г. Санкт-Петербург |
|
18 июня 2020 г. |
Дело N А56-106771/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Слоневской А.Ю., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Шахрзаевым М.И.
при участии:
от истца: Межимов А.Р. (доверенность от 03.02.2020)
от ответчика: не явился, извещено.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1411/2020) ООО "Технолес" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.12.2019 по делу N А56- 106771/2019 (судья Балакир М.В.), принятое по иску Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Управление лесами Ленинградской области" к ООО "Технолес" об обязанности провести мероприятия по очистке земель от захламления,
УСТАНОВИЛ:
Ленинградское областное государственное казенное учреждение "Управление лесами Ленинградской области" (далее - истец, Учреждение) обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Технолес" (далее - ответчик, Общество) об обязании провести мероприятия по очистке земель лесного фонда, находящихся у ответчика в аренде от захламления, путем вывоза коммунально-бытовых отходов, незаконно размещенных на территории земель лесного фонда в квартале 48 выделе 6 Светогорского участкового лесничества Северо-Западного лесничества (географические координаты N 61°06'22,9", Е 028°53'57,7") на лицензированный полигон ТБО, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением от 06.12.2019 иск удовлетворен.
Не согласившись с решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой об его отмене, полагая, что Общество не является лицом, которое должно осуществлять уборку арендованных участков леса от свалок бытовых отходов: образование несанкционированной свалки бытовых отходов произошло не по вине арендатора, а вследствие действий неустановленных третьих лиц.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Ответчик, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя не обеспечил. Апелляционный суд рассмотрел жалобу по правилам ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, между Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей природной среды и Обществом 11.12.2008 заключен договор аренды лесного участка N 2-2008-12- 87-З, в соответствии с условиями которого в пользование Общества передан, в том числе, лесной участок, расположенный в квартале 48 выделе 6 Светогорского участкового лесничества Северо-Западного лесничества.
В соответствии с пунктом 2.3.14 Устава ЛОГКУ "Ленобллес", утвержденного распоряжением Комитета по природным ресурсам Ленинградской области N 443 от 27.05.2016 года, Ленинградское областное государственное казенное учреждение "Управление лесами Ленинградской области" осуществляет на землях лесного фонда федерального государственного лесной надзор (лесная охрана) путем проведения мероприятий по контролю в лесах (патрулирование лесов).
Лесничим Светогорского участкового лесничества Северо-Западного лесничествафилиала ЛОГКУ "Ленобллес" в ходе патрулирования подведомственной территории выявлен факт лесонарушения - загрязнение лесов коммунально-бытовыми отходами.
Согласно акту о лесонарушении N 8 от 23.05.2019 года в Светогорском участковом лесничестве в квартале 48 выделе 6 (географические координаты N 61°06'22,9", Е 028°53'57,7") выявлено загрязнение лесов твердыми бытовыми отходами объемом 23 м3.
Факт нахождения указанной несанкционированной свалки отходов на лесных участках также подтверждается фотоматериалами.
Собственника отходов установить не представляется возможным в виду отсутствия признаков, указывающих на принадлежность отходов конкретному лицу.
Согласно информации, представленной Северо-Западным лесничеством, указанный земельный участок, расположенный в квартале 48 выделе 6 Светогорского участкового лесничества Северо-Западного лесничества передан в аренду ООО "Технолес" (ИНН 7841001904) по договору N 2-2008-12-87-3 от 11.12.2008. Лесничим Светогорского участкового лесничества Северо-Западного лесничества в адрес арендатора лесного участка ООО "Технолес" 23.05.2019 направлено требование об устранении выявленных нарушений лесного законодательства уборке несанкционированной свалки твердых бытовых отходов до 23.07.2019.
Актом осмотра территории от 24.07.2019 установлено, что захламление не ликвидировано.
Указывая на изложенные обстоятельства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования суд руководствовался положениями ст. 13 ЗК РФ, ст. ст. 51, 53.1 Лесного кодекса РФ, возлагающими на землепользователей обязанность проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, а также осуществление мер противопожарного обустройства лесов.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (статьи 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статья 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ). Данные мероприятия на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей собственников и лесопользователей, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 26-П).
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Согласно пунктам 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 N 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
Земельный участок, на котором обнаружена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, относится к землям государственного лесного фонда и на основании части 1 статьи 8 ЛК РФ является федеральной собственностью.
В соответствии со статьей 13 ЗК РФ в целях охраны земель, в том числе и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий (статья 42 ЗК РФ).
Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 607 (далее - Правила), предусмотрено, что меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах.
Положениями пункта 5 Правил установлено, что проведение лесопатологических обследований и предупреждение распространения вредных организмов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, обеспечиваются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Согласно пункту 25 Правил не допускается ухудшение санитарного состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей.
В соответствии с договором аренды лесного участка, заключенного Обществом своей волей, в своем интересе и исходя из принципа свободы договора (статьи 1 и 421 ГК РФ), арендатор обязался осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия в соответствии с проектом освоения лесов; выполнять требования санитарных правил в лесах Российской Федерации, утвержденных уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации, а также выполнять для этих целей другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 18 договора).
Статья 616 ГК РФ также обязывает арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Таким образом, обязанность арендатора по осуществлению мер санитарной безопасности (санитарно-оздоровительных мероприятий) на арендуемом лесном участке установлена как договором, так и законом (часть 2 статьи 616 ГК РФ) и иными правовыми актами, в том числе Правилами.
Содержащиеся в Правилах положения о том, что предупреждение распространения вредных организмов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, обеспечиваются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов, не изменяет установленной этими нормами обязанности, а лишь указывает на необходимость включения мер санитарной безопасности по предупреждению распространения вредных организмов на лесных участках в проект освоения лесов. В силу императивности перечисленных норм, проект не может противоречить им и ставить обязанность арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий под условие о наличии прямого указания в проекте освоения лесов на проведение арендатором очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Исходя из системного толкования положений действующего законодательства, учитывая, что несанкционированная свалка расположена на земельном участке лесного фонда, переданном Обществу по договору аренды лесного участка, свалка, как правильно указано судом первой инстанции, подлежит ликвидации арендатором.
В нарушение статьи 65 АПК РФ ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих совершение Обществом действий, направленных на ликвидацию обнаруженной на арендуемом им лесном участке свалки.
Факт нахождения свалки на арендованной Обществом территории и объем свалки установлены актом о лесонарушении N 8 от 23.05.2019 и актом осмотра от 24.07.2019, данные которых Обществом не опровергнуты какими-либо доказательствами.
Ссылка подателя жалобы на то, что Общество не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку обязанность по устранению несанкционированной свалки должна быть возложена на органы местного самоуправления, апелляционным судом отклонена: спорный участок передан Обществу по договору аренды лесного участка и именно на него, как на арендатора, возложена обязанность по поддержанию этого имущества в исправном состоянии и осуществлению мер санитарной, противопожарной безопасности.
Поскольку обязанность арендатора участка лесного фонда проводить очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия прямо предусмотрена нормами специального законодательства, регулирующего правоотношения по использованию лесов, в связи с чем общие положения Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не подлежат применению.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.12.2019 по делу N А56-106771/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
А.Ю. Слоневская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-106771/2019
Истец: ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСАМИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ООО "ТЕХНОЛЕС"