г. Саратов |
|
19 июня 2020 г. |
Дело N А06-7966/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Землянниковой В.В., Макарихиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Половниковой В.А.,
рассмотрев с использованием системы видеоконференц-связи в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Астраханской области "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 22 января 2020 года по делу N А06-7966/2019 (судья Плеханова Г.А.)
по заявлению Государственного казенного учреждения Астраханской области "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" (414040, Астраханская область, город Астрахань, улица Раскольникова, дом 10В, ИНН 3015115049, ОГРН 1193025002433)
к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (414000, Астраханская область, город Астрахань, улица Набережная 1 мая, 96, ИНН 3015068399, ОГРН 1053000014660)
о признании незаконным и отмене акта проверки от 06.06.2019 N 2/2019.
при участии в судебном заседании:
представителя Государственного казенного учреждения Астраханской области "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" - Енбарисова Р.Е., действующего на основании доверенности от 20.01.2020, представлен диплом о высшем юридическом образовании,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось Государственное казенное учреждение Астраханской области "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" (далее - Учреждение, заявитель) с заявлением к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (далее - Министерство) о признании незаконным и отмене акта проверки от 06.06.2019 N 2/2019.
Решением от 22 января 2020 года Арбитражный суд Астраханской области в удовлетворении заявленных Государственным казенным учреждением Астраханской области "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" требований отказал.
Учреждение не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором министерство просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение оставить без изменения.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 22.05.2020, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Представитель Учреждение настаивает на рассмотрении апелляционной жалобы в данном судебном заседании.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя подателя жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Министерства от 22.02.2019 N 42 "О проведении внеплановой проверки государственного казенного учреждения Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханcкой области" в части соблюдения действующего законодательства, оценки правомерности, экономности, результативности и эффективности финансово-хозяйственной деятельности, определение целевого и эффективного использования средств бюджета, направленного на строительства, реконструкцию, ремонт и капитальный ремонт дорог, проведена внеплановая проверка Учреждения.
По результатам проверки составлен акт от 06.06.2019 N 2/2019, в котором указано, что при обследовании объекта Приволжье-Николаевка-Янго-Аскер км 0+00 - км 7+100 в Наримановском районе Астраханской области установлено отсутствие отдельных элементов дорожной разметки на отремонтированном участке автомобильной дороги, что позволяет сделать вывод о завышении выполненных объемов работ при их приемке.
По результатам рекомендовано:
- усилить контроль за ведением исполнительной документации по объектам, реализуемым в рамках государственной программы "Развитие дорожного хозяйства Астраханcкой области", на постоянной основе;
- в рамках гарантийных обязательств на объекте "Ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения Приволжье-Николаевка-Янго-Аскер км 0+00 -км 7+100 в Наримановском районе Астраханской области" провести работу с подрядной организацией по вопросу обновления и (или) восстановления дорожной разметки, согласно замечаний, указанных в приложении N 1-ДДХ в срок до 01.07.2019;
- рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц, допустивших указанные в настоящем акте нарушения в срок до 01.07.2019.
Об исполнении настоящих рекомендаций сообщить в Министерство в срок до 02.07.2019.
Распоряжением от 12.12.2018 N 267/812 произведена реорганизация государственного казенного учреждения Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханcкой области" путем выделения из него Государственного казенного учреждения Астраханской области "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор". Согласно уставу Государственного казенного учреждения Астраханской области "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" целями деятельности учреждения является оказание государственных услуг в отношении автомобильных дорог общего пользования. Государственное казенное учреждение Астраханской области "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" поставлено на учет 18.04.2019 (т.1, л.д. 105-131).
Считая акта проверки Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 06.06.2019 N 2/2019 незаконным и нарушающим права и законные интересы учреждения, Государственное казенное учреждение Астраханской области "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что рекомендации Министерства вынесены в рамках предоставленных полномочий и соответствуют требованиям действующего законодательства.
Судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" осуществление контроля за деятельностью государственных (муниципальных) учреждений возложено на орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении этих учреждений.
Постановлением Правительства Астраханской области от 21.02.2011 N 33-П утвержден Порядок осуществления контроля за деятельностью государственных автономных, бюджетных, казенных учреждений Астраханской области (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка контроль за деятельностью государственных автономных, бюджетных и казенных учреждений Астраханской области осуществляют исполнительные органы государственной власти Астраханской области, на которые возложены координация и регулирование деятельности государственных автономных, бюджетных и казенных учреждений Астраханской области в соответствующей отрасли (сфере управления) (далее - отраслевые органы).
Согласно 2.1. Порядка предметом контроля за деятельностью государственного бюджетного учреждения Астраханской области является его финансово-хозяйственная деятельность, направленная в том числе на обеспечение состава, качества и (или) объема (содержания) оказываемых государственных услуг (выполняемых работ), условий, порядка и результатов оказания государственных услуг (выполнения работ), определенных в государственном задании.
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что контроль за деятельностью государственных автономных, бюджетных, казенных учреждений Астраханской области осуществляется с использованием предварительного, текущего и последующего контроля. Предварительный и текущий контроль осуществляется в форме камеральной проверки, а последующий контроль осуществляется в форме выездной проверки.
Последующий контроль осуществляется в форме выездной проверки отраслевыми органами по мере поступления отчетов об использовании закрепленного за государственными автономными, бюджетными, казенными учреждениями Астраханской области объектов государственной собственности Астраханской области по месту нахождения государственного автономного, бюджетного, казенного учреждения Астраханской области на основании распоряжения (приказа) отраслевого органа о назначении выездной проверки (пункт 3.4 Порядка).
В соответствии с пунктом 4.1 Порядка по результатам выездной проверки составляется акт проверки в двух экземплярах, который вручается под расписку для ознакомления в течение 5 рабочих дней руководителю (уполномоченному представителю) государственного автономного, бюджетного, казенного учреждения Астраханской области.
В случае выявления при проведении проверки нарушений в деятельности государственного автономного, бюджетного, казенного учреждения Астраханской области отраслевой орган, проводивший проверку, в пределах полномочий:
- обязует руководителя государственного автономного, бюджетного, казенного учреждения Астраханской области устранить выявленные нарушения и недостатки с указанием сроков их устранения и (или) принять иные меры по результатам о0существления контроля, установленные правовым актом отраслевого органа;
- обеспечивает контроль за устранением выявленных нарушений, принимает меры по их предупреждению, предотвращению возможного причинения ущерба бюджету Астраханской области, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к дисциплинарной ответственности в соответствии с действующим законодательством;
- информирует прокуратуру Астраханской области о выявленных правонарушениях в сфере экономики в течение 5 календарных дней с даты составления акта проверки (пункт 4.7 Порядка).
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что итоги контроля учитываются отраслевым органом в рамках своей компетенции при решении следующих вопросов:
- о соответствии состава, качества и (или) объема (содержания) оказываемых государственных услуг (выполняемых работ), условий, порядка и результатов оказания государственных услуг (выполнения работ), определенных в государственном задании;
- о выполнении плана финансово-хозяйственной деятельности государственного автономного бюджетного учреждения Астраханской области;
- о сохранении (увеличении, уменьшении) показателей государственного задания и объемов бюджетных ассигнований;
- о перепрофилировании деятельности государственного автономного бюджетного или казенного учреждения Астраханской области;
- об изменении типа, реорганизации или ликвидации государственного автономного бюджетного или казенного учреждения Астраханской области;
- о выполнении условий исполнения государственных контрактов.
Таким образом, по результатам проверки проверяющим органом выносится итоговый акт - акт проверки, в котором фиксируются как выявленные нарушения, так и указываются меры, которые обязан выполнить руководитель государственного автономного, бюджетного, казенного учреждения Астраханской области в целях устранения выявленных нарушений и недостатков. Следовательно, данный акт является ненормативным правовым актом и может быть оспорен в судебном порядке.
По результатам внеплановой выездной проверки Учреждения Министерством составлен акт от 06.06.2019 N 2/2019, в котором указано, что при обследовании объекта Приволжье-Николаевка-Янго-Аскер км 0+00 - км 7+100 в Наримановском районе Астраханской области установлено отсутствие отдельных элементов дорожной разметки на отремонтированном участке автомобильной дороги, что позволяет сделать вывод о завышении выполненных объемов работ при их приемке.
Заявитель считает указание на данное нарушение неправомерным, поскольку срок завершения работ по контракту - 31.10.2018 года. Работы были приняты, что подтверждается актом от 03.10.2018, при этом в соответствии с пунктом 5.1.13 ГОСТ Р 51256-2018 "Технические средства организации дорожного движения Разметка дорожная Классификация. Технические требовании" функциональная долговечность постоянной горизонтальной разметки, выполненной термопластиками, холодными пластиками... составляет не менее шести месяцев. Полагает, что поскольку в соответствии с главой 11 Контракта в период гарантийного срок Подрядчиком были неоднократно обновлены элементы горизонтальной разметки, то нарушений ни в исполнительной документации, ни в гарантийных обязательства не имеется.
Данный довод был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно судом отклонен.
Как следует из материалов дела, 08.05.2018 ГКУ АО "Астраханьавтодор" (заказчик) и ООО "ВРСК" (подрядчик) заключен государственный контракт на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования регионального значения Приволжье-Николаевка-Янго-Аскер (т.1, л.д. 62-101).
Согласно пункту 1.3 Контракта с приложениями Подрядчик гарантирует выполнение обязательств по контракту с надлежащим качеством, в соответствии с техническими требованиями нормативных документов.
В соответствии с пунктом 11.2 Контракта гарантийный срок на сдаваемые в эксплуатацию участок дороги составляет не менее 48 месяцев.
Пунктом 12.1 Контракта установлено, что стороны несут ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных настоящим контрактом.
Как следует из материалов дела и не оспорено сторонами, дорожная разметка была выполнена материалом - холодным спреем-пластиком. Данный материал применяется в соответствии с п.3.1.4 (ГОСТ 32830-2014 Дороги автомобильные общего пользования.
Материалы для дорожной разметки. Технические требования.), холодный пластик для дорожной разметки автомобильных дорог - это материал на основе реакционно-способных полимеров, содержащий пигменты и наполнители, отверждаемый в результате химической реакции и образующий при нанесении на дорожное покрытие, а также на искусственные сооружения и элементы обустройства автомобильных дорог, после отверждения покрытие, соответствующее требованиям, предъявляемым к дорожной разметке.
В соответствии с пунктом 3.1.5 спрей-пластик для дорожной разметки автомобильных дорог - это холодный пластик или термопластик, наносимые методом распыления толщиной слоя до 1,5 мм.
В соответствии с пунктом 5.1.13 ГОСТ Р 51256-2018 установлена следующая продолжительность функциональной долговечности горизонтальной разметки:
- функциональная долговечность постоянной горизонтальной разметки, выполненной термопластиками, холодными пластиками с толщиной нанесения 1,5 мм и более, штучными формами и полимерными лентами - не менее одного года;
- функциональная долговечность постоянной горизонтальной разметки, выполненной термопластиками, холодными пластиками с толщиной нанесения менее 1,5 мм - не менее шести месяцев;
Согласно пункту 5.1.14 ГОСТ Р 51256-2018 разрушение и износ горизонтальной разметки по площади не должны превышать следующих значений:
- для разметки, выполненной термопластиками, холодными пластиками с толщиной нанесения 1,5 мм и более, полимерными лентами, штучными формами, - 25%;
- для разметки, выполненной красками (эмалями), термопластиками и холодными пластиками с толщиной нанесения менее 1,5 мм (за исключением разметки, дублирующей изображение дорожных знаков), - 50%;
- для разметки, дублирующей изображение дорожных знаков, - 25%, независимо от применяемых материалов (изделий).
По условиям государственного контракта, гарантийный срок 48 месяцев.
Как верно указал суд первой инстанции, частичное отсутствие разметки обусловлено её фактическим износом на момент проверки и относится к гарантийным обязательствам Подрядчика.
Пунктом 1 статьи 721 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
Согласно статье 722 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда законом, иным правовым актом, договором подряда или обычаями делового оборота предусмотрен для результата работы гарантийный срок, результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям договора о качестве (пункт 1 статьи 721). Гарантия качества результата работы, если иное не предусмотрено договором подряда, распространяется на все, составляющее результат работы.
Заказчик вправе предъявить требования, связанные с недостатками результата работы, обнаруженными в течение гарантийного срока (пункт 3 статьи 724 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного суд пришел к верному выводу, что акт Министерства вынесен в рамках предоставленных полномочий и соответствуют требованиям действующего законодательства.
Судебной коллегией отклоняется довод подателя жалобы нарушении процедуры проведения проверки, поскольку уполномоченные представители Учреждения не были уведомлены о проведении внеплановой проверки, в связи с чем участия в ней не принимали.
Как следует из приложения к оспариваемому акту проверки, проверка проводилась и использованием передвижной дорожной лаборатории, а так же средств для измерения объемов выполненных работ непосредственно на объекте, которые предоставлены проверяемым лицом - Государственным казенным учреждением Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханcкой области".
При таких обстоятельствах, Учреждение знало о проводимой проверке и имело возможность участвовать при ее проведении.
Так же отклоняется довод заявителя о том, что в акте проверки не указаны данные проверяемого лица.
Так, в оспариваемом акте указаны лица, возглавлявшие проверяемое лицо в проверяемом периоде, а так же руководитель Учреждения на дату составления акта.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба Государственного казенного учреждения Астраханской области "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 22 января 2020 года по делу N А06-7966/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-7966/2019
Истец: Государственное казенное учреждение Астраханской области "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор"
Ответчик: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области
Третье лицо: 12 Арбитражный Апелляционный суд, Арбитражный суд Астраханской области
Хронология рассмотрения дела:
24.09.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-65049/20
24.09.2020 Постановление Арбитражного суда Астраханской области N А06-7966/19
19.06.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1966/20
22.01.2020 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-7966/19