г. Красноярск |
|
19 июня 2020 г. |
Дело N А33-38843/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "18" июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "19" июня 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бабенко А.Н.,
судей: Шелега Д.И., Юдина Д.В.
при ведении протокола судебного заседания Лизан Т.Е.
при участии:
от заявителя - публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири": Солдатова В.Г., представителя по доверенности от 09.01.2020 N 24/238, диплом серии ВСВ 0669886;
от ответчика - Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю: Куликовой Т.В., представителя по доверенности от 16.03.2020 N 20, паспорт, диплом серии ВСВ 1814724, свидетельство о расторжении брака от 27.09.2017
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "МРСК Сибири"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "11" марта 2020 года по делу N А33-38843/2019
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - ответчик) об оспаривании постановления от 25.11.2019 N 024/04/9.21-1103/2019.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 11.03.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, в обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ссылается на то, что судом первой инстанции не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда 20.05.2020 апелляционная жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 18.06.2020.
От антимонопольного органа в материалы дела поступил отзыв, в которых доводы апелляционной жалобы отклонены.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы от 20.05.2020 подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://.kad.arbitr.ru/) 20.05.2020.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение жителей пос. Минино Емельяновского района Красноярского края по вопросу нарушения установленных требований по надежности электроснабжения сетевой организацией - ПАО "МРСК Сибири" (далее - обращение).
К обращению приложена копия письма ПАО "МРСК Сибири" от 01.03.2019 N 1.3/20/5120-исх "О представлении информации", направленного в адрес Захаровой Н.Ю., содержащего сведения об отключениях электрической энергии в жилом доме, расположенном по адресу: Емельяновский район, п. Минино, ул. Некрасова, д. 14. Длительность отключений указанного объекта в 2018 году составила 134 часа 45 минут.
При рассмотрении обращения установлены следующие фактические обстоятельства.
Лицом, обязанным осуществлять электроснабжение энергопринимающих установок - жилых домов, расположенных пос. Минино Емельяновского района Красноярского края, является ПАО "Красноярскэнергосбыт" (660017, г. Красноярск, ул. Дубровинского, 43). В целях исполнения обязательств по указанным договорам ПАО "Красноярскэнергосбыт" заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии и купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии с ПАО "МРСК Сибири". В соответствии с названным договором ПАО "МРСК Сибири" приняло обязательства осуществить комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей до точек поставки потребителей в соответствии с согласованной категорией надежности энергопринимающих устройств потребителей и требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, государственными стандартами, иными обязательными правилами.
ПАО "МРСК Сибири" проинформировало Красноярское УФАС России о том, что в 2018 году электроснабжение бытовых потребителей в пос. Минино Емельяновского района Красноярского края, имеющих технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "МРСК Сибири", осуществлялось от ПС 35 кВ N 63 Элита, фидера 63-8, 63-2 по третьей категории надежности.
На запрос управления ПАО "МРСК Сибири" представлены сведения об отключениях электрической энергии указанных потребителей за период с 01.01.2018 по 16.04.2019. Сетевой организацией - ПАО "МРСК Сибири" производились как плановые (связаны с реконструкцией ВЛ-10 кВ для повышения надежности и качества электроснабжения в ОЗП 2018-19 гг., установкой на ф. 63-2, 63-8 реклоузлов для дистанционного оперирования участками линий и обеспечения надежности электроснабжения в сторону наиболее часто повреждаемых потребительских сетей, чтобы при повреждениях в этих сетях не приостанавливалась подача электроэнергии), так и аварийные отключения электрической энергии.
Продолжительность отключений бытовых потребителей пос. Минино Емельяновского района Красноярского края, имеющих технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "МРСК Сибири" в 2018 году, превысила 72 часа.
Согласно информации, представленной ПАО "МРСК Сибири", все плановые отключения электрической энергии согласовываются сетевой организацией с администрацией района и "ЦДС 005".
Сведения о согласовании ПАО "МРСК Сибири" с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору сроков ремонта объектов электросетевого хозяйства, превышающих установленные пунктом 31 (6) Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг при рассмотрении обращения в адрес Красноярского УФАС России представлены не были.
Таким образом, по результатам анализа информации об отключениях ПАО "МРСК Сибири" указанных объектов электросетевого хозяйства, полученной Красноярским УФАС России при рассмотрении Обращения, управление установило, что ПАО "МРСК Сибири" в 2018 году превысило допустимое число часов отключения объектов электросетевого хозяйства, обеспечивающих передачу электрической энергии до энергопринимающих устройств - жилых домов, расположенных в пос. Минино Емельяновского района Красноярского края, нормативно установленное для третьей категории надежности.
Административная ответственность юридических и физических лиц за нарушение правил (порядка) обеспечения недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения), в том числе нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, установлена статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
С целью соблюдения прав и законных интересов ПАО "МРСК Сибири" общество было извещено о необходимости 24 июля 2019 года в 11.00 часов (время местное) явиться в Красноярское УФ АС России по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81 "д", каб. 6а для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ (письмо N 10420 от 04.07.2019) получено адресатом 12.07.2019, о чем свидетельствует почтовое уведомление N 80084538047634).
Протокол об административном правонарушении от 24.07.2019 N 024/04/9.21-1103/2019 составлен в отсутствие представителя ПАО "МРСК Сибири".
Согласно определению о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N 024/04/9.21-1103/2019 от 24.07.2019, дело было назначено к рассмотрению на 02.08.2019 в 10 часов 30 минут по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81д, каб. 6а. Копия протокола об административном правонарушении N024/04/9.21-1103/2019 - определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N 024/04/9.21-1103/2019 от 24.07.2019 направлены Красноярским УФАС России в адрес ПАО "МРСК Сибири" почтовым отправлением (Заказным с уведомлением, уведомление о вручении почтового отправления от 30.07.2019 N 80084538202132).
Определениями от 02.08.2019, 20.09.2019, 23.10.2019 срок рассмотрения дела N 024/04/9.21-1103/2019 об административном правонарушении продлевался, рассмотрение дела откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу.
Дело N 024/04/9.21-1103/2019 об административном правонарушении рассматривалось в присутствии: защитника ПАО "МРСК Сибири": Солдатова В.Г. (доверенность от 24.09.2018 N 24/523).
При рассмотрении дела N 024/04/9.21-1103/2019 защитник ПАО "МРСК Сибири" пояснил, что электроснабжение бытовых потребителей в пос. Минино Емельяновского района Красноярского края, имеющих технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "МРСК Сибири", осуществляется от ПС 35 кВ N 63 Элита, фидера 63-8, 63-2 по третьей категории надежности. Плановые отключения в пос. Минино были обусловлены проведением реконструкции ВЛ-10 кВ для повышения надежности электроснабжения в ОЗП 2018-2019 гг. Кроме того, в 2018 году на ф. 63-8, 63-2 проводились работы по установке реклоузлов для дистанционного оперирования участками линий и обеспечения надежности электроснабжения. ПАО "МРСК Сибири" указало на то обстоятельство, что все плановые отключения электроэнергии согласовываются в установленном порядке с администрацией района и "ЦДС 005".
В рамках рассмотрения дела об административном правонарушении управлением от ПАО "Красноярскэнергосбыт" получена выписка из Приложения N 2-2 "Перечень точек учета для определения объемов переданной электроэнергии из сетей филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" потребителям физическим лицам" к Договору оказания услуг по передаче электрической энергии и купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии от 29.12.2012 N 016-3-150/18.2400.945.13, заключенному с ПАО "МРСК Сибири", содержащая сведения об энергопринимающих устройствах бытовых потребителей (жилых домах) пос. Минино, имеющих технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "МРСК Сибири".
Согласно информации, представленной ПАО "Красноярскэнергосбыт" общее число поименованных абонентов по состоянию на 01.01.2018 составило 741. В числе указанных лиц значится жилой дом Захаровой Н.Ю., расположенный по адресу: Емельяновский район, п. Минино, ул. Некрасова, д. 14.
Доказательства того, что сроки проведения работ на объектах электросетевого хозяйства, обеспечивающих электроснабжение бытовых потребителей, энергопринимающие установки которых расположены в пос. Минино Емельяновского района Красноярского края, в объеме, превышающем нормативные значения (п. 31(6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861) в период с 13.07.2018 по 31.12.2018 были согласованы ПАО "МРСК Сибири" с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору при рассмотрении настоящего административного дела ответчиком представлены не были.
Постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 25.11.2019 N 024/04/9.21-1103/2019 ПАО "МРСК Сибири" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Заявитель, не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении от 25.11.2019 N 024/04/9.21-1103/2019, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным. Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности и наличие полномочий административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие постановления о привлечении к административной ответственности, а также срока привлечения к административной ответственности установлены судом первой инстанции и заявителем не оспариваются.
В соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Пунктом 1 приказа ФСТ России от 28.05.2008 N 179-э (под регистрационным N 24.1.58) заявитель включен в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I "услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии", в отношении него введено государственное регулирование и контроль.
Согласно оспариваемому постановлению обществу вменено нарушение п. 31 (6) Правила недискриминационного доступа, выразившегося в превышении допустимого числа часов отключения в год (72 часа) энергопринимающих устройств потребителей третьей категории надежности электроснабжения.
Основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической и тепловой энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (далее - Закон об электроэнергетике).
Статьей 2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ определено, что законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными Федеральными законами.
Во исполнение указанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения) (здесь и далее в редакции, действующей на момент обращения с заявлением в адрес общества).
Согласно пункту 14(1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям, технологическое присоединение энергопринимающих устройств в целях обеспечения надежного их энергоснабжения и качества электрической энергии может быть осуществлено по одной из трех категорий надежности. Отнесение энергопринимающих устройств заявителя (потребителя электрической энергии) к определенной категории надежности осуществляется заявителем самостоятельно.
Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг устанавливают, что категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор (пункт 31 (6) названных Правил).
Для первой и второй категорий надежности допустимое число часов отключения в год и сроки восстановления энергоснабжения определяются сторонами в договоре в зависимости от параметров схемы электроснабжения, наличия резервных источников питания и особенностей технологического процесса осуществляемой потребителем услуг (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключен договор) деятельности, но не могут быть более величин, предусмотренных для третьей категории надежности.
Для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Отнесение энергопринимающих устройств к первой категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить беспрерывный режим работы энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых допустим лишь на время автоматического ввода резервного источника снабжения электрической энергии и может повлечь за собой угрозу жизни и здоровью людей, угрозу безопасности государства, значительный материальный ущерб. В составе первой категории надежности выделяется особая категория энергопринимающих устройств, бесперебойная работа которых необходима для безаварийной остановки производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.
Энергопринимающие устройства, не отнесенные к первой или второй категориям надежности, относятся к третьей категории надежности.
Согласно п. 5.1 СП 31-110-2003. Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий, одобренному и рекомендованному к применению Постановлением Госстроя РФ от 26.10.2003 N 194, жилые дома относятся к третьей категории надежности электроснабжения.
Как следует из материалов дела, лицом, обязанным осуществлять электроснабжение энергопринимающих установок - жилых домов, расположенных в пос. Минино Емельяновского района Красноярского края, является ПАО "Красноярскэнергосбыт". В целях исполнения обязательств по указанным договорам ПАО "Красноярскэнергосбыт" заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии и купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии с ПАО "МРСК Сибири". В соответствии с названным договором ПАО "МРСК Сибири" приняло обязательства осуществить комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей до точек поставки потребителей в соответствии с согласованной категорией надежности энергопринимающих устройств потребителей и требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, государственными стандартами, иными обязательными правилами.
По информации ПАО "МРСК Сибири" в 2018 году электроснабжение бытовых потребителей в пос. Минино Емельяновского района Красноярского края, имеющих технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "МРСК Сибири", осуществлялось от ПС 35 кВ N 63 Элита, фидера 63-8, 63-2 по третьей категории надежности.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении на запрос управления ПАО "МРСК Сибири" представлены сведения об отключениях электрической энергии указанных потребителей за период с 01.01.2018 по 16.04.2019, согласно которым сетевой организацией - ПАО "МРСК Сибири" производились как плановые (связаны с реконструкцией ВЛ-10 кВ для повышения надежности и качества электроснабжения в ОЗП 2018-19 гг., установкой на ф. 63-2, 63-8 реклоузлов для дистанционного оперирования участками линий и обеспечения надежности электроснабжения в сторону наиболее часто повреждаемых потребительских сетей, чтобы при повреждениях в этих сетях не приостанавливалась подача электроэнергии), так и аварийные отключения электрической энергии.
Из анализа представленных документов антимонопольный орган пришел к выводу, что продолжительность отключений бытовых потребителей пос. Минино Емельяновского района Красноярского края, имеющих технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "МРСК Сибири" в 2018 году, превысила 72 часа. Доказательства того, что сроки проведения работ на объектах электросетевого хозяйства, обеспечивающих электроснабжение бытовых потребителей, энергопринимающие установки которых расположены в пос. Минино Емельяновского района Красноярского края, в объеме, превышающем нормативные значения (п. 31(6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861) в период с 13.07.2018 по 31.12.2018 были согласованы ПАО "МРСК Сибири" с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору при рассмотрении настоящего административного дела представлены не были.
В протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении антимонопольный орган указал, что административное правонарушение совершено в период с 13.07.2018 по 31.12.2018.
В силу положений статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за вменяемое правонарушение составляет один год. Оспариваемое постановление вынесено 25.11.2019, в связи с чем, обоснован вывод суда первой инстанции о том, что привлечение к административной ответственности за отключение электроэнергии в период с 13.07.2018 по 24.11.2018 является неправомерным в виду истечения срока давности.
Вместе с тем, судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела было учтено, что согласно имеющегося в материалах дела об административном правонарушении письма о предоставлении информации от 30.04.2019 N 1.3/29/4756-пд в период с 26.11.2018 по 29.12.2018 ПАО "МРСК Сибири" произведены плановые отключения.
67 |
Плановая |
В Л ЮкВ ф. 63-8 Элита, Минино |
Реконструкция ВЛ-10 кВ (РУТН) |
26.11.2018 |
10:00:00 |
17:00:00 |
68 |
Плановая |
ВЛ ЮкВ ф. 63-8 Элита, Минино |
Реконструкция ВЛ-10 кВ (РУТН) |
27.11.2018 |
10:00:00 |
17:00:00 |
69 |
Плановая |
ВЛ ЮкВ ф. 63-8 Элита, Минино |
Реконструкция ВЛ-Ю кВ (РУТН) |
28.11.2018 |
10:00:00 |
17:00:00 |
70 |
Плановая |
В Л ЮкВ ф. 63-8 Элита, Минино |
Реконструкция ВЛ-10 кВ (РУТН) |
29.11.2018 |
10:00:00 |
17:00:00 |
71 |
Плановая |
ВЛ ЮкВ ф. 63-8 Элита, Минино |
Врезка новой ВЛЗ 10 кВ от оп. N 66 |
30.11.2018 |
10:00:00 |
17:00:00 |
72 |
Плановая |
ВЛ ЮкВ ф. 63-8 Элита, Минино |
Подключение новой ВЛЗ ЮкВ |
05.12.2018 |
10:00:00 |
17:00:00 |
73 |
Плановая |
ВЛ ЮкВ ф. 63-8 Элита, Минино |
Врезка новой ВЛЗ-1 ЮкВ |
11.12.2018 |
10:00:00 |
17:00:00 |
74 |
Плановая |
ВЛ ЮкВ ф. 63-8 Элита. Минино |
Реконструкция ВЛ-1 ЮкВ по РУТН" |
12.12.2018 |
10:00:00 |
17:00:00 |
75 |
Плановая |
ВЛ ЮкВ ф. 63-8 Элита, Минино |
Реконструкция ВЛ-10 кВ (РУТН) |
13.12.2018 |
10:00:00 |
17:00:00 |
76 |
Плановая |
ВЛ ЮкВ ф. 63-8 Элита, Минино |
Реконструкция ВЛ-10 кВ (РУТН) |
14.12.2018 |
10:00:00 |
17:00:00 |
77 |
Плановая |
ВЛ ЮкВ ф. 63-8 Элита. Минино |
Подключение новой ВЛЗ ЮкВ |
19.12.2018 |
10:00:00 |
17:00:00 |
78 |
Плановая |
ВЛ ЮкВ ф. 63-8 Элита. Минино |
Врезка новой В Л 3-1 ЮкВ |
24.12.2018 |
12:00:00 |
15:00:00 |
79 |
Плановая |
ВЛ ЮкВ ф. 63-8 Элита. Минино |
Подключение новой ВЛЗ ЮкВ |
25.12.2018 |
10:00:00 |
17:00:00 |
80 |
Плановая |
ВЛ ЮкВ ф. 63-8 Элита. Минино |
Подключение новой ВЛЗ ЮкВ |
26.12.2018 |
12:00:00 |
15:00:00 |
81 |
Плановая |
ВЛ ЮкВ ф. 63-8 Элита. Минино |
Подключение новой ВЛЗ ЮкВ |
27.12.2018 |
10:00:00 |
17:00:00 |
82 |
Плановая |
ВЛ ЮкВ ф. 63-8 Элита.. Минино |
Подключение новой ВЛЗ ЮкВ |
28.12.2018 |
10:00:00 |
17:00:00 |
83 |
Плановая |
ВЛ ЮкВ ф. 63-8 Элита. Минино |
Подключение новой ВЛЗ ЮкВ |
29.12.2018 |
10:00:00 |
17:00:00 |
В данном случае суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что установленные КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности (один год) за вышеуказанные нарушения на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не истекли.
Доказательств согласования ПАО "МРСК Сибири" с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору сроков ремонта объектов электросетевого хозяйства, превышающих установленные пунктом 31 (6) Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг при рассмотрении обращения в адрес антимонопольного органа представлены не были. Из пояснений заявителя следует, что доказательства наличия согласования отсутствуют.
Таким образом, по результатам анализа информации об отключениях ПАО "МРСК Сибири" указанных объектов электросетевого хозяйства, полученной Красноярским УФАС России при рассмотрении обращения, антимонопольный орган обоснованно установил, что ПАО "МРСК Сибири" в 2018 году превысило допустимое число часов отключения объектов электросетевого хозяйства, обеспечивающих передачу электрической энергии до энергопринимающих устройств - жилых домов, расположенных в пос. Минино Емельяновского района Красноярского края, нормативно установленное для третьей категории надежности.
Административная ответственность юридических и физических лиц за нарушение правил (порядка) обеспечения недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения, в том числе нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, установлена статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Материалами настоящего дела не подтвержден факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно посчитал доказанным наличие в действиях ПАО "МРСК Сибири" вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
Оснований для квалификации совершенного обществом правонарушения в качестве малозначительного применительно к статье 2.9 КоАП РФ суд апелляционной инстанции, как и суд первой инстанции не находит.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 N 60) квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Состав вмененного обществу правонарушения является формальным, существенная угроза охраняемым общественным отношениям по указанному правонарушению заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Учитывая обстоятельства настоящего дела, повторность совершения указанного правонарушения, а также наличие в действиях общества пренебрежительного отношения к исполнению обязанности, предусмотренной Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, у суда первой инстанции обосновано отсутствовали правовые основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Исходя из части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Исходя из части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
При рассмотрении дела антимонопольным органом дела об административном правонарушении ПАО "МРСК Сибири" заявляло довод о неудовлетворительном финансовом положении лица, привлекаемого к административной ответственности. Данный довод был в полном объеме исследован антимонопольным органом, что нашло свое отражение в оспариваемом постановлении.
Оспариваемым постановлением обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 руб., который административным органом снижен вдвое, то есть до 300 000 руб.
Учитывая, что антимонопольный орган в оспариваемом постановлении решил вопрос о снижении размера наказания, основания для снижения суммы штрафа судом и отмены постановления в части размера определенного административным органом наказания у суда первой инстанции обосновано не имелось.
Суд апелляционной инстанции считает, что избранная мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Основания для замены административного штрафа на предупреждение, предусмотренные в статье 4.1.1 КоАП РФ, судом апелляционной инстанции, как и судом первой инстанции не установлены.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1. КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса.
Вместе с тем, принимая во внимание повторность совершения правонарушения, то обстоятельство, что общество не является субъектом малого и среднего предпринимательства, к ответчику не может быть применена статья 4.1.1 КоАП РФ.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ответчик ссылается на то, что судом первой инстанции не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, вместе с тем, мотивированных доводов не приводит.
Вопреки доводам жалобы, материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы не имеют правового значения, поскольку в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о выполнении возложенной на общество обязанности, предусмотренной Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
Поскольку оспариваемое постановление является законным и обоснованным, судом первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано обосновано.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В данном случае судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат распределению, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "11" марта 2020 года по делу N А33-38843/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
Д.И. Шелег |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-38843/2019
Истец: ПАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ СИБИРИ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю