город Ростов-на-Дону |
|
19 июня 2020 г. |
дело N А32-46089/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.,
судей Н.Н. Мисника, Т.Р. Фахретдинова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Варавиной Е.Н.,
при участии:
от истца: представитель Колесников А.А. по доверенности от 26.06.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.02.2020 по делу N А32-46089/2019
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к обществу с ограниченной ответственностью"РН-Морской терминал Туапсе"
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, железная дорога) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Туапсе" (далее - ответчик, общество, терминал) о взыскании 3 818,48 руб. платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования, 338,40 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 12.09.2018 по 18.11.2019, процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на задолженность в сумме 3 818,48 руб. начиная с 19.11.2019 по день фактической уплаты кредитору денежных средств (уточненные требования).
Решением суда от 19.02.2020 в удовлетворении иска отказано.
Железная дорога обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просила его отменить, иск удовлетворить.
В обоснование жалобы истец приводит следующие доводы:
- по факту задержки вагонов составлены акты общей формы, отказ от подписания (подписание с разногласиями) не является основанием для освобождения грузополучателя от взимания платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования;
- вывод суда об отцепке вагонов противоречит материалам дела;
- наличие между сторонами соглашения об организации расчётов не свидетельствует об отсутствии возможности начисления процентов за пользование чужими денежными средствами.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Ответчик явку представителя не обеспечил, о времен и месте рассмотрения жалобы извещен.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя истца, апелляционная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ОАО "Российские железные дороги" (перевозчик) и ООО "РН-Морской терминал Туапсе" (пользователь) заключен договор N 10/7т от 08.06.2015 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования для ООО "РН-Туапсенефтепродукт" при станции Туапсе СКЖД, действующий с 1 декабря 2016 года (далее - договор N 10/7т).
Условия Договора N 10/7т определены протоколом согласования разногласий от 5 августа 2016 года и вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу N A32-39511/2015.
По условиям договора, осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего: путь N 1 является продолжением пути N 7 парка "Г" станции Туапсе-Сортировочная; путь N 3 является продолжением пути N 8, 9 парка "Г" станции Туапсе-Сортировочная; путь N 6 является продолжением пути N 10 парка "Г" станции Туапсе-Сортировочная;
Обслуживание железнодорожных путей (далее - пути) производится локомотивом перевозчика (п. 1 договора).
В силу п. 2 договора границей железнодорожных путей необщего N N 1, 2, 3, 4, 5, 6 являются въездные ворота пользователя
Движение маневровых составов по железнодорожному пути не пользования производится с соблюдением правил технической эксплуатации инструкций по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте и инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования (п. 4. договора).
Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению. Уведомление о предстоящей подаче передается не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов пользователю с указанием количества вагонов, номеров вагонов, наименования груза и времени подачи (п. 5 договора).
Технологические нормы на погрузку, выгрузку грузов и вместимость мест выгрузки на железнодорожном пути необщего пользования определены сторонами в п. 11 договора.
В случае затруднения слива вязких и застывающих грузов и необходимости их разогрева в холодный период года технологические нормы устанавливаются с учетом дополнительного времени на разогрев и слив для III группы вязкости (мазут топочный М40) - не более 8 часов, для IV группы вязкости (мазут топочный M100) - не более 10 часов, в теплый период года - не более 4 часов.
В силу п. 12 договора максимальная суточная перерабатывающая способность железнодорожного пути необщего пользования составляет: светлые нефтепродукты - 300 вагонов, в том числе: бензин - 180 вагонов, дизельное топливо - 120 вагонов; мазут топочный M100 - в осенне-зимний период 96 вагонов, в весенне-летний период 168 вагонов.
Расстояние, за которое взимается сбор за подачу и уборку вагонов, составляет 1.1 км в оба конца (п. 13 договора).
Согласно п. 14 договора пользователь уплачивает перевозчику:
а) сбор за подачу и уборку вагонов, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование, дорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику. Плата за работу локомотива взимается по ставкам таблицы N 8 Тарифного руководства N 3 с учетом коэффициентов, действующих на дату оказания услуг.
Группа подъездного пути и ставка платы пересматриваются каждый календарный год.
Группу подъездного пути и ставку платы каждый календарный год пересчитывает ЛАФТО станции Туапсе-Сортировочная, исходя из среднесуточного количества поданных и убранных вагонов на основании памяток приемосдатчика.
Плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", определяется по соглашению сторон в соответствии с "Временным порядком определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования принадлежащими ОАО "РЖД", при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов", утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р. Плата начисляется ежесуточно за развернутую длину пути - 2,16141 км, из расчета 2812 руб. /км в сутки.
При утверждении ОАО "РЖД" новой ставки сбора за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", перевозчик (в лице начальника ЛАФТО) письменно извещает пользователя об изменении ставки сбора, а пользователь уплачивает перевозчику плату за использование железнодорожного пути не пользования, принадлежащего ОАО "РЖД" с учетом новых размеров ставки.
б) плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности по причинам, зависящим от пользователя в соответствии со статьей 39 Федерального Закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Плата за нахождение железнодорожного подвижного состава железнодорожных путях общего пользования, в том числе в пути следования на промежуточных станциях по причинам, зависящим от пользователя, взимается по ставкам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1.
в) сбор за маневровую работу, не совмещенную со временем подачи и уборки вагонов, выполняемую по отдельному затребованию пользователя ставкам таблицы 12 тарифного руководства N 3 с учетом повышающего коэффициента, действующего на дату оказания услуг (п. 14 договора).
В силу пункта 15 расчеты по договору производятся в соответствии с условиями договора на организацию расчетов от 13.03.2009 N 1033/03-09, заключенного между пользователем и ОАО "РЖД" в лице Северо-Кавказского территориального центра фирменного транспортного обслуживания. Номер лицевого счета (ЕЛС) 1002489436.
Согласно п. 16.8 договора в случае невозможности выгрузки (слива) вагонов по причинам, зависящим от пользователя, он обязан в письменной форме уведомить об этом перевозчика.
По утверждению истца, 04.09.2018 на железнодорожной станции Тихорецкая в пути следования отставлен от движения по причине зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях, необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки) и 04.09.2018 отправлен на станцию назначения поезд с индексом 5346-927-5334 с вагонами, адресованными ООО "РН-Морской терминал Туапсе".
07.09.2018 на железнодорожной станции Артезиан в пути следования отставлен от движения ("брошен") по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки) и 08.09.2018 отправлен на станцию назначения ("поднят") поезд с индексом 5346-927-5334 с вагонами, адресованными ООО "РН- Морской терминал Туапсе" (грузополучатель).
О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления N 1334.1324 от 05.09.2018, N 1347,1327 от 05.09.2018.
По прибытии поезда на станцию назначения Туапсе-Сортировочная в соответствии с пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования 11.09.2018 составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца.
Как указывает истец, по ставкам, установленным приказом ФСТ РФ N 127-т/1 от 29.04.2015, за период, указанный в актах общей формы, по накопительным ведомостям начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования на общую сумму 38 833,80 руб. Предъявленные перевозчиком к оплате накопительные ведомости с повагонным расчетом платы портом не акцептованы. Плата рассчитана по ставкам тарифного руководства "плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1.
Как указывает истец, груз прибыл на станцию с просроченным сроком доставки, что является одним из условий для начисления и взыскания с грузополучателя платы за время нахождения подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования. Доказательством наличия причин, зависящих от грузополучателя, является ведомость подачи и уборки вагонов. В подтверждение требования истец представил составленные:
- на станции Тихорецкая акты общей формы N N 9/2610, 9/2611, 9/2612, 9/2613, 9/2614, 9/2615, 9/2616;
-на станции Малороссийская акты общей формы N N 9/2610, 9/2611, 9/2612, 9/2613, 9/2614, 9/2615, 9/2616;
-на станции Артезиан акты общей формы N N 9/2597, 9/2598, 9/2599, 9/2600, 9/2601, 9/2602, 9/2604, 9/2605, 9/2606, 9/2607, 9/2608, 9/2609.
В порядке досудебного урегулирования спора, ответчику для внесения в добровольном порядке платы, начисленной по актам общей формы, направлена претензия N 18/419 на общую сумму 38 833,80 руб.
В ответ на претензию истца N 18/419 ответчик сообщил, что оставляет ее без рассмотрения, поскольку в претензии нет ссылки на документы, наличие которых обязательно в силу требований пункта 4.7 Правил N 26, ответчику эти документы не были направлены. Ответчик также указал, что ссылка на первичные документы в претензии отсутствует, также как нет ссылки на акты общей формы, которые станция Туапсе-Сортировочная должна была составить, если вагоны находились на путях общего пользования по причине нарушения ответчиком технологических норм выгрузки в спорный период. Полагая, что доказательств вины ответчика в нарушении сроков доставки и причин нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в спорный период, ОАО "РЖД" не предоставило, ответчик оставил претензию истца без удовлетворения.
Уклонение ответчика от добровольного исполнения требования явилось основанием для обращения с иском в суд.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 784, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 39, 119 Устава, Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), установив, что в период задержки вагонов в пути следования имелся дефицит вагонов и была превышена суточная перерабатывающая способность пути необщего пользования ответчика, пришёл к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Суд установил, что у общества в спорный период имелась техническая и технологическая возможность обеспечения приема вагонов на пути необщего пользования. Железная дорога не доказала невозможность подачи вагонов на пути необщего пользования, согласованные в пункте 11 договора, с учетом поступившего вида груза, а у терминала - отсутствие возможности принять вагоны из-за занятости путей.
Суд выявил неправомерность начисления железной дорогой обществу платы за время нахождения части вагонов из единого состава на путях общего пользования, недостоверность сведений в представленных документах.
С изложенными в апелляционной жалобе доводами судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.
Истец не доказал нарушение ответчиком технологических норм выгрузки груза на путях необщего пользования в период с 04.09.2018 по 08.09.2018 согласно специализации путей и эстакад (п.11 Договора): по 3 и 4 ж.д. пути необщего пользования, на которых выгружается нефть сырая ( вагоны с грузом -нефть сырая были отставлены в пути по ж.д. накладной ЭБ567387), по 5 и 6 ж.д. пути необщего пользования, на которых выгружается газолин ( вагоны с грузом - газолин были отставлены в пути по ж.д. накладной ЭБ271202).
Указанные истцом в жалобе ведомости подачи и уборки вагонов не содержат сведений о номерах железнодлрожных путей необщего пользования, поэтому не свидетельствуют о невозможности принять вагоны с грузом - нефть сырая и газолин, согласно специализации путей и эстакад ответчика.
Истец не доказал, что нарушение сроков доставки вагонов произошли по причинам, зависящим от ответчика.
Так, согласно транспортной ж.д. накладной N ЭБ271202 срок доставки-06.09.2018, фактически основной состав прибыл на станцию Туапсе-Сортировочная 09.09.2018, а задержанные в пути следования 7 вагонов (заявлены в иске) прибыли так же 09.09.2018.
В отношении задержанных вагонов срок доставки был увеличен перевозчиком на 7 суток, о чем составлен АОФ N 1/23450 от 09.09.2018, однако данный акт не был представлен истцом в материалы дела, причины отцепки вагонов так же не указаны истцом.
Согласно дислокации (Прил. 3 к ходатайству исх. N 15-6951 от 18.11.2019) 7 вагонов (заявлены в иске) по ж.д. накладной ЭБ271202 после бросания на станции Тихорецкая были задержаны на 2,2 суток на ж.д. станции Малороссийская по причинам, не зависящим от ответчика.
В отсутствие необоснованной задержки на ж.д. станции Малороссийская (по причинам, не зависящим от ответчика), при соблюдении перевозчиком норм суточного пробега, установленных Правилами исчисления сроков доставки грузов (310 км в сутки), утвержденных Приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245, а так же расстояние от станции Тихорецкая до станции Туапсе - 283 км (из базы данных ГВЦ): спорные 7 вагонов после поднятия их на станции Тихорецкая прибыли бы на станцию назначения Туапсе-Сортировочная за 1 сутки -05.09.2018. т.е. до истечения в установленный железнодорожной накладной срока доставки груза -06.09.2018.
Таким образом, нарушение срока доставки груза по накладной ЭБ271202 не зависели от ответчика, что исключает взыскание с ответчика платы (ч. 18 ст.39 УЖТ РФ).
По транспортной ж.д. накладной N ЭЬ567387 указан срок доставки-10.09.2018, фактически основной состав прибыл на станцию Туапсе-Сортировочная 10.09.2018, то есть без нарушения срока доставки. Задержанные истцом в пути следования 12 вагонов (заявлены в иске) прибыли 11.09.2018. В. накладной имеется отметка об отцепке рассматриваемых 12 вагонов на станции Белореченская.
В отсутствие отцепки вагонов, при соблюдении перевозчиком норм суточного пробега, установленных Правилами исчисления сроков доставки грузов (310 км в сутки), утвержденных Приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245: 12 вагонов со станции Белореченская (127 км) прибыли бы на станцию назначения за 0.4 суток без нарушения срока доставки указанного в накладной от 10.09.2018.
При рассмотрении дела ответчик обосновал, что отцепка вагонов от основного состава в пути следования производится перевозчиком самостоятельно и не зависит от ООО "РН-Морской терминал Туапсе", осуществляющего только перевалку груза в месте его получения.
То обстоятельство, что отцепка вагонов не зависит от ответчика, подтверждает истец в апелляционной жалобе, указывая, что ввиду особенностей расположения участка Белореченская-Туапсе и ограничения весовых норм, поезда обращаются двумя видами локомотивов: 2ЭС4К весовой нормой 4000 тыс.т, ЗЭС4К весовой нормой 5000 тыс.т. Согласно технологии работы по станции от поездов с повышенным весом для этого участка производится отцепка. Отцепленные вагоны станция Белореченская формирует в поезда назначением станция Туапсе и отправляет с индексом поездов своего формирования.
Изложенное свидетельствует, что нарушение срока доставки вагонов не зависело от ответчика, что исключает взыскание платы согласно части 18 статьи 39 УЖТ.
В силу положений статьи 39 УЖТ отыскиваемая истцом плата начисляется за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования.
Так же ответчиком были предоставлены документы, подтверждающие невыполнение истцом обязанности по уборке порожних вагонов на станции назначения, что явилось причиной занятости пути необщего пользования ответчика в спорный период (решение Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-1148/19).
Таким образом, железная дорога не представила доказательства, достоверно подтверждающие тот факт, что в заявленный период простой вагонов на железнодорожных путях общего пользования происходил по причинам, зависящим от ответчика.
Иные доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, сводятся к переоценке исследованных арбитражным судом доказательств и установленных по делу обстоятельств.
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.02.2020 по делу N А32-46089/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-46089/2019
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО РН-Морской терминал Туапсе