недействительным пункта 1 предписания. Считает, что суд пришел к неверным выводам об отсутствии нарушения.
Общество в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, одновременно просило рассмотреть дело без участия представителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Поскольку в порядке апелляционного производства решение суда обжаловано только в части требований, при этом лица, участвующие в деле, не заявили иных возражений, в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя управления от 07.08.2019 N 57-56-4591/Рк (с изменениями, внесенными распоряжением от 13.09.2019) в отношении АО "АГД Даймондс" проведена плановая выездная проверка соблюдения в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности обязательных требований; соответствия указанным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 20.09.2019 N 57-56-4591-5772/А, копия которого 20.09.2019 вручена представителю общества.
По результатам плановой выездной проверки, проведенной управлением, выявлены нарушения обществом требований промышленной безопасности, что послужило основанием для выдачи заявителю предписания от 20.09.2019 N 57-56-4591-2507/ПР.
Заявитель, полагая, что пункты 1, 5, 7, 11, 12, 16, 17 предписания от 20.09.2019 вынесены с нарушением требований закона и нарушают его права, обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил частично.
Управление не согласилось с решением суда в части удовлетворения заявления о признании пункта 1 предписания недействительным.
Апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в обжалуемой части в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 1 оспариваемого предписания управление отразило, что в нарушение требований законодательства в Положении о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах АО "АГД Даймондс", утвержденном генеральным директором 29.08.2019 (далее - Положение о производственном контроле от 29.08.2019), описание организационной структуры службы производственного контроля не соответствует действующим на предприятии локальным ненормативным актам по СУПБ; отсутствуют права и обязанности должностных лиц службы производственного контроля, ответственных за осуществление производственного контроля.
Как посчитало управление, поскольку численность работников организации превышает 500 человек, в обществе должна быть создана служба производственного контроля. Фактически созданная служба производственного контроля осуществляет контроль на опасных производственных объектах, однако ее структура, права и обязанности должностных лиц не отражены в Положении о производственном контроле от 29.08.2019.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Согласно пунктам 1, 3, 5 статьи 11 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I или II класса опасности, обязаны создать системы управления промышленной безопасностью и обеспечивать их функционирование.
Требования к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Обязательные требования к организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, установлены в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263 (далее - Правила N 263).
Согласно пункту 7 упомянутых Правил производственный контроль в эксплуатирующей организации осуществляют назначенный решением руководителя организации работник или служба производственного контроля.
В силу пункта 8 Правил N 263 функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, рекомендуется возлагать:
на одного из заместителей руководителя эксплуатирующей организации - если численность занятых на опасных производственных объектах работников составляет менее 150 человек;
на специально назначенного работника - если численность занятых на опасных производственных объектах работников составляет от 150 до 500 человек;
на руководителя службы производственного контроля - если численность занятых на опасных производственных объектах работников составляет более 500 человек.
Работник, ответственный за осуществление производственного контроля, должен иметь: высшее техническое образование, соответствующее профилю производственного объекта; стаж работы не менее 3 лет на соответствующей работе на опасном производственном объекте отрасли; удостоверение, подтверждающее прохождение аттестации по промышленной безопасности (пункт 9 Правил N 263).
В пункте 11 Правил N 263 перечислены обязанности работника, ответственного за осуществление производственного контроля.
Согласно пункту 3(1) вышеназванных правил положение о производственном контроле содержит:
должность работника, ответственного за осуществление производственного контроля или описание организационной структуры службы производственного контроля;
права и обязанности работника или должностных лиц службы производственного контроля, ответственных за осуществление производственного контроля;
порядок планирования и проведения внутренних проверок соблюдения требований промышленной безопасности, а также подготовки и регистрации отчетов об их результатах;
порядок сбора, анализа, обмена информацией о состоянии промышленной безопасности между структурными подразделениями эксплуатирующей организации и доведения ее до работников, занятых на опасных производственных объектах;
порядок принятия и реализации решений по обеспечению промышленной безопасности с учетом результатов производственного контроля;
порядок принятия и реализации решений о диагностике, испытаниях, освидетельствовании сооружений и технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах;
порядок обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасных производственных объектах;
порядок организации расследования и учета аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах;
порядок учета результатов производственного контроля при применении мер поощрения и взыскания в отношении работников эксплуатирующей организации;
порядок принятия и реализации решений о проведении экспертизы промышленной безопасности;
порядок подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
порядок подготовки и представления сведений об организации производственного контроля.
Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых, утвержденные Приказом Ростехнадзора от 11.12.2013 N 599 (далее - Правила N 599), устанавливают требования промышленной безопасности к деятельности организаций, осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию объектов, на которых ведутся горные работы с целью добычи твердых полезных ископаемых (в том числе с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых), работы по переработке полезных ископаемых, а также организаций, занимающихся изготовлением, монтажом, эксплуатацией и ремонтом технических устройств, применяемых на объектах горной промышленности.
Пунктом 10 Правил N 599 определено, что организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы и переработка полезных ископаемых, в установленном законодательством Российской Федерации порядке обязаны организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, разрабатывать положения о производственном контроле. Ответственность за организацию производственного контроля несет руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект. Ответственность за осуществление производственного контроля несут должностные лица, на которых возложена ответственность за осуществление производственного контроля. В установленных законодательством Российской Федерации случаях организации, ведущие горные работы и работы по переработке полезных ископаемых, обязаны разрабатывать системы управления промышленной безопасностью.
Ссылаясь на пункт 10 Правил N 599, пункты 7, 8, а также пункт 3(1) Правил N 263, устанавливающий, что в положении о производственном контроле должны содержаться должность работника, ответственного за осуществление производственного контроля, или описание организационной структуры службы производственного контроля, управление делает вывод об обязательности создания в организации службы производственного контроля.
Суд первой инстанции, отклоняя позицию управления, учел, что приведенные положения предоставляют право организации самостоятельно определить порядок организации производственного контроля: путем назначения ответственного работника или создания службы производственного контроля.
В рассматриваемом случае разделом 3 Положения о производственном контроле от 29.08.2019 установлен порядок организации производственного контроля. Пунктом 3.3 данного Положения ответственным за осуществление производственного контроля назначен заместитель главного инженера по промышленной безопасности и охране труда - начальник отдела. Права и обязанности ответственного работника определены разделом 4 настоящего Положения, а также, согласно пункту 3.5, - его должностной инструкцией.
Приказом генерального директора общества от 22.01.2019 N 10 ответственным за осуществление производственного контроля назначен заместитель главного инженера по промышленной безопасности и охране труда - начальник отдела Солопов С.В. Должностная инструкция заместителя главного инженера по промышленной безопасности и охране труда утверждена главным инженером общества 09.01.2019; разделом 3 должностной инструкции регламентированы обязанности в части организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.
Таким образом, нарушений обществом требований статей 9, 11 Закона N 116-ФЗ, пункта 3 (1) Правил N 263 и пункта 10 Правил N 599 суд первой инстанции не установил.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, тот факт, что в пункте 6.13 Положения о производственном контроле от 29.08.2019 предусмотрено осуществление трехступенчатого производственного контроля непосредственно в подразделениях предприятия, не свидетельствует о создании службы производственного контроля и необходимости соблюдения требований нормативных актов к организации деятельности такой службы.
На основании изложенного суд первой инстанции признал пункт 1 предписания недействительным.
Оснований для переоценки выводов суда коллегия судей не усматривает и соглашается с позицией суда о том, что отражение в Положения о производственном контроле от 29.08.2019 порядка такого контроля, положений о создании постоянно действующей комиссии, о наличии трехступенчатой системы контроля, наличие отдела промышленной безопасности и охраны труда само по себе не свидетельствует о создании самостоятельного структурного подразделения - службы производственного контроля.
Кроме того, требование к содержанию положения о производственном контроле изложены в пункте 3(1) Правил N 263, в которых не отражено, что в данном положении должна быть изложена организационная структура такой службы при отражении должности работника, ответственного за осуществление производственного контроля.
В данном случае в пункте 3 Положения о производственном контроле от 29.08.2019 отражено должностное лицо, которое несет ответственность за осуществление производственного контроля, в пункте 4 - изложены его прав и обязанности. Следовательно, названный документ соответствует требованиям пункта 3 (1) Правил N 263.
Из пункта 3(1) Правил N 263 следует, что в положении о производственном контроле излагаются права и обязанности работника или должностных лиц службы производственного контроля, ответственных за осуществление производственного контроля, а не тех и других, в связи с этим ссылка апеллянта на необходимость изложения прав и обязанностей всех должностных лиц службы коллегией судей не принимается.
То обстоятельство, что в пункте 3.6 Положения о производственном контроле от 29.08.2019 указано, что приказом генерального директора назначаются лица, ответственные за соблюдение правил промышленной безопасности, а в пункте 5 расписан порядок работы комиссии по промышленной безопасности, в пункте 6.13 - порядок трехступенчатого производственного контроля, на что указывает апеллянт, не свидетельствует о необходимости отражения в названном Положении структуры службы производственного контроля, поскольку Положение о производственном контроле от 29.08.2019 содержит должность работника, ответственного за осуществление производственного контроля.
Ссылки на несоответствие локальных ненормативных актов общества: Положения об отделе промышленной безопасности и охраны труда, приказа от 29.12.2018 об утверждении членов постоянно-действующей комиссии по промышленной безопасности, должностных инструкций, стандарта организации СТО-14-2017, содержанию Положения о производственном контроле от 29.08.2019 судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку названные управлением вопросы, касающиеся порядка подчинения начальников отделов, постоянно-действующей комиссии, роли отделов при организации производственного контроля, не свидетельствуют о таком противоречии.
При этом из пункта 10 Правил N 599 следует, что ответственность за организацию производственного контроля несет руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект; ответственность за осуществление производственного контроля несут должностные лица, на которых возложена ответственность за осуществление производственного контроля, а нормы пункта 8 Правил N 263 о создании службы производственного контроля носят рекомендательный характер.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы, изложенные в решении суда. Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 февраля 2020 года по делу N А05-13455/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-13455/2019
Истец: АО "АГД Даймондс"
Ответчик: Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору