19 июня 2020 г. |
Дело N А55-24186/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июня 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Сафаевой Н.Р., судей Буртасовой О.И., Кузнецова С.А., при ведении протокола помощником судьи Холмецкой Е.А.,
лица, участвующие в деле, не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Логистика Поволжья" на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.02.2020 по делу N А55-24186/2019 (судья Каленникова О.Н.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Логистика Поволжья" (ОГРН 1096450000547, ИНН 6452940314)
к публичному акционерному обществу "КуйбышевАзот" (ОГРН 1036300992793, ИНН 6320005915) о взыскании 50 000 руб. убытков, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Полипластик",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Логистика Поволжья" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "КуйбышевАзот" (далее - ответчик) о взыскании 50 000 руб. убытков, понесенных истцом в связи с уплатой административного штрафа вследствие искажения ответчиком информации в товарно-транспортной накладной при передаче к перевозке груза автомобильным транспортом.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.02.2020 в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь при этом на несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам спора.
Определением от 10.03.2020 апелляционная жалоба принята к производству судьей Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда Туркиным К.К.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.llaas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с нахождением председательствующего судьи Туркина К.К. в отпуске определением заместителя председателя суда от 09.06.2020 произведена его замена на председательствующего судью Сафаеву Н.Р. Для рассмотрения апелляционной жалобы сформирован коллегиальный состав судей с участием судей Буртасовой О.И., Кузнецова С.А.
В судебное заседание апелляционного суда лица, участвующие в деле, не явились, считаются надлежащим образом извещенными применительно к нормам части 6 статьи 121, части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке норм части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Из материалов дела следует, что 27.02.2019 грузоотправитель (ответчик) предъявил грузоперевозчику (истцу) к перевозке груз, который был размещен в автомобиль Вольво, гос. номер Е657ВХ 64, полуприцеп гос. номер АЕ854864, о чем была составлена соответствующая товарно-транспортная накладная N 2019025772 от 27.02.2019.
Согласно товарно-транспортной накладной масса груза, погруженного в автопоезд, составила 20 541 кг. Полуприцеп, в котором находился груз, был опломбирован перед началом перевозки.
При проезде пункта автоматического весогабаритного контроля в г. Маркс Саратовской области автопоезд был взвешен. В результате взвешивания установлено, что водитель автомобиля двигался с превышением допустимой нагрузки на 2 ось транспортного средства на величину более 2, но не более 10 процентов, без специального разрешения.
В соответствии с актом взвешивания транспортного средства N 8116 от 16.05.2019 фактическая масса груза, с учетом массы автопоезда, составила 16 260 кг.
Истец был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем ему был назначен штраф в размере 150 000 руб. Решением заместителя начальника ЦАФ АП в области ДД ГИБДД МВД России по Саратовской области от 19.04.2019 административный штраф снижен до 50 000 руб.
Истец, считая уплаченный штраф своими убытками, образовавшимися в связи с недостоверными сведениями, представленными ответчиком о массе груза, направил ответчику претензию о компенсации причиненных убытков в сумме выставленного административного штрафа.
Неудовлетворение претензии в добровольном порядке послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в их удовлетворении.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Согласно статье 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Статьей 35 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон N 259-ФЗ) предусмотрено, что за неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности либо за искажение сведений о свойствах груза, в том числе о его массе, габаритах, состоянии и степени опасности, с грузоотправителя взыскивается штраф в размере двадцати процентов провозной платы. Уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, причиненного перевозчику такими нарушениями.
В соответствии со статьей 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По общему правилу, убытки подлежат возмещению при наличии доказательств, подтверждающих нарушение ответчиком принятых по договору обязательств, причинную связь между понесенными убытками и неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства и размера убытков, возникших у истца в связи с нарушением ответчиком своих обязательств.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
В соответствии со статьей 8 Закона N 259-ФЗ договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозок грузов - заявки грузоотправителя; заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной; транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем.
В соответствии с частью 12 статьи 11 Закона N 259-ФЗ юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Эта обязанность представляющего для перевозки груза лица корреспондирует с правом перевозчика отказаться от исполнения договора перевозки груза в случае, если масса груза не соответствует массе, указанной в товарной накладной.
Пунктом 26 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (далее - Правила) установлено, что перевозчик (водитель) по завершении погрузки подписывает транспортную накладную и в случае необходимости указывает в ней свои замечания при приемке груза.
Пунктом 54 Правил установлено, что масса груза определяется двумя способами: взвешиванием либо расчетом, на основании данных геометрического обмера согласно объему загружаемого груза и (или) технической документации на него.
Запись в транспортной накладной о массе груза с указанием способа ее определения осуществляется грузоотправителем, если иное не установлено договором перевозки груза. По требованию перевозчика масса груза определяется грузоотправителем в присутствии перевозчика, а в случае, если пунктом отправления является терминал перевозчика, - перевозчиком в присутствии грузоотправителя. При перевозке груза в опломбированных грузоотправителем крытом транспортном средстве и контейнере масса груза определяется грузоотправителем (пункт 55 Правил).
Представителем истца при организации приемки груза каких-либо отметок о превышении допустимой массы груза в товарно-транспортной накладной не сделано, никакой информации от истца о несоответствии груза, представленного к перевозке, указанным в заявке данным в адрес ответчика не поступало.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию перевозчика с выводом суда о наличии у него обязанности по проверке массы груза, предъявленного к перевозке.
Данный довод не может быть признан судом апелляционной инстанции правомерным, поскольку основан на неверном толковании норм права.
Истец, являясь профессиональным перевозчиком, и, проявляя ту степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась, должен был контролировать погрузку груза на соответствие его массы грузоподъемности транспортного средства, а в случае наличия нарушений по массе груза, - отказаться от перевозки.
Представители перевозчика - водитель, как профессиональный участник дорожного движения, осуществляющий перевозки грузов, не проконтролировал грузоотправителя, не указал на имеющийся перегруз, в связи с чем перевозчик несет негативные последствия отсутствия таких указаний.
Обстоятельств умышленного введения в заблуждение относительно массы груза или препятствий в осуществлении полномочий перевозчика по проверки масса груза со стороны грузоотправителя не установлено.
Понесенные истцом расходы на уплату штрафа за перегруз транспортного средства не могут быть предъявлены грузоотправителю, поскольку являются ответственностью профессионального перевозчика, который, будучи участником дорожного движения, обязан соблюдать требования поименованных норм закона, в том числе знать о наличии специальных разрешений на движение по автодорогам, необходимости их получения для перевозки вверенного ему груза в соответствии с установленными правилами.
В силу статьи 29 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; повреждать автомобильные дороги или осуществлять иные действия, наносящие ущерб автомобильным дорогам либо создающие препятствия движению транспортных средств и (или) пешеходов.
Движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, которое выдается при условии возмещения владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством (статья 31 Федерального закона N 257-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила N 934).
В пункте 2 Правил N 934 указано, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Суд установил, что законным владельцем транспортного средства, в котором была осуществлена спорная перевозка, являлся истец, который и должен выступать лицом, ответственным за причинение вреда автомобильным дорогам. Переложение ответственности профессионального перевозчика, не проявившего должной предусмотрительности при организации перевозки груза, на грузоотправителя является недопустимым.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае истцом не представлено доказательств наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и наступившими последствиями для истца.
При указанных обстоятельствах вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований является правомерным.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции установлено, что доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела не допустил нарушения норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции также не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Поскольку заявителем при подаче апелляционной жалобы уплачено в бюджет 2 000 руб., тогда как размер госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции в силу норм статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 3 000 руб. В этой связи с истца в доход федерального бюджета надлежит взыскать 1 000 руб. в счет оплаты госпошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 07.02.2020 по делу N А55-24186/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Логистика Поволжья" (ОГРН 1096450000547, ИНН 6452940314) в доход федерального бюджета 1 000 (Одну тысячу) руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Н.Р. Сафаева |
Судьи |
О.И. Буртасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-24186/2019
Истец: ООО "Логистика Поволжье", ООО "Логистика Поволжья"
Ответчик: ПАО "КуйбышевАзот"
Третье лицо: ООО "Научно-производственное предприятие "Полипластик"
Хронология рассмотрения дела:
20.10.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-65754/20
20.10.2020 Постановление Арбитражного суда Самарской области N А55-24186/19
19.06.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3503/20
07.02.2020 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-24186/19