г. Саратов |
|
19 июня 2020 г. |
Дело N А57-4719/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "16" июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "19" июня 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Пузиной Е.В., Степуры С.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глебовой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоПромБезопасность" (413100, Саратовская область, г. Энгельс, пл. Свободы, 20, 201, ИНН 6449063624, ОГРН 1126449000611)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 03 мая 2020 года по делу N А57-4719/2020 (судья Д.Р. Мамяшева)
по заявлению Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям (410012, Саратовская область, г. Саратов, ул. Московская, д. 70) к обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоПромБезопасность" (413100, Саратовская область, г. Энгельс, пл. Свободы, 20, 201, ИНН 6449063624, ОГРН 1126449000611) о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "ЭкоПромБезопасность" - К.К. Переходова, по доверенности от 20.03.2019, директор Е.И. Нефедов, лично,
без участия в судебном заседании представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям (далее - Межрегиональное управление Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям, управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ЭкоПромБезопасность" (далее - ООО "ЭкоПромБезопасность", общество) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 03.05.2020 заявленные требования удовлетворены, ООО "ЭкоПромБезопасность" привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
ООО "ЭкоПромБезопасность", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Письменных отзывов в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) на апелляционную жалобу не представлено.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Представитель ООО "ЭкоПромБезопасность" и его директор в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Предметом оспаривания является привлечение ООО "ЭкоПромБезопасность" к административной ответственности по признакам правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям на основании распоряжения N 40р от 28.01.2020 в период с 31.01.2020 по 28.02.2020 в отношении ООО "ЭкоПромБезопасность" проведена внеплановая выездная проверка соблюдения лицензионных условий и обязательных требований при осуществлении деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I - IV классов опасности.
По результатам проверки административным органом выявлены грубые нарушения обществом лицензионных требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 (далее - Положение N 1062) (акт проверки от 28.02.2020 N 40/2020).
По факту выявленных нарушений в отношении ООО "ЭкоПромБезопасность" составлен протокол от 02.03.2020 N 1-038/2020 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с положениями части 3 статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что событие и состав административного правонарушения, вина общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными в силу следующего.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В примечании к данной статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объектом данного правонарушения являются охраняемые законом отношения в сфере предпринимательской деятельности, подлежащей лицензированию.
Объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействие), в результате которых предпринимательская деятельность ведется с грубым нарушением лицензионных требований.
ООО "ЭкоПромБезопасность" осуществляет деятельность по адресу: 413840, Саратовская область, г. Балаково, ул. Саратовское шоссе, д. 3 на основании лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (сбор, транспортирование, утилизация, обезвреживание) N 64-00117 от 26.12.2019.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
По смыслу положений пункта 2 статьи 2 Федерального закона N 99-ФЗ соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В силу пункта 30 части 1 статьи 12 вышеуказанного закона деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности относится к лицензируемому виду деятельности и может осуществляться на территории Российской Федерации только при наличии лицензии.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, установлен Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062.
Согласно подпункту "б" пункта 3 Положения N 1062 лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, является для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального) и специализированных установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 4 Положения N 1062 грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, а также:
а) допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности;
б) использование объекта размещения и (или) обезвреживания отходов I - IV классов опасности с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Исходя из материалов дела, 04.02.2020 управлением при проведении осмотра территории промышленной площадки, расположенной в г. Балаково, установлено наличие площадки, на которой зафиксировано отсутствие какого-либо имущества, необходимого для выполнения работ по обезвреживанию опасных отходов I - IV классов опасности (зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования), что подтверждается актом обследования территории от 04.02.2020.
В ходе проверки ООО "ЭкоПромБезопасность" представлены паспорта и руководства по эксплуатации оборудования для выполнения работ по обезвреживанию опасных отходов I - V классов опасности, а именно: Шредер TOR 2.74.1300 2e37kW; Пиролитический инспектор Мюллер С.Р.50-М; Термодеструкционная установка ТДУ2000ЖДТ. Однако, административным органом установлено, что указанное оборудование, необходимое для осуществления лицензированного вида деятельности - обезвреживание, на момент проверки на территории промышленной площадки отсутствовало.
Согласно представленному в ходе проверки информационному письму N 0502/20 от 04.02.2020 ООО "ЭкоПромБезопасность" в настоящий момент в связи с проведением реконструкционных мероприятий на объекте не осуществляется деятельность по обращению с отходами, их обезвреживание.
Доводы апелляционной жалобы о том, что необходимое оборудование отсутствовало на момент проведения проверки по адресу осуществления деятельности ввиду приостановления данной деятельности по причине проведения различных строительных, демонтажных и иных работ на промышленной площадке общества, были предметом исследования суда первой инстанции и правомерно отклонены им по следующим основаниям.
Согласно части 14 статьи 20 Федерального закона N 99-ФЗ не позднее чем за пятнадцать календарных дней до дня фактического прекращения лицензируемого вида деятельности лицензиат, имеющий намерение прекратить этот вид деятельности, обязан представить или направить в лицензирующий орган заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности.
При этом, положениями Федерального закона N 99-ФЗ не предусмотрено приостановления действия лицензии по инициативе лицензиата.
Доказательств приостановления лицензируемой деятельности ООО "ЭкоПромБезопасность" в установленном законом порядке на момент проведения проверки в материалах дела не имеется.
Письмо ООО "ЭкоПромБезопасность" N 0502/20 от 04.02.2020, в котором указано, что в настоящий момент в связи с проведением реконструкционных мероприятий на объекте не осуществляется деятельность по обращению с отходами, их обезвреживание, не может свидетельствовать об отсутствии вменяемого состава административного правонарушения.
Проведение реконструкционных мероприятий не свидетельствует о прекращении лицензируемого вида.
Более того, согласно материалам дела, общество осуществляло лицензируемый вид деятельности, что подтверждается, в том числе, договором на оказание услуг по сбору, транспортировке, обработке, утилизации и обезвреживанию отходов от 20.08.2019 N 9000096954. Факт исполнения договора подтверждается актом N 43 от 26.09.2019, N 45 от 30.09.2019, N 65 от 29.11.2019, актом выпиской от 31.01.2020, журналом учета движения отходов.
В рамках проведения проверки ООО "ЭкоПромБезопасность" сведения о наличии необходимого, для осуществления лицензируемого вида деятельности оборудования не предоставлены.
Обстоятельства нарушения вышеприведенных требований установлены судом апелляционной инстанции, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции считает доказанной объективную сторону вменяемого обществу правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Общество, получив лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, приняло на себя обязательства по соблюдению требований и условий, установленных законодательством. Доказательств невозможности соблюдения требований законодательства, а также принятия мер по их соблюдению, обществом не представлено.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях ООО "ЭкоПромБезопасность" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Наличие на территории промышленной площадки оборудования, необходимого для осуществления лицензированного вида деятельности - обезвреживание, на момент проверки, проведенной на основании распоряжения от 23.01.2019 N 13р с целью выявления возможности выполнения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности (акт проверки от 12.02.2019 N 3679-2/2019), не свидетельствует об отсутствии факта вменяемого правонарушения, выявленного в момент спорной проверки (акт проверки от 28.02.2020 N 40/2020) и отраженного в протоколе об административном правонарушении от 02.03.2020 N 1-038/2020, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения ООО "ЭкоПромБезопасность" к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Заявитель апелляционной жалобы привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, наказание в виде административного штрафа назначено по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Выводы суда первой инстанции о невозможности применения к возникшим правоотношениям положений части 3 статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1, части 3.2 статьи 4.1 и статьи 2.9 КоАП РФ, основаны на внутреннем убеждении, соответствуют материалам дела и закону не противоречат, оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 03 мая 2020 года по делу N А57-4719/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
Е.В. Пузина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-4719/2020
Истец: Межрегиональное управление Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям
Ответчик: ООО "ЭкоПромБезопасность"