г. Чита |
|
18 июня 2020 г. |
Дело N А19-30249/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июня 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Монаковой О.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобровой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 марта 2020 года по делу N А19-30249/2019 по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) (ИНН 3808230890, ОГРН 1133850029334, адрес: 664007, г. Иркутск, ул. Ямская, 35А) к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению Иркутского районного муниципального образования "Малоголоустенский детский сад" (ОГРН 1033802454476, ИНН 3827012174, адрес: 664513, Иркутская обл., Иркутский р-он, с. Малое Галоустное, ул. Чернышевского, д. 1) о взыскании 6000 руб. финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ, за отчетный период - 2017 г.,
в отсутствии в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению Иркутского районного муниципального образования "Малоголоустенский детский сад" о взыскании 6000 руб. финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ, за отчетный период - 2017 г.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18 марта 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 марта 2020 года по делу N А19-30249/2019, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению Управления Пенсионного фонда, в соответствии с п.39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 21.12.2016 N 766н, страхователь имеет право дополнять ранее представленные сведения без применения штрафных санкций только в отношении тех застрахованных лиц, в отношении которых отчетность была принята Пенсионным фондом. Таким образом, поскольку страхователем представлена дополняющая форма СЗВ-М в отношении новых застрахованных лиц, а не в порядке исправления ошибки в ранее представленных сведениях, привлечение учреждения к ответственности является обоснованным. Также заявитель указывает, что исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре и при определенных условиях.
В материалы дела письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы не поступал.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 21.05.2020.
Лица, участвующие в деле, представителя в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в ходе проведенной Управлением Пенсионного фонда проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления ответчиком сведений индивидуального (персонифицированного) учета за отчетный период 2017 г установлено, что ответчиком в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) сведения о застрахованных лицах за проверяемый период представлены недостоверные.
По факту нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования Управлением составлен акт от 04.04.2019 N 048S18190006127.
16.05.2019 Управлением вынесено решение N 048S19190007729 о привлечении ответчика к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде штрафа в размере 6000 руб.
Требованием от 06.06.2019 г. N 048S01190010289, направленным ответчику, страхователю предложено добровольно уплатить сумму штрафа 6000 руб.
В установленные сроки требование не исполнено, штраф ответчиком не уплачен.
В связи с неуплатой штрафа заявитель просит взыскать его с ответчика в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции правильно применены следующие нормы права и правовые позиции.
Согласно статье 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" учреждение является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии со статьей 15 Федерального Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ установлено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Как установлено пунктом 2 вышеуказанной статьи, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу статей 8, 9, 15 Федерального закона N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным. Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, первоначально учреждением в орган Пенсионного фонда по телекоммуникационным каналам связи представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-Стаж (исходная) за отчетный период 2017 г. на 21 застрахованное лицо 15.02.2018 г.
Пенсионный фонд по телекоммуникационным каналам связи 03.04.2018 уведомил учреждение, что отчет не прошел форматно-логический контроль на 12 застрахованных лиц.
Сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-Стаж (дополняющая) за отчетный период 2017 г. на 12 застрахованных лиц 06.12.2018 Управлением Пенсионного фонда приняты (положительный протокол входного контроля) по истечении 5 дней с момента получения уведомления.
Статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения решения от 16.05.2019 N 048S19190007729 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде штрафа в размере 6000 руб. 00 коп. за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за отчетный период 2017 год.
Требованием от 06.06.2019 г. N 048S01190010289, направленным ответчику, страхователю предложено добровольно уплатить сумму штрафа 6000 руб.
В связи с истечением срока для добровольного исполнения требования, управление в соответствии с абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с должника штрафа в общей сумме 6000 рублей.
В соответствии с положениями Федерального закона N 27-ФЗ и Инструкции N 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц. В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Из материалов дела следует, что Пенсионный фонд по телекоммуникационным каналам связи 03.04.2018 уведомил учреждение, что отчет не прошел форматно-логический контроль на 12 застрахованных лиц.
Таким образом, судом первой инстанции верно установлено, что учреждение не позднее 09.04.2018 должно представить дополняющие уточняющие (исправленные) индивидуальные сведения о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в связи с чем, срок обнаружения фондом совершенного правонарушения должен исчисляться с 09.04.2018.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" относит Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете к составной части законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из анализа вышеназванных норм следует, что на правоотношения, связанные с уплатой, в том числе в принудительном порядке (взысканием), финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, распространяются порядок и сроки взыскания задолженности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено законодательством об обязательном пенсионном страховании.
Пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (в течение шести месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Таким образом, срок обнаружения фондом совершенного правонарушения не должен превышать 3 месяцев со дня истечения 5 дневного срока о получения учреждением уведомления об обнаружении ошибок.
Согласно пункту 3 статьи 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В силу положений пункта 3 статьи 46 и пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации с заявлением о взыскании со страхователя суммы санкции Пенсионный фонд вправе обратиться в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о ее уплате.
Таким образом, предельный срок взыскания с должника неуплаченных сумм финансовых санкций включает в себя: 3 месяца на проведение проверки и составление акта + 5 дней на направление (вручение) акта + 6 дней на вручение акта (в случае направления акта по почте) + 15 дней на представление страхователем возражений + 10 дней на вынесение решения + 5 дней на направление (вручение) решения + 6 дней на вручение решения (в случае направления решения по почте) + 10 дней на вступление в силу решения по проверке + 10 дней на направление требования + 6 дней на получение требования в случае направления по почте + 10 календарных дней на исполнение требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании + 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке.
Индивидуальные сведения о застрахованных лицах за 2017 год должны быть представлены учреждением в фонд не позднее 09.04.2018, следовательно, как правильно посчитал суд первой инстанции, с учетом того, что взыскиваемая сумма штрафа превышает 3 000 рублей, срок на взыскание санкций в судебном порядке, исчисленный исходя из совокупности вышеуказанных сроков, истек 28.04.2019 (09.07.2018 + 11 дней на направление и вручение акта (24.07.2018) + 15 дней на представление возражений (14.08.2018) + 10 дней на вынесение решения (28.08.2019) + 11 дней на направление и вручение решения (13.09.2018) + 10 дней на вступление решения в силу (27.09.2018) + 10 дней на 7 выставление требования (11.10.2018) + 6 дней на вручение требования (18.10.2018) + 10 календарных дней на исполнение требования (28.10.2018) + 6 месяцев (28.04.2019).
Управление Пенсионного фонда обратилось с заявлением о взыскании финансовой санкции в судебном порядке 19.12.2019, то есть с пропуском совокупного срока для обращения с таким требованием в арбитражный суд. При этом, ходатайства о восстановлении процессуального срока для подачи заявления о взыскании финансовой санкции Пенсионный фонд не заявлял.
В связи с указанными обстоятельствами обоснованным является вывод суда первой инстанции о пропуске заявителем срока на судебное взыскание штрафа, и, как следствие, утраты права на взыскание штрафа, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд, поддерживая указанный вывод суда первой инстанции, отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре и при определенных условиях. Апелляционный суд обращает внимание на то, что нормы права и правовые позиции, на которые ссылается Управление Пенсионного фонда (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса РФ, постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности"), не подлежат применению при рассмотрении настоящего дела. Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Налогового кодекса РФ, рассматриваемые в настоящем деле правоотношения сторон, регулируются Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах, сборах, страховых взносах.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта. Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 марта 2020 года по делу N А19-30249/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
О.В.Монакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-30249/2019
Истец: ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области межрайонное
Ответчик: МДОУ Иркутского районного муниципального образования "Малоголоустенский детский сад"