г. Саратов |
|
18 июня 2020 г. |
Дело N А57-20874/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июня 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Пузиной,
судей А.В. Смирникова, С.М. Степуры,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания В.К. Глебовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2
апелляционную жалобу арбитражного управляющего Галкиной Евгении Ботыровны (410012, г. Саратов, ул. Вавилова, д. 36,оф. 39)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 31 января 2020 года по
делу N А57-20874/2019
по заявлению арбитражного управляющего Галкиной Евгении Ботыровны (410012,
г. Саратов, ул. Вавилова, д. 36,оф. 39)
заинтересованные лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (410012, г. Саратов, Театральная пл., д. 11, ИНН 6455039436, ОГРН 1056405504671), Киселев Дмитрий Сергеевич,
об оспаривании постановления,
при участии:
представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области - К.К. Лушпинина, по доверенности от 09.01.20 N 23,
представитель арбитражного управляющего Галкиной Евгении Ботыровны - М.В. Якунина, по доверенности от 10.12.2019,
УСТАНОВИЛ:
Арбитражный управляющий Галкина Евгения Ботыровна (далее арбитражный управляющий, Галкина Е.Б.) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области об отмене определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 09 августа 2019 года.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 31 января 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Арбитражный управляющий Галкина Евгения Ботыровна, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области об отмене определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 09 августа 2019 года.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что руководитель (заместитель) Управления не вправе по собственной инициативе пересматривать определения по делам об административных правонарушениях. Постановление об отмене определения не мотивировано. Процедура отмены определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренная нормами КоАП РФ, не соблюдена.
В соответствии с определением председателя четвёртого судебного состава Двенадцатого арбитражного апелляционного от 15 июня 2020 года, в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием ввиду болезни судьи М.А. Акимовой произведена замена судьи М.А. Акимовой на судью С.М. Степуру.
В судебное заседание явились представители Управления Росреестра по Саратовской области и арбитражного управляющего.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом согласно требованиям статей 121-123,186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Представитель арбитражного управляющего Галкиной Евгении Ботыровны поддерживает доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Просит решение Арбитражного суда Саратовской области от 31 января 2020 года по делу N А57-20874/2019 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области возражает против доводов, изложенных в апелляционной жалобе. Просит решение Арбитражного суда Саратовской области от 31 января 2020 года по делу N А57-20874/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что 17.12.2018 в Управление Росреестра по Саратовской области поступила жалоба Киселева Д.А. (вх. N О-1569/18-З) на действия (бездействие) арбитражного управляющего Галкиной Е.Б.
Жалоба Киселева Д.А. содержала указание на нарушения:
- арбитражным управляющим Галкиной Е.Б. в ЕФРБ было опубликовано сообщение N 2759513 от 05.06.2018 об утверждении конкурсного управляющего с нарушением срока;
- сообщение N 2343334 от 28.12.2017 о судебном акте опубликовано в ЕФРСБ с нарушением срока.
06.02.2019 г. главным специалистом-экспертом отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5, ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
09.08.2019 заместителем руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области вынесено постановление об отмене определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 06.02.2019.
Не согласившись с постановлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области об отмене определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 09 августа 2019 года, заявитель обратился в суд с заявленными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из правомерности отмены определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 06.02.2019 и наличии у заместителя руководителя Управления полномочий для принятия оспариваемого постановления.
Апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Независимо от того, каким образом при обращении в суд заявитель поименовал заявленные требования и на какие нормы права он сослался, суд применительно к положениям ст. 133 и 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации самостоятельно квалифицирует предъявленное требование.
Возможность суда самостоятельно квалифицировать предъявленное требование, вовсе не исключает необходимость доказывания сторонами обстоятельств, входящих в предмет доказывания того или иного требования.
Таким образом, ссылка заявителя в заявлении на нормы ст. ст. 198, 201 АПК РФ не исключает возможность суда самостоятельно квалифицировать предъявленное требование.
Заявленное требование подлежит рассмотрению в порядке главы 25 АПК РФ об оспаривании решения административного органа и главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (в том числе определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении) установлен главой 30 КоАП РФ.
Пунктом 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении (в том числе определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении) в вышестоящий орган либо в суд.
Таким образом, определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными главой 30 КоАП РФ (ч.4 ст.30.1 КоАП РФ).
По результатам рассмотрения жалоб на постановление по делу об административном правонарушении (в том числе на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении) выносится решение, в том числе, об отмене постановления (определения), в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (ст. 30.7 КоАП РФ).
Как следует из материалов дела, 17.12.2018 в Управление Росреестра по Саратовской области поступила жалоба Киселева Д.А. (вх. N О-1569/18-З) на действия (бездействие) арбитражного управляющего Галкиной Е.Б.
Жалоба Киселева Д.А. содержала доводы:
- арбитражным управляющим Галкиной Е.Б. в ЕФРБ было опубликовано сообщение N 2759513 от 05.06.2018 об утверждении конкурсного управляющего с нарушением срока;
- сообщение N 2343334 от 28.12.2017 о судебном акте опубликовано в ЕФРСБ с нарушением срока.
По итогам рассмотрения жалобы Киселева Д.А. должностным лицом Управления 06.02.2019 вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 24.5, части 5 статьи 28.1 КоАП РФ.
Указанное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 06.02.2019 г. не было обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд и вступило в законную силу.
03.07.2019 в Управление Росреестра по Саратовской области поступила жалоба МРИ ФНС России N 9 по Саратовской области (вх. N 36865/19 ОЮЛ) на действия (бездействия) финансового управляющего Тимофеева В.Н. - Галкиной Е.Б.
По результатам рассмотрения указанной жалобы, а также по результатам мониторинга сайта http://bankrot.fedresurs.ru, должностным лицом Управления в соответствии со статьей 28.7 КоАП РФ возбуждено дело об административном правонарушении по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
В ходе административного расследования по жалобе МРИ ФНС России N 9 по Саратовской области на действия арбитражного управляющего Галкиной Е.Б., Управлением выявлено, что один из доводов жалобы налогового органа был предметом исследования ранее рассмотренной жалобы Киселева Д.А. (вх. N О-1569/18-3 от 17.12.2018) на действия (бездействие) арбитражного управляющего Галкиной Е.Б., по итогам рассмотрения которой должностным лицом Управления 06.02.2019 г. вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
В связи с указанными обстоятельствами, 09.08.2019 вышестоящим должностным лицом - заместителем руководителя Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области на основании ч.1 ст. 30.10, п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ вынесено постановление об отмене определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 06.02.2019.
Как следует из содержания оспариваемого постановления, основанием для отмены определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении послужило не принятие мер достаточных для всестороннего, полного и объективного установления всех обстоятельств.
Вместе с тем, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено право вышестоящего должностного лица по собственной инициативе отменить постановление (определение) по деду об административном правонарушении нижестоящего должностного лица.
Законодательство об административных правонарушениях не предусматривает и не допускает осуществление каких-либо действий вышестоящего должностного лица по собственной инициативе, в отсутствие жалобы на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, по пересмотру этого определения по делу об административном правонарушении.
Частью 1 ст. 30.1 КоАП РФ установлен круг лиц, имеющих право на обжалование постановления (определения) по делу об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 06.02.2019 г. не было обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд и вступило в законную силу.
Представитель Управления Росреестра по Саратовской области считает, что принимая во внимание установленные при рассмотрении жалобы МРИ ФНС N 9 по Саратовской области на действия управляющего Галкиной Е.Б. обстоятельства, с целью не допустить возможного уклонения арбитражного управляющего от административной ответственности, заместителем руководителя Управления как вышестоящим должностным лицом, осуществляющим надзорные и контрольные полномочия в рамках предоставленной компетенции и определенных законом полномочий, принято решение об отмене определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции считает доводы административного органа ошибочными.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области в силу ст. 2, п. 3 ст. 29 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Положению о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, а также Положению об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, утвержденному Приказом Росреестра от 30.05.2016 N П/0263 является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществляет контроль (надзор), в том числе, за соблюдением саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций.
Реализуя функции органа по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих, Управление, на основании п. 10 ч. 2 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наделено полномочиями по проведению проверок деятельности арбитражных управляющих, по составлению протоколов об административных правонарушениях в отношении арбитражных управляющих при совершении ими неправомерных действий в процедурах банкротства.
К полномочиям Управления как органа по контролю (надзору) в соответствии с п. 3 ст. 29 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" отнесено возбуждение дела об административном правонарушении в отношении арбитражного управляющего.
Вместе с тем, как указано выше, порядок пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях установлен главой 30 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае, судом апелляционной инстанции установлено, подтверждается материалами дела и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 06.02.2019, принятое по итогам рассмотрения жалобы Киселева Д.А., было пересмотрено заместителем руководителя Управления Росреестра по Саратовской области по собственной инициативе, в отсутствие соответствующих жалоб на это определение от заинтересованных лиц.
Вместе с тем, положениями статей 28.1 и 30.1 КоАП РФ не предусмотрено право вышестоящего должностного лица по собственной инициативе отменить определение (постановление) нижестоящего должностного лица.
В перечень должных обязанностей заместителя руководителя Управления должностным регламентом от 19.12.2018 включена обязанность заместителя руководителя самостоятельно принимать решения по вопросам координации и контроля деятельности структурных подразделений Управления, рассмотрение в пределах своей компетенции поступивших в Управление документов, принятие по ним решения, принятие решений по результатам рассмотрения заявлений и обращений заявителей по вопросам, входящих в компетенцию заместителя руководителя, принятие иных решений в пределах своей компетенции.
Приказом Минэкономразвития РФ от 07.10.2011 N 549 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков и о внесении изменений в Порядок осуществления надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 29 апреля 2011 г. N 203 (далее Административный регламент).
В силу п. 4.3. Административного регламента контроль за полнотой и качеством исполнения должностными лицами государственной функции проводится в формах проверок и рассмотрения жалоб на действия (бездействие) должностных лиц.
Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Порядок и периодичность осуществления плановых проверок устанавливается руководителем Росреестра (лицом, его замещающим), заместителем руководителя Росреестра, курирующего соответствующее направление деятельности Росреестра. При проверке могут рассматриваться все вопросы, связанные с исполнением государственной функции (комплексные проверки) или отдельный вопрос, связанный с исполнением государственной функции (тематические проверки).
Внеплановые проверки проводятся в связи с проверкой устранения ранее выявленных нарушений, а также в случае получения жалоб на действия (бездействие) должностных лиц (п. 4.5 Административного регламента).
Из указанных положений также следует заявительный характер, осуществляемый путем направления заинтересованными лицами соответствующих обращений, жалоб на действия должностных лиц в вышестоящие органы государственной власти и судебные органы.
При указанных обстоятельствах, заместитель руководителя Управления в рамках Кодекса РФ об административных правонарушениях не вправе по собственной инициативе в порядке самоконтроля отменять определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенное нижестоящим должностным лицом в отсутствие жалобы на данное определение.
Что касается доводов Управления, что постановление об отмене определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, не нарушает прав заявителя и не влечет для него негативных последствий, суд апелляционной инстанции считает указанные доводы несостоятельными, поскольку при рассмотрении жалобы на действия арбитражного управляющего вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, ввиду отсутствия события административного правонарушения, которое вступило в законную силу, а впоследствии спустя 6 месяцев отменено, чем нарушены права заявителя.
Кроме того, заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке главы 25 АПК РФ, а не главы 24 АПК РФ, в связи с чем, установление нарушения оспариваемым постановлением по делу об административном правонарушении прав заявителя в рамках административной процедуры законодательством не предусмотрено. В рассматриваемом случае, административным органом нарушен порядок пересмотра определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, установленный нормами КоАП РФ.
Оценка правомерности определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении может быть дана вышестоящим должностным лицом либо судом при проверке жалобы, поданной заинтересованным лицом.
Суд апелляционной инстанции считает, что при установлении нарушения порядка пересмотра определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, в рассматриваемом случае, вопрос о наличии либо отсутствии в действиях арбитражного управляющего состава административного правонарушения по существу не должен решаться судом.
При указанных обстоятельствах, постановление Управления от 09.08.2019 г. об отмене определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 06.02.2019 г. подлежит признанию незаконным и отмене.
В силу ст. 269 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции вправе, в частности, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
В связи с изложенным, имеются правовые основания для отмены решения суда первой инстанции с принятием по делу нового судебного акта о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области от 09.08.2019 г. об отмене определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 31 января 2020 года по делу N А57-20874/2019 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить Постановление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области об отмене определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 09 августа 2019 года.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
А.В. Смирников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-20874/2019
Истец: а/у Галкина Евгения Ботыровна, Арбитражный управляющий Галкина Евгения Ботыровна
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области