город Томск |
|
19 июня 2020 г. |
Дело N А03-3131/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Марченко Н.В., |
судей |
|
Кайгородовой М.Ю., |
|
|
Ярцева Д.Г., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Большаниной Е.Г. с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского края, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецобслуживание плюс" (N 07АП-3301/2020) на решение от 12.02.2020 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-3131/2019 (судья Музюкин Д.В.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Спецобслуживание-Центральное" (ОГРН 1152204003995, ИНН 2204076611, 659328, Алтайский край, г. Бийск, переулок Спичечный, 5, офис 3) к обществу с ограниченной ответственностью "Спецобслуживание плюс" (ОГРН 1132204008078, ИНН 2204068025, 659300, Алтайский край, г. Бийск, ул. Ленина, стр. 258) о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет стоимости услуг по договору N 110 от 26.09.2018 года на сумму 12 833 636,39 руб. за период с 01.11.2018 по 09.12.2019, определив стоимость оказанных услуг по захоронению твердых коммунальных отходов за указанный период в сумме 17 254 626,12 руб., встречному иску о взыскании задолженности за период с 01.01.2019 по 30.04.2019 в размере 2 217 235,19 руб.
В судебном заседании приняли участие:
от истца: Конончук С.В., доверенность от 01.04.2019, Стародубцева О.Ю., доверенность от 01.04.2019,
от ответчика: Тарышкина О.С., приказ от 02.12.2019 N 16, Федоренко М.А., доверенность от 18.12.2019.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Спецобслуживание - Центральное" (далее - ООО "Спецобслуживание - Центральное") обратилось в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Спецобслуживание плюс" (далее - ООО "Спецобслуживание плюс") о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет стоимости услуг по договору N 110 от 26.09.2018 на сумму 12 833 636 руб. 39 коп. за период с 01.11.2018 по 09.12.2019, определив стоимость оказанных услуг по захоронению твердых коммунальных отходов за указанный период в сумме 17 254 626 руб. 12 коп.
ООО "Спецобслуживание плюс" предъявило встречный иск, уточненный на основании статьи 49 АПК РФ, о взыскании задолженности за оказанные в период с 01.01.2019 по 30.04.2019 услуги по захоронению ТКО в размере 2 217 235 руб. 19 коп. 7
Решением от 12.02.2020 Арбитражного суда Алтайского края первоначальный иск удовлетворен полностью: на ООО "Спецобслуживание плюс" возложена обязанность произвести перерасчет стоимости услуг по захоронению твердых коммунальных отходов, оказанных ООО "Спецобслуживание-Центральное" на основании договора N 110 от 26.09.2018, на сумму 12 833 636 руб. 39 коп. за период с 01.11.2018 по 09.12.2019, определив стоимость оказанных ООО "Спецобслуживание плюс" услуг за период с 01.11.2018 по 09.12.2019 в размере 17 254 626 руб. 12 коп.; с ООО "Спецобслуживание плюс" в пользу ООО "Спецобслуживание-Центральное" взыскано 126 000 руб. судебных расходов; встречный иск удовлетворен частично: с ООО "Спецобслуживание-Центральное" в пользу ООО "Спецобслуживание плюс" взыскано 84 755 руб. 89 коп. задолженности, а также 76 руб. судебных расходов; в удовлетворении остальной части требований по встречному иску отказано. В результате зачета с ООО "Спецобслуживание плюс" в пользу ООО "Спецобслуживание-Центральное" взыскано 41 168 руб. 11 коп.
Не согласившись с решением суда, ООО "Спецобслуживание плюс" в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении первоначального иска отказать, встречный иск удовлетворить полностью.
В обоснование жалобы указано, что произведенный ООО "Спецобслуживание-Центральное" расчет массы твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) противоречит условиям заключенного договора на оказание услуг по приему и обращению (складированию, размещению) ТКО, а также технической документации на транспортные средства. По мнению апеллянта, судом не принято во внимание превышение судебными экспертами своих полномочий при производстве судебной экспертиз; не была дана оценка доводам ответчика, свидетельствующим о недостоверности расчетов массы ТКО, применяемых истцом. Апеллянт считает, что встречный иск подлежит удовлетворению в полном объеме, поскольку оплата за оказанные услуги произведена без указания в назначении платежа периода, за который оплачиваются услуги.
ООО "Спецобслуживание-Центральное" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, 26.09.2018 между ООО "Спецобслуживание-Центральное" (заказчик) и ООО "Спецобслуживание плюс" (исполнитель) заключен договор N 110 (в редакции протокола разногласий), по условиям которого заказчик сдает, а исполнитель осуществляет прием и обращение с ТКО в части сбора, складирования, размещения на объекте размещения отходов. Планируемая масса отходов составляет 119 221,19 т/год (пункт 1.2. договора).
Под отходами по настоящему договору понимаются отходы плотностью в неуплотненном виде 0,2 т/ м (пункт 1.4. договора).
Согласно пункту 3.1 договора тарифы на размещение отходов на полигоне устанавливаются Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов.
Решениями Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 01.08.2018 N 101, 18.12.2018 N 587 для ООО "Спецобслуживание плюс" установлены предельные тарифы на захоронение ТКО на период с 01.07.2018 по 30.06.2019 в размере 247,16 руб. за тонну для ТКО IV класса опасности и в размере 147,41 руб. за тонну для ТКО V класса опасности; с 01.07.2019 по 31.12.2019 - в размере 615,64 руб. за тонну для ТКО IV класса опасности и в размере 351,69 руб. за тонну для ТКО V класса опасности.
Полигон ООО Спецобслуживание плюс
средством измерения в 2018-2019 годах обеспечен не был. Принимая от ООО
Спецобслуживание-Центральное
отходы, ООО
Спецобслуживание плюс
выставляло акты на оказанные услуги, определяя количество оказанных услуг исходя из объема принятых ТКО в м
при этом при расчете стоимости услуг ООО
Спецобслуживание плюс
применяло коэффициент максимального сжатия транспортных средств равный 4, и определенный без учета объемной массы отходов, а также максимальной грузоподъемности мусоровозов.
Не согласившись с расчетами ООО "Спецобслуживание плюс", ООО "Спецобслуживание-Центральное" письмом исх. N 99 от 04.02.2019 уведомило ООО "Спецобслуживание плюс" об отказе от подписания актов оказанных услуг, указав, что в случае отсутствия средства измерения коммерческий учет массы ТКО осуществляется исходя из средней плотности твердых коммунальных отходов и объема твердых коммунальных отходов, определяемого исходя из уменьшенной вдвое установленной вместимости кузова транспортного средства с учетом коэффициента максимально допустимого сжатия отходов (при наличии такого коэффициента) в соответствии с технической документацией на транспортное средство (т. 1 л.д. 48).
От подписания актов оказанных услуг за иные периоды ООО "Спецобслуживание-Центральное" также отказывалось.
Оставление претензии от 04.02.2019 без удовлетворения явилось основанием для обращения ООО "Спецобслуживание-Центральное" с иском в арбитражный суд.
Указывая на наличие задолженности ООО "Спецобслуживание-Центральное" по оплате оказанных услуг, ООО "Спецобслуживание плюс" предъявило встречный иск.
Удовлетворяя первоначальный иск в полном объеме, встречный иск в части, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьями 779, 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязан по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.
Судом установлено, что для доставки отходов на полигон ООО "Спецобслуживание-Центральное" использует мусоровозы различных марок и моделей; спор между сторонами возник ввиду наличия разногласий по способу определения количества ТКО и, как следствие, по общей стоимости оказанных услуг по их захоронению. Стороны не пришли к согласию относительно расчета количества ТКО, перевозимого только мусоровозами, имеющими в кузове толкающую плиту, уплотняющую мусор в кузове (мусоровозы КО-440-4, КО-440-4К1, КО-440-5 и КО-440-6, изготовленные АО "Арзамасский завод коммунального машиностроения" на базе автомобилей ЗИЛ и КАМАЗ).
В соответствии с пунктами 3.2, 4.2 договора стоимость работ по обращению с отходами на полигоне определяется в соответствии с подпунктом б) пункта 5 Правил коммерческого учета объема и массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения путем взвешивания транспортного средства до и после разгрузки. За величину поставленной партии принимается масса (объем) отходов, доставленных данным транспортным средством за один рейс.
В случае, если полигон на дату вступления настоящего договора в силу не будет оборудован средством измерения или если в период действия настоящего договора средство измерения выйдет из строя (будет неисправно), коммерческий учет массы ТКО надлежит осуществлять исходя из средней плотности ТКО и объема ТКО, определенного в соответствии с пунктом 11 Правил N 505.
Согласно пункту 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления ТКО; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 505 владельцы объектов обязаны в течение 1 года со дня вступления в силу настоящих Правил (с 15.06.2016) оборудовать принадлежащие им объекты средствами измерения массы ТКО.
В случае, если объект не оборудован средством измерения или средство измерения вышло из строя (неисправно), коммерческий учет массы твердых коммунальных отходов осуществляется исходя из средней плотности твердых коммунальных отходов и объема твердых коммунальных отходов, определяемого: а) в течение 30 дней после установления факта выхода средства измерения из строя (неисправности) - исходя из установленной вместимости кузова транспортного средства с учетом коэффициента максимально допустимого сжатия отходов (при наличии такого коэффициента) в соответствии с технической документацией на транспортное средство; б) по истечении 30 дней после установления факта выхода средства измерения из строя (неисправности) или при отсутствии средства измерения - исходя из уменьшенной вдвое установленной вместимости кузова транспортного средства с учетом коэффициента максимально допустимого сжатия отходов (при наличии такого коэффициента) в соответствии с технической документацией на транспортное средство (пункт 11 Правил N 505).
Таким образом, в случае определения расчетной массы ТКО с применением подпункта а) пункта 11 Правил N 505 в результате расчета должна получиться максимальная масса отходов, загружаемых в данный мусоровоз.
В случае определения расчетной массы ТКО с применением подпункта б) пункта 11 Правил N 505 по истечении 30 дней после выхода средств измерения из строя в результате расчета должна получиться 1/2 от величины максимальной массы отходов, загружаемых в данный мусоровоз.
Такой порядок расчета, установленный законодательно, стимулирует владельцев полигонов к установлению средств измерения и поддержания их в рабочем состоянии, а также дает возможность владельцам полигонов в случае выхода средств измерения из строя вести учет ТКО в максимально возможном размере в течение 30 дней со дня выхода весов из строя.
Технической документацией на мусоровоз KО-440-4 установлены следующие характеристики: вместимость кузова 10 м; максимальная масса перевозимого груза 4,5 т; для мусоровоза KО-440-4к1: вместимость кузова 11 м
; максимальная масса перевозимого груза 4,7 т; коэффициент уплотнения от 1,5 до 4 в зависимости от плотности мусора (т. 5 л.д. 35-37, 89-90).
Для мусоровозов KО-440-5 и KО-440-6 установлены следующие характеристики: вместимость кузова 22 м; максимальная масса перевозимого груза 10,035 т (KО-440-5) и 10,455 т (KО-440-6); коэффициент допустимого сжатия от 1,5 до 4 в зависимости от объемной массы отходов (т. 1 л.д. 45-47).
Объемная масса - это характеристика веществ и материалов, определяемая как отношение ассы данного материала (с учетом пустот и пор) к объему данного материала.
Объемная масса (плотность) измеряется в кг/м и показывает, какая масса вещества сосредоточена в единице объема.
Таким образом, для мусоровоза KО-440-5, максимальная объемная масса ТКО (плотность ТКО, обеспечивающая максимальную загрузку мусоровоза), составит 0, 456 т/м (10,035 т / 22 м
); для мусоровоза KО-440-6
0,475 т/м
(10,455 т / 22 м
); для мусоровоза KО-440-4
0,45 т/м
(4,5 т / 10 м
); для мусоровоза KО-440-4к1
0,427 т/м
(4,7 т / 11 м
).
Коэффициент допустимого сжатия (коэффициент уплотнения) показывает, во сколько раз можно сжать (уменьшить объем) в данном случае мусора (с учетом плотности мусора, характеристик гидравлической системы толкающей плиты и прочностными характеристиками кузова мусоровоза). Чем больше плотность мусора в его исходном состоянии (до сжатия), тем меньше его можно сжать (уменьшить его объем), то есть, величина коэффициента будет меньше, и наоборот.
Согласно Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Алтайского края, утвержденной приказами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 14.10.2016 N 1783, 24-05.2019 N 880, средняя плотность коммунальных отходов в спорный период определена в размере 0,2 т/м3.
Судом установлено, что ООО "Спецобслуживание плюс" со ссылкой на подпункт б) пункта 11 Правил N 505 (то есть, в ситуации, когда весы на полигоне отсутствуют) рассчитывает массу отходов следующим образом (на примере мусоровоза KО-440-5): 11 м3 х 0,2 т/м3 х 4 = 8,8 т, где 11 - уменьшенная вдвое установленная вместимость кузова транспортного средства (22 м3/2); 0,2 т/м3 - средняя плотность ТКО, определенная согласно Территориальной схемы обращения с отходами; 4 - коэффициент максимально допустимого сжатия отходов в соответствии с технической документацией на транспортное средство; 8,8 т - расчетная масса отходов (т. 4 л.д. 40).
Производителем мусоровозов АО "Арзамасский завод коммунального машиностроения" даны следующие разъяснения относительно применения коэффициента уплотнения отходов: коэффициент уплотнения является теоретической расчетной величиной, определяющей конструктивно-технические возможности спецоборудования машины, и зависит от вида мусора, т.е. от его объёмной массы (плотности), а также от климатических и погодных условий на момент его погрузки и уплотнения. Таким образом, для разного вида ТБО коэффициент уплотнения будет разный.
При любом виде ТБО вышеуказанные мусоровозы могут привезти на полигон уплотненный мусор объемом и массой в соответствии с допустимыми значениями, указанными в руководстве по эксплуатации. Следовательно, максимальное значение коэффициента уплотнения отходов - это значение, показывающее, во сколько раз можно уплотнить (сжать) отходы первоначальной плотности для максимальной загрузки бункера мусоровоза
С учетом средней плотности ТКО 0,2 т/м3 (200 кг/м3) АО "Арзамасский завод коммунального машиностроения" рассчитало максимальные коэффициенты уплотнения для различных мусоровозов: для KО-440-5 данный коэффициент составил 2,28; для KО-440-6 - 2,37; для KО-440-4 и KО-440-4к1 с кузовом объемом 11 м3 - 2,14; для KО-440-4 с кузовом объемом 10 м3 - 2,25 (т. 5 л.д. 87-90).
Согласно заключению судебной экспертизы относительно размеров коэффициентов максимального уплотнения эксперты пришли к выводам, аналогичным выводам АО "Арзамасский завод коммунального машиностроения".
Эксперты определили величину коэффициентов максимально допустимого сжатия отходов для мусоровозов марки КО-440-5, КО-440-6, КО-440-4 и КО-440-4К1, обеспечивающего максимальную загрузку данных мусоровозов на территории Алтайского края в соответствии с их техническими характеристиками: для мусоровоза марки КО-440- 5: 2,28; для мусоровоза марки КО-440-6: 2,375; для мусоровоза марки КО-440-4К1: 2,135; для мусоровоза марки КО-440-4 (с вместимостью кузова не более 10 м3): 2,25 (т. 6, л.д.9 -116).
Апелляционный суд отклоняет доводы апелляционной жалобы о двусмысленности выводов экспертов.
Как следует из заключения судебной экспертизы, отвечая на первый вопрос, эксперты установили, что понятие "коэффициент максимального допустимого сжатия отходов", использованное в пункте 11 Правил, является аналогичным понятию "коэффициент уплотнения мусора", используемому в руководствах по эксплуатации мусоровозов КО-440-5, КО-440-6, КО-440-4 и КО-440-4К1". При этом вывода о том, что понятие "коэффициент сжатия отходов" аналогично понятию "коэффициент уплотнения мусора" экспертное заключение не содержит. С учетом указанного, подлежит отклонению довод апеллянта о превышении экспертами своих прав (полномочий) при ответе на третий вопрос, поставленный судом.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что при определении массы твердых коммунальных отходов, услуги по захоронению которых на основании договора оказывает ООО "Спецобслуживание плюс", необходимо применять методику расчета массы ТКО, используемую ООО "Спецобслуживание-Центральное", с применением коэффициентов максимально допустимого сжатия отходов, рассчитанных экспертами для каждой из моделей мусоровозов.
Методика расчета, примененная ООО "Спецобслуживание плюс", с использованием коэффициента максимально допустимого сжатия отходов, равного 4, судом первой инстанции правомерно отклонена как не соответствующая Правилам N 505 и условиям договора.
Согласно расчету ООО "Спецобслуживание-Центральное", стоимость услуг по захоронению ТКО, оказанных ООО "Спецобслуживание плюс" за период с 01.11.2018 по 09.12.2019, составляет 17 254 626,12 руб. (т. 7 л.д. 17-22).
Указанный расчет судом проверен и признан верным.
За спорный период ООО "Спецобслуживание плюс" составило акты выполненных работ и выставило ООО "Спецобслуживание-Центральное" счета на сумму 30 088 262,51 руб. (т. 4 л.д. 58-65, т. 5 л.д. 45-57, 66-67, т. 7 л.д. 21-22, 44-55).
Разница составила 12 833 636,39 руб. (30 088 262,51 руб. - 17 254 626,12 руб.). Следовательно, на указанную сумму ООО "Спецобслуживание плюс" должно произвести перерасчет стоимости оказанных ООО "Спецобслуживание-Центральное" услуг.
Суд апелляционной инстанции также поддерживает выводы суда первой инстанции в отношении встречного иска.
Согласно материалам дела ООО "Спецобслуживание плюс" просит взыскать задолженность, образовавшуюся за период с 01.01.2019 по 30.04.2019, в размере 2 217 235 руб. 19 коп.
Первый платеж по договору ООО "Спецобслуживание-Центральное" произвело 31.10.2018. Всего за период с 31.10.2018 по 31.12.2018 ООО "Спецобслуживание-Центральное" перечислило ООО "Спецобслуживание плюс" денежные средства в размере 2 856 439,02 руб., что следует из контррасчета ООО "Спецобслуживание-Центральное", платежных поручений (т. 1 л.д. 33-42, т. 7 л.д. 23, 79).
Стоимость оказанных ООО "Спецобслуживание плюс" услуг за данный период согласно признанному верным судом расчету ООО "Спецобслуживание-Центральное" составила 1 740 635,83 руб. (т. 7 л.д. 13, 79).
Таким образом, по состоянию на 01.01.2019 у ООО "Спецобслуживание-Центральное" имелась переплата за оказанные ему услуги по захоронению ТКО в размере 1 115 803,19 руб. (2 856 439,02 руб. - 1 740 635,83 руб.).
За период с 01.01.2019 по 30.04.2019 ООО "Спецобслуживание плюс" оказало услуг на сумму 3 784 913,55 руб. (т. 7 л.д. 14). ООО "Спецобслуживание-Центральное" перечислило ООО "Спецобслуживание плюс" денежные средства в размере 1 462 754,46 руб. (т. 4, л.д. 66, 68-69, 72, 74-76).
Следовательно, по состоянию на 30.04.2019 задолженность ООО "Спецобслуживание-Центральное" составила 1 206 355,90 руб. (3 784 913,55 руб. - 1 115 803,19 руб. - 1 462 754,46 руб.).
Платежными поручениями N 458 от 16.05.2019 и N 459 от 17.05.2019 с назначением платежа "оплата за услуги захоронения за апрель 2019 года" ООО "Спецобслуживание-Центральное" перечислило ООО "Спецобслуживание плюс" 1 121 600,17 руб. (т. 4, л.д. 77-78). Других платежных поручений с назначением платежа за услуги, оказанные в период с 01.01.2019 по 30.04.2019, в материалы дела не представлено.
Таким образом, общий размер задолженности ООО "Спецобслуживание-Центральное" перед ООО "Спецобслуживание плюс" за период с 01.01.2019 по 30.04.2019 составляет 84 755,73 руб. (1 206 355,90 руб. - 1 121 600,17 руб.).
Несогласие заявителя жалобы с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции доказательств не является основанием для отмены обжалуемого решения.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.02.2020 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-3131/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецобслуживание плюс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Н.В. Марченко |
Судьи |
М.Ю. Кайгородова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-3131/2019
Истец: ООО "Спецобслуживание-Центральное"
Ответчик: ООО "Спецобслуживание плюс"
Третье лицо: АО "Арзамасский завод коммунального машиностроения"
Хронология рассмотрения дела:
21.09.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3953/20
19.06.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3301/20
12.02.2020 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-3131/19
25.10.2019 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-3131/19