19 июня 2020 г. |
Дело N А83-16281/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2020 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Градовой О.Г.,
судей Омельченко В.А.,
Кравченко В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Хлебинской Е.Г.,
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения города Севастополя "Парки и скверы" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 03 февраля 2020 года по делу N А83-16281/2019,
принятое по заявлению Государственного бюджетного учреждения города Севастополя "Парки и скверы" (299011, город Севастополь, Одесская улица, дом 27б, офис 1)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (295000, Республика Крым, город Симферополь, улица Александра Невского, дом 1),
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Первая энергетическая компания" (614045, Пермский край, город Пермь, улица Максима Горького, дом 9, офис 1).
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
03.09.2019 через сервис "Мой Арбитр" Государственное бюджетное учреждение города Севастополя "Парки и скверы" (ОГРН: 1169204061443, далее - ГБУС "Парки и скверы", заказчик или заявитель) в Арбитражный суд Республики Крым подало заявление о признании незаконным принятого 06.06.2019 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (ОГРН: 1149102010606, далее - Крымский УФАС России или антимонопольный орган) решения N 8/7760с по делу N 08/0407-19 о признании в действиях заказчика нарушений пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе (л.д. 7-10 т.1).
Требования обоснованы тем, что из-за необходимости при выполнении закупаемых работ по благоустройству парка использования брусков деревянных и досок обрезных камерной сушки, то есть за пределами требований ГОСТа 8486-86 по влажности древесины, в аукционной документации было указано на необходимость описания этого товара с влажностью не более 13%, в связи с чем, первые части заявок должны были содержать конкретные показатели этой характеристики, несоответствующие этому требованию аукционной документации первые части заявок не были допущены к аукциону.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано по тем мотивам, что аукционная документация в описании характеристики товара по брускам деревянным и доскам обрезным не носила объективный характер, обоснование для установления нестандартных показателей товара отсутствует, что нарушает принцип конкуренции при осуществлении закупок (л.д. 51-59 т. 3).
ГБУС "Парки и скверы" подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что решение суда принято с нарушением норм материального права (л.д. 76-78 т. 3).
В апелляционной жалобе указано на то, что Крымский УФАС не установил и не доказал обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения; не указал конкретные нарушения, который допустил заказчик.
Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что Крымский УФАС России не согласен с её доводами, так как заказчик установил нестандартные требования к товарам, используемым для выполнения закупаемых работ, не обосновав такие завышенные требования; тогда как составленные перед закупкой сметы таких требований не предусматривают, материалы должны соответствовать ГОСТу 8486-86; чрезмерное описание требований к материалу привело к отклонению трех из четырех поданных заявок на участие в аукционе, в том числе необоснованное отклонение заявки ООО "Первая энергетическая компания" (л.д. 93-100 т. 3).
В судебное заседание представители участников не явились. ГБУС "Парки и скверы" просило рассмотреть дело без участия его представителя в судебном заседании (л.д. 122 т. 3).
О месте и времени судебного заседания участники извещены определением от 14.05.2020, копии которого (за исключением ООО "Первая энергетическая компания") получили, что подтверждается почтовыми уведомлениями (л.д. 111-113 т. 3).
16.05.2020 информация о судебном заседании размещена на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - суд апелляционной инстанции), о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 114 т. 3).
О начавшемся судебном процессе ООО "Первая энергетическая компания" (ОГРН: 1115904011717) извещено по указанному в ЕГРЮЛ адресу: 614045, Пермский край, город Пермь, улица Максима Горького, дом 9, офис 1), но корреспонденция возвращена за истечением срока хранения.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации этот участник считается извещенным надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Учитывая эти обстоятельства, необязательность явки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, достаточность доказательств для рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании неявившихся.
На основании статьи 268 АПК РФ, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд исследовал доказательства в совокупности и установил следующие обстоятельства.
06.06.2019 Комиссией по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя Крымского УФАС России при участии представителей заказчика и подателя жалобы рассмотрено дело N 08/0407-19 (л.д. 24 т. 1, 1 т. 2) по жалобе общества с ограниченной ответственностью "Первая энергетическая компания" (л.д. 25-33 т. 1), по результатам рассмотрения принято решение N 8/2082с о признании жалобы обоснованной, в действиях заказчика выявлены нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе; решено выдать предписание об устранении выявленных нарушений и передать материалы для привлечения к административной ответственности (л.д. 168-175 т. 2).
06.06.2019 во исполнение этого решения Крымским УФАС России в адрес заказчика выдано предписание N 8/2083с (л.д. 176-178 т. 2).
Из оспариваемого решения следует, что основанием для его принятия явился тот факт, что при закупке работ "Благоустройство парка между улицами Андреевская и Ветвистая в поселке Солнечный Андреевского муниципального округа г. Севастополя" (извещение N 0374500000519000069) в описании материалов, используемых при выполнении работ, в аукционной документации не указано обоснование необходимости использования других показателей влажности (не более 13%) по позициям: N11 "Доски обрезные", N13 "Бруски деревянные", чем установлено ГОСТом, что ведет к нарушению конкуренции, о чем свидетельствует не допуск к участию в аукционе трех первых частей заявок из поданных четырех.
Действительно, на сайте www.roseltorg.ru электронной площадки в ИТС "Интернет" АО "ЕЭТП" опубликовано извещение N 0374500000519000069 о проведении 27.05.2019 электронного аукциона по закупке за счет субсидии работ: "Благоустройство парка между улицами Андреевская и Ветвистая в поселке Солнечный Андреевского муниципального округа г. Севастополя", с начальной (максимальной) ценой 30.865.541 руб., дата окончания срока подачи заявок - 22.05.2019 в 09:00, дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 27.05.2019 (л.д. 44-50 т. 1).
По условиям контракта подрядчик обязан выполнить работы (состав, объем, результат и цена - по приложению N 1), используя товары (материалы), приведенные в приложении N 2 к контракту (л.д. 71 т. 1).
Из пунктов 10, 11 и 13 Приложения N 4 к Техническому заданию следует, что заказчик имел намерение закупить работы, при выполнении которых следует использовать бруски обрезные, доски обрезные и бруски деревянные, которые по сорту соответствуют ГОСТу 8486-86, а их влажность: для брусков обрезных - по ГОСТу 8486-86 не более 13%, для досок обрезных и брусков деревянных - влажность не более 13%, что выходит за требования названного ГОСТа, но заказчику требуется древесина камерной сушки (л.д. 5-6 т. 2).
Обоснование необходимости досок обрезных и брусков деревянных с влажностью не более 13% аукционная документация не содержит.
Из жалобы ООО "Первая энергетическая компания" следует, что этот участник подал первую часть заявки N 3, в которой указал влажность древесины по брускам обрезным (пункт 10), доскам обрезным (пункт 11), брускам деревянным - не менее 13%, как указано в аукционной документации, но его первая часть заявки к аукциону не допущена (л.д. 25- т. 1).
Действительно, 23.05.2019 по решению аукционной комиссии заказчика к участию в аукционе допущена первая часть заявки N 1, в допуске к участию в аукционе первые части заявок N 2, N 3, N4, не допущены с обоснованием по заявке N 3 - несоответствие информации о товаре требованиям аукционной документации, не указано на конкретные значения товара, о чем составлен протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0374500000519000069 (л.д. 115- 119, 39, 72, 92 т. 2).
24.05.2019 аукционной комиссией рассмотрена вторая часть допущенной к аукциону заявки N 1, установлено, что эта заявка не соответствует требованиям аукционной документации, о чем составлен протокол (л.д. 120-122 т. 2).
Из аукционной документации следует, что первая часть заявки должна содержать, в том числе, конкретные показатели товара, поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе (л.д. 66 т. 1).
В пункте 1.2 проекта контракта указано, что требования к выполняемым работам определяются проектно-сметной документацией (приложение N 1 к контракту), при их выполнении используются товары (материалы), приведенные в приложении N 2 к контракту, которое заполняется на основании первой части заявки участника закупки (л.д. 71, 87 т. 1).
Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе предусматривает, что сведения о технических характеристиках товара, предоставление которых предусмотрено аукционной документацией, должны соответствовать требованиям ГОСТа, разрешенным к применению на территории РФ и содержать значение параметров товара в соответствии с которыми заказчик осуществляет приемку товара при выполнении работ (л.д. 69 т. 1).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 и пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в ред. от 01.05.2019, действовавшей на 27.05.2019) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать описание объекта закупки с указанием технических и качественных характеристик.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ:
- при использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, потребностям заказчика.
- если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Пункт 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ запрещает установление требований к содержанию заявки в аукционе, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Как установлено, при описании объекта закупки по позициям N 11 "Доски обрезные" и N 13 "Бруски деревянные" заказчик фактически не использовал установленные ГОСТом 8486-86 показатели влажности такого товара, а указал свои показатели, не обосновав необходимость использования таких показателей, что запрещено законом, так как нарушает принцип конкуренции контрактной системы закупок, закрепленный в статье 8 Закона N 44-ФЗ.
Простое указание заказчиком на необходимость названного товара с камерной сушкой не является обоснованием необходимости товара с технической характеристикой по влажности, отличной от установленной ГОСТом 8486-86.
При этом, суд первой инстанции правомерно указал на тот факт, что при составлении смет (предшествующих закупке работ по благоустройству парка) были определены необходимые для выполнения таких работ материалы, но обоснования необходимости использования досок обрезных и брусков деревянных камерной сушки в этих сметах также нет.
Доводы заказчика о том, что Инструкцией по заполнению первой части заявки предусмотрена необходимость выбора участником из диапазона значений, установленных ГОСТом, или при указании в ГОСТе показателя со словами "не более" конкретного показателя судом апелляционной инстанции отклоняются, так как заказчик в аукционной документации по указанным выше материалам фактически не использовал технические характеристики товара по ГОСТу, указав на то, что ему нужны товары с иной характеристикой.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права; иных (в том числе безусловных) оснований для отмены судебного акта не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 03 февраля 2020 года по делу N А83-16281/2019 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения города Севастополя "Парки и скверы" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Центрального округа через Арбитражный суд Республики Крым.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
В.А. Омельченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-16281/2019
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ "ПАРКИ И СКВЕРЫ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И ГОРОДУ СЕВАСТОПОЛЮ
Третье лицо: ООО "Первая энергетическая компания"